Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции




Лекция 2

Общая характеристика Всемирной торговой организации

История создания Всемирной торговой организации (ВТО).

Цели, задачи и функции ВТО

Принципы соглашений ВТО

Современная структура ВТО

Порядок и условия вступления в ВТО

История создания Всемирной торговой организации (ВТО).

На Международной валютно-финансовой конференции ООН в 1944 году официально создана Бреттон-Вудская валютная система (Бреттон-Вудс, США) – Bretton Woods Currency System, т.е. международная система организации денежных отношений и торговых расчётов. В ходе Бреттон-Вудской конференции были созданы:

— Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

— Международный валютный фонд (МВФ)

А также принято решение о создании Международной торговой организации.

В октябре 1947 23 странами была принята глава IV Устава МТО «Принципы и правила международной торговли» в качестве временного многостороннего соглашения. Этот документ получил название «Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)» /General Agreement on Tariffs and Trade, GATT/.

Устав МТО был окончательно согласован на Конференции ООН по торговле и занятости в середине 1948 года в Гаване. Однако в связи с отказом Конгресса США в 1950 году ратифицировать данный устав Международная торговая организация так и не была создана. Поэтому начавшее действовать с 1 января 1948 года ГАТТ оказалось единственным правовым документом, лежащим в основе многосторонней системы регулирования международной торговли вплоть до 1994 года.

Основная задача ГАТТ - ускорение процесса либерализации торговли после Второй мировой войны и отказ от политики защиты внутригосударственных рынков от иностранной конкуренции путем установления особых способов защиты (тарифов, экспортных и импортных пошлин, субсидий).

Результатом деятельности ГАТТ стало снижение средней величины таможенных пошлин примерно с 60% в 1947 г., до 40% в середине 50-х гг., около 10% - в 70-х гг., 5-7% - в 90-х гг.

В рамках ГАТТ стали действовать различные межгосударственные органы (сессии договаривающихся стран-участниц, Совет ГАТТ, комитеты по различным вопросам, рабочие группы), то есть фактически ГАТТ взяло на себя функции международной организации.

В общей сложности в рамках ГАТТ было проведено 8 раундов многосторонних торговых переговоров:

- Первые пять раундов касались исключительно снижения таможенных тарифов.

- На 6 раунде - Кеннеди-раунд (1964—1967 гг.) - начался постепенный перенос центра тяжести переговоров на разработку новых принципов и правил применения средств регулирования торговли.

- На 7 раунде - Токио-раунд (1973-1979 гг.) участвовало 102 страны, приняты 12 соглашений по принципиально важным проблемам международной торговли. Эти соглашения существенно расширили и укрепили правовую компетенцию ГАТТ.

- 8 раунд - Уругвайский раунд (1986-1994 гг.) рассмотрел широкий круг вопросов. В этом туре участвовало 125 государств. Его результатом стало снижение таможенных тарифов в среднем на одну треть. Были достигнуты договоренности по применению субсидий, антидемпинговых и компенсационных пошлин и защитных мер, использованию технических барьеров в торговле, по санитарным и фитосанитарным мерам, соглашения по сельскому хозяйству, текстилю и одежде и др (всего 56 соглашений).

Первое официальное предложение о создании нового международного учреждения, называемого ВТО, было подано Канадой в 1990 году.

По окончании Уругвайского раунда многосторонних переговоров в соответствии с Марракешским соглашением 1 января 1995 года начала функционировать Всемирная торговая организация. ГАТТ как де-факто международная организация перестало существовать. Его функции полностью перешли к ВТО.

Однако ГАТТ как международное соглашение продолжает действовать в составе Всемирной торговой организации и называется ГАТТ-1994, а ГАТТ, действовавшее в период 1948-1994 годов, теперь именуется ГАТТ-1947.

Цели, задачи и функции ВТО

Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции

Для достижения указанных целей ВТО решает следующие задачи:

1. Либерализация торговли. Либерализация торговли является инструментом развития промышленности для ставших сегодня развитыми стран и для послевоенного развития в новых индустриальных странах. По неодно­кратным заявлениям ВТО «развить свою экономику и промышленность можно, только «открыв себя» мировому рынку».

2. Глобализация торговли. Мировая торговля должна быть свободной, либеральной, глобальной.

3. Национальные самоограничения в области торговой политики. Государство, вступившее в ВТО, не сможет как суверенное государство просто изменить свою политику. Отказаться от обязательств перед ВТО по либерализации или изменить какие-либо условия можно только через три года после вступления в силу этих договоров.

4. Ликвидация торговой и инвестиционной дискриминации. Если государство заключило соглашение о снятии ограничений в торговле с одной страной, то это соглашение должно действовать и по отношению к другим государствам.

5. Ликвидация дискриминации в области движения капитала. Государство не может ввести количественные и качественные ограничения для доступа на свои рынки иностранных концернов и банков (квоты, эмбарго, запрет, введение минимальной цены за экспорт и импорт).

6. Ликвидация дискриминации в области регулирования валютных расходов. Государство не вправе регулировать уровень валютных расходов и не вправе предписать инвесторам, какую часть прибыли они должны инвестировать в этой стране, какую вывести, а также какую часть продукции они могут вывести из страны.

7. Ликвидация ограничений в области управления трудовыми ресурсами. Государствам запрещено обязывать инвесторов использовать товары, произведенные только в этой стране, или обязывать их принимать на работу население этой страны.

8. Признание статуса и полномочий суда ВТО. Каждая страна может предстать перед судом ВТО. Если страна хочет, например, ввести ограничения на экспорт своих ресурсов, то она этим уже «нарушает правила ВТО» и «принцип свободной торговли».

Функции ВТО перечислены в параграфах 1—4 статьи III Соглашения об учреждении ВТО:

1. Содействие выполнению, администрированию и приведению в действие соглашений Уругвайского раунда и любых иных договоренностей, которые могут появиться в будущем.

Предоставление форума для проведения переговоров между членами ВТО по вопросам дальнейшей либерализации торговли и по проблемам, которые могут возникнуть в будущем, в пределах мандата ВТО.

3. Выполнение административных функций для разрешения конфликтов и споров между странами-членами ВТО по вопросам, входящим в круг ведения ВТО.

Механизм разрешения споров ВТО интенсивно работает и эта функция ВТО успешно реализуется органом по разрешению споров.

4. Поддержание функционирования механизма по обзору торговой политики.

Регулярно каждая страна-член ВТО информирует Секретариат ВТО, а через него другие страны примерно по 100 параметрам о том, как развивается или изменяется ее внешнеторговое регулирование.

Принципы соглашений ВТО

Принципы, на которых основано участие стран в ВТО во многом базируются на принципах ГАТТ и предполагают обязательное соблюдение всеми членами ВТО:

1. Торговля без дискриминации (Trade without discrimination) – раскрывается через Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) и Национальный режим (HP).

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ ) в ВТО означает, что государства-члены ВТО не могут применять дискриминационные меры по отношению к своим торговым партерам: «...любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и безусловно предоставляться аналогичному товару, происходящему из или предназначаемому территорий всех других договаривающихся сторон» (ст. 1.1. ГАТТ).

Режим наибольшего благоприятствования, сформулированный в первой статье ГАТТ, носит безусловный характер, и страны, вступившие в ВТО, обязаны применять эту статью в ее полном объеме.

РНБ распространяется:

- на экспортные, импортные и транзитные торговые операции

- на международные платежи по экс­портным и импортным операциям

- на таможенные пошлины и любые сборы, взимаемые в связи с внешнеторговыми операциями

- на внутренние налоги и сборы

- на внутренние правила и законы, регулирую­щие покупку и продажу товаров на внутренних территориях стран-участниц.

Национальный режим в рамках ГАТТ-1994 (HP): равное отношение к зарубежным и отечественным производителям

Принцип национального режима сформулирован в статье 3 ГАТТ, устанавливающей, что товарам с территории любой договаривающейся стороны, ввозимым на территорию другой договаривающейся стороны, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечест­венного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затра­гивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование (ст. III. ГАТТ).

Особенно подробно в этой статье регламентируется использование внутренних налогов и сборов в торгово-политических целях. Принцип национального режима содержится в ГАТС (статья 17) и распространяется на международную торговлю услугами. Закреплен он также и в ТРИПС (статья 3).

2. Либерализация торговли посредством переговоров - снижение торговых барьеров путем многосторонних торговых переговоров.

Реализация этого принципа достигается, прежде всего, путем взаимного снижения таможенных тарифов. Сниженные таким путем ставки пошлин должны быть связаны (консолидированы) против их нового увеличения в будущем. Уровни тарифных ставок, согласованные в ходе переговоров, фиксируются в перечнях тарифных уступок. Каждая страна-член ВТО имеет свои национальные перечни уступок и обязуется не вводить тарифные ставки и другие сборы выше уровня, указанного в перечнях

Переговоры о взаимной либерализации торговых барьеров ведутся на основе принципа взаимных уступок и взаимной выгоды. Этот принцип означает, что страна, добивающаяся улучшения условий доступа на рынок других стран путем либерализации торговых барьеров с их стороны, должна быть готова со своей стороны предложить встречные уступки.

3. Содействие справедливой конкуренции

ВТО не является инструментом свободной торговли. На это обстоятельство много раз обращали внимание эксперты Секретариата ВТО. В одном из изданий отдела информации ВТО отмечается, что «ВТО не является организацией свободной торговли, как иногда ее пытаются представить, хотя бы потому, что она допускает использование тарифов и при определенных обстоятельствах - других форм защиты». В этом издании поясняется, что систему ВТО правильнее называть «системой норм и правил, направленных на поощрение открытой и справедливой конкуренции».

4. Поощрение развития и экономических реформ

Система ВТО способствует развитию путем создания эффективного механизма внешнеторгового регулирования, что при прочих равных условиях должно способствовать экономическому развитию стран. Требование адаптации национальных норм нормам международным, удовлетворяющим требованиям ВТО также является важным фактором позитивного развития членов ВТО.

Соглашения ВТО позволяют странам вводить изменения постепенно. Развивающимся странам, как правило, предоставляется льготный режим вхождения, дается больше времени, чтобы выполнить свои обязательства.

Кроме того, развитые договаривающиеся стороны, предоставляя развивающимся государствам возможности более легкого проникновения на свои рынки, не ожидают от них взаимности по взятым на себя обязательствам в торговых переговорах о снижении или устранении тарифов и других барьеров.

5. Предсказуемость торговой политики благодаря принятию обязательств

Пакет соглашений ВТО построен на системе обязательств, которые берут на себя страны-члены ВТО. Эти обязательства способствуют формированию стабильной и предсказуемой торговой политики.

Предсказуемость - это важное условие, которое обеспечивает развитие долгосрочных торговых сделок, стимулирует приток инвестиций и дает возможность производителям и потребителям пользоваться преимуществами справедливой конкуренции.

Система соглашений ВТО способствует созданию предсказуемости и стабильности торговой политики через реализацию следующих принципов:

- принцип исключительно таможенной защиты

- принцип запрета нетарифных мер

- принцип гласности и транспарентности (прозрачности) торговой политики и мер по ее реализации

6. Принцип судебной защиты участников внешнеторговой деятельности

Данный принцип характеризует возможность для участников внешнеторговой деятельности обжаловать действия властей.

7. Разрешение споров на межгосударственном уровне путем консультаций или с помощью использования Органа по разрешению споров ВТО

Другой важнейший принцип ВТО касается межгосударственных отношений. ВТО провозглашает, что споры и конфликтные ситуации, возникшие между странами-членами ВТО, должны решаться путем взаимных консультаций или путем использования договоренности о правилах и процедурах разрешения споров, которая является четвертым приложением к Соглашению об учреждении ВТО. Межгосударственный механизм разрешения споров в рамках ВТО -это одно из важнейших направлений деятельности ВТО и вместе с тем основополагающий принцип всей «конструкции» многостороннего механизма регулирования международной торговли.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: