Организация межкультурного диалога в поликультурном образовательном пространстве.




Бутова Е.В. – воспитатель отделения
«Борьба греко-римская» ГБПОУ РО «РОУОР»
Курило М.В. – преподаватель высшей категории русского языка и литературы, руководитель литературно-музыкального клуба «ТВЭЛ» («Творческая Элита») ГБПОУ РО «РОУОР»
Курило А.А. - магистрант 2-го курса Академии психологии и управления ЮФУ образовательной программы «Управление в сфере среднего профессионального образования», педагогического направления, рук. танцевальной школы «
DANZA del ALMA».

 

Развитие общества в XXI веке представляет собой мировой интеграционный процесс, поэтому современный человек находится на рубеже культур, соприкосновение с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к другим культурным традициям, то есть «роста сознания».

Жизнь в культурно сложной и быстро меняющейся среде требует от человека умения оперировать новой информацией, получать достоверные знания и вырабатывать объективные представления о мире и о своём месте в нём, что невозможно без качественно нового уровня осознания современной действительности, понимания и интеграции культурного опыта других народов.

Для реализации этого процесса необходима организация межкультурного диалога в поликультурном пространстве. И формы этого ДИАЛОГА могут быть различными.

Диалог всегда (и особенно - сегодня) – верный путь к взаимопониманию. А именно понимание друг друга ведёт к мирному, адекватному взаимодействию людей во имя не разрушения, а созидания.

Сегодня, в 21 век, век разрушительных событий, когда «горячие точки» нашей планеты вспыхивают с ужасающей закономерностью, как никогда возникает необходимость в конструктивном диалоге между представителями разных народов, национальностей, религий.

Итак, межкультурный диалог сегодня – острая необходимость в современном полиэтническом пространстве.

Ярким примером такого миниполиэтнического пространства может служить состав обучающихся в Ростовском областном училище олимпийского резерва. Не так-то просто создать атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения в среде спортсменов, целеустремленных юношей и девушек, желающих доказать и отстоять своё лидерство, проявляя стойкость, железную волю и силу характера.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для организации и развития межнационального диалога, воспитания взаимного уважения, интереса к традициям и лучшим сторонам представителей других народов, тех, с кем тренируешься, учишься, проводишь свободное время в стенах общего учебного заведения – кузницы олимпийских чемпионов, вписавших свои имена золотыми буквами в историю Мирового спорта.

Что же такое диалог? Диалог в узком смысле – это потребность во взаимодействии, взаимопомощи, взаимообогащении. Соответственно, это касается в основном трёх уровней: воспитание, язык, невербальное процессы. В широком понимании под межкультурным диалогом подразумевается «процесс, включающий в себя открытый и вежливый обмен мнениями между лицами и группами с различным этническим, культурным, религиозным и языковым прошлым и наследием, основанный на взаимном понимании и уважении. Он требует свободы и способности к самовыражению, а также готовности и способности прислушаться к другому мнению».

Одним из важнейших конструктивных элементов межкультурного диалога являются равенство и взаимное уважение. Межкультурный диалог предполагает, что спектр религиозных, а также светских взглядов является частью богатого культурного наследия, и религиозные сообщества сами несут ответственность за повышение понимания между различными культурами через межрелигиозный диалог. В этом более чётко проявляется отличие межкультурного подхода от мультикультурализма.

В Училище олимпийского резерва недаром часто проводятся Классные часы с приглашением представителей различных общин Дона для обсуждения важных вопросов культуры, исторического прошлого, связывающего наши народы, которым гордятся наши народы. Например, стойкость и дружба, проявленная в дни нашествия немецко-фашистских захватчиков во время Великой отечественной войны. Проводятся анкетирования по вопросам особенностей общения современников, языка, использования нецензурной лексики, и спортсмены разного возраста, национальностей и видов спорта вдруг с удивлением понимают, что ценности разных народов сходны, основаны на самых лучших воспитательных моментах, призванных взрастить достойную личность, Человека с большой буквы.

Творчество имеет огромную силу духовного и нравственного обогащения человека. Именно поэтому ребята вовлекаются в эту сферу жизни Училища олимпийского резерва. Человек не может жить в одной плоскости, зацикливаться только на выбранной профессии, которой для наших олимпийцев является спорт. Это может привести к ощущению своей неполноценности при попадании в иную среду общения, например, в круг людей, обсуждающих некие культурные, научные и другие вопросы. Даже простое интервью требует от чемпиона владения основами культуры речи, знанием правил составления текста. «Неумение» или «невладение» ведёт к ощущению поражения, что для спортсмена является стрессом. Это прямой путь к депрессии, которая влияет на психологическое состояние и, естественно, на спортивные результаты.

Огромный опыт общения и воспитания уверенности в ведении беседы имеют творческие моменты. Так, в РОУОР работает литературно-музыкальный клуб «ТВЭЛ» («Творческая Элита»), где ребята учатся писать стихи, играть на гитаре и пианино, сочинять и петь песни, создают сценарии праздников и концертов как внутри Училища, так и вне его, встречаются с интересными и талантливыми представителями творческой элиты Донской земли – поэтами, музыкантами, исполнителями. Это даёт возможность раскрыть творческий потенциал спортсменов, поверить в свои силы и обрести круг единомышленников, интересующихся разными сферами жизни современного общества. И в такой атмосфере уже не думают о том, кто какой национальности, чья религия правильнее, критерии оценивания – истинные – ОБЩЕЧЕЛОВЧЕСКИЕ- нравственные составляющие каждого человека. Это и есть тот результат, к которому и стремится межнациональный диалог.

Огромный интерес у учащихся РОУОР вызывают проекты - сотрудничества, дающие возможность поработать с представителями других сфер деятельности, ребятами из других учебных заведений самых различных профилей и ступеней образования. Одним из последних стал яркий и запоминающийся ПРОЕКТ-СОТРУДНИЧЕСТВО РОУОР и ЮФУ – Фестиваль-конференция «Раскрой свой творческий потенциал». Он смог объединить всех в РОУОР – и студентов, и учащихся, и преподавателей, и воспитателей. Спортсмены не только готовили свои выступления и презентации на конференции, но и творческие выступления на концертной праздничной части, а также приняли активное участие в организации проекта и его проведении. Это сплотило, объединило людей в реализации задуманного. А успех, который увидел проект, вселил в ребят чувство гордости и желания сделать что-то ещё, такое же важное и необходимое в современном обществе.

«Я люблю спорт. Я могу любоваться часами на бегунов, борцов, пловцов. Мне кажется, что спорт облагораживает человека, как всё красивое». Эти слова принадлежат замечательному А.А.Дайнеке, который и сам был настоящим спортсменом. И прежде всего – по духу своему- боевому, целеустремлённому. Он, безусловно, прав: невозможно не любоваться спортсменом, когда он показывает своё профессиональное мастерство, заставляя аплодировать и задыхаться от восторга трибуны. За этим стоит огромный труд. Однако ещё больший труд необходим для формирования личности Человека, его круга общения. Жизнь ещё шире, больше, она не имеет границ и пределов самосовершенствования. Спорт – не должен знать политических трений, идеологических разногласий, это должна быть честная борьба за звание сильнейшего. А в жизни – необходимо уметь вести диалог, чтобы избегать конфликтов или уметь их предотвращать или гасить.

Таким образом, межкультурный диалог – это не ассимиляция, не признание лишь жизненной позиции большинства. Успешный межкультурный диалог требует ряда качеств, развиваемых в демократической культуре: непредубеждённость, способность как слушать, так и говорить, способность разрешать конфликты мирными средствами и признавать обоснованность аргументов других сторон.

Российское общество в силу многообразия существующих культур обуславливает повышение требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности его членов, ответственности и свободе личностного выбора.

В.В. Путин говорит: «Это – кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии». Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей».

Именно это и ставится в основу современной работы педагога при организации межкультурного диалога в поликультурной образовательной среде.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: