Социальная и клиническая медицина: взаимосвязь и взаимоотношения. Методическая база социальной медицины. Методы исследования.




Как социальная, так и клиническая медицина имеет дело со здоровьем людей и их болезнями и решают одни задачи. В этом их общее. Но подходы к этим задачам и способы их решения различны. Клиническая медицина руководствуется проявлениями болезни, то есть симптоматической и синдромологической картинами заболевания. Это хорошо понятно на примерах физических страданий, будь то терапевтические или хирургические болезни. Когда же дело касается психических и так называемых «пограничных» расстройств, то вроде бы врач должен принимать во внимание нечто отличное от симптомов и синдромов, а именно — переживания человека, особенности его характера и типа личности. То же и в случаях, когда человек временно или навсегда потерял трудоспособность и вынужден изменить свой социальный статус. Страхи, надежды, тревоги, опасения, нужды и чаяния, вероятностные прогнозы, смысл или потеря смысла жизни — вот что становится «объектом » для работы врача (психиатра или психотерапевта). И здесь возникает такое не совсем ясное для клинической медицины понятие, как социальная реабилитация пациента. Неслучайно в пограничных клиниках на помощь ему вынуждены приходить медицинские психологи. Но, как показывает практика, совместная работа врача и медицинского психолога с пациентами (будь то «пограничный» больной или терапевтический больной с пограничными расстройствами, а также психосоматический пациент) для процесса лечения и его результатов практически дает немного. Там, где кончаются возможности клинициста (ограниченного пределами больничной палаты), там начинается работа социального медика.Большинство методов, используемых в социальной медицине, заимствованы из социологии, математической статистики, эпидемиологии, социальной психологии, экономических дисциплин, науки управления, информатики и других медицинских наук. Эти методы адаптированы к её по­требностям, условно их можно классифицировать на:

· диагностические, направленные на выявление признака, зависимостей, трендов, закономерностей;

· структурные, направленные на анализ структуры иссле­дуемых объектов;

· методы моделирования, направленные на создание различ­ного рода моделей (логических, математических).В решении задач социальной медицины ведущую роль играет популяционный подход, применимый к любым группам населения, имеющим внут­реннее единство. Важным свойством популяции является ее определен­ность (конечность, точная локализация): нали­чие границы между популяциями населения. Любой член общества может принадлежать только одной популяции (хотя это не абсолютное ут­верждение). В этом смысле популяционный подход на первый взгляд противоречит статусному (ролевому) положению человека в обществе, однако противоречие легко снимается путем коррект­ного группирования людей в сообществе в зависимости от изучае­мого аспекта. Для популяционного подхода характерно:

· четкое и корректное определение границы исследуемого объекта;

· изучение количественных параметров объекта (чис­ленность, плотность населения и др.);

· применение методов вариационной статистики при оценке параметров и процессов.

В социальной медицине очень часто используется системный подход (системный анализ и синтез), поскольку её объекты представляют собой некие сообщества, объединенные каким-либо свойством (системообра­зующим фактором), который делает их единым целым. Тем не ме­нее, целостность некоторых объектов, рассматриваемых в социаль­ной медицине, следует доказывать дополнительно. К примеру, целесообразно обосновывать системную целостность таких групп, как пожилые и престарелые. Требуется также показывать приоб­ретенные социальными группами новые качества по отношению к элементам, их образующим, что является непременным атрибу­том систем. В применении к объекту исследования социальной медицины это может быть изменение срока существования систе­мы, степень способности формировать собственную среду, про­странственный аспект. Однако если организм в некоторых научных школах рассматривается как целое, в том числе и с функци­ональной стороны, то оценки системных характеристик сооб­ществ по параметрам здоровья отсутствуют, за исключением эпидемиологических исследований, в которых изучение развития эпидемического процесса невозможно без привлечения системных методологий и изучения состояний психи­ческого здоровья.

 

3.Биосоциальная сущность человека. Состояние и уровень здоровье человека как единство взаимодействия его духовной и физической природы.Для человека как и животных характерны фундаментальные свойства –обмен веществ и энергии, наследственность и изменчивость, способность к размножению, рост и развитие, раздражимость, ритмичность, энергозависимость, целостность и дискретность, способность к адаптации и саморегуляции и др. Они эволюционируют в постоянно изменяющихся условиях. под влиянием различных природно-климатических факторов Направляющее действие внешних среды определяет многообразие животных и фенотипические (расовые) различия людей между собой. У человека в отличие от животных заложено сознательное стремление к познанию и изменению окружающего мира, что часто является не совсем целесообразным, принося вред, как природе, так и самому человечеству. Человек способен воспринимать не только готовую информацию на уровнях, запрограммированных природой, но и преобразовывать недоступную его рецепторным образованиям информацию в доступную. Это свойство характерно только для человека. Реагируя на любые изменения – сигналы, внешней и внутренней среды, человек страдает как от недостатка полезной, так и избытка ненужной и даже вредной информации. В результате создаются предпосылки для возникновения болезней, так как нарушается контакт между сенсорными системами организма и объектами их восприятия. Ценность здоровья для русского человека, как и других народов, всегда была приоритетной. Здоровье рассматривалось как основа труда, а труд как средство выживания и благополучия каждого человека и народа в целом. Русским народом был создан культ здоровья, сформирована целостная система его доминирования и постоянного проявления в повседневной жизни. Прежде всего, это осуществлялось через выработку у человека с раннего детства психологической установки на достижение здоровья в форме привычных слов «здравствуй», «будь здоров», «да здравствует». Для русского человека очень важно состояние духовной близости другими людьми, реальной близости в обществе, единение как возможности выживания общества. Всеобщее духовное и психологическое индуцирование здоровья способствовало развитию человеческой личности, поскольку здравствующие каждый день, будут здравствовать вечно. На практике была создана система самозащиты на основе самовнушения. Пожелания здравствовать повторялись ежедневно, звучали в разных назиданиях, в сказках, былинах, песнях, пословицах и поговорках, молитвах, заклинаниях, клятвах, заговорах. Тем самым они являлись формами постепенного и образного воздействия на психику развивающего ребенка, затем взрослого человека. Так на протяжении веков формировались стереотипы здорового поведения и мышления человека. Живя по принципу постоянного пожелания здоровья себе и своим ближним, человек приобретал лучшие качества человеческой личности – правдивость, доброту, справедливость, милосердие, совесть. В более поздних поколениях многое ценное, общечеловеческое и жизненно важное было утрачено под влиянием самых различных причин. На морально-этические принципы жизни народа негативное влияние оказывало и оказывает иностранное и внутреннее навязывание чужой культуры, методическое и планомерное уничтожение обычаев и традиций народа (борьба с язычеством), которые ранее рассматривались как старые религиозные пережитки. Шла подмена истинной культуры народа унифицированной массовой культурой, которая мощным потоком проникает все слои населения с эстрады, кино, телевидения, интернета, средств массовой информации, печати. Утрата народом самобытной культуры и собственного видения мира способствует его уничтожению.

 

4.Современные подходы к определению понятия «здоровье». Индивидуальное здоровье, его компоненты и показатели. Общественное здоровье.Определений понятия здоровья великое множество. Строятся они на различных факторах, среди которых наиболее распространены следующие: отсутствие болезни или дефекта; способность выполнять физиологические и психосоциаль­ные функции; способность легко адаптироваться к условиям существова­ния; ощущение комфорта, благополучия. Здоровье человека, как и бо­лезнь, определяется не только биологическими, но и социальными условиями и факторами. Поэтому здоровье следует оценивать какгармоническое единение биологических и социальных качеств, обусловленных врожденно и приобретенных в процессе онтогенеза (а болезнь – нарушение этого единства, этой гармонии).Здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта; оно – состояние, которое позволяет человеку вести полноценную, не стесненную в своей сво­боде жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие. Можно выделить несколько уровней здоровья: индивидуальное (отдельного человека); групповое (здоровье населения города, области и пр.); общественное (характеристика одного из важных свойств, качеств, аспектов общества как соци­ального организма).Использование понятия здоровье в самых разных научных дисциплинах, направлено на решение их специфических задач, связано с введением в него великого множества самых разных смыслов и смысловых оттенков, которые, не могут быть полностью охвачены ни одной из существующих областей знаний.Исследователи выделяют пять характеристик состояния здоровья: уровень гармоничности и физического развития; резервные возможности основных физиологических систем; уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма; наличие или отсутствие заболевания, дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, отражающих духовное и социальное здоровье.

Основными компонентами здоровья человека являются: физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адапти­роваться к различным факторам среды обитания, уровнем физи­ческого развития, физической и функциональной подготовленно­стью организма к выполнению физических нагрузок. психическое здоровье – связано с личностью и зависит от таких личностных характеристик как эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная, от развития сомасознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни; социальное здоровье – связано с влиянием на личность общества и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума.Выделяют и другие компоненты здоровья: репродуктивное здоровье – состояния полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов, включая воспроизводство потомства и гармонию в психосоциаль­ных отношениях в семье; сексуальное здоро­вье комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуаль­ных и социальных аспектов сексуального существования челове­ка, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуника­бельность человека и его способность к любви; метаболическое здоровье отражает связь статуса пита­ния и здоровья человека; профес­сиональное здоровье комплексная ха­рактеристика функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям, определяющим его спо­собность к определенной профессиональной деятельности и устойчивости к неблагоприят­ным факторам, сопровождающим эту деятельность.

Показатели здоровья человека подразделяются на: Соматические (генетические – генотип, отсутствие дизмбриогенеза, наследственных дефектов; биохимические показатели биологических жидкостей и тканей; метаболические – уровень обмена веществ в покое и после нагрузок; морфологические – уровень физического развития, тип конституции (морфотип); функциональных – функциональное состояние органов и систем (норма, норма реакции, резервные возможности). 2. Психические (эмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы, доминантность полушария, тип высшей нервной деятельности, тип темперамента, тип доминирующего инстинкта). 3. Нравственные (социально-духовные – целевые установки, нравственные ценности, идеалы, уровень притязаний и реализации потребностей, степень признания и востребованности и т.п.).

4. Пограничные (клинические показатели – отсутствие признаков болезни).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: