Основная часть.
Глава 1. Описание исторического контекста социальной проблемы. Источники – исследовательская литертура.
Глава 2. Собственно, анализ фрагментов исторической реальности: анализ архивных документов.
Наличие в тексте ссылок на использованные источники – ОБЯЗАТЕЛЬНО
Заключение подводит итог выполненной работе и должно содержать выводы, обобщать те сведения, которые находятся в основной части.
Правила выполнения письменных работ
Форматные требования к набранным на компьютере рефератам: полуторный межстрочный интервал; кегль - 14; цитирование, сноски, библиография - в соответствии с принятыми стандартами. В случае затруднений, связанных с оформлением работы, студент может проконсультироваться у преподавателя, ведущего семинарские занятия.
Написание исследования - это умение сочетать анализ литературы по сформулированному вопросу (вопросам) и собственные рассуждения. Исследование должно продемонстрировать, что студент успешно осваивает учебную дисциплину, рекомендуемую преподавателем литературу, умеет мыслить и анализировать усвоенный материал, владеет логикой изложения письменного текста. От студентов требуется внимательное отношение к орфографии, пунктуации и стилю изложения, так как погрешности в языке влияют, и существенно, на чистоту аргументации, а, следовательно, и на общую оценку.
Академическая этика
Все имеющиеся в реферате сноски тщательно выверяются и снабжаются "адресами". Случаи плагиата должны быть исключены. Плагиат есть не что иное, как присвоение авторства. Более конкретно, к плагиату относится:
а) включение в свою работу выдержек из работ других авторов без указания на это (в виде соответствующей ссылки);
б) близкий к тексту пересказ какого-то "места" из чужой работы без отсылки к ней;
в) использование чужих идей без указания первоисточника.
Данное требование относится также и к источникам, найденным в Интернете. В этом случае необходимо указать полный полный адрес сайта (сайтов). Студенты должны писать работы своими словами, упоминая все использованные источники информации. Прямое цитирование должно быть сведено к минимуму и не превышать 40-50 слов. В конце письменной работы обязательно дается список всех использованных источников.
Тема. 1. Женская занятость в Советской России в 20-е гг.
Глава 1. Советское государство и женщина: формирование гендерного контракта работающей матери
Вынужденный характер женского труда
Деятельность женотоделов
Детские сады и сеть общественного питания как условие увеличения женской занятости
Глава 2. Государственная политика защиты прав женщин в сфере трудовых отношений
Способы привлечения женщин к труду
ГАНИСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 67; 619.
Женотдел на бирже труда. Критерии выявления нуждающихся женщин
ГАНИСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 627;
Специальные комиссии в учреждениях для улучшения труда и быта женщин
ГАНИСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1686
Развитие сетей детских учреждений и системы общественного питания
ГАНИСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1498; 1815
Женщины на руководящих постах
ГАНИСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1602.
Рекомендуемая литература
Аракелова М.П. Ликвидация неграмотности среди женщин в первой половине 20-х годов // Социс. 1994. № 3.
Пушкарева Н.Л. Русская женщина в семье и обществе Х–ХХ вв.: этапы истории // Этнографическое обозрение. 1994. № 5.
Келли Ж. «Хочу быть трактористской!» (Гендер и детство в довоенной советской России) // Социальная история. М., 2003.
Курганов И.А. Женщины в домашнем хозяйстве // Женщины и коммунизм. Нью-Йорк, 1968 (www.a-z.ru/women/texts/kurgan3r.htm)
Градсков Ю.В. «Обычная» советская женщина – обзор описаний идентичности. М., 1998.
(www.genderstudies.info/social/so1.php.)
Методические рекомендации
Советское государство выдвинуло лозунг освобождения работниц от домашнего хозяйства и воспитания детей, которые мешали полноценному участию в производстве. Было положено начало формирования системы институтов, поддерживающих сочетания материнства с занятостью женщин в производстве. Между государством и женщиной с первых дней советской власти началось формирование гендерного контракта «работающей матери». В реферате необходимо показать как осуществлялась политика в отношении женщин в сфере трудовых отношений.
Тема 2. Социальное воспитание в Советской России в 20-30-е гг.
Глава 1. Беспризорники игосударственная политика в отношении детей в 20-е гг.
Беспризорность в последние годы Российской империи и первые годы Советской власти
Идея создания нового человека педагогическими средствами. А. Макаренко
Образ нового советского ребенка в кино
Совет охраны детей при Народном комиссариате просвещения (образование и деятельность)
Деткомиссии по проверке детских домов (состав и деятельность)
Глава 2. Детские дома в Саратовской области в 30-е гг.
Условия содержания детей, отношения между воспитанниками и воспитателями, рекомендации деткомиссии
ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 768; 1119.
Подготовка воспитателей
ГАНИСО. Ф. 6124. Оп. 1. Д. 39
Положение дел в детских домах
ГАНИСО. Ф. 6124. Оп. 1. Д. 6; 768; 1119.
Рекомендуемая литература
Денищик А. «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко // Такая. 2005. № 4
Нусинова Н. «Теперь ты наша»: ребенок в советском кино: 20-30-е гг. // Искусство кино, 2003. № 12.
Рудов А. Беспризорная Россия // Индекс. Досье на цензуру. 2002. № 17.
Жукова Л., Ульянова Г. «Не имея родного угла»: исторический опыт борьбы с беспризорностью детей // www.his.1september.ru/2003/39/10.htm.