На территории городского округа проведена работа по актуализации Стратегии социально-экономического развития городского округа город Мегион на период до 2035 года (далее – Стратегия), которая утверждена решением Думы города Мегиона от 27.09.2019 №375.
В новой Стратегии учтены ориентиры, заданные ежегодными посланиями Президента Российской Федерации, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года, государственными программами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Обеспечить действенность Стратегии как важнейшего документа стратегического планирования призваны механизмы реализации Стратегии. Предполагается создание целостной системы стратегического управления городским округом, в которую будут вовлечены органы администрации, муниципальные учреждения, бизнес-структуры и общественность.
В целях достижения стратегических целей и задач Стратегии разработан план мероприятий, утвержденный постановлением администрации города Мегиона от 15.11.2019 №2417 «О плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития городского округа город Мегион на период до 2035 года».
План мероприятий включает четыре этапа реализации Стратегии с 2019 по 2035 годы. Реализация плановых мероприятий позволит городу ускорить темпы социально-экономического развития, повысить конкурентоспособность экономики и уровень жизни населения.
В соответствии с нормативными документами Российской Федерации и автономного округа ежегодно формируется прогноз социально-экономического развития города на трехлетний период, ежеквартально и ежегодно подводятся итоги социально-экономического развития городского округа.
Со стороны муниципальной власти основным инструментом, позволяющим аккумулировать усилия и финансовые потоки для комплексного решения поставленных задач, являются муниципальные программы.
Основные направления развития, закрепленные в муниципальных программах, полностью соответствуют приоритетам развития Стратегии.
В 2019 году действовали 22 муниципальные программы и 16 государственных программ автономного округа.
Общий объем финансирования мероприятий муниципальных программ составил 5 673,5 млн руб., или 96,2% от общего объема расходов бюджета (2018 год – 4 625,7 млн руб., или 97,6% от общего объема расходов бюджета), в том числе:
26,1 млн руб. – средства федерального бюджета;
3 413,6 млн руб. – средства бюджета автономного округа;
2 233,9 млн руб. – средства бюджета муниципального образования.
Макроэкономическая ситуация на территории городского округа характеризуется следующими показателями.
Таблица 27
Динамика показателей социально-экономического развития
Показатели | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год оценка |
Численность постоянного населения на начало года, чел. | 56 104 | 55 854 | 55 251 | 54 669 | 54 199 |
Численность постоянного населения (среднегодовая), человек | 55 979 | 55 552 | 54 960 | 54 434 | 53 994 |
Численность родившихся, чел. | |||||
Коэффициент рождаемости, число родившихся на 1000 населения | 15,67 | 14,58 | 12,48 | 12,21 | 11,08 |
Численность умерших, чел. | |||||
Коэффициент смертности, число умерших на 1000 населения | 7,13 | 6,26 | 6,97 | 7,25 | 6,56 |
Естественный прирост (убыль) населения, чел. | |||||
Коэффициент естественного прироста, на 1000 населения | 8,54 | 8,32 | 5,51 | 4,94 | 4,52 |
Миграционный прирост (убыль) населения, чел. | -728 | -1065 | -885 | -738 | -654 |
Объем отгруженных товаров промышленного производства, млн руб. | 28 440,7 | 15 063,2 | 11 167,7 | 10 023,4 | 11 398,3 |
в том числе: | |||||
Добыча полезных ископаемых | 23 766,8 | 9 657,6 | 5 459,2 | 5 115,3 | 6 464,8 |
Обрабатывающие производства | 1 693,6 | 2 015,1 | 2 003,2 | 1 134,2 | 874,0 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 2 846,3 | 3 237,9 | 3 433,1 | 3 501,7 | 3 818,2 |
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 134,0 | 152,6 | 272,2 | 272,2 | 241,3 |
Объем инвестиций в основной капитал, всего, млн руб. | 24 220,0 | 19 991,8 | 25 284,5 | 27 745,7 | 28 235,2 |
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млн руб. | 2 807,8 | 3 241,3 | 4 409,3 | 3 960,3 | 3 125,7 |
Ввод в действие жилых домов, всего, кв. м | 7 352,0 | 16 683,0 | 15 369,6 | 7 204,0 | 21 339,3 |
в т. ч. индивидуальных жилых домов, кв.м | 2 746,0 | 2 133,0 | 3 344,2 | 4 338,7 | 1 906,3 |
Оборот розничной торговли, млн руб. | 9 179,7 | 9 619,6 | 10 204,3 | 10 520,6 | 10 646,8 |
Объем реализации платных услуг, млн руб. | 3 369,6 | 3 586,9 | 3 812,0 | 3 934,0 | 3 945,9 |
Доходы бюджета муниципального образования, млн руб. | 4 266,8 | 4 018,4 | 4 454,3 | 5 072,9 | 5 146,0 |
в том числе, налоговые и неналоговые доходы, млн руб. | 1 199,45 | 1 217,5 | 1236,5 | 1 305,3 | 1 502,0 |
Расходы бюджета муниципального образования, млн руб. | 4 172,9 | 4 098,0 | 4 575,9 | 4 740,8 | 5 573,1 |
Доля расходов бюджета городского округа, формируемых в рамках муниципальных программ, % от общей суммы расходов | 96,56 | 98,03 | 98,0 | 97,6 | 97,9 |
Общая площадь жилых помещений, тыс. кв. м | 1 083,1 | 1 090,6 | 1 099,2 | 1 104,3 | 1 124,1 |
Общая площадь жилых помещений на 1 жителя, кв. м | 19,4 | 19,7 | 20,1 | 20,3 | 20,8 |
Общая площадь ветхого и аварийного жилья, тыс. кв. м | 83,6 | 84,6 | 85,2 | 72,3 | 74,6 |
Доля ветхого и аварийного жилья, тыс. кв. м | 7,7 | 7,8 | 7,8 | 6,5 | 6,6 |
Численность экономически активного населения, чел. | 39 274 | 38 935 | 38 935 | 38 319 | |
Численность занятого в экономике населения, человек | 33 502 | 33 211 | 32 910 | 32 543 | |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец периода), % | 0,59 | 0,36 | 0,30 | 0,26 | 0,14 |
Средняя заработная плата по крупным и средним предприятиям, руб. | 60 148 | 65 448 | 68 074 | ||
Реальная начисленная заработная плата одного работника, % | 92,7 | 98,9 | 97,0 | 105,7 | 101,0 |
Среднемесячный размер пенсии одного пенсионера, руб. | 18 494 | 18 834 | 19 541 | 20 049 | 22 036 |