науки в «русском космизме».




Приоритетные проблемы

 

Единство человечества и космоса.

В России 2 ветви:

1) с приматом фантастики

2) с приматом естественнонаучных принципов и знаний.

а) «Общее дело». Николай Федоров: «…тот не достоин жизни и свободы, кто не возвратил жизнь тем, от коих ее получил». Благодаря науке, силами самих людей необходимо совершить «имманентное воскресение ».

б) Человек превращается в основную геологообразующую силу планеты. «Ч-к не есть венец творения. За сознанием и жизнью современного ч-ка должно следовать сверхсознание и сверхжизнь». На базе биосферы возникнет ноосфера.

 


 

 

14.1. Н.Ф. Федоров:«Общее дело».

 

Фёдоров Николай Федорович [1828–1903, Москва], русский мыслитель-утопист, представитель русского космизма.

Внебрачный сын князя П. И. Гагарина и пленной черкешенки. Учился в Ришельевском лицее в Одессе. В 1854–68 учительствовал в уездных городах. В 1874–98 библиотекарь Румянцевского музея. Внёс большой вклад в развитие русского книговедения.

Вёл аскетическую жизнь, считал грехом всякую собственность, даже на идеи и книги. Поэтому ничего не опубликовал. Избранные отрывки и статьи Ф. под названием «Философия общего дела» (т. 1, Верный, 1906; т. 2, М., 1913) были изданы его учениками.

Основным злом для человека считал смерть, а также его порабощённость слепой силой природы. Выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники.

Высшая цель регуляции – воскрешение предков («отцов»).

Путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами.

Воскрешение, достижение бессмертия мыслится Ф. как «общее дело» человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, к преодолению всякой «вражды» – разрыва между мыслью и делом, «учёными» и «неучёными», богатством и бедностью, городом и деревней.

Утверждая культ предков как основу истинной религии, Ф. разошёлся с традиционным христианством. Христианскую идею личного спасения Ф. считал противоположной делу всеобщего спасения и потому безнравственной.

Социальная утопия Ф. консервативна: она покоится на идеализации патриархально-родственных отношений, противопоставляемых «неродственному» («небратскому») состоянию цивилизации.

Философские идеи Ф. вызывали большой интерес у Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. С. Соловьева; с ними связаны научно-философские идеи К. Э. Циолковского. Ф. оказал влияние на литературное творчество А. П. Платонова и Н. А. Заболоцкого. БСЭ.

 

ФЕДОРОВ Николай Федорович [26 мая (9 июня) 1829 — 15 (28) декабря 1903, Москва], русский религиозный мыслитель, создатель утопического проекта «Общего дела» человечества по воскрешению умерших, бессмертия живущих и преображению Вселенной в рай, Царство Божие (во исполнение благой вести христианства); родоначальник русского космизма.

Аскет и подвижник

Федоров был незаконнорожденным сыном кн. П. И. Гагарина и пленной черкешенки. Образование получил в Тамбовской гимназии и Ришельевском лицее в Одессе. С 1854 начинается служба Федорова в Липецком уездном училище, 15 лет он преподавал историю и географию в уездных городах центральной России. В 1869 стал библиотекарем в московской Чертковской библиотеке. Обладая энциклопедическими знаниями и трепетным отношением к книгам, Федоров внес большой вклад в развитие книговедения и библиотечного дела в России. В 1874 библиотека Черткова объединена с Румянцевским музеем, где Федоров заведует каталожным отделом. В 1898 оставил службу в музее, чтобы иметь время для работы над проектом «Общее дело». Однако стесненные материальные обстоятельства вынуждают его вернуться на службу. В последние годы своей жизни работает в архиве Министерства иностранных дел. Федоров вел исключительно аскетический и подвижнический образ жизни. В круг его общения входили Л. Толстой, Вл. С. Соловьев, К. Э. Циолковский, Ф. М. Достоевский, высоко ценившие самобытного мыслителя

«Философия общего дела»

В историю культуры и философии Федоров вошел своим сочинением «Философия общего дела» (тт. 1-2; опубликован его учениками в1906-1913). Среди центральных понятий, лежащих в основании учения, выделяются три основных: «общее дело». «регуляция природы», «долг сынов», а основной генерализирующей идеей, соединяющей и цементирующей все религиозно-философское учение, была идея патрофикации (воскрешения отцов). Специфической особенностью «Философии общего дела» было необычайное соединение разнообразных методов введения и обоснования идеи патрофикации: богословского, оккультного, мистического и естественнонаучного. Естественнонаучный акт регуляции природы приобретал в учении Федорова религиозно обосновываемую цель, отождествляемую с «общим делом» как выявлением сродства или объединении усилий живущего человечества для воскрешения отцов. С точки зрения теологии, регуляция природы является направлением общей цели; с точки зрения психологии — содержанием цели; с точки зрения космологии — выявлением и мобилизацией средств для осуществления «общего дела». Сверхзадачей «проекта» Федорова была утопическая цель восстановления конкретной общности всего человечества с божеством в сферах мистической, оккультной, а также в чувственно-конкретной действительности. «Бог, признаваемый теоретически разумом лишь как идеал, в активном регулятивном строе знания будет опознан и признан как существо, через человечество, приводящее в исполнение завет, проект и план всеобщего и всемирного дела, обращающего и человеческий род, и природу в орудие воли и благости божией, чем и уничтожится отчуждение от бога, а с тем вместе и опала и проклятье» (Философия общего дела.Т.2. Верный, 1903, С.71). БЭКМ А. И. Абрамов

 

 

ФЕДОРОВ Николай Федорович (1828-1903) - русский мыслитель, представитель религиозно-философского направления космизма. Сын князя П.И. Гагарина и крепостной крестьянки; как незаконнорожденный Ф. получил отчество и фамилию по имени крестного отца. С 1854 по 1868 Ф. служил учителем истории и географии. С 1868 Ф. переходит на службу в Москву, где сначала становится помощником библиотекаря московской Чертковской библиотеки, а с 1874 переходит в Румянцевский музей. Занимая скромную должность дежурного по читальному залу, он постепенно заслуживает огромный авторитет у многочисленных посетителей этой библиотеки - виднейших ученых, писателей, философов. Ф. высоко ценили многие его современники (Достоевский, Л.Толстой, В.Соловьёв и др.). Ф. был известен своим аскетическим образом жизни, он считал грехом всякую собственность, а поэтому даже свое жалованье почти целиком раздавал нуждающимся. По этой же причине Ф. ничего не опубликовал из своих сочинений. Работу по подготовке к изданию философского наследия Ф. завершили его ученики и последователи, выпустившие два тома избранных отрывков и статей под названием "Философия общего дела" (1906, 1913). Свое учение, называемое "активным христианством", Ф. понимал как раскрытие "Благой Вести" в ее истинном практическом смысле, который выражается в призыве к активному преображению природного, смертного мира в иной, не-природный, бессмертный божественный тип бытия. Основу федоровского учения составляют идеи "регуляции природы" и "имманентного воскрешения". Высшим идеалом преображения (обожения) мира у Ф. является Царство Божье, достижение которого предполагает осуществление целого ряда задач: переход от эксплуатации к регуляции природы, овладение управлением космическими процессами; совершенствование организма человека; создание общества по типу "психократии" на основе сыновьего, родственного сознания, идея патрофикации, т.е. воскрешение всех прежде живших поколений. Реализация перечисленных задач мыслится Ф. как "общее дело" всего человечества, осознавшего свою целостность, всеединство, ведущее к всеобщему братству и родству, преодолению "враждебного" состояния как в природе, так и в социуме. Ф. был убежден, что божественная воля действует через единую соборную совокупность человечества. В этом контексте одним из главных требований в учении Ф. является принцип "совершеннолетия в вере", предусматривающий собственное участие человека в деле преображения природного порядка бытия (ср. с идеей "совершеннолетия мира" Д. Бонхеффера - см. Протестантская этика), включая общее дело по реальному восстановлению и преображению прежде живших поколений, основанное на идее перверсии естественного хода биологических процессов. В этой связи философия Ф. устанавливает своего рода культ предков (вплоть до проекта обучения и воспитания детей на кладбищах). Учитывая, что всем воскрешенным поколениям не уместиться на одной планете, Ф. в качестве неисчерпаемого резерва для заселения людей предлагает Космос. Для этого человечеству придется преодолеть земные силы притяжения, выйти в космос и расселиться в нем, что, безусловно, связано с необходимостью психофизиологического совершенствования человеческого организма, т.е. преображения человеком себя из "смертного, пожирающего и вытесняющего" существа в самосозидающее и бессмертное. Одним из условий подобных трансформаций является, по мысли Ф., превращение питания в "сознательно-творческий процесс" создания своего тела из элементарных веществ и космической энергии. Философское наследие Ф. оказало влияние не только на русскую философскую традицию (В.С.Соловьёв называл Ф. "учителем и отцом духовным"), но и на аксиологические приоритеты русского искусства (Достоевский, Л.Н.Толстой, В.Брюсов, Хлебников, К.Клюев и др.). (См. также Воскрешение.)

О.В.Шубаро


Вера (Из поэмы «Про это»)

Пусть во что хотите жданья удлинятся -
вижу ясно, ясно до галлюцинаций.
До того, что кажется -
вот только с этой рифмой
развяжись,
и вбежишь по строчке
в изумительную жизнь.
Мне ли спрашивать -
да эта ли? Да та ли?!
Вижу, вижу ясно, до деталей.
Воздух в воздух, будто камень в камень,
недоступная для тленов и прошений,
рассиявшись, высится веками
мастерская человечьих воскрешений.
Вот он, большелобый тихий химик,
перед опытом наморщил лоб.
Книга - "Вся земля",-
выискивает имя.
Век двадцатый.
Воскресить кого б?
— Маяковский вот... Поищем ярче лица -
недостаточно поэт красив.-
Крикну я
вот с этой, с нынешней страницы:
— Не листай страницы! Воскреси!

Надежда

Сердце мне вложи! Кровищу -
до последних жил.
в череп мысль вдолби!

Я свое, земное, не дожил,
на земле свое не долюбил.
Был я сажень ростом. А на что мне сажень?
Для таких работ годна и тля.
Перышком скрипел я, в комнатенку всажен,
вплющился очками в комнатный футляр.
Что хотите, буду делать даром -
чистить, мыть, стеречь, мотаться, месть.
Я могу служить у вас хотя б швейцаром.
Швейцары у вас есть?
Был я весел - толк веселым есть ли,
если горе наше непролазно?
Нынче обнажают зубы если,
только чтоб хватить, чтоб лязгнуть.
Мало ль что бывает - тяжесть или горе...
Позовите! Пригодится шутка дурья.
Я шарадами гипербол, аллегорий
буду развлекать, стихами балагуря.
Я любил...
Не стоит в старом рыться.
Больно? Пусть... Живешь и болью дорожась.
Я зверье еще люблю - у вас зверинцы
есть? Пустите к зверю в сторожа.

Я люблю зверье. Увидишь собачонку -
тут у булочной одна - сплошная плешь, -
из себя и то готов достать печенку.
Мне не жалко, дорогая, ешь!

Любовь

Может, может быть, когда-нибудь,
дорожкой зоологических аллей
и она - она зверей любила -
тоже ступит в сад,
улыбаясь,
вот такая,
как на карточке в столе.
Она красивая - ее, наверно, воскресят.
Ваш тридцатый век
обгонит стаи сердце раздиравших мелочей.
Нынче недолюбленное наверстаем
звездностью бесчисленных ночей.
Воскреси хотя б за то, что я поэтом
ждал тебя, откинул будничную чушь!
Воскреси меня хотя б за это!
Воскреси - свое дожить хочу!
Чтоб не было любви — служанки
замужеств, похоти, хлебов.
Постели прокляв, встав с лежанки,
чтоб всей вселенной шла любовь.
Чтоб день, который горем старящ,
не христарадничать, моля.
Чтоб вся на первый крик:
— Товарищ! -
оборачивалась земля.
Чтоб жить не в жертву дома дырам.
Чтоб мог в родне отныне стать
отец, по крайней мере, миром,
землей, по крайней мере,- мать.


 

Словарь

Антропокосмизм: философское и общенаучное учение, которое считает деятельность человечества ключевой в универсальной эволюции мироздания. Между "микрокосмосом" отдельного человека и "макрокосмосом" Вселенной существуют глубокие взаимосвязи. Среди сторонников этого подхода много славных имен - Г.С. Сковорода, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др.

См. также Антропоцентризм.

Антропоцентризм: общенаучный (или философский) принцип (или учение), согласно которому ценностным, смысловым и творчески деятельностным центром всего мироздания является сам человек. Религия связывает антропоцентризм с актом божественного творения. См. также Антропокосмизм.

 

 


К.Э.Циолковский.

Циолковский Константин Эдуардович [5(17).9.1857, с. Ижевское, ныне Рязанской области, — 19.9.1935, Калуга], русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной космонавтики. Родился в семье лесничего. После перенесённой в детстве скарлатины почти полностью потерял слух: глухота не позволила продолжать учёбу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 назначен учителем арифметики и геометрии в Воровское уездное училище Калужской губернии.

Основные работы Ц. после 1884 были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием

· цельнометаллического аэростата (дирижабля),

· обтекаемого аэроплана,

· поезда на воздушной подушке и

· ракеты для межпланетных путешествий.

С 1896 Ц. систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. После Октябрьской революции 1917 он много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.

Важнейшие научные результаты получены Ц. в теории движения ракет (ракетодинамике). Мысли об их использовании в космосе высказывались Ц. ещё в 1883, однако создание им математически строгой теории реактивного движения относится к 1896. Только в 1903 ему удалось опубликовать часть статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой он обосновал реальную возможность их применения для межпланетных сообщений. В этой статье и последовавших продолжениях её (1911, 1914) он заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя (ЖРД). Рассмотрение практической задачи прямолинейного движения ракеты привело Ц. к решению новых проблем механики тел переменной массы.

В 1926—29 Ц. разработал теорию многоступенчатых ракет. Он первым решил задачу о движении ракеты в неоднородном поле тяготения и рассмотрел (приближённо) влияние атмосферы на полёт ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.

Ц. — основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов. Он первым изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике Земли (ИСЗ) — и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полётах. Ц. написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном хозяйстве и др.

Ц. — первый идеолог и теоретик освоения человеком космического пространства, конечная цель которого представлялась ему в виде полной перестройки биохимической природы порожденных Землёй мыслящих существ.

В связи с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в которых своеобразно переплетаются идеи социальных утопий различных исторических эпох.

При советской власти условия жизни и работы Ц. радикально изменились. Ц. была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной деятельности..


Вернадский

Владимир Иванович [1863 — 1945].

Советский естествоиспытатель, выдающийся мыслитель, минералог и кристаллограф, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере, организатор многих научных учреждений.

В своих исследованиях В. выдвинул крупнейшие, представляющие большое практическое значение научные проблемы: строения силикатов, геохимии редких и рассеянных элементов, поисков радиоактивных минералов, роли организмов в геохимических процессах, определения абсолютного возраста горных пород и многое др. В. выдвинул новую эволюционную теорию происхождения минералов (генетическую минералогию).

В. — один из основоположников геохимии. Созданная В. биогеохимия изучает геохимические процессы, в которых участвуют организмы.

В. является основоположником современного учения о биосфере. Совокупность живых организмов в биосфере он назвал живым веществом. Согласно учению В., живое Вещество, трансформируя солнечное излучение, вовлекает неорганическую материю в непрерывный круговорот.

Биосфера под влиянием научных достижений и человеческого труда постепенно переходит в новое состояние — ноосферу — сферу разума. Идеи В. о ноосфере, представляющие крупное философское обобщение, возникли на стыке двух основных направлений его научной деятельности — биогеохимии и истории наук. Последней В. уделял особое внимание, указывая, что в моменты взрыва научного творчества, научно-технической революции «научная мысль является орудием достижения нового».

Проведённые В. анализ эволюции научной мысли и научного мировоззрения, а также исследования структуры науки представляют крупнейший вклад в науковедение, одним из основоположников которого был В.

Многие страницы его трудов посвящены фундаментальным философским проблемам естествознания. Он подчёркивал, что 20 в. является периодом ломки коренных естественнонаучных представлений. БСЭ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: