Вопрос №3 Подготовьте тезисы по теме: «Философские учения Древнего Китая»




Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Заочно-вечерний факультет

Кафедра общеобразовательных дисциплин

 

 

Контрольная работа

по «философии»

вариант №14

 

Выполнил:

Студент 1 курса

Группы КТбз-16-2

 

 

Проверил:

кандидат философских наук,

доцент кафедры общеобразовательных дисциплин ИрГТУ,

Доржиева М.Л..

 

Иркутск 2017 г.

Вопрос №1. Укажите типы личности и дайте их краткую характеристику.

 

Типы личности: деятели, мыслители, люди чувств и эмоций, гуманисты и подвижники.

Для деятелей характерно активное действие как средство самовыражения и достижения душевного комфорта (земледельцы, ремесленники, рабочие, учителя, врачи, экономисты).

Мыслители – их мысли о судьбах мира, их цели – спасти людей от заблуждения и соблазна, сохранить нравственную чистоту людей, уберечь их от угрожающих их жизни последствий цивилизации, наставить на путь добра и истины.

Люди чувств и эмоций – творцы, создатели художественных произведений.

Гуманисты и подвижники – люди, которые чужую боль воспринимают как свою, избравшие себе целью облегчить страдание всех людей.

Существуют также цивилизационные типы личности: восточный и западный. Для западной личности характерна определенная целостность в реакции на различные жизненные ситуации, экспрессивность, склонность к риску, индивидуализм, недостаточно уважительное отношение к понятиям «мера», «чувство меры». Для восточного типа личности характерна повышенная ритуальность, разнообразие действий, строгая предписанность реакции в различных ситуациях по соответствующим им кругам обязанностей.

Выделяют религиозные типы личности в зависимости от их религиозных идеалов.

Христианская личность – человек, любящий Бога и своих ближних, осознающий свое единство с миром, свою ответственность за судьбы мира и природы, свою греховность, спасительную миссию Иисуса Христа.

Личность мусульманина отличается верой в единого Бога Аллаха и его пророка Мухаммеда, почитает Коран, выполняет религиозно-мусульманское законодательство.

 

Вопрос №2. Составьте словарь терминов и ключевых понятий по теме: «Рациональное и иррациональное в познании»

 

Рассудок – способность рассуждения, познает все относительное, конечное, земное. Действует в пределах заданной схемы, шаблона.

Разум – способность образования метафизических идей.

Понятие – результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса признаков.

Суждение – это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. (Отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками).

Умозаключение – рассуждение, в ходе которого логически выводится новое суждение.

Интуиция – это способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Творческая интуиция – это специфический познавательный процесс, заключающийся во взаимодействии чувственных образов и абстрактных понятий и ведущий к созданию принципиально новых образов и понятий, содержание которых не выводится путем простого синтеза предшествующих восприятий или путем только логического оперирования имеющимися понятиями.

Вопрос №3 Подготовьте тезисы по теме: «Философские учения Древнего Китая»

Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае:

1) этап зарождения философских воззрений, который охватывает период 8-6 вв. до н. э.,

2) этап расцвета философской мысли - этап соперничества “100 школ”, который традиционно относится к 6-3 вв. до н. э.

Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая.

Естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания.

Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись друг от друга не проходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб. Тем самым китайская философия лишила себя надежного источника для формирования цельного и всестороннего мировоззрения, а естествознание, призираемое официальной идеологией, испытывая трудности в развитии, оставалась уделом одиночек и искателей эликсира бессмертия.

Таким образом оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузило ее предмет. В силу этого натурфилософские концепции, объяснения природы, а также проблемы сущности мышления, вопросы природы человеческого сознания, логики не получили в Китае большего развития.

Обособленность древнекитайской философии от естествознания и неразработанность вопросов логики являются одной из главных причин того, что формирование философского понятийного аппарата шло весьма медленно. Для большинства китайских школ метод логического анализа остался фактически неизвестным.

Для китайской философии была характерно тесная связь с мифологией.

Особенности традиционного философского мышления в Китае:

1. Холизм. Мир и каждый индивид рассматриваются как «единая целостность», более важная, чем составляющие ее части.

2. Интуитивность. Имеют большое значение методы познания, сходные с интуицией.

3. Символизм. Использовало образы в качестве орудия мышления.

4. Познание принципов макрокосма осуществлялось посредством «тиянь» — сложного когнитивного акта, включающего познание, эмоциональное переживание и волевые импульсы.

5. Включить человека в систему этических норм, имеющих в своей основе глобальные принципы макрокосма.

6. Логика, но она функционировала не по принципу «исходное понятие — вывод», а путем выделения центральных понятий и построения по отношению к ним ряда сопоставлений, объяснений и т.д.

7. Движение, изменение представлялись часто в виде циклов.

Основные школы: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, инь янь.

Конфуцианство — китайское этико-политическое учение, приписываемое

Конфуцию(551—479 до н.э.). В Китае это учение известно под именем жу-цзяо, «религии учёных»; в его названии не упоминается ни о Конфуции, ни о главных пунктах его учения (в противоположность китайским названиям других религий). В чём состояло учение самого Конфуция теперь определить нельзя, так как все классические книги, автором или редактором которых выставляют его китайские учёные, дошли до нас в редакциях гораздо более поздних времён. С самого возникновения

Конфуцианство, выражая интересы части господствовавшего класса (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе. Как целостное этико-религиозное учение, Конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным, существование эксплуататоров и эксплуатируемых - людей умственного и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом.

Моизм — этико-политическое учение, основатель которого Мо Цзы (Мо Ди) (около 486—376 гг. до н. э.). Для учения Мо Цзы характерен призыв ко всеобщей любви, требование решать все конфликты мирными средствами и т. п. Моисты были людьми необыкновенными, поражавшими современников полным забвением личного, готовностью жертвовать всем ради общего блага и справедливости. Моист с радостью отдавал свою жизнь за главу школы и мог лишить жизни единственного сына за зло, содеянное постороннему.

Даоси́зм - китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки. Существует также даосская философия. В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

Леги́зм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников»

Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

Основной вопрос разногласий между легистами: нужны ли вообще награды, или достаточно суровых наказаний? Если награды нужны, то должны ли они быть щедрыми или символическими?

 

Список используемой литературы:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2003. – 608 с.

2. Сирин А.Д. Общий курс философии. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2003. – 341 с.

3. Философия: Словарь основных терминов. – М.: Академический проект, 2004 – 320 с.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: