Блок 1. Восприятие и понимание понятия «девиация» респондентом.
· Как вы думаете, какое поведение можно назвать поведением, отклоняющимся от нормы? Почему? Что на ваш взгляд «нормальное поведение»
· Случаются ли в жизни студентов какие-то ситуации с отклонением от любых норм, которые связаны с их обучением в вузе? Что это за ситуации? Почему они происходят? Насколько они распространены?
· Есть ли дня этого какие-то внешние, не связанные с учебным процессом, причины?
· А есть ли что-либо в самой системе образования, что влияет на проявление отклоняющегося поведения? (причины)
· Как вам кажется, повлияли самоизоляция и переход на дистанционное обучение на нарушение студентами тех или иных норм? «Отклонений» стало больше или меньше? Поменялись ли их формы?
· Есть ли разница между «нормальным» и не нормальным поведением в восприятии старшего поколения и молодежи? Если да, то почему? Если нет, то почему?
· Какие вещи будут нормальными для молодёжи, но воспримутся как отклонение старшим поколением? Почему?
· Насколько, на ваш взгляд, распространены среди современных студентов такие «традиционные» виды отклоняющегося поведения как наркомания, алкоголизм и курение? Изменяются ли они как-либо?
· Можно ли говорить, что в последние годы появляются «новые» виды поведения отклоняющегося от тех или иных норм среди молодежи? Что это за виды? Связаны ли они как-либо со «старыми»?
Блок 2. Включенность респондента.
· Как Вы думаете насколько распространено отклоняющееся поведение среди студентов?
· Были ли Вы жертвой отклоняющегося поведения других людей? Расскажите подробнее?
· А как часто вы сами чувствовали, что делаете что-то \, что противоречит общепринятым нормам? Что это были за ситуации?
· Встречаетесь ли вы с отклоняющимся поведением среди своих друзей и знакомых? Что это за поведение? Как вы на него реагируете? Почему?
· Одинаково ли вы оцениваете отклоняющееся поведение своих друзей и не знакомых для вас людей?
· Как в студенческой среде принято реагировать на отклоняющееся поведение других? Насколько уместны замечания, жалобы и прочие формы реакции? Почему?
· Какие формы отклонения от норм в поведении происходят непосредственно в стенах вуза? Общежития? Насколько они распространены?
Блок 3. Роль интернета
· Какова, по Вашему мнению, роль Интернет-технологий в проявлении отклоняющегося поведения для современных студентов? Почему?
· Переходит ли отклоняющееся поведение в Интернет? Если да, то как это происходит? Насколько это распространено?
· Как в студенческой среде принято реагировать на отклоняющееся поведение других в сети Интернет? Насколько уместны замечания, жалобы и прочие формы реакции? Почему?
Кибербуллинг
· Слышали ли Вы о таком явлении как кибербуллинг? (Если нет – даю определение)
· Сталкивались ли Вы с этим явлением? Ваши знакомые?
· Если да, то при каких обстоятельствах?
· Какими были последствия?
· Каково Ваше личное отношение к этому явлению?
· К какой форме девиации его можно отнести – к новой или старой?
Шоплифтинг
· Слышали ли Вы о таком явлении как шоплифтинг? (Если нет – даю определение)
· Сталкивались ли Вы с этим явлением? Ваши знакомые?
· Если да, то при каких обстоятельствах?
· Какими были последствия?
· Каково Ваше личное отношение к этому явлению?
· К какой форме девиации его можно отнести – к новой или старой?
Руферинг
· Слышали ли Вы о таком явлении как руферинг? (Если нет – даю определение)
· Сталкивались ли Вы с этим явлением? Ваши знакомые?
· Если да, то при каких обстоятельствах?
· Какими были последствия?
· Каково Ваше личное отношение к этому явлению?
· К какой форме девиации его можно отнести – к новой или старой?
Зацеперинг
· Слышали ли Вы о таком явлении как зацеперинг? (Если нет – даю определение)
· Сталкивались ли Вы с этим явлением? Ваши знакомые?
· Если да, то при каких обстоятельствах?
· Какими были последствия?
· Каково Ваше личное отношение к этому явлению?
· К какой форме девиации его можно отнести – к новой или старой?
Блок 4. Позитивные девиации
· Отклонение от норм может в ряде случаев может нести позитивные последствия, встречали ли когда-либо именно такие «позитивные» отклонения от норм в поведении студентов? Расскажите подробнее?
· ЕСЛИ «ДА» – расскажите подробнее, какие именно? Почему они возникают?
· ЕСЛИ «НЕТ» – как вы думаете почему они не возникают?
· Каким образом, по Вашему мнению, можно поддержать проявление позитивных отклонений в студенческой среде?
· Что нужно сделать, чтобы минимизировать проявление негативных отклонений в поведении среди студентов?
· Как Интернет-технологий может повлиять на позитивные и негативные отклонения в поведении студентов? Почему?