сии, домашняя самостоятельная работа учащихся и другие




Тема 3.6 Формы обучения

Практическое занятие по теме: Вспомогательные формы организации учебной работы.

Цель: 1) изучить вспомогательные формы организации учебной работы;

2) формирование аналитических умений;

 

3) формирование умений классифицировать и структурировать изучаемый материал

 

Оборудование: учебная разработка:

Рекомендации по выполнению заданий для практической работы:

1.Внимательно прочитайте задание. Вы можете воспользоваться учебно-методической и справочной литературой по теме, а также представленной учебной разработкой.

2. Выполнить задания.

Задания для практической работы

Задание 1.

Познакомьтесь с информацией, содержащейся в учебной разработке.

Задание 2.

Ответьте на вопросы (письменно) в тетради по педагогике:

  1. Что относится к вспомогательным формам организации учебной работы?
  2. Какое значение имеют предметные пружки?
  3. Методика подготовки и проведения экскурсии (законспектировать).

Обратить внимание на подготовку к экскурсии и методику ее проведения.

  1. Какими особенностями характеризуются факультативные занятия и курсов по выбору и консультации?

Литература, рекомендуемая для подготовки к выполнению практической работы

1. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 566 с.

2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. Учеб. для студентов средних спец. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 386 с. 3.

 

Подготовленный продукт:

1. Записи в тетради по педагогике с ответами на вопросы.

 

 

Вспомогательные формы организации учебной работы —

это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие

классно-урочную деятельность учащихся. К ним, как уже отме-

чалось, относятся: кружки, практикумы, семинары, конферен-

Ции, консультации, факультативные занятия, учебные экскур-

сии, домашняя самостоятельная работа учащихся и другие

формы. Следует отметить известную условность определения

названных форм как вспомогательных. Некоторые из них пере-

шли в разряд нестандартных уроков и начинают претендовать

на статус основной формы. При нынешнем разнообразии учеб-

ных заведений и плюрализме форм организации учебного про-

цесса в них отдельные формы, как, например, семинары, до-

машняя самостоятельная работа, факультативные занятия, экс-

курсии, могут на время становиться основными формами орга-

низации учебной работы.

Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются

большим разнообразием как по направленности, так и по со-

держанию, методам работы, времени обучения и т. д. Практика

подтверждает, что они играют весьма благоприятную роль в

развитии интересов и склонностей учащихся. Способствуют

развитию положительного отношения к обучению: активные

кружковцы обычно лучше учатся и серьезнее относятся к пору-

чениям. Кружки способствуют укреплению связи обучения с

жизнью, развитию межпредметных связей, в частности связи

между общеобразовательными и специальными дисциплинами.

Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный

процесс, способствует повышению качества обучения.

Традиционно к вспомогательным формам учебной работы

относятся экскурсии, хотя сегодня мы встречаем их и в списке

нестандартных уроков. Экскурсия — древняя форма учебной

работы, поэтому требования к экскурсиям хорошо разработа-

ны.

Чтобы успешно провести экскурсию, учитель должен все-

сторонне подготовиться: предварительно ознакомиться с объек-

том и маршрутом, разработать детальный план, организовать

учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскур-

сии указывается тема и цель, объект, порядок ознакомления с

ним (методика), организация познавательной деятельности

учащихся, средства и снаряжения, необходимые для выполне-

ния заданий, подведение итогов экскурсии. Методика проведе-

ния экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста

учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. Каждая

экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с

объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самосто-

ятельная работа по плану — наблюдение, составление соответ-

ствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного ма-

териала и т. д.

Экскурсия может быть фронтальной, групповой или мик-

рогрупповой (бригадной). Выбор ее организационной формы

обусловливается целью, особенностями объекта, возможностя-

ми эффективного управления познавательной деятельностью

учащихся, а также соображениями безопасности и охраны здо-

ровья учащихся. Учебные экскурсии планируются как по от-

дельным предметам, так и комплексные, включающие темати-

ку нескольких смежных дисциплин.

Важное значение имеет заключительный этап экскурсии —

подведение итогов и обработка собранного материала. Учащие-

ся анализируют и систематизируют собранный материал, гото-

вят доклады, рефераты, составляют коллекции, изготовляют

таблицы, устраивают выставки. По теме экскурсии проводится

итоговая беседа: учитель подводит итоги, оценивает знания,

приобретенные учащимися во время экскурсии, делает обоб-

щающие выводы, рекомендует прочитать дополнительную ли-

тературу, которая позволит учащимся глубже ознакомиться с

вопросом. Материалы экскурсий (особенно дальних или про-

изводственных) обсуждаются на общешкольных конференциях,

на которые приглашаются представители производства или тех

объектов, куда совершалась экскурсия.

Учебный план предусматривает организацию всевозможных

факультативов и курсов по выбору. Они разрабатываются с уче-

том пожеланий и интересов школьников, их родителей. Прак-

тика подтверждает целесообразность факультативного изучения

таких, например, курсов, как электро- и радиотехника, элек-

троника, химия полимеров, астрофизика, психология, этика,

античная история, народоведение, отдельные области ботани-

ки, второго иностранного языка, машинописи, этнографии,

стенографии, библиотечного дела, счетоводства, живописи, му-

зыки, художественной гимнастики и т. д. При определении пе-

речня факультативов и предметов по выбору исходят не только

из личных пожеланий учащихся, но из общественных потреб-

ностей и возможностей школы. Учитываются конкретные ус-

ловия и задачи подготовки учащихся к практической деятель-

ности в соответствии с местными условиями. Факультативные

занятия и занятия по выбору должны проводиться в тесной

связи с уроками по обязательным и общеобразовательным

предметам.

Потребность в консультации — учебной беседе, в которой во-

просы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще все-

го в связи с их самостоятельной работой над определенным

учебным материалом или заданием. Правильно организованная

консультация помогает учащимся преодолевать трудности в

овладении учебным материалом. В процессе консультации учи-

тель направляет деятельность учащихся так, чтобы они само-

стоятельно приходили к правильному пониманию того или

иного вопроса, уяснению сложного для них задания, учились

раскрывать сущность изучаемых знаний. Консультация дает

возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях учащих-

ся, обратить их внимание на вопросы, требующие серьезного

изучения. Правильно организованная консультация воспитыва-

ет у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим

знаниям, помогает правильно установить уровень обученности.

Консультируя, педагогу не следует тотчас давать готовые отве-

ты на вопросы учащихся. Желательно сначала с помощью про-

верочных вопросов выяснить, что учащийся не понимает, в

чем он действительно затрудняется, и лишь затем помочь ему.

Консультацию, особенно тематическую, следует сочетать с те-

кущим проверочным опросом или обсуждением той или иной

узловой проблемы курса. Это помогает учащимся самим обна-

ружить пробелы в своих знаниях и устранить их.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: