Тема 3.6 Формы обучения
Практическое занятие по теме: Вспомогательные формы организации учебной работы.
Цель: 1) изучить вспомогательные формы организации учебной работы;
2) формирование аналитических умений;
3) формирование умений классифицировать и структурировать изучаемый материал
Оборудование: учебная разработка:
Рекомендации по выполнению заданий для практической работы:
1.Внимательно прочитайте задание. Вы можете воспользоваться учебно-методической и справочной литературой по теме, а также представленной учебной разработкой.
2. Выполнить задания.
Задания для практической работы
Задание 1.
Познакомьтесь с информацией, содержащейся в учебной разработке.
Задание 2.
Ответьте на вопросы (письменно) в тетради по педагогике:
- Что относится к вспомогательным формам организации учебной работы?
- Какое значение имеют предметные пружки?
- Методика подготовки и проведения экскурсии (законспектировать).
Обратить внимание на подготовку к экскурсии и методику ее проведения.
- Какими особенностями характеризуются факультативные занятия и курсов по выбору и консультации?
Литература, рекомендуемая для подготовки к выполнению практической работы
1. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 566 с.
2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. Учеб. для студентов средних спец. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 386 с. 3.
Подготовленный продукт:
1. Записи в тетради по педагогике с ответами на вопросы.
Вспомогательные формы организации учебной работы —
это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие
|
классно-урочную деятельность учащихся. К ним, как уже отме-
чалось, относятся: кружки, практикумы, семинары, конферен-
Ции, консультации, факультативные занятия, учебные экскур-
сии, домашняя самостоятельная работа учащихся и другие
формы. Следует отметить известную условность определения
названных форм как вспомогательных. Некоторые из них пере-
шли в разряд нестандартных уроков и начинают претендовать
на статус основной формы. При нынешнем разнообразии учеб-
ных заведений и плюрализме форм организации учебного про-
цесса в них отдельные формы, как, например, семинары, до-
машняя самостоятельная работа, факультативные занятия, экс-
курсии, могут на время становиться основными формами орга-
низации учебной работы.
Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются
большим разнообразием как по направленности, так и по со-
держанию, методам работы, времени обучения и т. д. Практика
подтверждает, что они играют весьма благоприятную роль в
развитии интересов и склонностей учащихся. Способствуют
развитию положительного отношения к обучению: активные
кружковцы обычно лучше учатся и серьезнее относятся к пору-
чениям. Кружки способствуют укреплению связи обучения с
жизнью, развитию межпредметных связей, в частности связи
между общеобразовательными и специальными дисциплинами.
Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный
процесс, способствует повышению качества обучения.
Традиционно к вспомогательным формам учебной работы
относятся экскурсии, хотя сегодня мы встречаем их и в списке
|
нестандартных уроков. Экскурсия — древняя форма учебной
работы, поэтому требования к экскурсиям хорошо разработа-
ны.
Чтобы успешно провести экскурсию, учитель должен все-
сторонне подготовиться: предварительно ознакомиться с объек-
том и маршрутом, разработать детальный план, организовать
учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскур-
сии указывается тема и цель, объект, порядок ознакомления с
ним (методика), организация познавательной деятельности
учащихся, средства и снаряжения, необходимые для выполне-
ния заданий, подведение итогов экскурсии. Методика проведе-
ния экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста
учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. Каждая
экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с
объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самосто-
ятельная работа по плану — наблюдение, составление соответ-
ствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного ма-
териала и т. д.
Экскурсия может быть фронтальной, групповой или мик-
рогрупповой (бригадной). Выбор ее организационной формы
обусловливается целью, особенностями объекта, возможностя-
ми эффективного управления познавательной деятельностью
учащихся, а также соображениями безопасности и охраны здо-
ровья учащихся. Учебные экскурсии планируются как по от-
дельным предметам, так и комплексные, включающие темати-
ку нескольких смежных дисциплин.
Важное значение имеет заключительный этап экскурсии —
подведение итогов и обработка собранного материала. Учащие-
|
ся анализируют и систематизируют собранный материал, гото-
вят доклады, рефераты, составляют коллекции, изготовляют
таблицы, устраивают выставки. По теме экскурсии проводится
итоговая беседа: учитель подводит итоги, оценивает знания,
приобретенные учащимися во время экскурсии, делает обоб-
щающие выводы, рекомендует прочитать дополнительную ли-
тературу, которая позволит учащимся глубже ознакомиться с
вопросом. Материалы экскурсий (особенно дальних или про-
изводственных) обсуждаются на общешкольных конференциях,
на которые приглашаются представители производства или тех
объектов, куда совершалась экскурсия.
Учебный план предусматривает организацию всевозможных
факультативов и курсов по выбору. Они разрабатываются с уче-
том пожеланий и интересов школьников, их родителей. Прак-
тика подтверждает целесообразность факультативного изучения
таких, например, курсов, как электро- и радиотехника, элек-
троника, химия полимеров, астрофизика, психология, этика,
античная история, народоведение, отдельные области ботани-
ки, второго иностранного языка, машинописи, этнографии,
стенографии, библиотечного дела, счетоводства, живописи, му-
зыки, художественной гимнастики и т. д. При определении пе-
речня факультативов и предметов по выбору исходят не только
из личных пожеланий учащихся, но из общественных потреб-
ностей и возможностей школы. Учитываются конкретные ус-
ловия и задачи подготовки учащихся к практической деятель-
ности в соответствии с местными условиями. Факультативные
занятия и занятия по выбору должны проводиться в тесной
связи с уроками по обязательным и общеобразовательным
предметам.
Потребность в консультации — учебной беседе, в которой во-
просы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще все-
го в связи с их самостоятельной работой над определенным
учебным материалом или заданием. Правильно организованная
консультация помогает учащимся преодолевать трудности в
овладении учебным материалом. В процессе консультации учи-
тель направляет деятельность учащихся так, чтобы они само-
стоятельно приходили к правильному пониманию того или
иного вопроса, уяснению сложного для них задания, учились
раскрывать сущность изучаемых знаний. Консультация дает
возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях учащих-
ся, обратить их внимание на вопросы, требующие серьезного
изучения. Правильно организованная консультация воспитыва-
ет у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим
знаниям, помогает правильно установить уровень обученности.
Консультируя, педагогу не следует тотчас давать готовые отве-
ты на вопросы учащихся. Желательно сначала с помощью про-
верочных вопросов выяснить, что учащийся не понимает, в
чем он действительно затрудняется, и лишь затем помочь ему.
Консультацию, особенно тематическую, следует сочетать с те-
кущим проверочным опросом или обсуждением той или иной
узловой проблемы курса. Это помогает учащимся самим обна-
ружить пробелы в своих знаниях и устранить их.