Понятие о национальной безопасности, характеристика внешних и внутренних угроз, их социальное значение.




Национальная безопасность как комплексное явление политической, экономической, социальной, культурной жизни государств и международного сообщества в целом стала предметом достаточно многочисленных исследований историко-философского, правового, социологического, геополитического характера. Понятие национальной безопасности и её приоритетов в Российской Федерации становится одним из важных элементов введения в курс основ теории национальной безопасности.

Национальная безопасность – явление многогранное. Представители различных наук (политологи, юристы, экономисты, социологи, историки и т.д.), исследующие национальную безопасность с позиций своей конкретной науки, могут давать этому термину собственные определения, отражающие специфическое понимание этого явления данной наукой. В рамках исторического развития меняются и представления о безопасности, и соответствующие этим представлениям определения.

Если понятие безопасность используется давно, то термин «национальная безопасность» появился по историческим меркам недавно. Впервые это понятие было использовано в 1944 году в Послании президента США Теодора Делано Рузвельта Конгрессу, где он обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности».

В 1947 году Конгресс США принял закон «О национальной безопасности», согласно которому был создан существующий и сегодня Совет национальной безопасности (СНБ). В законе представлена система целей, интересов, угроз и приоритетов национальной политики. С 1971 года действует подкомитет СНБ, устанавливающий приоритеты США в сфере национальной безопасности.

В СССР проблема национальной безопасности официально не разрабатывалась. Она как бы включалась в привычную для советского времени категорию «обороноспособность».

В современной России осмысление проблемы национальной безопасности с начала 1990 года предпринималось в рамках комитета Верховного Совета СССР по обороне и госбезопасности. Были созданы Фонд национальной и международной безопасности, возник ряд инициативных групп.

5 марта 1992 года Верховным Советом России был принят Закон Российской Федерации «О безопасности». В соответствии с этим законом безопасность рассматривалась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Термин «национальная безопасность» введён в регулярный политический оборот в России первым посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ, фигурирует во всех последующих посланиях Президента.

Современная трактовка понятия национальной безопасности России содержится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: национальная безопасность - состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

В зависимости от источников, угрозы можно подразделить на 2 вида:

Внутренние угрозы - это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества. Без заинтересованности иностранных государств в ослаблении и даже разрушении СССР, проявившейся в подталкивании оппозиции к радикальным требованиям, внутренние угрозы не могли бы войти в критическую фазу.

Внешние угрозы на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан. Наиболее чувствительны к внутренним и внешним угрозам политические оппозиционные движения и партии. Как политически активная часть общества, они перерабатывают информационные сигналы опасностей, которые угрожают благоприятному развитию общества и его процветанию в будущем.

Классификация внутренних угроз национальной безопасности, их сущность:

*попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;

*планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

*создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;

*незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

*широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации;

*деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: