области охраны атмосферного воздуха




Просмотров: 1981

Раздел II Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» посвящен стандартизации и нормированию в области его охраны. В статье 4 закреплено, что стандартизация и нормирование проводятся с целью установления комплекса обязательных норм, правил, требований к охране атмосферного воздуха от загрязнения и обеспечения экологической безопасности.

Стандартизация и нормирование в области охраны атмосферного воздуха направлены на: обеспечение безопасной окружающей природной среды и предотвращение экологических катастроф; реализацию единой научно-технической политики в области охраны атмосферного воздуха; установление единых требований к оборудованию и сооружениям по охране атмосферного воздуха от загрязнения; обеспечение безопасности хозяйственных объектов и предотвращение возникновения аварий и техногенных катастроф; внедрение и использование современных экологически безопасных технологий.

Отношения, связанные с деятельностью в сфере стандартизации, регламентируются законами Украины «О стандартизации» от 17 мая 2001 года № 2408-III с изменениями, «О стандартах, технических регламентах и процедуре оценки соответствия» от 1 декабря 2005 г. № 3164-IV и другими нормативно-правовыми актами.

Закон «О стандартизации» устанавливает правовые и организационные основы стандартизации в Украине и направлен на обеспечение единой технической политики в данной сфере. Стандартизация рассматривается как деятельность, состоящая в установлении положений общего и многоразового применения, поставленных или возможных задач с целью достижения оптимальной степени упорядочения определенной сферы, результатом которой является повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству (ст. 1). Стандарт – документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный органом, устанавливающим предназначенные для общего и многоразового использования правила, инструкции или характеристики, касающиеся деятельности либо ее результатов, включая продукцию, процессы или услуги, соблюдение которых является необязательным. Целью стандартизации в Украине является обеспечение рационального использования природных ресурсов, соответствия объектов стандартизации их функциональному назначению, информирования потребителей о качестве продукции, процессов и услуг, поддержания развития и международной конкурентоспособности продукции торговли товарами и услугами. Стандарты применяются непосредственно или путем ссылки на них в иных документах. Они применяются на добровольной основе, за исключением случаев, когда применения стандартов требуют технические регламенты. Технический регламент – закон Украины или нормативно-правовой акт, принятый Кабинетом Министров Украины, в котором определены характеристики продукции или связанные с ней процессы или способы производства, а также требования к услугам, включая соответствующие положения, соблюдение которых обязательно.

Стандарты в области охраны атмосферного воздуха разрабатываются, принимаются, одобряются, пересматриваются, изменяются, их действие прекращается в порядке, установленном законом. Они базируются на достигнутых уровнях научно-технического прогресса и тем самым образовывают единые требования, правила, общие принципы или характеристики, которые определены государством к качеству атмосферного воздуха, а также лицами, осуществляющие хозяйственную деятельность и обеспечивающие благоприятное его состояние. Экологические стандарты определяют понятие, сроки, режим охраны атмосферного воздуха, методы контроля над его состоянием, требования относительно предотвращения вредного воздействия на атмосферный воздух, устанавливают другие требования относительно охраны атмосферного воздуха. На основе стандартов разрабатываются нормативы в области охраны атмосферного воздуха.

В области охраны атмосферного воздуха устанавливаются следующие нормативы (ст. 5):

· нормативы экологической безопасности атмосферного воздуха;

· нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарных источников;

· нормативы предельно допустимого воздействия физических и биологических факторов стационарных источников;

· нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и воздействия физических факторов передвижных источников;

· технологические нормативы допустимого выброса загрязняющих веществ.

Законодательством могут устанавливаться и другие нормативы в этой области. Порядок разработки и утверждения нормативов в области охраны атмосферного воздуха устанавливается Кабинетом Министров Украины в соответствии с Законом Украины «Об охране атмосферного воздуха».

Для оценки состояния загрязнения атмосферного воздуха устанавливаются нормативы экологической безопасности атмосферного воздуха и нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, уровни вредного воздействия физических и биологических факторов в пределах населенных пунктов, в рекреационных зонах и других местах жительства, постоянного или временного пребывания людей, объектах окружающей природной среды с целью обеспечения экологической безопасности граждан и окружающей природной среды (ст. 6 Закона). Непосредственно для курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других отдельных районов могут устанавливаться более строгие нормативы экологической безопасности атмосферного воздуха.

Особое значение имеют нормативы экологической безопасности атмосферного воздуха, которые устанавливаются с целью избежания, уменьшения или предотвращения отрицательных последствий загрязнения атмосферного воздуха, соблюдение которых предотвращает возникновение опасности для здоровья человека и состояния окружающей природной среды от воздействия вредных факторов атмосферного воздуха. Эта группа нормативов разрабатывается с учетом требований международных стандартов, норм, рекомендаций. Для оценки состояния загрязнения атмосферного воздуха в местах постоянного или временного пребывания людей устанавливаются нормативы экологической безопасности атмосферного воздуха, к которым относятся: нормативы качества атмосферного воздуха – критерий его качества, отображающий предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует отрицательное воздействие на здоровье человека и состояние окружающей природной среды; предельно допустимые уровни воздействия акустического, электромагнитного, ионизирующего и иных физических факторов и биологического воздействия на состояние атмосферного воздуха населенных пунктов.

Уровни воздействия физических и биологических факторов на состояние атмосферного воздуха, требования по их сокращению устанавливаются соответствующим разрешением на основе утвержденных нормативов. Разрешения на предельно допустимые уровни шума, которые образуются стационарными источниками, в частности при работе машин, механизмов, оборудования, инструментов, а также пользование звуковоспроизводящей аппаратурой и музыкальными инструментами в концертных и танцевальных залах и на открытых площадках, в театрах и кинотеатрах, дискотеках, казино, других заведениях развлекательного или игорного бизнеса, культуры, музыкальных заведениях образования, в ресторанах, кафе, барах, других заведениях общественного питания, торговли, бытового обслуживания и т.п., выдаются в порядке, установленном настоящим Законом. Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и граждане – субъекты предпринимательской деятельности обязаны принимать необходимые меры для предотвращения и недопущения превышения установленных уровней воздействия физических и биологических факторов на состояние атмосферного воздуха и здоровье человека.

К основным направлениям нормирования относится установление нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарных источников (ст. 7 Закона). Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ из стационарных источников регламентируется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 декабря 2001 г. № 1780.

Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и их совокупности, содержащихся в составе пылегазовоздушных смесей, которые отводятся от отдельных типов оборудования, сооружений и поступают в атмосферный воздух от стационарных источников, устанавливаются с целью обеспечения соблюдения нормативов экологической безопасности атмосферного воздуха с учетом экономической целесообразности, уровня технологических процессов, технического состояния оборудования, газоочистительных установок. Эти нормативы определяются по методике, утвержденной Минприродой Украины с целью обеспечения требований национального законодательства и законодательства Европейского Союза и разрабатываются таким образом: на единицу массы за единицу времени – устанавливается для определенной фактической массовой скорости в технологическом процессе; на единицу продукции или сырья – определяется как соотношение количества загрязняющих веществ, выбрасывающиеся в атмосферный воздух, к объему продукции предприятий или использованного ими сырья.

Для действующих и проектируемых отдельных типов оборудования и сооружений в зависимости от времени разработки и введения в действие, наличия научных и технических разработок, экономической целесообразности устанавливаются: норматив предельно допустимого выброса загрязняющего вещества стационарного источника; технологические нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ или их смеси, которые определяются в месте их выхода из оборудования.

К технологическим нормативам допустимых выбросов загрязняющих веществ относятся: текущие технологические нормативы – для действующих отдельных типов оборудования, сооружений на уровне предприятий с наилучшей существующей технологией производства аналогичных по мощности технологических процессов; перспективные технологические нормативы – для новых и таких, которые проектируются, строятся или модернизируются, отдельных типов оборудования, сооружений с учетом достижений на уровне передовых отечественных и мировых технологий и оборудования.

При разработке нормативов предельно допустимого воздействия физических и биологических факторов стационарных источников (ст. 8 Закона) следует учитывать предписания, которые содержатся в Постановлении Кабинета Министров Украины от 13 марта 2002 года № 300 «О Порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимого уровня воздействия физических и биологических факторов стационарных источников загрязнения на состояние атмосферного воздуха». Нормативы предельно допустимого воздействия физических и биологических факторов устанавливаются на уровне, при котором физическое и биологическое воздействие всех источников в этом районе, с учетом перспектив его развития, в период срока действия установленного норматива не приведет к превышению нормативов экологической безопасности атмосферного воздуха (по наиболее строгому нормативу). Перечень физических и биологических факторов, а также критерии определения стационарных источников загрязнения, для которых разрабатываются нормативы, устанавливаются Минприродой Украины по согласованию с МОЗ. Разработка нормативов осуществляется субъектами предпринимательской деятельности за собственные средства. Разработанные нормативы согласовываются с местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в части определения сроков осуществления мер по снижению вредного воздействия физических и биологических факторов к нормативному уровню. Согласованные нормативы рассматриваются и утверждаются территориальным органом Минприроды Украины, о чем принимается соответствующее решение.

Устанавливаются также нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и воздействия физических факторов передвижных источников (ст. 9 Закона). Порядок разработки и утверждения данных нормативов регулируется Постановлением Кабинета Министров Украины от 13 марта 2002 года № 303. Для каждого типа передвижных источников, эксплуатируемых на территории Украины, устанавливаются нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и воздействия физических факторов этих источников, которые разрабатываются с учетом современных технических решений по уменьшению образования загрязняющих веществ, снижению уровней воздействия физических факторов, очищению отработанных газов и экономической целесообразности. Для передвижных источников, которые эксплуатируются, нормативы разрабатываются с учетом существующих технологий, а для новообразованных – с учетом усовершенствованных доступных технологий относительно уменьшения содержимого загрязняющих веществ в отработанных газах, влияния физических факторов передвижных источников и очищение отработанных газов. Нормативы разрабатываются в соответствии с Инструкцией об общих требованиях к разработке нормативов содержимого загрязняющих веществ в отработанных газах и влиянии физических факторов передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха, утвержденной Минприродой Украины. Разработанные нормативы согласовываются с компетентными органами и подаются на утверждение Минприроды.

Законодательство предполагает регулирование выбросов загрязняющих веществ и воздействия физических и биологических факторов на состояние атмосферного воздуха в случае отсутствия нормативов (ст. 14 Закона). По общему правилу, выбросы загрязняющих веществ и воздействие на состояние атмосферного воздуха физических и биологических факторов, для которых не установлены соответствующие нормативы экологической безопасности, допускаются в исключительных случаях лишь с разрешения территориальных органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов и территориальных органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам здравоохранения при условии, что за этот период будет установлен соответствующий норматив и приняты необходимые меры по охране атмосферного воздуха.

Таким образом, стандартизация и нормирование в области охраны атмосферного воздуха составляют единую основу для разработки и осуществления соответствующих правоохранительных мер.

 

Статья 47. Право общего водопользования.
Общее водопользование осуществляется гражданами для удовлетворения их нужд (купание, плавание на лодках, любительское и спортивное рыболовство, водопой животных, забор воды из водных объектов без применения сооружений или технических устройств и из колодцев)бесплатно, без закрепления водных объектов за отдельными лицами и без предоставления соответствующих разрешений.
С целью охраны жизни и здоровье граждан, охраны окружающей естественной среды и с других предусмотренных законодательством оснований районные и городские Совета по представлению государственных органов охраны окружающей естественной среды, водной хозяйства, санитарного надзора и других специально уполномоченных государственных органов устанавливают места, где запрещается купание, плавание на лодках, забор воды для питьевых или бытовых нужд, водопой животных, а также за определенных оснований определяют другие условия, которые ограничивают общее водопользование на водных объектах, расположенных на их территории.
Местные Совета обязаны сообщать население об установленных ими правила, которые ограничивают общее водопользование.
На водных объектах, предоставленных в аренду, общее водопользование допускается на условиях, установленных водопользователем, по согласованию с органом, который предоставил водный объект в аренду.
Водопользователь, который взял водный объект в пользование на условиях аренды, обязан доказывать к известная население условия водопользования, а также о запрете общего водопользования на водном объекте, предоставленному в аренду.
Если водопользователем или соответствующим Советом не установлены такие условия, общее водопользование признается разрешенным без ограничений.
(Статья 47 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1990-III (1990-14) от 21.09.2000)


Статья 48. Специальное водопользование.
Специальное водопользование - это забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сбрасывание загрязняющих веществ в водные объекты, включая забор воды и сбрасывание загрязняющих веществ с обратными водами с применением каналов.
Специальное водопользование осуществляется юридическими и физический лицами прежде всего для удовлетворения питьевых нужд населения, а также для хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных, сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических, рыбохозяйственных и других государственных и общественных нужд.
Не принадлежат к специальному водопользованию:

 

· пропуск воды через гидроузлы (кроме гидроэнергетических);

· подача (перекачивание) воды водопользователям в маловодные регионы;

· устранение вредного действия вод (подтопление, засол, заболочивания);

· использование подземных вод для изъятия полезных компонентов;

· изъятие воды из недр вместе с добычей полезных ископаемых;

· выполнение строительных, дноуглубительных и взрывных работ;

· добыча полезных ископаемых и водных растений;

· прокладывание трубопроводов и кабелей;

· проведение буровых, геологоразведочных работ;

· другие работы, которые выполняются без забора воды и сбрасывание обратных вод.

(Статья 48 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1990-III (1990-14) от 21.09.2000)


Статья 49. Право на осуществление специального водопользования.
Специальное водопользование осуществляется на основании разрешения.
Разрешение на специальное водопользование выдается:

 

· государственными органами охраны окружающей естественной среды - в случае использования воды водных объектов общегосударственного значения;

· Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими Советами по согласованию с государственными органами охраны окружающей естественной среды - в случае использования воды водных объектов местного значения.

Выдача разрешения на специальное водопользование осуществляется по ходатайству водопользователя с обоснованием нужды в воде, согласованным с государственными органами водного хозяйства, - в случае использования поверхностных вод, государственными органами геологии - в случае использования подземных вод и государственными органами здравоохранения - в случае использования водных объектов, отнесенных категории лечебных.
Порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование утверждается Кабинетом Министров Украины.
В разрешении на специальное водопользование устанавливаются лимит забора воды, лимит использования воды и лимит сбрасывания загрязняющих веществ. В случае наступления маловодья эти лимиты могут быть уменьшены специально уполномоченными государственными органами без корректирования разрешения на специальное водопользование.
Специальное водопользование является платным.
(Статья 49 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1990-III (1990-14) от 21.09.2000)

Право водопользования возникает при наличии определенных юридических фактов (действий, событий), которые осуществляются субъектами данного права или соответствующими органами в пределах своей компетенции или возникают через естественные условия. Основанием для возникновения права общего водопользования являются правомерные действия субъекта, предусмотренные водным законодательством. Это право реализуется как на объектах общего пользования, так и на водных объектах, предоставленных в обособленное пользование. Как указано в ст. 47 ВК Украины, на водных объектах, предоставленных в аренду, общее водопользование допускается на условиях, установленных водопользователем по согласованию с органом, предоставившим водный объект в аренду. В обязанности водопользователя, который пользуется водным объектом на условиях аренды, входит уведомление населения об условиях или запрете общего водопользования на данном водном объекте. Если же такие условия водопользователем или соответствующим советом не установлены, то общее водопользование признается разрешенным без ограничений. Возможное ограничение права общего водопользования. Так, с целью охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды и других предусмотренных законодательством оснований районные и городские советы по представлению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере развития водного хозяйства, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, областных, Киевской, Севастопольской городских государственных администраций, органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны окружающей природной среды и других государственных органов устанавливают места, где запрещается купание, плавание на лодках, забор воды для питьевых или бытовых нужд, водопой животных, а также при определенных оснований определяют другие условия, которые ограничивают общее водопользование на водных объектах, расположенных на их территории.

Основанием возникновения права специального водопользования является разрешение, которое выдается соответствующими государственными органами: Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями - в случае использования воды водных объектов общегосударственного значения; органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны окружающей среды, областными, Киевской и Севастопольской городскими советами по согласованию с Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями - в случае использования воды водных объектов местного значения.

Выдача разрешений на специальное водопользование связывается с обязательным их согласованием с компетентными государственными органами в зависимости от вида водных объектов. Например, выдача разрешений на специальное водопользование осуществляется на основании ходатайства (заявления) водопользователя с обоснованием потребности в воде, согласованным с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, а на территории Автономной Республики Крым - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам водного хозяйства, - в случае использования поверхностных вод, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, - в случае использования подземных вод и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны здоровья, - в случае использования водных объектов, отнесенных к категории лечебных. Порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование утверждается Кабинетом Министров Украины. Выданное разрешение на специальное водопользование рассматривается как официальный документ, который дает право предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам на пользование конкретными водными объектами в пределах установленных лимитов. Решение о согласовании ходатайства (заявления) о выдаче разрешения на специальное водопользование, а также о выдаче этого разрешения должно быть принято соответствующим государственным органом в месячный срок.

При выдаче разрешений устанавливаются сроки водопользования в порядке, предусмотренном ст. 50 ВК Украины.

Существуют некоторые особенности возникновения права водопользования на условиях аренды (ст. 51 ВК Украины). Водные объекты (их части) местного значения и ставки, которые расположены в бассейнах рек общегосударственного значения, могут предоставляться водопользователям на условиях аренды только в таких случаях: для рыборазведения; для производства сельскохозяйственной и промышленной продукции; в лечебных и оздоровительных целях. Следует отметить, что водные объекты общегосударственного значения, могут предоставляться в аренду.

Арендодателями в таких правоотношениях являются: при предоставлении водных объектов местного значения - советом министров Автономной Республики Крым и областные советы; водных объектов общегосударственного значения - Кабинет Министров Украины и местные государственные администрации. Арендаторами указанных правоотношений выступают предприятия, учреждения, организации и граждане Украины и иностранные юридические и физические лица. Основанием возникновения права водопользования на условиях аренды является договор между арендодателем и арендатором, согласованный с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны окружающей природной среды. В случае заключения договора областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, Советом министров Автономной Республики Крым такой договор согласовывается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды, а договор, заключенный органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны окружающей природной среды, - Советом министров Автономной Республики Крым. Договоры, заключаемые Кабинетом Министров Украины, не требуют согласований с другими органами.

Передача арендатором права на аренду водного объекта (его части) другим субъектам ведения хозяйства запрещается (ч. 2 ст. 51 ВК Украины).

Первичное водопользование (то есть пользование субъектами, которые имеют собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды), если оно является специальным, также осуществляется на основании разрешения, выданного соответствующим компетентным органом. Вторичное водопользование осуществляется на условиях, установленных соглашением между вторичным и первичным водопользователями.

Сброс вторичным водопользователем вод в водные объекты осуществляется на основании разрешения на специальное водопользование.

Статья 55. Основания для прекращения права специального водопользования.
Право юридических и физический лиц на специальное водопользование прекращается в случае:
1) если отпала потребность в специальном водопользовании;
2) истечения срока специального водопользования;
3) ликвидации предприятий, учреждений или организаций;
4) передачи водохозяйственных сооружений другим водопользователям;
5) признания водного объекта таким, что имеет особое государственное
значение, научную, культурную или лечебную ценность;
6) нарушения условий специального водопользования и охраны вод;
7) возникновения необходимости первоочередного удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения;
8) систематического невнесения сбора в сроки, определенные законодательством.
Законодательством Украины могут быть предусмотренные и другие основания для прекращения права специального водопользования.
(Статья 55 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1990-III (1990-14) от 21.09.2000)


Статья 56. Порядок прекращения права специального водопользования.
Прекращение права специального водопользования осуществляется:
1) за ходатайством водопользователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 статье 55 этого Кодекса;
2) по решению органа, который выдал разрешение на специальное водопользование, в случаях, предусмотренных пунктами 2-4 статьи 55 этого Кодекса;
3) по решению Кабинета Министров Украины или соответствующих Советов в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 статье 55 этого Кодекса;
4) на требование органа, который выдало разрешение на специальное водопользование, в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 8 статье 55 этого Кодекса.
Прекращение права на специальное водопользование во всех случаях осуществляется органом, который выдал разрешение на специальное водопользование.
77

Правовая охрана вод

Просмотров: 4266

Охрана вод представляет собой осуществление комплекса мероприятий, направленных на предупреждение загрязнения, засорения, исчерпания вод, а также иных действий, которые могут ухудшить условия водоснабжения, причинять вред здоровью людей, привести к уменьшению рыбных запасов и других объектов водного промысла, ухудшению условии существования диких животных, снижению плодородия земель и иным неблагоприятным явлениям вследствие изменения физических и химических свойств вод, снижения их способности к естественному очищению, нарушения гидрологического и гидрогеологического режима вод.

Правовая охрана вод регламентируется Законом Украины «Об охране окружающей природной среды», Водным кодексом Украины и другими нормативными актами.

В соответствии с положениями Водного кодекса Украины охрана вод обеспечивается: установлением правил и норм охраны, использования и воспроизводства вод, запрещением или ограничением использования вод в случаях необходимости; установлением специального режима использования земель водного фонда, а также водных объектов, отнесенных к природно-заповедному фонду, или к категории лечебных; установлением мер по охране вод от загрязнения, засорения и исчерпания; установлением мер по предотвращению вредного действия вод и аварий на водных объектах, а также ликвидации их последствий и др.

При всем многообразии форм и методов охраны вод, предусмотренных законодательством в этом параграфе будут анализироваться только основные из них.

Среди основных водоохранных мер Водный кодекс выделяет следующие:

· образование водоохранных зон. Эти зоны устанавливаются для создания благоприятного режима водных объектов, предупреждения их загрязнения, засорения и исчерпания, уничтожения околоводных растений и животных, а также уменьшения колебаний стока вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ и других водоемов. Размеры и границы водоохранных зон определяются на основе нормативно-технической документации. В водоохранной зоне соблюдается режим регулируемой хозяйственной деятельности. Так, на территории зоны запрещается сброс неочищенных сточных вод с использованием балок, карьеров, ручьев и т.д. Постановлением Кабинета Министров Украины от 8 мая 1996 г. утвержден Порядок определения размеров и границ; водоохранных зон и режим ведения хозяйственной деятельности в них, которым установлен единый правовой механизм установления этих зон, ведения хозяйства в них;

· выделение земель прибрежных защитных полос и полос отвода в пределах водоохранных зон. Прибрежные защитные полосы и полосы отвода устанавливаются у различных водных объектов. Так, в целях охраны поверхностных водных объектов от загрязнении, засорения и сохранения их водности вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ и других водоемов в пределах водоохранных зон выделяются земельные участки под прибрежные защитные полосы. Эти полосы являются природоохранной территорией с режимом ограниченной хозяйственной деятельности. Например, в прибрежных защитных полосах вдоль рек, вокруг водоемов и на островах запрещается: распашка земель (кроме подготовки почвы для залуження и залесения), а также садоводство и огородничество; мойка и обслуживание транспортных средств и техники и т.п.

Полосы отвода с особым режимом пользования устанавливаются для нужд эксплуатации и защиты от загрязнения, повреждения и разрушения магистральных, межхозяйственных и других каналов на оросительных и осушительных системах, гидротехнических и гидрометрических сооружений, а также водоемов и плотин на реках.

Размеры этих полос и режим пользования ими устанавливаются по проекту, разрабатываемому и утверждаемому водопользователями по согласованию с государственными органами охраны окружающей природной среды и водного хозяйства:

· установление береговых полос водных путей. Эти пути устанавливаются на судоходных водных путях за чертой городских поселений для ведения работ, которые связаны с судоходством. Кабинет Министров Украины определяет Порядок установления береговых полос водных путей и пользования ими;

· установлением зон санитарной охраны. Эти зоны образовываются с целью охраны водных объектов в районах забора воды для централизованного водоснабжения населения, лечебных и оздоровительных нужд. Режим зон санитарной охраны водных объектов устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Так, постановлением Кабинета Министров Украины 18 декабря 1998г. утвержден «Правовой режим зон санитарной охраны водных объектов». Зоны санитарной охраны поверхностных и подземных водных объектов входят в состав водоохранных зон и делятся на три пояса особого режима: первый пояс (строгого режима) включает территорию размещения водозабора, площадки водопроводных сооружений; второй и третий пояса (ограничений и наблюдений) включают территорию, которая предназначается для охраны источников водоснабжения от загрязнения. Правовой режим всех трех поясов зависит от вида источников водоснабжения (поверхностных или подземных вод) и включает дозволенные или запрещенные меры.

В отличие от иных природных объектов воды при определенных обстоятельствах могут быть причиной стихийных бедствий. К вредным действиям вод относятся: последствия наводнения, которые привели к затоплению и подтоплению земель и населенных пунктов; разрушение берегов, защитных дамб и иных сооружений; заболачивание, подтопление и засоление земель, вызванные повышением уровня почвенных вод в результате ненормированной подачи воды при орошении, утечки воды из водопроводно-канализационных систем и перекрытия потоков подземных вод при размещении крупных промышленных и других сооружений; осушение земель, вызванное забором подземных вод в количестве, превышающем установленные объемы отбора воды; загрязнение (засоление) земель в районах добычи полезных ископаемых, а также после окончания эксплуатации месторождений и их консервации; эрозия почв, образование оврагов, оползней и селей.

На ликвидацию последствий причиненного вреда необходимо затрачивать значительные материальные средства. Поэтому законодатель предусматривает, что при проектировании водохозяйственных и иных объектов должно учитываться возможное вредное действие вод. При эксплуатации этих объектов – приниматься меры по их предотвращению, а именно: залужение и создание лесонасаждений на прибрежных защитных полосах, склонах, балках и оврагах; строительство противоэрозионных гидротехнических сооружений, земляных валов, водосбросов, защитных дамб, водохранилищ-регуляторов; сооружение дренажа; укрепление берегов и т.п.

Водным законодательством предусматриваются неотложные меры по предотвращению стихийных бедствий, вызванных вредным действием вод, аварий на водных объектах и ликвидации их последствий.

Так, в государственных, межгосударственных и региональных программах использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов предусматриваются меры по предупреждению и ликвидации вредного действ<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: