Тема 2. Современные направления развития и повышения эффективности торговой деятельности




Зависимость эффективности субъектов торговой деятельности от уровня их организации. Концентрация торговли, основные показатели. Формы концентрации, их разнообразие.

Интеграционные процессы в розничной торговле, в оптовой торговле, ее виды: функциональная, организационная, межфирменная, отраслевая, их особенности. Экономическая эффективность интеграции, основные показатели.

Типы диверсификации и форм организации торгового капитала. Оценка эффективности формирования отраслевых и межотраслевых комплексов, основные показатели.

Роль торговли, как организатора товарного обращения и развития интеграционных процессов, как элемент единого хозяйственного комплекса.

 

Тема 3. Методики оценки эффективности торговой деятельности

Экономический потенциал торгового предприятия, как фактор конкурентоспособности и повышения эффективности деятельности. Характеристика потенциала. Модель экономического потенциала торговой организации, ее состав, показатели.

Подходы к оценке эффективности: система показателей рентабельности; комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Методы комплексной оценки:

- без расчета интегрального показателя: горизонтальный и вертикальный анализ;

- с расчетом единого интегрального показателя, разновидности методов.

Системный подход к оценке эффективности хозяйственной деятельности: ресурсы – затраты – результаты (РЗР). Расчет показателей.

 

Тема 4. Оценка эффективности торговой деятельности

Виды и эффективность использования ресурсов: материальных, финансовых, трудовых. Система показателей эффективности использования основных фондов, оборотных средств и трудовых ресурсов, их расчет и современные направления повышения эффективности.

Показатели эффективности текущих затрат предприятия, их расчет, влияющие факторы, направления повышения эффективности.

Показатели, характеризующие результаты: объем и структура товарооборота, валовой доход, прибыль, рентабельность. Расчет показателей, влияющие факторы и направления повышения эффективности.

Комплексные показатели эффективности хозяйственной деятельности: использование торгового потенциала, финансовой деятельности, трудового потенциала. Расчет интегрального показателя экономической эффективности хозяйственной деятельности. Показатели темпа, интенсивности развития торгового предприятия и темпа его экономического роста.

Матричный метод. Комплексный экономический показатель. Индексная цепочка.

Рейтинговая оценка предприятий.

 

Тема 5. Социальная эффективность торговой деятельности

Особенности и проблемы оценки социальной эффективности торговли.

Социальные задачи торговли. Влияние торговли на важнейшие показатели, характеризующие уровень жизни населения.

Социальная эффективность торговли, критерии. Социальная эффективность, как обобщающая характеристика совокупной конечной результативности торговли, показатели.

Методики оценки культуры продажи товаров и услуг, обслуживания.

 

Тема 6. Проблемы повышения эффективности торговой деятельности

Изучение спроса на потребительские товары и услуги. Товарное предложение. Механизм рыночного ценообразования. Конъюнктура потребительского рынка, его оптимальное состояние.

Анализ конкурентоспособности предприятия, товаров, услуг.

ВТО и эффективность торговли.

Разработка планов развития торговли города, территории. Концепция развития торговли.

Планы семинарских занятий

Практическое занятие 1. Эффективность торговли

Основные вопросы:

1. Раскройте понятия трех разных видов эффективности: эффективность хозяйственной деятельности, эффективность использования отдельных видов ресурсов, эффективность производства товаров и услуг.

2. Каковы основные виды эффективности торговой деятельности? Охарактеризуйте их.

3. Дайте определение понятий экономический эффект и эффективность.

4. Охарактеризуйте систему показателей, отражающих обобщенно социальную и экономическую эффективность предприятия.

5. Раскройте содержание понятий эффективности торговли: как сектора экономики, как сферы полезной деятельности, как хозяйствующего субъекта.

6. Дайте экономическую интерпретацию торговой функции.

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли / Под ред. А.Н. Соломатина СПб.: Питер, 2009

2. Экономика организации торговли: Учеб. пособие/ Под ред. Р.П. Валевич, Г.А. Довыдовой Минск: БГЭУ, 2010

3. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учеб. пособие/ Под ред. Т.И. Николаевой, Н.Р. Егоровой. М.: Кнорус, 2008

Дополнительная

1. Егорова Н.Р., Николаева Т.И. Экономика отрасли: торговля потребительскими товарами. Екатеринбург: УрГЭУ, 2004

2. Николаева Т.И. Менеджмент в торговле М.: Кнорус, 2010

3. Экономика торгового предприятия. Торговое дело: учеб./Под ред. Л.А. Брагина. М.: Инфра-М, 2008

Журналы: «Управление магазином», «Менеджмент в России и за рубежом», «Современная торговля», «Riteil», «Эксперт», «Товарный рынок», «Коммерсант» и др.

Электронные ресурсы

1. www.mintorg.gov.ru

2. www.gks.ru

3. www.strategy-burg.ru

4. www.midural.ru

5. www.bisiness.ru

 

Практическое занятие 2. Современные направления развития и повышения эффективности торговой деятельности
Основные вопросы:

1. Что такое интеграция в торговле? Каковы ее признаки?

2. Какие виды интеграции в торговле вы знаете? В какой сфере они образуются? Приведите примеры.

3. Как объяснить прямую связь эффективности в торговле с эффективностью отрасли (сферы) и эффективностью межотраслевых комплексов?

4. Почему с ростом эффективности торговли усиливается ее значение?

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли / Под ред. А.Н. Соломатина СПб.: Питер, 2009

2. Экономика организации торговли: Учеб. пособие/ Под ред. Р.П. Валевич, Г.А. Довыдовой Минск: БГЭУ, 2010

3. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учеб. пособие/ Под ред. Т.И. Николаевой, Н.Р. Егоровой. М.: Кнорус, 2008

Дополнительная

1. Егорова Н.Р., Николаева Т.И. Экономика отрасли: торговля потребительскими товарами. Екатеринбург: УрГЭУ, 2004

2. Николаева Т.И. Менеджмент в торговле М.: Кнорус, 2010

3. Экономика торгового предприятия. Торговое дело: учеб./Под ред. Л.А. Брагина. М.: Инфра-М, 2008

Журналы: «Управление магазином», «Менеджмент в России и за рубежом», «Современная торговля», «Riteil», «Эксперт», «Товарный рынок», «Коммерсант» и др.

Электронные ресурсы

1. www.mintorg.gov.ru

2. www.gks.ru

3. www.strategy-burg.ru

4. www.midural.ru

5. www.bisiness.ru

 

 

Практическое занятие 3. Методики оценки эффективности торговой деятельности
Основные вопросы:

1. Дайте определение понятия экономический потенциал торговой организации, его характеристика.

2. Что включает модель экономического потенциала торгового предприятия? В чем заключается управление экономическим потенциалом?

3. Назовите показатели рентабельности торговой деятельности. Как их выбрать?

4. Какие показатели включает индексная цепочка? Положительное соотношение между показателями.

5. В чем заключается рейтинговая оценка предприятий? Перечислите основные группы показателей.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли / Под ред. А.Н. Соломатина СПб.: Питер, 2009

2. Экономика организации торговли: Учеб. пособие/ Под ред. Р.П. Валевич, Г.А. Довыдовой Минск: БГЭУ, 2010

3. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учеб. пособие/ Под ред. Т.И. Николаевой, Н.Р. Егоровой. М.: Кнорус, 2008

Дополнительная

1. Егорова Н.Р., Николаева Т.И. Экономика отрасли: торговля потребительскими товарами. Екатеринбург: УрГЭУ, 2004

2. Николаева Т.И. Менеджмент в торговле М.: Кнорус, 2010

3. Экономика торгового предприятия. Торговое дело: учеб./Под ред. Л.А. Брагина. М.: Инфра-М, 2008

Журналы: «Управление магазином», «Менеджмент в России и за рубежом», «Современная торговля», «Riteil», «Эксперт», «Товарный рынок», «Коммерсант» и др.

Электронные ресурсы

1. www.mintorg.gov.ru

2. www.gks.ru

3. www.strategy-burg.ru

4. www.midural.ru

5. www.bisiness.ru

 

Практическое занятие 4. Оценка эффективности торговой деятельности
Основные вопросы:

1. Какие показатели характеризуют эффективность использования основных фондов? Чем отличаются общие показатели от частных?

2. Показатели эффективности использования трудового потенциала. Эффективность и производительность труда, их взаимосвязь и отличия.

3. Перечислите показатели оценки эффективности использования товарных ресурсов. Их значение.

4. Почему показатель товарооборота является важнейшим оценочным показателем торговой деятельности?

5. Прибыль торгового предприятия, пути ее повышения.

6. В чем суть и каковы направления воспроизводства материальных ресурсов торговли?

7. Как можно охарактеризовать трудовые ресурсы торговли? Как классифицируются кадры отрасли?

8. В чем сущность и значение производительности труда торговли?

 

 

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли / Под ред. А.Н. Соломатина СПб.: Питер, 2009

2. Экономика организации торговли: Учеб. пособие/ Под ред. Р.П. Валевич, Г.А. Довыдовой Минск: БГЭУ, 2010

3. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учеб. пособие/ Под ред. Т.И. Николаевой, Н.Р. Егоровой. М.: Кнорус, 2008

Дополнительная

1. Егорова Н.Р., Николаева Т.И. Экономика отрасли: торговля потребительскими товарами. Екатеринбург: УрГЭУ, 2004

2. Николаева Т.И. Менеджмент в торговле М.: Кнорус, 2010

3. Экономика торгового предприятия. Торговое дело: учеб./Под ред. Л.А. Брагина. М.: Инфра-М, 2008

Журналы: «Управление магазином», «Менеджмент в России и за рубежом», «Современная торговля», «Riteil», «Эксперт», «Товарный рынок», «Коммерсант» и др.

Электронные ресурсы

1. www.mintorg.gov.ru

2. www.gks.ru

3. www.strategy-burg.ru

4. www.midural.ru

5. www.bisiness.ru

 

Практическое занятие 5. Социальная эффективность торговой деятельности
Основные вопросы:

1. Какие социально – экономические задачи решает торговля? Ее роль в развитии экономики.

2. Дайте определение социальной эффективности торговли (ее сущность и особенности).

3. Система показателей социальной эффективности. Характеристика показателей.

4. Какова система оценки культуры продажи товаров и услуг на розничном предприятии?

5. Какие показатели включает оценка качества обслуживания в общественном питании?

6. Чем отличается услуга от товара? Какое место занимает услуга в деятельности торговли?

 

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Ерохина Л.И. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения) учеб. М.: КНОРУС, 2009

2. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: М.: Новое знание, 2009

3. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: Учеб. М.: Дашков и К, 2008

4. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли / Под ред. А.Н. Соломатина СПб.: Питер, 2009

5. Экономика организации торговли: Учеб. пособие/ Под ред. Р.П. Валевич, Г.А. Довыдовой Минск: БГЭУ, 2010

6. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учеб. пособие/ Под ред. Т.И. Николаевой, Н.Р. Егоровой. М.: Кнорус, 2008

Дополнительная литература

1. Ефимова О.П. Экономика общественного питания. Учеб. пособие Минск: Новое знание, 2008

2. Егорова Н.Р., Николаева Т.И. Экономика отрасли: торговля потребительскими товарами. Екатеринбург: УрГЭУ, 2004

3. Емельянова Т.В., Кравченко В.П. экономика общественного питания. Учеб. Минск: Высшая школа, 2008

4. Николаева Т.И. Менеджмент в торговле М.: Кнорус, 2010

5. Раицкий К.А. Экономика организации (Предприятия): Учеб. М.: Дашков и К, 2005

6. Экономика торгового предприятия. Торговое дело: учеб./Под ред. Л.А. Брагина. М.: Инфра-М, 2008

Журналы: «Управление магазином», «Менеджмент в России и за рубежом», «Современная торговля», «Riteil», «Эксперт», «Товарный рынок», «Коммерсант» и др.

Электронные ресурсы

1. www.mintorg.gov.ru

2. www.gks.ru

3. www.strategy-burg.ru

4. www.midural.ru

5. www.bisiness.ru

 

Практическое занятие 6. Проблемы повышения эффективности торговой деятельности
Основные вопросы:

1. Какова роль конкуренции на рынке потребительских товаров?

2. Что лежит в основе конкурентоспособности торговой организации?

3. Что представляет собой механизм ценообразования? Как цены обеспечивают взаимодействие потребительского спроса и товарного предложения?

4. Что такое конъюнктура потребительского рынка? Как она влияет на эффективность торговой деятельности предприятия?

5. ВТО и его влияние на развитие торговли. Какие проблемы эффективности торговой деятельности связаны с деятельностью ВТО? Оцените возможное состояние социальной эффективности услуг торговли.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Ерохина Л.И. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения) учеб. М.: КНОРУС, 2009

2. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: М.: Новое знание, 2009

3. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: Учеб. М.: Дашков и К, 2008

4. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли / Под ред. А.Н. Соломатина СПб.: Питер, 2009

5. Экономика организации торговли: Учеб. пособие/ Под ред. Р.П. Валевич, Г.А. Довыдовой Минск: БГЭУ, 2010

6. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учеб. пособие/ Под ред. Т.И. Николаевой, Н.Р. Егоровой. М.: Кнорус, 2008

Дополнительная литература

1. Ефимова О.П. Экономика общественного питания. Учеб. пособие Минск: Новое знание, 2008

2. Егорова Н.Р., Николаева Т.И. Экономика отрасли: торговля потребительскими товарами. Екатеринбург: УрГЭУ, 2004

3. Емельянова Т.В., Кравченко В.П. экономика общественного питания. Учеб. Минск: Высшая школа, 2008

4. Николаева Т.И. Менеджмент в торговле М.: Кнорус, 2010

5. Раицкий К.А. Экономика организации (Предприятия): Учеб. М.: Дашков и К, 2005

6. Экономика торгового предприятия. Торговое дело: учеб./Под ред. Л.А. Брагина. М.: Инфра-М, 2008

Журналы: «Управление магазином», «Менеджмент в России и за рубежом», «Современная торговля», «Riteil», «Эксперт», «Товарный рынок», «Коммерсант» и др.

Электронные ресурсы

1. www.mintorg.gov.ru

2. www.gks.ru

3. www.strategy-burg.ru

4. www.midural.ru

5. www.bisiness.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: