Качество и конкурентоспособность продукции (услуг)




Виды инноваций

· Технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации иуправления производством не относятся к технологическим.

· Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума(педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).

· Продуктовые — создание продуктов с новыми и полезными свойствами.

· Организационные — совершенствование системы менеджмента.

· Маркетинговые — реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающихсущественные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж ипрезентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новыхценовых стратегий.

 

 

63.Инновационная деятельность. Формирование инновационной стратегии организации (предприятия). это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.

Инновационная деятельность включает:

· выявление проблем предприятия;

· осуществление инновационного процесса;

· организацию инновационной деятельности.

Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения.

Инновационная деятельность- это деятельность по проведению изменений во всех сферах хоз. Деятельности предприятия для адаптации к внешней среде с целью достижения эффективности функционирования и обеспечения развития. Система планирования инновационной деятельности вклю­чает стратегическое и текущее планирование. В процессе стратегического планирования определяется общее направление инновационного развития предприятия. Правильно выбранная инновационная стратегия создает пред­приятию дополнительные технологические и рыночные воз­можности, способствует росту конкурентоспособности про­дукции и предприятия в целом. Процесс разработки стратегии включает ряд этапов: форму­лирование миссии, стратегических целей, проведение анализа внешней и внутренней среды, определение альтернативных стратегий, выбор стратегии, реализация стратегии, коррек­тировка стратегии. Основные виды инновационных стратегий: технологическо­го лидера (позволяет реализовать возможности, связанные с совершенно новым продуктом), следования за лидером (про­изводство и реализация с определенной корректировкой продукции, аналогичной продукции технического лидера), копирования (выпуск продукта на основе приобретения ли­цензий при активном использовании ценовых факторов для повышения рентабельности), пассивные инновационные стра­тегии (маркетинговые инновации, модификация товаров). Инновационная деятельность позволяет повышать конкурентоспособность продукции и за счет неценовых факторов, так как новые изделия с улучшенными технико-экономическимипараметрами привлекают потребителей. При этом потребитель часто выбирает более дорогой по цене товар, учитывая экономию, которую он получит в процессе его эксплуатации. Так, например, предпочтение получает более дорогая бытовая техника, которая удобнее в эксплуатации, характеризуется более низким энергопотреблением, более высокой надежностью, что сокращает затраты на ремонт, а т а к ж е обеспечивает более высокий уровень комфортности, а иногда и престижа.

 

 

64Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, органами местного управления и самоуправления областного территориального уровня в пределах их компетенции в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется в форме:

принятия (издания) нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности;

подготовки и реализации программ инновационного развития;

организации прогнозирования технологического развития;

осуществления технического нормирования и стандартизации;

в иных формах, предусмотренных законодательством.

Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь формируется сроком на пять лет и после утверждения Президентом является основным документом, обеспечивающим реализацию основных направлений государственной инновационной политики.

под термином "инновационная политика предприятия" понимать совокупность целей, принципов и правил по разработке и внедрению инноваций на предприятии.

Планирование инновационного проекта состоит из трех этапов: подготовка инновационного проекта (выявление проблемы и постановки цели для этого создается рабочая группа.), составление бизнес-плана (стандартный документ ознакомления с проектом, в настоящее время это док-т, в котором отражены сведения о предприятии, которое будет реализовывать инновационный проект; продукции (товары, услуги, работы); рынках сбыта продукции; конкурентах; стратегии маркетинга и финансовой стратегии; рисках и их компенсации; производственном, организационном и финансовом (иногда юридическом) планах.) учет рисков и их особе-тей (Инновационные проекты относятся к категории наиболее высокого риска для инвестиций. Поэтому при поиске инвестиций из коммерческих источников инициатору инновационного проекта нужно реально оценить свои шансы) они м быть внешние, внутренние и смешанные

 

65 Венчурная деятельность – это деятельность по финансированию и реализации венчурных проектов. Цель венчурной деятельности - получение прибыли от долевого участия венчурного инвестора в уставном капитале венчурной фирмы.

Характерные особенности венчурной деятельности: венчурная деятельность обусловлена высоким риском не возврата вложенных денежных средств, что характеризует данную деятельность как рисковую;

 

Технология венчурной деятельности имеет определенную последовательность:

1. создание фонда;2. отбор проектов и заключение сделок по их финансированию;3. инвестирование; 4. послеинвестиционное управление и поддержка проектов, управление портфелем заказов; 5. управление выходом из бизнеса.

2. Объекты - венчурные проекты – проекты, направленные на разработку, создание, реализацию новых идей, новых продуктов, новых технологий.

Субъекты венчурной деятельности:

- инвесторы, предоставляющие средства венчурным фондам;

- венчурные организации, реализующие венчурные проекты (малые организации, действующие в наукоемких областях экономики. Проводят научные исследования, инженерные разработки, создают и внедряют инновации, в том числе по заказам крупных коммерческих организаций и государства. Значимость венчурных организаций заключается и в том, что они стимулируют конкуренцию, подталкивая крупные объединения (фирмы) к инновационной активности.

- венчурные фонды, (инвестиционный фонд, ориентированный на работу с инновационными предприятиями и проектами (стартапами), Венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или предприятия с высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Обычно такие вложения осуществляются в сфере новейших научных разработок, высоких технологий. Как правило, 70-80 % проектовне приносят отдачи, но прибыль от оставшихся 20-30 % окупает все убытки.

- государство, которое посредством государственной политики определяет эффективность венчурной деятельности, рост или уменьшение объемов венчурных фондов, состав и структуру инвесторов.

Несмотря на то, что в Беларуси уже существуют стартовые условия для возникновения современной венчурной инфраструктуры (действует Парк высоких технологий и Республиканский центр трансфера технологий, которые могут дать почву для венчурного финансирования), венчурной деятельности в Беларуси почти нет. Лишь некоторые белорусские компании смогли привлечь венчурные инвестиции.


 

66. Ж и з н е н н ы й ц и к л и з д е л и я Д ля формирования качества продукции важно знать ее жизненный цикл. Каждый товар проходит нижеприведенные стадии. Этап разработки товара — период превращения замысла товара в реальное изделие. На этом этапе дается ответ, поддается ли идея товара воплощению в изделие, рентабельное как с технической, так и с коммерческой точек зрения. Этому этапу предшествует маркетинговое исследование рынка Этап выведения товара на рынок — период медленного роста сбыта по мере выхода товара на рынок. Этап начинается с момента распространения товара и поступления его в продажу сбыта прибылей на этом этапе еще нет или они невелики. Этап роста — период быстрого восприятия товара рынком и быстрого роста прибылей. Затраты фирм на стимулирование сбыта сохраняются на прежнем уровне или слегка увеличиваются, чтобы противодействовать конкурентам и продолжать информировать публику о товаре. Прибыли растут, поскольку издержки на стимулирование сбыта приходятся у ж е на больший объем продаж при одновременном сокращении издержек производства. Этап зрелости — период замедления темпов сбыта в связи с тем, что товар у ж е добился восприятия большинством потенциальных покупателей. Прибыли стабилизируются или снижаются в связи с ростом затрат на защиту товара от конкурентов. Этап упадка — период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибылей.

Достижение требуемого потребителем качества включает процессы формирования и использования продукции на всех этапах жизненного цикла и представляет собой единый, целостный процесс. Для его осуществления необходимо различать методы и виды деятельности, характерные для каждого этапа, объединить в одно целое:•общее административное руководство, включающее аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества;•цели и ответственность;

•осуществление их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение и улучшение качества.

67Планирование и эффективность использования инноваций
Инновация – это новый продукт, идея, услуга, технология, усовершенствование в производственно-хозяйственной деятельности, на рынке, в общественной жизни. Инновация создается в результате интеллектуальной деятельности, которая превращает результаты исследований и открытий в качественные образцы изделий с более высокими потребительскими, технологическими, техническими, экономическими и иными свойствами, чем существующие. Планирование инноваций на предприятии включает следующие этапы:
1) генерация идей и их отбор (это систематический поиск возможностей создания новых изделий, который включает в себя источники идей (работники предприятия, работники НИИ и проектно-конструкторских организаций, покупатели) и методы ихсоздания.
2) оценка продукции;
3) проверка концепции;
4) экономический анализ (анализируется возможный спрос, уровень издержек производства, предполагаемый объем капитальных вложений и размер прибыли);
5) разработка продукции;(Разработка нового товара включает в себя создание образца и разработку базовой маркетинговой стратегии)
6) подробный маркетинг(После разработки стратегии проводится пробная реализация и осуществляется наблюдение за реальным поведением потребителя. Предварительная оценка новых изделий потребителями снижает риск возможных потерь в случае непризнания товара на рынке.
7) коммерческая реализация (выведение товара на рынок и полномасштабное его производство. После этого проводится маркетинговое наблюдение за ним на протяжении всего жизненного цикла изделия).
Значение инноваций для развития экономики обуславливает необходимость оценки эффективности исследований, поиск различных параметров определяющих эту эффективность. Для этого применяются качественные и количественные методы оценки эффективности использования инноваций. Наиболее часто встречающимся мотивом, который побуждает осуществлять расходование средств на инновации, является то, что это расходование представляет собой особую форму рекламы или страховки предприятия на будущее в конкурентной борьбе.
Научно-технический эффект от внедрения инноваций характеризуется следующими показателями:
1. Количество зарегистрированных авторских свидетельств и патентов.
2. Увеличение удельного веса прогрессивных технологических процессов.
3. Повышение коэффициента автоматизации производства и уровня механизации труда.
4. Повышение удельного веса применяемых прогрессивных технических средств.
Социальный эффект характеризуют следующие показатели:
1. Увеличение числа новых рабочих мест.
2. Прирост доходов работников предприятия за определенный период времени.
3. Повышение степени безопасности труда.
4. Улучшение условий труда.
5. Увеличение продолжительности жизни работников.
6. Снижение заболеваемости, травматизма.
Экологический эффект характеризуют:
1. Снижение вредных выбросов в окружающую среду.
2. Сокращение отходов производства.
3. Повышение эргономичности производства.
4. Снижение штрафных санкций за нарушение экологического законодательства.
Обобщающими показателями, характеризующими экономическую эффективность инноваций, являются следующие:
1 - прирост производительности труда;
2 - прирост материалоотдачи (снижение материалоемкости);
3 - прирост фондоотдачи (снижение фондоемкости);
4 - ускорение оборачиваемости оборотных средств, высвобождение оборотных средств;
5 - прирост объема выпуска продукции за счет рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
6 - прирост прибыли или снижение себестоимости продукции;
7 - улучшение финансового состояния и повышение платежеспособности предприятия.
Показателями эффективности инноваций являются также срок окупаемости и коэффициент эффективности инвестиций.
Таким образом, используя инновации, предприятие снижает издержки, увеличивает объемы производства, прибыль, завоевывает рынки сбыта, способствует повышению экономической эффективности и развитию национальной экономики.

Качество и конкурентоспособность продукции (услуг)

Под качеством продукции нужно понимать совокупность свойств продукции, которые обусловливают ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.Общими показателями качества продукции являются сортность, брак, количество принятых рекламаций.

Показатели надежности: безотказность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность на протяжении некоторого времени или некоторой наработки;

сохранность - свойство изделия сохранять свои показатели на протяжении хранения и транспортирования;

ремонтопригодность - свойство объекта приспосабливаться к предупреждению причин возникновения его отказов и устранения их следствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания;

долговечность - свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов.

Показатели технологичности характеризуют технологичность решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.

Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями.

Эргономические показатели отображают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявившихся при использовании изделия.

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство выполнения и стабильность товарного вида изделия.

Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции к транспортированию.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту продукции и являются важным фактором при определении конкурентоспособности.

Экологические показатели - это уровень вредных влияний на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т. е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Показатели качества продукции определяются при помощи таких методов:

измерение с помощью технических измерительных приборов (твердость, прочность, эластичность и т. п.);

определение показателей на основе теоретической или эмпирической зависимости между параметрами (растворимость и т. п.);

статистического - на основе наблюдений и соответствующей обработки информации (показатели надежности, долговечности и др.);

органолептического - на основе восприятия органов чувств: зрения, обоняния, вкуса и др.;

социологического - на основе сбора и анализа суждений потребителей, путем устных опросов, заполнения анкет, с помощью аукционов, выставок;

экспертного - на основе обработки суждений группы специалистов-экспертов.

Любой товар, поступивший на рынок, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретет тот товар, который наиболее полно удовлетворяет его личные потребности. Поэтому конкурентоспособность (т. е. возможность сбыта на данном рынке) товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Другими словами, конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к рынку и времени продажи.

Конкурентоспособность товара - совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающего удовлетворение конкретной потребности покупателя.

Затраты покупателя состоят из двух частей - затрат на покупку (цена товара) и затрат, связанных с потреблением, которые вместе называются ценой потребления. Эта цена потребления обычно существенно выше цены продажи. Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого за весь срок его службы у покупателя создается минимальная цена потребления.

При этом нужно различать качество и конкурентоспособность товара. Качество - это просто совокупность тех свойств изделия, которые делают его способным выполнять заданные функции и удовлетворять тем самым определенную потребность. Сравнивая качество двух изделий, мы сравниваем просто меры полезности каждого из них, а в конкретных условиях эксплуатации полезность вещи выражается ее конкурентоспособностью. Другими словами, нельзя говорить о конкурентоспособности, не оговаривая условий использования изделий. Конкурентоспособность товара должна быть ключевым моментом принятия решения о создании новых производств.

Изучение конкурентоспособности реализуемого на рынке товара должно вестись непрерывно и систематически. Это даст возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться. В результате можно своевременно принять то или иное оптимальное решение: снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой рынок.

 


 

69 Показатели конкурентоспособности товара представляют собой набор признаков, которые делают товар более привлекательным для потребителя. Основными показателями конкурентоспособности товара являются его качество и цена.Качество товара достигается высоким уровнем производства и контролем на каждом из этапов технологических операций. Цена товара является сложным параметром, в который производитель или поставщик товара должен закладывать многочисленные издержки, связанные как с изготовлением товара, так и с «продвижением» товара на рынок, а также различные налоги и сборы, которые взимаются государственными органами.

Кроме того, показатели конкурентоспособности товара подразделяют на «жесткие» и «мягкие». К «жестким» показателям относят технические параметры и потребительские свойства товара, а также нормативные требования, которые предъявляются к тому или иному изделию, Например, многие столкнулись с проблемой «шумных» кондиционеров, которые производятся в странах юго-восточной Азии.Под «мягкими» показателями конкурентоспособности товара понимаются дизайн, упаковка, а также престижность марки того или иного товара.

Оценка показателей конкурентоспособности товара производится специалистами по целому ряду признаков, для подобных оценок применяются как статистические методы, так и различные способы опросов, например, фокус-группы, на которых специально подобранной группе людей предлагается попробовать тот или иной товар.

К сожалению, большинство людей ориентируются только на стоимость товара. Более бедные слои населения не могут позволить себе качественные товары из-за нехватки денежных средств, а более состоятельные граждане больше внимания уделяют престижности той или иной марки товара.На основе показателей конкурентоспособности товара принимаются решения о маркетинговой политике предприятия, которая может быть как агрессивной (Политика без компромиссов и послаблений. «Война» за покупателя.), так и направленной на определенные категории населения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: