ПРИ АРГУМЕНТАЦИИ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ЧАСТИ С ЕГЭ.




Учитель русского языка и литературы

Наталья Георгиевна Харланова

Год

 

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ.

В ПОМОЩЬ ПИЩУЩЕМУ СОЧИНЕНИЕ НА ЕГЭ, ИЛИ КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ПРИ АРГУМЕНТАЦИИ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ЧАСТИ С ЕГЭ.

 

Не секрет, что самое трудное в написании сочинения по исходному тексту – аргументация своей точки зрения по поставленной автором проблеме, другими словами, - подбор фактов (причём, не мене двух) для подтверждения собственной позиции.

К4    
    Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Баллы
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.  

 

К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме  
  Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.  
Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе.  

 

Таким образом, теперь, чтобы получить 2-3 балла за эту часть работы, нужно хорошо ориентироваться в литературе, особенно в тех произведениях, которые изучались нами в школе.

Напомним, что множество проблем, рассматриваемых в исходных текста, можно, в основном, свести к следующим:

- философские проблемы затрагивают самые об­щие особенности развития природы, общества, мышления;

- социальные проблемы касаются устройства и жизни общества;

- политические проб­лемы связаны с деятельностью государственной вла­сти, партий или общественных групп;

- экологичес­кие проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды

- н равственные (этические) про­блемы связаны с внутренними духовными качества­ми, которыми руководствуется человек, с опреде­ленными правилами поведения.

Проблематика может быть:

– социально-политической

– культурно-бытовой

– нравственно-этической

– национально-исторической

– эстетической

– литературной и т. д.

Предложенный вам материал поможет вспомнить изученный произведения, их проблематику, имена главных героев. Повторив его, возможно, вы лучше сможете ориентироваться среди громадной информации при подготовке к ЕГЭ.

УСПЕХОВ!

 

  Проблемы   Литературный материал
Проблема несправедливости социального уст­ройства общества.  
  1. И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой людей.
  2. И. С. Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»: главный герой лесничий по прозвищу Бирюк. Убогий быт крестьян. Показана несправедливость социального устройства жизни.
  3. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, - Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя.
  4. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Спор генерала и автора о том, кто построил железную дорогу. Осуждение несправедливого устройства жизни.
Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Осуждение властей.
  1. Н С. Лесков. «Левша». Главный герой – Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине: умирает в больнице для бедных.
  2. А М Горький. Повесть «Детство»: изображение «свинцовых мерзостей жизни». Судьба семьи Кашириных.
  3. Н. В. Гоголь. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин – «маленький человек», он отстаивает своё право на мечту.
  4. Л. Н. Толстой «После бала». Влюбленный герой после бала видит, как отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата. Разделённость двух Россий – России богатой и России бедной.
В чем заключается смысл жизни человека? 1. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Роман о поиске смысла жизни молодым героем. Онегин - «лишний человек», человек, не привыкший трудиться, не имеющий цели в жизни. В начале своего жизненного пути он увлечён светской жизнью, «наукой страсти нежной», но очень быстро разочаровывается во всём. Даже встреча с Татьяной Лариной, натурой цельной, страстной, способной сделать наполненной жизнь того, кого любит, не выводит Онегина из хандры. Встретив Татьяну в свете, он влюбляется в неё по-настоящему, но счастье с нею невозможно: она замужем. Онегин глубоко несчастлив. Хочется верить, что начнётся духовное перерождение Онегина, он обретёт смысл жизни. 2. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, по его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения. Правдиво, убедительно рисует Лермонтов своего современника. Печорин получил светское воспитание, в начале жизни гоняется за светскими развлечениями, но его ждет разочарование. Он скучает, равнодушно относится к свету и испытывает глубокую неудовлетворенность своей жизнью. Печорин - характер глубокий. "Резкий охлажденный ум" сочетается у него с жаждой деятельности и с силой воли. Печорин делает несчастными людей, которые его окружают. Он вмешивается в жизнь контрабандистов, губит Бэлу, оскорбляет равнодушием Максима Максимовича, играет любовью княжны Мери и Веры, убивает на дуэли Грушницкого…. Печорин внутренне опустошен, разочарован. Он, живет "из любопытства", у него неистребимая жажда жизни. Характер Печорина очень противоречив. Он говорит: "Я давно уже живу не сердцем, а головой». У Печорина нет цели в жизни, поэтому он несчастен. 3. И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова. 4. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа - Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление «быть вполне хорошими», приносить добро людям.
Проблема воспитания. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хо­роший учитель (ученик)? 1. Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия 2.Л. Толстого, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки. 3. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда. 4. В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести. 5. Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. 6. «Поучение» Владимира Мономаха.Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное влияние: в «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности… 7. И А. Гончаров. «Обломов». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в главе «Сон Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка. 8. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». 9. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин сам осознает свой эгоизм, признается, что всем приносит несчастье. Таким его сделало воспитание.
Значимость труда в жиз­ни человека.   1. М. М. Пришвин «Кладовая солнца».Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОВ оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан. 2. А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение. 3. А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и, хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.
Какое влияние оказывает личность на ход ис­тории? 1. Л. Н. Толстой. «Война и мир» Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение. 2. Трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов».Пушкин размышляетороли личности и понимание роли народа в истории. Прогрессивная, явно новаторская направленность трагедии заключается прежде всего в утверждении народа определяющей силой истории. Цари властвуют, лишь пользуясь обманом, темнотой, политической несознательностью народа; события истории решаются в конечном счете отношением к ним народа, его мнением — таков основной идейный пафос этой социально-политической трагедии. Борис Годунов, Самозванец, бояре враждебны народу. Своекорыстию господствующего сословия, противоречию интересов бояр и самодержавия в трагедии противопоставлены справедливость, доброта, великодушие, нравственная чистота и красота, совесть простого народа, подлинного хранителя национально русских свойств, нравов и обычаев. В стихийной ненависти к Борису народ может выкрикивать: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! Да гибнет род Бориса Годунова!» Но, увидев его детей под стражей, народ проникается к ним сочувствием: «Бедные дети, что пташки в клетке… Отец был злодей, а детки невинны». Узнав о том, что жена и сын Бориса злодейски убиты боярами, «нарой в ужасе молчит». Народ, вынашивавший мечту о добром, справедливом, идеальном царе, не мирится с царем-обманщиком, узурпатором, палачом.
Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свобод­ным?     1. Н. Толстой. «Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра 1. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг. 2. Ф. М. Достоевский.«Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет», т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность, по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, которые во имя «великих», по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах. И в том, и в другом романах истинная свобода понимается как подчинение своих интересов интересам общества, в умении сделать правильный нравственный выбор. 3.Особенно ярко проблема свободы прослеживается в повести В. Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком.
Проблема бесче- ловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве 1. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием». Написана по личным впечатлением (неоднократные аресты и ссылки мужа и сына) и под влиянием многочисленных встреч с матерями, родными заключенных в Кресте, петербургской тюрьме. В поэме-цикле «Реквием» Анна Ахматова рисует мрачную картину тюрем, страха и страданий миллионов людей. Вся страна становится жертвой машины смерти: 2. А. Т. Твардовский «По праву памяти». В этой поэме поставлена эта проблема очень остро. В сталинские времена популярной была сталинская формулировка: «Сын за отца не отвечает». Многих детей репрессированных заставляли публично отречься от своих родителей. Твардовский пережил такую трагедию: незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучило поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму «По праву памяти», в которой он высказывает мысль о том, что каждый живущий несёт ответственность за то, что происходит в его стране. 3. “Колымские рассказы” — сборник рассказов, вошедший в колымскую эпопею Варлама Шаламова. Автор сам прошел через этот “самый ледяной” ад сталинских лагерей, поэтому каждый его рассказ абсолютно достоверен. В “Колымских рассказах” отражена проблема противостояния личности и государственной машины, трагедии человека в тоталитарном государстве. Причем показана последняя стадия этого конфликта — человек, находящийся в лагере. И не просто в лагере, а в самом страшном из лагерей, воздвигнутом самой бесчеловечной из систем. Это максимальное подавление государством человеческой личности. 4. А. И Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ». Эта книга раскрывает сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спадала. Из книги мы узнаём, как страшна судьба человека в тоталитарном государстве. 5. А. И Солженицын «Один день Ивана Денисовича».Главный герой произведения - простой русский человек, ничем не примечательный. Таких, как Шухов, в лагерях было очень и очень много. Перед нами предстают люди, которых судьба привела в концлагерь, часто это люди невиновные, не сделавшие ничего предосудительного. Читатель, проживший один день с персонажем, испытывает ужасное потрясение. Рассказы Солженицына помогают осмыслить роль простого человека в тоталитарном государстве. Русская действительность ХХ века была настолько страшна, что требовала преобразования. Писатель документально запечатлел в памяти своих современников и потомков всё, что стало школой жизни для целой страны. 6. М. Булгаков.»Мастер и Маргарита» Судьба Мастера в романе «Мастер и Маргарита» — пример трагической судьбы мечтателя в тоталитарном государстве. Мастер — образованный, высоконравственный человек. Беден его материальный мир, но очень богат мир духовный. Роман, который создаёт Мастер, написан на библейский сюжет. Роман, излагавший мысли, не соответствовавшие официальной точке зрения, был признан антисоветским. На создателя романа посыпалась критика, угрозы, донос, в результате Мастер становится душевнобольным. Герой романа Мастера — Иешуа — странник, проповедник христианских идей. Римская империя, в которой живёт Иешуа, тоже тоталитарное государство, оно похоже на то, в котором живёт Мастер, разница лишь во времени. Иешуа — умный, начитанный человек, цельная личность. Он не боится открыто проповедовать своё учение: все люди добрые, настанет царство истины. Его жизненная позиция не такая, какую проводит в жизнь духовенство и власть кесаря. Под страхом смерти Иешуа не отказывается от своих убеждений. За это его распинают на кресте. Понтий Пилат — второй герой романа Мастера — представитель власти кесаря. Ему приходится решать, как поступить с Иешуа. Человек умный, образованный, он видит в страннике большой ум, понимает его мысли. Пилат колеблется: с одной стороны он хочет спасти Иешуа, с другой — он боится кесаря. В конце концов чиновник и карьерист побеждают: Пилат отдаёт приказ о казни проповедника. Но прокуратора ждёт страшное возмездие: навечно у него будет отнят покой, ему суждено вести бесконечные беседы с Иешуа на лунной дорожке и мучиться от сознания своего преступления. Таким образом, М. Булгаков показал, что тоталитарное государство уродует судьбы не только его жертв, но и судьбы палачей.
Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?   1. Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым, князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину. Кутузов, Багратион, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский и Пьер Безухов, Петя Ростов, Василий Денисов вместе с народом грудью встают на защиту родины. Всей душой любит родину и народ и героиня романа, чудесная "волшебница" Наташа Ростова. Отрицательные персонажи романа: князь Василий Курагин и его дети Анатоль, Ипполит и Элен, карьерист Борис Друбецкой, стяжатель Берг, иноземные генералы на русской службе, Пфуль, Вейротер и другие, — все они далеки от народа и заботятся только о своих личных выгодах. 2. Большинство книг о войне:М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за Родину», Б. Васильев. «В списках не значился», «А зори здесь тихие», Василь Быков «Обелиск», «Сотников». Главная мысль всех, кто пишет о судьбах людей в суровых испытаниях такова: патриот не тот, кто постоянно говорит об этом. Настоящий патриот тих и скромно выполняет свой долг перед Родиной, не ожидая за это ни чинов, ни наград.
Проблема выбора профессии. 1. Ю. Герман «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек». В первом романе автор показал тревожные предвоенные годы, рассказал о юности главного героя Владимира Устименко, о выборе им своего пути. Владимир был таким человеком, для которого медицина стояла первом плане, на первом месте среди других наук. Для него, кроме «дела, которому он служил», больше ничего не существовало. Без медицины его жизнь была бы скучна и бессмысленна. Начиналось всё это ещё в детстве. Володя впервые начал овладевать знаниями по медицине. Изучал биологию, химию, коллекционировал анатомические атласы, а однажды пытался купить в магазине скелет человека. В его комнате висела картина Рембрандта «Урок анатомии». В романе “Дорогой мой человек” читатель встречается на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны с уже взрослым Владимиром Устименко, кристально чистым, честным человеком, молодым врачом по призванию, Врачом с большой буквы. Бескорыстие этого человека просто поражает современного читателя. Владимир посвящает свою жизнь служению людям. Он творит добро, ничего не требуя взамен. Его сердце наполнено любовью и преданностью. Володины товарищи ценят и уважают его за эти замечательные качества. Они тянутся к нему, как цвет к солнцу. Они нуждаются в его помощи, поддержке, да просто в добром слове. И он счастлив. Счастлив от того, что живет среди людей, от того, что он нужен! 2. Вениамин Каверин. «Два капитана».С детских лет Саня Григорьев мечтал стать лётчиком, чтобы раскрыть тайну гибели капитана Татаринова, О том, каким нелёгким был путь к осуществлении желаний рассказывает эта книга. 3. Вениамин Каверин. «Открытая книга».Роман рассказывает о молодом ученом Татьяне Власенковой, работающей в области микробиологии. Писатель прослеживает нелегкий, но мужественный путь героини в профессию, к научному открытию, которое оказало глубокое влияние на развитие медицинской науки. Становление характера, судьба женщины-ученого дает плодотворный материал для осмысления современной молодежью жизненных идеалов.
Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от эко­логической катастрофы? 1. В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти. Действие повести происходит в деревне Матера, которая вот-вот должна погибнуть: на реке возводят плотину для постройки электростанции, поэтому “вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит...”, конечно, Матеру. Судьба деревни решена. Молодежь без раздумий уезжает в город. У нового поколения нет тяги к земле, к Родине, она все стремится “перейти на новую жизнь”. Безусловно, то, что жизнь — это постоянное движение, изменение, что нельзя оставаться неподвижно на одном месте столетия, что прогресс необходим. Но люди, вступившие в эпоху НТР, не должны терять связи со своими корнями, разрушать и забывать вековые традиции, перечеркивать тысячи лет истории, на ошибках которой им бы следовало учиться, а не совершать свои, иногда непоправимые. 2. М. Булгаков. «Роковые яйца»: профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. «Собачье сердце». Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Нельзя бездумно вмешиваться в природу!
Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным. 1.В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Ощущение боли, тоски возникает при первом прочтении стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Кажется, слышишь шум улицы с её грохотом, злым смехом. Улица эта бездушна, «льдом обута». Ощущение боли усиливается с падением лошади. Как часто несчастье привлекает какое-то болезненное внимание посторонних. Зеваки с Кузнецкого моста не испытывают сочувствия к упавшей лошади, смеются. И только поэт обращается к животному с добрыми словами, жалеет её Это стихотворение не только об одиночестве в толпе, о невозможности сочувствия, призыв к доброте ко всему живому. 2. К. Троепольский. «Белый Бим, Черное Ухо». «Белый Бим Чёрное ухо» - это книга не просто о верном и до конца жизни преданном сеттере Биме, но и о злых и добрых людях, а также о взаимопонимании «двух миров»: человека и природы. Биам, оставшись без хозяина, бросается искать его, встречая на своём пути добрых и злых, расчётливых и бескорыстных людей. Бим до последнего вздоха продолжал искать Иван Иваныча… В свои последние минуты жизни пёс царапался в дверь железного фургона, в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил! Свободы и доверия – больше ничего. Бим погиб… Совершенно безнаказанно, ни за что… 3. С. Есенин, Стихи о животных.Поэт ощущает себя частицей природы и видит в животных "братьев наших меньших". В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на земле. Так, в "Песне о Собаке" автор показывает материнскую любовь суки к своим щенятам, а затем ее боль от потери их. Чувства этой собаки похожи на чувства женщины. И когда месяц над "хатой" показался ей "одним из ее щенков", она умирает от тоски. И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. В стихотворении "Лисица" Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно: Желтый хвост упал в метель пожаром, На губах — как прелая морковь. Пахло инеем и глиняным угаром, А в ощур сочилась тихо кровь. Поэт защищает животных своей любовью. В стихотворении "Собаке Качалова" автор разговаривает с собакой по кличке Джим, как с другом. В каждой строке Есенин передает красоту и доверчивость этого пса, любуется им: Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться. В стихотворении «Мы теперь уходим понемногу...» поэт, подводя итог своей жизни, напишет: Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове.
Влияние природы на человека. Почему не каж­дый человек воспринимает красоту природы?   А. С. Пушкин «Евгений Онегин».Кто из нас не знает прекрасных стихотворений А. С. Пушкина о природе. Это и «Зимнее утро», и «Осень», и «Зимний вечер»… Они по-особому влияют на каждого из нас. В романе «Евгений Онегин» также много пейзажных зарисовок, они помогают нам понять характеры главных героев. Евгению Онегину, выросшему в Петербурге с нянями и гувернёрами французами, природа неинтересна. Приехав в деревню, он только на короткое время поддался обаянию русской природу, а потом им опять овладела хандра. Любимая героиня Пушкина Татьяна Ларина выросла в деревне, на фоне прелестной русской природы. На всю деревенскую природу: на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму - Пушкин смотрит глазами Татьяны. Благодаря ей, любовно и трепетно воспроизведены гадания при луне, загадывание желаний при виде падающей звезды или поэзия русских святок со старой песней о затерянном мужицком рае. Картины природы в творчестве Пушкина полны любви к Родине, потому что можно любить лишь ту землю, ту красоту, среди которой вырос. М. Пришвин. «Кладовая солнца». М. М. Пришвин — один из своеобразнейших писателей, который подарил нам множество рассказов, повестей, "географических очерков" о природе. В них все объединено человеком — неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь писателя к природе родилась из его любви к человеку. Эта тема прослеживается в сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца". Здесь человек выступает хозяином природных богатств, благ, которыми нас одаривают леса, реки, поля, степи. Но не всякому природа открывает свои кладовые: только щедрый, добрый и мудрый человек достоин распоряжаться несметными сокровищами, которые скрывает от нерадивых хозяев матушка-природа. Л. Н. Толстой «Война и мир». В романе “Война и мир” много пейзажных зарисовок. Пейзаж у Толстого всегда связан с действием, канвой самого романа. Природа в “Войне и мире” является" психологическим подтекстом, фоном. Тесным образом связана она с главными героями, отражая их душевное состояние. Князь Андрей, лежа на поле Аустерлица, смотрит в “доброе... высокое, бесконечное небо” и понимает, что небо, облака, земля — это вечное, высшее, главное. Человек живет одно лишь мгновение, всего лишь один краткий и сладостный миг. И по сравнению с вечностью невероятно ничтожно значение славы и честолюбия. Позже, в беседе в Богучарове на переправе, Пьер Безухов с жаром убеждает князя Андрея в необходимости жить, любить, верить. А природа, словно отражая состояние героев, усиливает художественный эффект сцены. “Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что волны приговаривают: “Правда, верь этому”. И князь Андрей впервые после долгого периода фатальных, пессимистических раздумий переживает момент душевного озарения. И снова он видит небо, высокое, доброе, вечное, как символ божественного откровения. Но для возвращения к жизни князю Андрею необходимо было большее эмоциональное потрясение, чем то, которое он испытал в разговоре с другом. Возрождение его происходит в Отрадном, усадьбе Ростовых. По дороге к Ростовым, в лесу, Андрей Болконский замечает дуб, старый и уродливый, который упорно не хотел подчиняться влиянию весны. Он чувствует духовное единение с этим дубом, кажется себе отжившим своё. Ночью, глядя в окно, князь Андрей слышит разговор Наташи с Соней. Наташа любуется ночным небом, звездами и говорит, что хотела бы обнять себя руками за коленки и полететь... Светлые чувства девушки возрождают в душе князя Андрея ощущение молодости, чувство чего-то невыразимо прекрасного. Происходит катарсис, перерождение героя. На обратном пути, снова встретив дуб, покрывшийся молодой листвой, Андрей Болконский опять же соглашается с ним, говоря себе, что нужно жить, действовать. В романе понимать природу, чувствовать её красоту могут только любимые герои Л. Толстого: князь Андрей, Наташа Ростова, Пер Безухов…А отрицательные персонажи романа, преподносимые автором в статичном состоянии, никогда не показаны на фоне природы, наверное, потому, что абсолютно безразличны к ней. 2.Произведения Тургенева. Роль пейзажа в них
Проблема сложности взаимоотношений лю­дей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравст­венная ответственность человека перед другими людьми). 1. А. С Пушкин. «Евгений Онегин». «Эгоист поневоле», Онегин равнодушен к судьбам других людей, делает несчастливыми и самого себя, и других людей. 2. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». 3. К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет… 4. В. Г. Распутин «Живи и помни». Муж-дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни. Его жена Мария пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она бремена, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен. 5. В. Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик.
Проблема доброты, всепрощения.   Проблема ответственности за свои дела 1. М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа соотносится с образом Иисуса Христа. Иешуа несёт в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто причиняет ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек», прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность.   2.Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни.   3. А. И. Солженицын «Матрёнин двор».По-настоящему добра главная героиня рассказа Матрёна Васильевна. Она «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: не заводила «добра». Не имея собственных детей, берёт на воспитание дочь человека, которого когда-то любила (там шестеро!). Матрёна Васильевна живёт тихо и незаметно, ничего ни от кого не требуя. Её Солженицын назвал праведницей, без которой не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша.
Проблема взаимоотношений «отцов» и «де­тей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?   1. И С. Тургенев. «Отцы и дети». Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения. 2. Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна») 3. К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет… 4. А. Т. Твардовский. «По праву памяти»Вторая глава называется «Сын за отца не отвечает», она самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучило поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму «По праву памяти». Эта поэма — своеобразное покаяние Твардовского за свои юношеские поступки, ошибки.  
Материнская любовь. Что такое материнская любовь. Кукую роль играет мать в нашей жизни? Как нужно относиться к матери   1. Наташа Ростова в эпилоге.Смысл жизни Наташи Ростовой – любовь. Она становится по-настоящему счастлива только тогда, когда обрела счастье семейной жизни и материнства. Её интересы подчинены интересам мужа и детей. 2. В. Закруткин «Матерь Человеческая».Это повесть о сложной судьбе русской женщины Марии. Жизнь её до войны была обычной жизнью простой русской женщины Глухой степной хутор, и там она, жена и мать, обитала, работала на колхозном поле, устраивала домашний очаг, несла свою житейскую ношу. В труде, в любви к мужу и сыну находила она утоление естественной человеческой жажды счастья. Но в один миг все рухнуло: началась война… Героиня повести своими глазами видела, как мужа и десятилетнего сына Васю предавали смерти, как пылал ее родной хутор, когда его жгли каратели. А по дороге шли хуторяне, угоняемые в фашистское рабство под злые выкрики немцев и автоматные очереди. И все же нашлись у нее силы, чтобы не умереть среди разрушения и крови: она ждала ребёнка. Сначала Мария спасает собаку, бездомных коров, голубей. Судьба сталкивает ей с раненым немцем. Мария готова убить его, и только слетевшие с его губ слова: «Мама, мама», - останавливают вилы, направленные на немца. Не злоба, не угрюмое чувство мести возобладают в душе Марии, а милосердие. В этом эпизоде она выступает от имени матери детей земли, родившихся преобразить планету. Однажды в копне сена Мария найдёт ленинградских детишек, которые обречены на смерть. Мария не только выходила их, обогрела и накормила, но открыла перед ними свою душу. И дети нашли место в ее мате


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: