Положение
О Малой академии наук школьников
Республики Башкортостан
Общие положения
Малая академия наук школьников Республики Башкортостан (далее – МАН) является добровольным творческим объединением одаренных (талантливых) детей и молодежив Республике Башкортостан, созданным Министерством образования Республики Башкортостан в рамках реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации3 апреля 2012 года № Пр-827,Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.
Главной целью летней образовательной смены является подготовка учащихся к школьному, муниципальному, региональному и заключительному этапам олимпиад, развитие творческого потенциала, создание условий для самореализации детей.
Особая роль отводится решению следующих задач:
популяризация научных знаний среди обучающихся, формирование у них научного мировоззрения, повышение престижа науки;
вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность;
выявление и поддержка талантливых молодых исследователей, содействие становлению молодых ученых;
поддержка педагогических работников, занимающихся научно-исследовательской деятельностью с одаренными (талантливыми) детьми в Республике Башкортостан;
содействие развитию интеграции общего и профессионального образования;
создание развитой информационной системы по научно-исследовательской, проектной и другой творческой деятельности обучающихся;
содействие развитию международного сотрудничества и партнерства в интересах научной и творческой деятельности одаренных (талантливых) детей и педагогических работников;
укрепление научных связей и взаимодействия с научными организациями, ведущими фундаментальные и прикладные исследования в рамках изучения экономики.
В работе МАН принимают участие обучающиеся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования.
Организация МАН
Учредителями МАН являются Министерство образования Республики Башкортостан, государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан (далее – ГАУ ДПО ИРО РБ).
Финансирование МАН осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан, муниципальных бюджетов, внебюджетных средств, средств благотворительных фондов, спонсоров.
3. Структура, содержание и формы работы МАН
Основным структурным звеном МАН является научное общество обучающихся (далее - НОО), создаваемое в образовательных организациях.
Руководителями НОО могут быть педагогические работники, преподаватели образовательных организаций, организаций высшего образования, ученые.
Членами МАН являются обучающиеся, занимающиеся научными исследованиями.
Координация работы руководителей НОО осуществляется в форме совещаний, семинаров, встреч по обмену опытом и пр., проводимых для руководителей НОО, организаторов мероприятий МАН, заинтересованных лиц.
Организация научной работы с обучающимися включает в себя:
создание секций, лекториев, очно-заочных интеллектуальных школ, классов, образовательных смен для членов МАН;
организацию и проведение научно-практических конференций, турниров, конкурсов исследовательских работ обучающихся;
подготовку и формирование команд для участия в мероприятиях республиканского, всероссийского и международного уровней;
приглашение педагогических работников, преподавателей, ученых с целью их участия в обучающих семинарах, курсах повышения квалификации, других мероприятиях, проводимых для руководителей НОО, организаторов мероприятий МАН, заинтересованных лиц;
сотрудничество с российскими и международными обществами, образовательными организациями в целях обмена научно-исследовательским опытом обучающихся;
издание сборников исследовательских работ, научно-методических пособий.
В рамках МАН проводятся следующие республиканские мероприятия:
Республиканский конкурс научно-исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников Республики Башкортостан:
Республиканская научно-практическая конференция учащихся
по детскому техническому творчеству «Лаборатория XXI века»;
Республиканский конкурс юношеских исследовательских работ
им. В.И.Вернадского;
Республиканская научно-практическая конференция «Ломоносовские чтения»;
Республиканская научно-практическая конференция «Щербаковские чтения»;
Республиканская научно-практическая конференция «Аксаковские чтения».
Вышеуказанные мероприятия являются самостоятельными. Порядок их проведения разрабатывается Министерством образования Республики Башкортостан.
Список мероприятий, проводимых в рамках МАН, изменяется или дополняется по инициативе учредителей.
Для проведения мероприятий, проводимых в рамках МАН, в качестве экспертов привлекаются представители образовательных организаций, организаций высшего образования.
Оператором мероприятий, проводимых в рамках МАН, является ГАУ ДПО ИРО РБ.
Приложение № 2 к письму
ГАУ ДПО ИРО РБ
от «_13_ »_ февраля _2019 года
№__ 02-16/059 _____
ПОЛОЖЕНИЕ
о республиканском конкурсе научно-исследовательских работ
в рамках Малой академии наук школьников Республики Башкортостан
Общие положения
Конкурс научно-исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников Республики Башкортостан (далее - Конкурс) проводится Министерством образования Республики Башкортостан (далее – Министерство), государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан (далее – ГАУ ДПО ИРО РБ)совместно с организациями высшего образования Республики Башкортостан для выявления лучших исследователей из числа обучающихся в образовательных организациях республики.
Конкурс способствует развитию мышления, формированию лидерских и творческих качеств талантливой обучающейся молодежи на основе проявления компетентности, инициативы, самостоятельностии оригинальностивпоисково-исследовательскойдеятельности, способствующей формированию научного интеллектуально-творческого потенциала Республики Башкортостан и России.
Цель конкурса - стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося путем совершенствования развития у него исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения.
Основными задачами конкурса являются:
содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований собучающимися;
развитие творческой исследовательской активности обучающихся;
стимулирование у обучающихся развития интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
выявление талантливых обучающихся, их поддержка и поощрение, общественное признание ученической проектной и исследовательской деятельности;
содействие раннему раскрытию интересов и склонностей обучающихся к научно-исследовательской деятельности;
создание условий для вовлечения в проектную и исследовательскую деятельность обучающихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследователями.
Предметом рассмотрения на Конкурсе являются исследовательские работы обучающихся, которые предполагают осведомленность авторов о современном состоянииобласти исследования, владение навыком экспериментальной работы, умение анализировать собственные данные, обобщать, формализовать результаты исследования.
Руководство конкурсом
Учредителями Конкурса являются Министерство образования Республики Башкортостан и ГАУ ДПО ИРО РБ.
Научно-методическое руководство Конкурсом осуществляют ГАУ ДПО ИРО РБ, организации высшего образования Республики Башкортостан (по согласованию).
Оператором проведения Конкурса является ГАУ ДПО ИРО РБ.
Общее руководство подготовкой и проведением конкурса осуществляется республиканским организационным комитетом.
Структура конкурса
Конкурс проводится по следующим секциям:
1. Секция«Свет познания» включает в себя рассмотрение научно-исследовательских работ обучающихся по следующим направлениям:
Химия.
Биология.
Экология.
География.
Медицина и ОБЖ.
2. Секция«Быстрее в мысли, ярче в слове…» включает в себя рассмотрение научно-исследовательских работ обучающихся по следующим направлениям:
История и МХК.
Обществознание и право.
Русский язык и литература.
Лингвистика. Иностранные языки.
История и культура Башкортостана.
Лингвистика. Родные языки.
3. Секция «Прорыв в науку»включает в себя рассмотрение научно-исследовательских работ обучающихся по следующим направлениям:
Физика.
Математика.
Информатика и ИКТ.
Экономика и предпринимательство.
4. Секция «Блестящая идея»включает в себя рассмотрение научно-исследовательских работ обучающихся по следующим направлениям:
Наука и техника.
Технология и дизайн.
Финансовая грамотность.
5. Секция«Научных открытий заманчивый мир» включает в себя рассмотрение научно-исследовательских работ обучающихся начальных классов
(1-4 классы)по следующим направлениям:
Окружающий мир.
Математика.
Русский язык и литературное чтение.
К Конкурсу допускаются научно-исследовательские работы обучающихся только по вышеназванным секциям и соответствующим им направлениям.
По направлению «Лингвистика. Иностранные языки» допускаются научно-исследовательские работы, выполненные на исследуемом языке в рамках сравнения языковых явлений различных иностранных языков.
Список секций и направлений изменяется или дополняется на основании решения республиканского организационного комитета и согласуется
с учредителями.
Порядок проведения конкурса
4.1. В Конкурсе принимают участие обучающиеся1-11 классов общеобразовательных организаций.
Конкурс включает в себя школьный, муниципальный и республиканский этапы.
4.2. Для проведения указанных этапов Конкурса создаются организационные комитеты (далее – оргкомитеты) соответствующего уровня проведения Конкурса.
Составы оргкомитетов соответствующего уровня проведения Конкурса формируется из представителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, педагогических и научно-педагогических работников.
Состав республиканского оргкомитета Конкурса ежегодно утверждается приказом ГАУ ДПО ИРО РБ. Республиканский оргкомитет решает вопросы организации заочного и очного туров Конкурса, награждения победителей и призеров Конкурса и научных руководителей, способствует привлечению внимания общественности, средств массовой информации, физических и юридических лиц к Конкурсу, совместно с республиканской комиссией подводит итоги, награждает победителей и призеров Конкурса.
Решения оргкомитетов оформляются протоколом.
4.3. Для рассмотрения научно-исследовательских работ обучающихся создаются комиссии соответствующего уровня проведения Конкурса, в состав которых входят педагогические и научно-педагогические работники,независимые эксперты из числа представителей организаций высшего образования.
Состав комиссии республиканского этапа Конкурса (далее – Комиссия)утверждается приказом ГАУ ДПО ИРО РБ. В состав Комиссии включаются педагогические и научно-педагогические работники образовательных организаций и организаций высшего образования.
Решения комиссий соответствующего уровня проведения Конкурса оформляются протоколами.
Решение о направлении участников на муниципальный этапа Конкурса принимает оргкомитет школьного этапа Конкурса.
4.4. Школьный этап Конкурса проводится в октябре-ноябре учебного года.
Конкретные сроки, места и организационно-технологическая модель проведения школьного этапа Конкурса устанавливаются общеобразовательной организацией.
Школьный этап Конкурса проводится в форме научно-практической конференции по секциям и соответствующим им направлениям, предусмотренным разделом 3 настоящего Положения.
Участники школьного этапа Конкурса, научно-исследовательские работы которых стали победителями по каждому из направлений секции, принимают участие в муниципальном этапе Конкурса.
Участники школьного этапа Конкурса, проводимого в подведомственных Министерству образования Республики Башкортостан общеобразовательных организациях, научно-исследовательские работы которых стали победителями по каждому из направлений секции, принимают участие в республиканском этапе Конкурса.
4.5. Муниципальный этап Конкурса проводится в декабре-январе учебного года.
Конкретные сроки, места и организационно-технологическая модель проведения муниципального этапа Конкурса устанавливаются органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.
Участник муниципального этапа Конкурса, работа которого стала победителем по каждому из направлений секции, принимает участие в республиканском этапе Конкурса.
Решение о направлении участников на республиканский этапа Конкурса принимает оргкомитет муниципального этапа Конкурса.
Ввиду административно-территориального деления городского округа город Уфа Республики Башкортостан на районы рекомендуется дополнение организационной схемы проведения МАН в указанном городе районным этапом Конкурса.
4.6. Республиканский этап Конкурса проводится в феврале-марте учебного года и состоит из заочного и очного туров.
Конкретные сроки проведения заочного и очного туров республиканского этапа Конкурса устанавливаются приказом Министерства образования Республики Башкортостан.
4.6.1. Заочный тур республиканского этапа Конкурса проводится в феврале учебного года. Заочный тур республиканского этапа Конкурса является отборочным.
Заявка для участия в заочном туре республиканского этапа Конкурса составляется на русском языке и направляется муниципальным оргкомитетом Конкурса в республиканский оргкомитет в электронном видев форматах *.doc.
и *.pdf на электронную почту республиканского оргкомитета (форма заявки прилагается).
Заявки не рецензируются и не возвращаются участнику.
Заявки, поступившие позже установленного срока окончания их приема,
не допускаются к Конкурсу.
К заявке прилагаются следующие документы:
- отчет о проведении муниципального этапа Конкурса;
- протокол заседания комиссии по итогам рассмотрения научно-исследовательских работ обучающихся на муниципальном этапе Конкурса;
- протокол решения оргкомитета муниципального этапа Конкурса о направлении участников на республиканский этап Конкурса;
- анкета на каждого участника (форма анкеты прилагается);
- текст научно-исследовательской работыи тезисы.
Все страницы заявки и документы, прилагаемые к ней, печатаются шрифтом TimesNewRoman размером №14 на стандартных листах бумаги формата А4 через 1,5 междустрочного интервала. Поля должны иметь следующие параметры: левое - 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, абзацный отступ – 1,25 см.
Анкета. Анкета заполняется на каждого участника Конкурса и включает
в себя сведения об участнике, его научном руководителе, научно-исследовательской работе. Анкета заверяется руководителем образовательной организации, в которой обучается участник Конкурса.
Тезисы. Текст тезисов не должен превышать двух страниц формата А4.
В начале тезисов указываются название научно-исследовательской работы, фамилия, имя, отчество, класс и образовательная организация, в которой обучается автор (авторы) тезисов, фамилия, имя, отчество, должность и место работы, ученое звание и степень (при наличии) научного руководителя.
Научно-исследовательская работа. Наименование и содержание научно-исследовательской работы должны соответствовать тематике секции. Текст одной научно-исследовательской работы не должен превышать следующих параметров:
для обучающихся 1-4 классов – не более 10 страниц формата А4;
для обучающихся 5-9 классов – не более 15 страниц формата А4;
для обучающихся 10-11 классов –не более20 страницформата А4.
Титульный лист должен содержать полное наименование организаторов мероприятия, наименование конкурса, секцию, направление, тему научно–исследовательской работы, сведения об авторах (фамилия, имя, отчество, класс, учебное заведение), сведения о руководителе (фамилия, имя, отчество, место работы, ученая степень), год.
Научно-исследовательская работа должна содержать оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и литературы.
В оглавление включаются основные заголовки научно-исследовательской работы, введение, название глав и параграфов, заключение, список литературы, названия приложений и соответствующие номера страницы.
Введение включает в себя формулировку постановки проблемы, отражает актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исследователем, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада работы в решение избранной проблемы.
Основная часть содержит информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных исследователю ранее существующих и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.
В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные исследователем, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования.
В список литературы заносятся публикации, издания и источники, использованные автором. Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, название издания, выходные данные издательства, год издания, № выпуска (если издание периодическое), количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.
Научно-исследовательская работа может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.п.), который должен быть связан с основным содержанием.
К рассмотрению не принимаются реферативные и описательные работы,
а также работы, ставшие победителями в других конкурсах республиканского или всероссийского уровня.
Научно-исследовательские работы, представленные на заочный тур Конкурса, оцениваются Комиссией по следующим критериям и показателям:
№ п/п | Критерии | Показатели критериев | Баллы | Примечания |
1. | Тип представленной работы | Максимальный балл - 2 | ||
реферативная работа | 1 балл | |||
работа носит исследовательский характер | 2 балла | |||
2. | Использование известных результатов и научных фактов | Максимальный балл - 2 | ||
автор использовал широко известные данные | 1 балл | |||
использованы уникальные научные данные | 2 балла | |||
3. | Полнота цитируемой литературы, ссылки на ученых | Максимальный балл - 2 | ||
в рамках исследования использованапрограмма по отдельным учебным предметам, курсамосновной общеобразовательной программы общего образования (далее – школьная программа) | 1 балл | |||
кроме школьнойпрограммы использованы специализированные, в том числе уникальные литературные, научные и иные источники | 2 балла | |||
4. | Использование знаний вне школьной программы | Максимальный балл - 2 | ||
в работе использованы знания школьной программы | 1 балл | |||
при выполнении работы интересы участника Конкурса вышли за рамки школьной программы | 2 балла | |||
5. | Степень новизны полученных результатов | Максимальный балл - 2 | ||
в результате исследования доказан уже известный факт (факты) | 1 балл | |||
в результате исследования кроме известных выводов получены новые | 2 балла | |||
6. | Возможности представления результатов исследования на целевой аудитории | Максимальный балл - 3 | ||
результаты исследования могут обсуждаться на школьной/студенческой конференции | 1 балл | |||
результаты исследования могут обсуждаться на взрослой конференции в связи с доказательством нового положения | 2 балла | |||
результаты исследования являются уникальными и могут быть представлены в научных изданиях | 3 балла | |||
7. | Практическая значимость исследования | Максимальный балл - 4 | ||
результаты исследования могут быть использованы в учебных целях | 1 балл | |||
результаты исследования уже применяются в учебных целях в своей образовательной организации | 2 балла | |||
результаты исследования могут применяться/уже применяются в учебных целях в нескольких образовательных организациях | 3 балла | |||
результаты исследования могут применяться/уже применяются в иных организациях | 4 балла | |||
8. | Структура работы: оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованных источников и литературы | Максимальный балл - 2 | Требования к структуре работы представлены выше | |
Работа не структурирована | 0 баллов | |||
работа частично структурирована | 1 балл | |||
работа структурирована в соответствии с требованиями | 2 балла | |||
9. | Оригинальность предложенной темы | Максимальный балл - 2 | ||
тема исследования является традиционной, общепринятой | 1 балл | |||
тема исследования требует творческого, нестандартного подхода | 2 балла | |||
10. | Владение автором научной и специальной терминологией | Максимальный балл - 1 | ||
автор не применяет научную и специальную терминологию | 0 баллов | |||
автор применяет научную и специальную терминологию, связанную с темой исследования | 1 балла | |||
ИТОГО | 22 балла |
Результаты оценивания вносятся в оценочные листы. Комиссия по итогам рассмотрения научно-исследовательских работ заочного тура Конкурса определяет список участников, допущенных к очному туру Конкурса. Максимальное число работ, допущенных к очному туру Конкурса, определяется республиканским оргкомитетом Конкурса.
4.6.2. Очный тур Конкурса проводится в марте учебного года.
Очный тур Конкурса предполагает публичную защиту научно-исследовательской работы с использованием мультимедийной презентации.
Научно-исследовательские работы, представленные на очный тур Конкурса, оцениваются по следующим критериям:
№ п/п | Критерии | Показатели критериев | Баллы | Примечания |
1. | Содержание и форма изложения научно-исследовательской работы | Максимальный балл - 7 | ||
структура работы: оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованных источников и литературы | 3 балла | |||
постановка гипотезы, цели, задач | 2 балла | |||
убедительность, использования фактов, обоснованность аргументов | 2 балла | |||
2. | Наглядность | Максимальный балл -6 | ||
наличие мультимедийной презентации | 3 балла | |||
наличиефотоматериалов | 1 балл | |||
наличиена бумажном носителе плакатов, представляющих схемы, чертежи, таблицы, графики | 1 балл | |||
наличие раздаточного материала | 1 балл | |||
3. | Форма выступления | Максимальный балл – 6 | ||
речь (громкость, доступность, внятное произношение, темп, интонация, направленность речи) | 3 балла | |||
умение контактировть с аудиторией отношение к аудитории (благоприятное, успешный контакт) | 3 балла | |||
4. | Форма ответов на вопросы в ходе дискуссии | Максимальный балл – 6 | ||
полнота и точность ответов | 2 балла | |||
умение приводить убедительные аргументы, обоснованностьответа | 2 балла | |||
умение использовать цитаты из работы | 2 балла | |||
ИТОГО | 25 баллов |
Результаты оценивания вносятся в оценочные листы. Комиссия по результатам очного этапа Конкурса определяет победителя по каждому направлению при условии наличия в соответствующей секции более 5 (пяти) представленных научно-исследовательских работ.
По результатам проведения очного тура Конкурса определяются победители и призеры по каждому направлению секций.
Оргкомитет конкурса определяет победителей и призеров конкурса.
Победители награждаются дипломом I степени, призеры – дипломами II, IIIстепени, соответственно. Количество призеров определяет Комиссия по результатам оценивания научно-исследовательских работ, представленных на очный тур Конкурса, ноне более 2 (двух) для награждения дипломом II степени, не более 3 (трех) – дипломом III степени.
По результатам проведения очного тура Конкурса определяются победители в следующих номинациях: «Лучший эксперимент», «Лучший проект», «Лучшее наблюдение», «Самая оригинальная проблема научно-исследовательской работы».
Авторскому коллективу вручается один диплом победителя или призера.
Списки победителей, призеров и номинантов Конкурса утверждаются приказом Министерства образования Республики Башкортостан.
4.6.3. Апелляция по результатам оценивания научно-исследовательских работ, представленных на республиканский этап Конкурса, не проводится.
Приложение №1 к Положению
о республиканском конкурсе
научно-исследовательских работ
в рамках Малой академии наук школьников
Республики Башкортостан
ЗАЯВКА
на участие в заочном туре республиканского конкурса научно-исследовательских работ
в рамках Малой академии наук школьников Республики Башкортостан
№ п/п | Наименования секции и направления, в рамках которых представляется научно-исследовательская работа | Наименование научно-исследовательской работы | Фамилия, имя, отчество (при наличии) участника Конкурса | Наименование образовательной организации(по Уставу), в которой обучается участник Конкурса | Класс | Фамилия, имя, отчество (при наличии) научного руководителя участника Конкурса | Место работы и должность научного руководителя участника Конкурса | Результат участия в муниципальном этапе Конкурса |
1. | ||||||||
2. |
Председатель муниципального оргкомитета Конкурса: ______________ ____________________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
МП
Приложение № 2 к Положению
о республиканском конкурсе
научно-исследовательских работ
в рамках Малой академии наук школьников
Республики Башкортостан
Анкета
участника республиканского конкурса исследовательских работ
в рамках Малой академии наук школьников Республики Башкортостан
I. Сведения об участнике Конкурса:
1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) участника ___________________________________________________________________
(указывается в соответствии с документом, удостоверяющим личность участника)
2. Образовательная организация, в которой обучается участник,___________________________________________________________________
(указывается полное наименование образовательной организации в соответствии с уставом)
___________________________________________________________________
4. Класс ___________________________________________________________
5. Домашний адрес__________________________________________________
__________________________________________________________________
Контактный номер телефона _________________________________________ Адрес электронной почты ____________________________________________
6. Секция и направление, в рамках которых представляется научно-исследовательская работа _____________________________________________
7. Наименование научно-исследовательской работы ______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Итоги участия в муниципальном этапе Конкурса__________________________________________________________________
II. Сведения о научном руководителе участника Конкурса:
1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) научного руководителя
__________________________________________________________________
(указывается в соответствии с документом, удостоверяющим личность научного руководителя)
должность __________________________________________________________
место работы_______________________________________________________
__________________________________________________________________
ученое звание и степень ______________________________________________
__________________________________________________________________
Контактный номер телефона ______________________________________
Адрес электронной почты ____________________________________________
Руководитель ОО ___________ _______________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
МП Дата ___ _________ 20__ г.
Приложение № 3 к Положению
о республиканском конкурсе
научно-исследовательских работ
в рамках Малой академии наук школьников
Республики Башкортостан
Министерство образования Республики Башкортостан
ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан
Конкурс исследовательских работ в рамках Малой академии наук
школьников Республики Башкортостан
Секция: «_______________»
Направление: «______________________________»