Тема занятия: Предмет и задачи медицинской психологии. Патология ощущений, восприятия.




Предмет и задачи медицинской психологии. Патология ощущений, восприятия.

Для специальности № 060101 лечебное дело

Курс

Дисциплина медицинская психология и психотерапия

 

 

Тюмень, 2009г.


Тема занятия: Предмет и задачи медицинской психологии. Патология ощущений, восприятия.

Значение темы: Врачи, прежде чем изучать психологию больного человека, должны получить представление о медицинской психологии как науке. Необходимость понимания места и значения медицинской психологии в системе гуманитарных знаний. Ее основных разделов: патопсихологии, психосоматики. Студентам необходимо знание принципов и методов психологического исследования в клинике; создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях; использование основных методов мед. психологии в практике среднего медицинского персонала. Должны получить представление о психологии больного человека, о нарушениях его познавательных процессов.

Общая цель изучения темы:

o Сформировать у студентов представление о медицинской психологии как самостоятельной науке;

o Определить предмет медицинской психологии;

o Выделить основные разделы медицинской психологии;

o Дать представления о методах исследования медицинской психологии.

o Сформировать у студентов представление о патологии ощущений и восприятия;

o Выделить основные виды нарушений ощущения и восприятия;

o Дать представления о методах исследования патологии ощущений и восприятия.

Учебная цель: на основании изучения данной темы студенты должны:

а) знать: понятие медицинской психологии, предмет и задачи медицинской психологии, основные разделы медицинской психологии, методы исследований в медицинской психологии: наблюдение и его виды; эксперимент и его виды; тесты и условия их применения;

б) уметь: применять диагностические методы (опрос, наблюдение, тесты) в практической деятельности

в) иметь представление об особенностях и специфике медицинской психологии.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Изучить материалы лекции, обязательной и дополнительной литературы, методические указания.

2. Ответить на контрольные вопросы и тестовые задания по данной теме.

3. Выполнить предложенное контрольное задание и сделать соответствующие выводы.

Блок информации

Медицинская психология – прикладная наука, развитие которой определяется следующими целями: изучение психических факторов, влияющих на развитие болезни; их профилактику и лечение; изучение и влияние тех или иных болезней на психику; изучение различных проявлений психики в их динамике; изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой; разработка принципов и методов психологического исследования в клинике; создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

 

 

По направленности психологических исследований (на выявление общих закономерностей либо на особенности конкретного больного) можно выделить общую и частную медицинскую психологию.

Общая медицинская психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы:

1. Основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений.

2. Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния.

3. Индивидуальность (темперамент, характер, личность), эволюцию и этапы ее постнатального онтогенеза (включая детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), аффективно-волевые процессы.

4. Медицинскую деонтологию, включающую вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны.

5. Психогигиену (психологию медицинских советов и консультаций, психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический). Психологию брака и половой жизни. Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и больного.

6. Общую психотерапию.

Частная медицинская психология изучает конкретного больного, а именно:

1) особенности психических процессов у психических больных;

2) психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период;

3) особенности психики больных, страдающих различными заболевани-ями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.);

4) психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);

5) особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;

6) психику больных алкоголизмом и наркоманией;

7) частную психотерапию.

Можно выделить конкретные клиники, где находят практическое применение знания соответствующих разделов медицинской психологии: в психиатрической клинике – патопсихология; в неврологической – нейропсихология; в соматической – психосоматика.

Патопсихология изучает, по определению Б. В. Зейгарник, структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. При этом патопсихология использует психологические методы, оперирует понятиями современной психологии. Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

Близка к патопсихологии нейропсихология, объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.

Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.

           
     
 
 

 

 


 

             
     
 
   
 
 

 

 


Стороннее
Рис.1. Методы исследования в психологии

 

 

Таблица.1. Методики исследования в медицинской психологии
Сфера психической деятельности Используемые методы
Внимание Таблицы Шульте, корректурная проба, счет по Крепелину и др.
Память Тест на заучивание слов (цифр), пересказ сюжетных рассказов, пиктограмма и др.
Восприятие Пробы Ашафенбурга, Рейхардта, Липпмана и др.
Мышление Тесты на классификацию, исключение, обобщение, раскрытие переносного смысла пословиц, пиктограмма и др.
Эмоции Тесты Спилбергера-Ханина, Люшера и др.
Интеллект Тесты Равенна, Векслера и др.
Личность ММРI, ТАТ, ПДО, УНП и др.

 

К сфере восприятия относится чувственное познание. Этапами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – исходная ступень познавательной деятельности. Представляет собой отражение отдельных свойств и качеств объектов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств («холодный», «горячий», «горький», «мягкий» и т.п.).

Восприятие представляет собой субъективное психическое отражение предметов и явлений. Процесс восприятия складывается из элементарных ощущений, которые синтезируются в образ, отличающийся предметностью (конкретностью), целостностью и категориальностью, т.е. отнесением объекта или явления к определенному классу предметов. Образ восприятия проецируется в объективное (реальное) пространство.

Представление – образы восприятия, которые возникают в сознании непроизвольно или произвольно при условии отсутствия самого объекта в поле досягаемости анализатора в момент их возникновения. Образ представления проецируется в субъективное пространство.

Классификация патологии чувственного познания.

I.Уровень ощущений

а) изменение порога чувствительности

б) сенестопатии

II.Уровень восприятия

а) психосенсорные расстройства

б) иллюзии

III.Уровень представления

а) галлюцинации

Изменение порога чувствительности.

Психическая гиперестезия – резкое усиление восприятия обычных или слабых раздражителей. Привычные свет, звуки, запахи, вкус, прикосновения ощущаются как крайне интенсивные. При этом может усиливаться аффективный тон ощущений (ощущения «раздражают», причиняют «боль»), в то время как их интенсивность на самом деле не меняется. Психическая гиперестезия может наблюдаться в острых психотических состояниях (галлюцинозы, параноиды), невротических расстройствах, абстиненции, в острой интоксикации психоактивными веществами, в начальных стадиях развития делирия, аменции, онейроида и др.

Психическая гипестезия (гипостезия) – снижение чувствительности к раздражителям. Окружающий мир ощущается блекло, тускло, не красочно. Звуки теряют свою отчетливость, пища – вкус. Наблюдается при депрессивных расстройствах, наркотических опьянениях, оглушенности и др.

Психическая анестезия – полная утрата чувствительности одного или нескольких анализаторов при условии их анатомической и физиологической сохранности. Наблюдается при сопоре, коме, невротических расстройствах и др.

Сенестопатии – тягостные, неопределенные, трудно локализуемые, диффузные, беспредметные ощущения, с проекцией внутрь телесного «Я» («вены опустели, по ним перекачивается воздух», «что – то щекочет внутри мозга», «под кожей что-то перетекает» и т.п.). Необходимо отличать сенестопатии от парестезий и проявлений соматической патологии. Для неприятных ощущений при заболеваниях внутренних органов характерны локализованность, стереотипность, связь с анатомическими границами и зонами проекций внутренних органов. Парестезии обусловлены неврологическими и сосудистыми нарушениями. Они, в отличие от сенестопатий, проецируются на поверхность кожи, локализуются в соответствующей зоне иннервации и сочетаются с иными неврологическими расстройствами в той же зоне. Сенестопатии выявляются в структуре невротических расстройств, ларвированной депрессии, психоорганических расстройств, паранойяльных, параноидных, парафренных синдромов и др.

Психосенсорные расстройства - представляют собой искаженное восприятие пространственных и временных качеств объектов. Характерно сохранение критического отношения к ним, субъективно они воспринимаются как неприятные.

Метаморфопсии – искаженное восприятие одного или нескольких объектов внешнего мира. Выделяют нарушение восприятия величины и размеров объектов (макропсии – увеличенное восприятие, микропсии – уменьшенное восприятие), формы (дисмегалопсии – объекты «перекручены», «изломаны», «скошены» и т.п.), пространственных параметров, взаиморасположения, числа; течения времени (тахихрония – ускорение течения времени, брадихрония – замедление течения времени); чувства реальности (дереализация – окружающий мир воспринимается как изменившийся, другой, «чуждый», «нарисованный», «неестественный»).

Нарушение восприятия «схемы тела» (деперсонализационные расстройства) - искаженное восприятие собственного тела (местоположения его частей, их взаимосвязи, веса, объема, «одна рука длиннее другой», «голова стала больше» и.т.п.). Выделяют невротический вариант (аутометаморфопсия) – тотальное расстройство «схемы тела» и парциальное «расстройство схемы тела» и бредовой вариант – аутопсихическая деперсонализация (чувство отчуждения психических функций, эмоций, мыслей, чувство измененности собственного «Я»), соматопсихическая (чувство отчуждения организма в целом), аллопсихическая (чувство изменения восприятия окружающего мира, потеря эмоционального контакта с окружающим миром).

Психосенсорные расстройства наблюдаются при особых состояниях сознания, психоорганических расстройствах, абстинентном синдроме и др.

Иллюзии - представляют собой искаженное восприятие реально существующих объектов. Различают несколько видов иллюзорного восприятия объектов или явлений. Делятся по органам восприятия на зрительные, слуховые, обонятельные и осязательные.

Физические иллюзии – неправильное восприятие обусловлено физическими свойствами среды. Например ложка в стакане с водой на границе воздуха и воды кажется переломленной, широко известно явление миража.

Физиологические – их появление связано с психологическими особенностями процесса восприятия. Например, после остановки поезда, некоторое время продолжает казаться, что он все еще движется. Металлический шар ощущается более тяжелым, чем пластмассовый, при их объективно равном весе (проба Делоффа).

Появление иллюзий может зависеть от ожиданий, аффективного (эмоционального) состояния человека. Например, боязливый человек, идя ночью по пустынной улице, может принять силуэт дерева за фигуру человека. Известно, что при первой высадке на Луну, астронавт Амстронг чувствовал за собой слежку, которая была связана с его иллюзорным восприятием колебания антенн посадочного модуля.

Психические (патологические) иллюзии – в отличие от предыдущих разновидностей являются признаком психического расстройства. Их общими особенностями являются: психологическая непонятность, выпадение из контекста ситуации, в содержании выражаются болезненные переживания, отсутствует их критическая оценка. Основными разновидностями патологических иллюзий являются аффективные, вербальные иллюзии и парейдолии.

Аффективные иллюзии – возникают при выраженных эмоциональных состояниях (страхе, тревоге, экстазе). Помимо аффективного напряжения необходимы слабость раздражителя (слабость звуков, освещения) и признаки астении. Содержание данного вида патологических иллюзий чаще связано с ведущим аффектом. Встречаются на начальных этапах делирия, в структуре острых парафренных, параноидных синдромов и др.

Вербальные иллюзии – больной слышит вместо нейтральной речи речь иного содержания, которая относится, как правило, к нему (обычно угрожающего содержания). Необходимо отличать данный вид иллюзий от бреда толкования и отношения. При последних пациент слышит и пересказывает речь окружающих правильно, но понимает ее иначе, обнаруживает в ней иной смысл, подтекст, некие «намеки» в свой адрес. Вербальные иллюзии встречаются при начальных стадиях вербального галлюциноза, в структуре галлюцинаторно-параноидного синдрома.

Парейдолии – зрительные иллюзии фантастического содержания. Возникают вне зависимости от аффекта или воли больного. Разворачиваются на плоскости – например, при рассматривании рисунка обоев, ковра он «оживает», больному видятся изменчивые, переплетающиеся, фантастические пейзажи, лица людей и т.п. Фантастические сцены могут видеться в переплетениях веток, игре света и тени, облаках и т.п. Встречаются в начальных стадиях делирия, наркотических опьянениях, острой парафрении и др.

Галлюцинации - восприятия, возникающие без реального объекта. Термин впервые введен J.-E.D. Esquriol в 1938 году. Считаются формальным признаком психоза. Галлюцинации для людей, испытывающих их, являются реальностью, а не чем-то воображаемым. В.А. Гиляровский (1954) указывал, что галлюцинаторные расстройства не являются чем-то оторванным от внутреннего мира пациента, в них находят свое отражение различные нарушения психической деятельности, личностные качества и динамика болезни в целом, что делает полезным клинический анализ содержания галлюцинаций.

Классификация галлюцинаций.

 

I. По идентификации галлюцинаторного образа с реальностью

а) Истинные

б) Ложные

II. По анализатору

а) зрительные

б) слуховые

в) вкусовые

г) обонятельные

д) тактильные

III. По вовлеченности анализаторов

а) простые

б) сложные

IV По условиям возникновения

а) Шарля Бонне

б) гипногагические, гипнопомпические

в) апперцептивные

г) рефлекторые

д) функцинальные

е) психогенные

V По проекции

а) гемианоптические

б) экстракампинные

VI. По содержанию

а) с незавершенной предметностью (простейшие)

б) с завершенной предметностью

Таблица 1. Истинные и ложные галлюцинации

  Истинные Ложные
Локализация Проекция Г. во вне (наружу), но в пределах действия анализаторов Проекция Г. во внутрь (в голове, в груди, в животе) или за пределами действия анализатора
  Имеется полная уверенность в происходящем Полной социальной уверенности может не быть (или нет)
Отношение Не критическое В ряде случаев м/б критическое, но м/б и не критическое
  Очень яркие, естественные и реальные для больного, они даже более яркие, чем окружающие предметы Псевдогаллюцинации явление более сложное, т.к. это не только расстройство восприятия, но и расстройство мышления. Они менее яркие, чем И.Г., и всегда сопровождаются чувством сделанности, подстроенности, насильственности.

Зрительные галлюцинации.

Зрительные галлюцинации делятся на элементарные (с незавершенной предметностью – фотопсии, фосфрены) – вспышки света, блестки, туман, пятна, полосы, точки и.т.п. и с завершенной предметностью, когда галлюцинации характеризуются предметным содержанием. К ним, в частности, относятся: зоопсии – видения животных, демономанические галлюцинации – видения чертей, богов, инопланетян, персонажей мифологии, полиопические – множественные образы мнимых объектов, диплопические – видения удвоенных мнимых образов, панорамические галлюцинации – видения красочных ландшафтов, пейзажей, сценоподобные галлюцинации – видения сюжетно связанных галлюцинаторных сцен, эндоскопические (висцероскопические) – видения предметов внутри своего тела, аутовисцероскопические – видение собственных внутренних органов.

Слуховые (вербальные) галлюцинации.

Являются так же как и зрительные наиболее часто встречающимися. Различают элементарные (акоазмы, фонемы) и собственно вербальные галлюцинации.

Акоазмы – элементарные неречевые галлюцинации (отдельные звуки, шум, шаги, шипение, скрип, звонки телефона и т.п.). Фонемы – элементарные речевые обманы с незавершенной фразовой структурой (слоги, местоимения, оклики, отрывки слов и т.п.). Необходимо отметить, элементарные галлюцинации обычно возникают вначале психического заболевания.

Собственно вербальные галлюцинации – сложные речевые обманы с завершенной фразовой структурой («голоса»). Количество «голосов» может быть различно – от одного (моновокальные) до нескольких десятков (поливокальные). По содержанию выделяют: комментирующие или оценочные галлюцинации – «голоса» высказывают свое мнение о поведении пациента; императивные – содержат приказы пациенту совершить то или иное действие; констатирующие – «голоса» точно регистрируют различные события и факты («Это больница», «Идет человек», «Спрятался под кровать» и т.п.); дублирующего характера – повторяют мысли больного или высказывания самого пациента и окружающих и др. Необходимо отметить, что слуховые галлюцинации встречаются чаще при формально неизмененном сознании.

Обонятельные галлюцинации.

Выражаются в восприятии мнимых запахов (дыма, газа, нечистот, гниения, и.т.п., реже приятных). Проекция воспринимаемых мнимых запахов различна. Запахи могут исходить от окружающих или самого больного, от внутренних органов. Обонятельные галлюцинации нередко ассоциируются с бредовыми идеями (например с бредом отравления), причем появление обонятельных галлюцинаций нередко опережает развитие собственно бреда.

Тактильные галлюцинации.

Мнимые ощущения прикосновения, дотрагивания, ползания, давления, локализуемые на поверхности тела, внутри кожи или под нею. К ним относятся: гаптические галлюцинации – отчетливое ощущение резкого прикосновения. схватывания; гигрические – ощущение появления влаги на коже; температурные галлюцинации – ощущение температурного воздействия на поверхность тела; генитальные – мнимые ощущения непристойных манипуляций с половыми органами и др.

Простые галлюцинации –галлюнацинаторные образы возникают в одном анализаторе.

Сложные галлюцинации – одновременное существование разных видов галлюцинаций (зрительных и слуховых, тактильных и зрительных и т.п.), т.е.в формировании галлюцинаторных образов участвуют два и более анализаторов.

Галлюцинации Шарля Бонне – наблюдаются при повреждении периферического отдела анализатора (слепота, хронические отиты, глухота), а так же при сенсорной депривации (например при заключении в одиночную камеру, иноязычное окружение). Представляют собой единичные или множественные сценоподобные видения людей, пейзажей, слуховые обманы. Характерно отражение в галлюцинациях актуальных для больного переживаний, отсутствие бредовых интерпретаций, признаков нарушенного сознания.

Гипногагически, галлюцинации – чаще зрительные галлюцинации, появляющиеся при закрытии глаз, чаще всего предшествуют засыпанию, проецируются на темный фон. Четко разграничиваются со сновидениями.

Гипнопомпические галлюцинации – обычно зрительные обманы восприятия, возникающие при пробуждении.

Апперцептивные галлюцинации – слуховые или зрительные. Вызываются волевым усилием больного, желающего их испытать.

Рефлекторные галлюцинации – правильно воспринимаемые реально существующие образы тотчас же воспринимаются появлением сходного с ними галлюцинаторного образа. Например, больной слышит реальную фразу - после этого у него в голове начинает звучать идентичная фраза.

Функциональные галлюцинации – развиваются одновременно с восприятием реального раздражителя и в пределах той же модальности ощущения. Чаще слуховые. Появляются лишь при реальном звуковом раздражителе. не смешиваясь, существуют и исчезают вместе с ним. В противоположность иллюзиям отражение реального объекта не сливается с болезненным представлением, а сосуществует с ним в восприятии (т.е. больной «слышит вместе с …», а не «вместо…» как при иллюзиях).

Психогенные галлюцинации – отражают содержание эмоционально окрашенных переживаний в условиях психического потрясения. Характерны психологическая понятность содержания галлюцинаторных переживаний, близость актуальным переживаниям больного, эмоциональная насыщенность, проекция мнимых образов вовне. Содержание обманов восприятия часто воспроизводит желаемую обстановку, в то же время реальная, психотравмирующая ситуация игнорируется, представления о ней вытесняются.

Гемианопические – возникают в поле гемианопсии, чаще при поражении коркового конце зрительного анализатора (при опухоли, травме и т п.).

Экстракампинные – проецируются вне поля досягаемости соответствующего анализатора. Например, больной «видит» сзади себя, «слышит» за сотни километров.

Галлюцинации могут наблюдаться при всех позитивных психопатологических синдромах.

 

Контрольные вопросы:

1. Что является предметом медицинской психологии?

2. Кто первым ввел в оборот термин «клиническая психология»?

3. В какой научной области зародилась медицинская психология?

4. Какие задачи ставила перед медицинской психологией психиатрия?

5. Какова была цель привлечения клинического материала для решения вопросов общей психологии?

6. Из каких разделов состоит современная медицинская психология?

7. Назовите методы и методики исследования в медицинской психологии.

8. Что такое ощущение?

9. Нарушение ощущений?

10. При каких психических заболеваниях встречаются нарушения ощущений?

11. Что такое восприятие?

12. Виды нарушений восприятия.

13. Отличие ложных галлюцинаций от истинных.

14. Методы диагностики нарушений восприятия.

 

 

Темы рефератов:

История развития медицинской психологии

 

Контрольные тесты:

1. Кому принадлежит термин «клиническая психология»?

1) Кречмеру;

2) Жанэ;

3) Уитмеру;

4) Фрейду.

2. Кто первым открыл экспериментально-психологическую лабораторию в России?

1) Чиж;

2) Бехтерев;

3) Корсаков;

4) Россолимо.

3. Кого можно считать родоначальником нейропсихологии?

1) Прибрама;

2) Лейбница;

3) Коха;

4) Галля.

4. Назовите основателя научной психологии:

1) Вундт;

2) Рибо;

3) Крепелин;

4) Лазурский.

5. Укажите психолога, внесшего наибольший вклад в развитие патопсихологии в России:

1) Мясищев;

2) Лебединский;

3) Зейгарник;

4) Рубинштейн.

6. Основателем нейропсихологической школы в России является:

1) Трауготт;

2) Корнилов;

3)Павлов;

4) Лурия.

7. Кто является основоположником бихевиоризма?

1) Перлс;

2) Адлер;

3) Уотсон;

4) Вертхаймер.

8. Назовите основателя глубинной психологии:

1) Бинсвангер;

2) Фрейд;

3) Скиннер;

4) Эллис.

9. Кто разработал психологию отношений?

1) Леонтьев;

2) Узнадзе;

3) Мясищев;

4) Бодалев.

10. Кому принадлежит разработка психологии деятельности?

1) Басову;

2) Нечаеву;

3) Леонтьеву;

4) Бернштейну.

11. Медицинская психология оказывает значительное влияние на развитие следующих отраслей медицины, кроме:

1) психиатрии;

2) травматологии;

3) неврологии;

4) нейрохирургии.

12. Теоретические и практические проблемы какой специальности не могут разрабатываться без медицинской психологии:

1) фитотерапии;

2) физиотерапии;

3) психотерапии;

4) лучевой терапии.

13. Кем был предложен термин «биоэтика»?

1) Доссе;

2) Хайдеггером;

3) Поттером;

4) Юдиным.

14. Медицинская психология оказывает значительное влияние на развитие следующих общетеоретических вопросов психологии, кроме:

1) анализа компонентов, входящих в состав психических процессов;

2) изучения соотношения развития и распада психики;

3) разработки философско-психологических проблем;

4) установления роли личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.

15. Какой принцип в медицинской психологии может конкретизироваться как этиология и патогенез психопатологических расстройств?

1) принцип единства сознания и деятельности;

2) принцип развития;

3) принцип личностного подхода;

4) принцип структурности.

 

Задачи:

  1. Пациент Г., 20 лет, жалуется на колебание настроения, слабость, утомляемость, повышенную раздражительность, «раздражает солнечный свет, шорох бумаги, одежда кажется узкой, тесной, шапка давит на голову, прикосновение к коже вызывает боль». Определите патологию.
  2. Пациент У., 21 год, отмечает, что звуки на улице воспринимаются слабо, приглушенно, краски блеклые, ахроматичные. Определите патологию.
  3. Пациентка Т., 19 лет, жалуется на неприятные, тянущие, колющие, перебирающие ощущения в дистальных отделах конечностей. Инструментально обнаруживаемые. Определите патологию.

 

 

Литература:

Основная

1. ЛакосинаН.Д. Клиническая психология: Учебник М.: МЕДпресс-информ 2005

2. Менделевич. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М., 2002

3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: уч. Пособие. М., Медицина 2004

 

Дополнительная

 

1. Сидоров П.И. Клиническая психология М., ГЭОТАР 2002

2. Клиническая психология: учебник \Под ред. Б.Д.Карвасарского СПБ: Питер 2006

3. Зейгарник Б.Ф. Патопсихология: уч. Пособие М., Академия 2005

4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник М., СПБ, Питер 2005

5. Клиническая психология под ред. Бауманна, Перре. – СПб.: Питер, - 2003.

6. Мягков И., Боков С. Медицинская психология. – М.: Знание, - 1995.

7. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. - Клиническая патопсихология. - М., 2002.

8. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – М.: ЭКСМО, - 2004.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: