Методика подготовки реферата




Приложение 1

Темы рефератов.

1. История возникновения «норманской теории».

2. Монголы и русские: первая кровь. Битва на Калке.

3. Татарское иго. Историческое значение.

4. Василий Осипович Ключевский (1841-1911 гг.).

5. София Палеолог, политическое и культурное наследие Византии.

6. Церковь в XIV-XV вв. Монастыри, монастырская колонизация.

7. Домострой. Историческая и культурная ценность.

8. Завоевание Казанского и Астраханского царств Иваном Грозным.

9. Поляки в Москве. «Тушинский вор».

10. Культурные ценности Древней Руси.

11. Принятие христианства, последствия этого события

12. Язычество и христианство в Древней Руси.

13. Культура России XV-XVI вв.

14. Парадигма Русской культуры в историческом аспекте.

15. «Путь святости» и «путь культуры» на Руси.

16. Колонизация Сибири.

17. Казачество на Руси (доХIХ века).

18. Российское казачество в ХIХ веке.

19. Князь В.В. Голицыни его деятельность и историческая судьба.

20. Петр Великий, образ жизни и характер (по В.О. Ключевскому).

21. Роль деятельности Петра Великого в российской истории.

22. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

23. Террор как средство политической борьбы второй половины ХIХ начала ХХ вв.

24. Христианство и коммунизм в Советской России.

25. У истоков русской культурной классики.

26. Сословия и партии в России в конце ХIХ начала ХХ вв.

27. Белоэмигранты о большевиках и пролетарской революции.

28. Родословная Российского герба. Первые Российские ордена.

29. Движение анархистов в России.

30. П.А. Столыпин. Реформаторская деятельность.

31. Первое советское правительство.

32. Л.Д. Троцкий. Вехи биографии.

33. Культура как орудие большевизма.

34. Кого считали кулаками в 20-е годы?

35. За кулисами плана «Барбаросса».

36. Операции «Крикет», «Аргонавт», «Терминал».

37. Конец фашистского рейха.

38. Сталин. Путь к власти.

39. Они не молчали (оппозиция Сталину).

40. «Оттепель» 60-х годов.

41. Сталин и Хрущев.

42. «Холодная война» - история вопроса, ее последствия.

43. Горбачев М.С. Перестройка, ожидания, ошибки.

44. Постсоветский период.

45. Смысловая неопределенность в российской культуре конца ХХ века.

46. Главные особенности современной русской культуры.

47. Факторы, определяющие современное развитие Российского государства.

48. Павел I.

49. От либерализма Александра I к реакции Николая I.

50. Начало самодержавия в России. Государство Ивана IV (Грозного).

51. Российское государство в период Смутного времени.

52. Российское государство в XVII веке.

53. Раскол русской православной церкви.

54. Эпоха петровских преобразований и ее место в истории России.

55. Россия в период дворцовых переворотов.

56. «Просвещенный абсолютизм» в России второй половины XVIII в.

57. Российское государство и общество в первой половине XIX века.

58. Россия второй половины XIX века.

59. Консервативное и либеральное направления общественно-политической мысли в России XIX в.

60. Движение декабристов.

61. Революционное и либеральное народничество.

62. Россия на рубеже Х1Х-ХХ вв.

63. Революция 1905-1907 гг. и ее социально-политические последствия.

64. Государственная дума в России в начале XX века.

65. Февральская революция в России.

66. Октябрь 1917 г. Установление советской власти в России.

67. Гражданская война в России.

68. Советская Россия в 20-е годы.

69. Форсированное строительство социалистического общества в 30-х годах и его итоги.

70. Политическая система СССР в 30-е годы XX века.

71. СССР и мир накануне глобального военно-политического конфликта (конец 30-х гг. 20 века).

72. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

73. СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.).

74. СССР в 1953-1964 гг.

75. Советский Союз в 1965-1984 гг.

76. Советский Союз в годы «перестройки» (1985-1991 гг.)

77. Россия в лихие 90-е годы XX в.

78. Роль России на постсоветском пространстве.

79. Россия в первом десятилетии XXI века.

80. Крестьянский вопрос в правительственной политике России в XIX в.

81. Российские вооруженные силы в начале XX в.

82. Русская общественная мысль в 60-нач. 80-х гг. XIX в.

83. Особенности религиозного (национального/исторического/общественного) сознания русских людей XVII /XVIII в.

84. Этапы становления системы образования (или: русской науки, литературы, театра, журналистики и т.д.) в России XVIII в.

85. Быт и нравы высшего сословия России по письменным источникам XVI-XVII вв.

86. Взаимоотношения церкви и государства в XVII веке

87. Роль личности в истории. Сравнительный анализ личностей А.М. Тишайшего и П.А. Великого.

 

 

Приложение 2

Методика подготовки реферата

1.1. Цель реферата и критерии оценки

Цель реферата – обучить студентов самостоятельному исследованию той или иной проблемы, применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения учебной дисциплины, анализа специальной и научной информации, а также разработке выводов и рекомендаций по решению выявленных проблем.

Реферат позволяет определить, насколько глубоки знания рассматриваемой темы, и оценить уровень подготовки студента по данному тематическому блоку, а также учебной дисциплине в целом.

Критериями оценки реферата являются:

- актуальность темы, глубина анализа исследуемой проблемы;

- умение правильно использовать современные методы обработки и анализа материала;

- полнота охвата, количество, характер использованных научных и литературных источников, а также умение анализировать их;

- соответствие содержания реферата выбранной теме и, как минимум, рекомендациям данных методических указаний в части опорных вопросов и источников информации;

- стиль и логичность изложения;

- качество оформления в соответствии с требованиями, предъявляемыми к рефератам;

- самостоятельность при выполнении реферата.

 

1.2. Организация самостоятельной работы и сроки выполнения

Рефераты выполняются в соответствии с учебным планом и программой учебной дисциплины.

Тема реферата, соответствуют последнему числу зачетной книжки на выбор, например, последнее число книжки – 7, следовательно, можно выбрать любую тему под номерами: 7, 17, 27, 37и т.д.

Тема реферата должна быть согласована с преподавателем, ведущим лекционный курс. Преподаватель помогает определить направление работы, консультирует студентов по плану реферата, рекомендует литературу и оценивает готовый реферат.

Тематика рефератов разработана в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины. При выборе темы реферата студенту необходимо учитывать ее актуальность, наличие и доступность необходимой информации, а также свой уровень подготовки и личный интерес к рассматриваемым вопросам.

После выбора темы студент подбирает источники информации, составляет список литературы. Далее студенту рекомендуется составить план написания реферата. При необходимости студент обращается к преподавателю для согласования плана работы, списка литературы, сроков и порядка подготовки реферата. Содержание реферата должно соответствовать теме и плану. Более подробные рекомендации содержатся в таблице.

Алгоритм работы студента над рефератом

 

№ п/п Последовательность и содержание действий
1. Четко уяснить содержание темы и цели реферата, составить перечень главных вопросов, подлежащих рассмотрению, и написать их краткое содержание.
2. Разработать календарный план работы над рефератом, предусматривающий адекватные сроки подбора и изучения документов и литературы, составления плана реферата, написания каждого параграфа, плана темы, разработки схем, таблиц, иллюстраций, редактирования, оформления, представления работы.
3. Подобрать соответствующие законодательные и нормативные документы, литературу, пользуясь каталогами библиотек (систематический, предметный и алфавитный), библиографическими указателями.
4. Ознакомиться с документами и литературой для накопления знаний и осмысления избранной темы.
5. Составить план реферата с указанием наименования темы, перечня основных вопросов (разделов, параграфов) и отдельно их краткого содержания.
6. Изучить документы, литературу и выполнить необходимые записи.
7. Проанализировать собранные материалы.
8. Написать и оформить реферат.
9. Подготовить доклад, раскрывающий основное содержание реферата и представить реферат к защите на практическом занятии
10.   При оценке «не зачтено» доработать в соответствии с замечаниями рецензии, представить реферат на повторное рецензирование, ознакомиться с повторной рецензией.

 

Оценка «не зачтено» ставится, если не соблюдены требования по выбору темы реферата, структуре написания и оформлению. В этом случае реферат может быть направлен на доработку. «Доработка» оформляется студентом и брошюруется отдельно в конце первого варианта реферата для удобства проверки степени учета замечаний первоначальной рецензии и сокращения технической работы. Реферат после доработки направляется на повторное рецензирование. Первоначальная рецензия прилагается к реферату.

Проверенные рефераты не возвращаются студенту, лучшие из них хранятся в фонде кафедры. Навыки, приобретенные слушателями при написании реферата, а также и материалы реферата могут использоваться в дальнейшем.

 

1.3. Требования к изложению текста

Обязательная структура реферата: титульный лист, оглавление, введение, основная часть (состоит из 3-5 параграфов), заключение (выводы и предложения), список использованных источников, приложения. В приложения выносятся материалы, служащие подтверждением или иллюстрацией тех или иных положений реферата, в т.ч. выдержки из документов. Это позволяет избежать перенасыщения информацией текста основной части.

Оглавление реферата обязательно должно иметь нумерацию страниц каждого раздела и параграфа. Названия и номера разделов и параграфов, указанные в оглавлении, должны соответствовать разделам и параграфам, указанным по тексту основного содержания реферата.

Во введении (2–3 стр.) обосновывается актуальность и важность рассматриваемых вопросов в рамках выбранной темы реферата, их практическая значимость, анализируется степень освещения избранной темы в литературе, излагаются конкретные существующие и потенциальные проблемы, формулируются цели и задачи реферата. При этом содержание целей и задач должно позволять сформулировать в заключении реферата соответствующие выводы и разработать рекомендации по решению выявленных проблем.

В основной части реферата (15–20 стр.) раскрываются главные аспекты темы, излагаются факты и подходы к решению задач, представленные в современной научной и другой специализированной литературе. В реферате также приводятся результаты анализа и дается оценка реальному состоянию рассматриваемых проблем.

Недопустимо дословное переписывание текста из монографий, учебников, журналов, газет и т. д. Творческая самостоятельность студента должна проявиться в умении сравнивать различные точки зрения, анализировать имеющиеся материалы и использовать результаты анализа для разработки выводов и практических рекомендаций. Основные положения реферата с элементами анализа и оценки, могут выражаться в таких словах: «Автор впервые рассматривает проблему...», «По мнению специалистов-практиков…», «Сравнение различных точек зрения позволяет утверждать...» и т. д. Для большей наглядности здесь же могут быть приведены графики, таблицы, диаграммы.

При написании текста следует делать ссылки на авторов тех работ, материал которых излагается или цитируется. Ссылки на источник размещают в конце предложения, указывая номер источника по общему списку литературы в квадратных скобках [2].или при дословном цитировании - [13, с.44], что означает 13-й источник, 44-я страница.

В конце реферата студенту необходимо обязательно привести полный список литературы (не менее 10 источников), включая адреса Интернет-ресурсов. Образец оформления Списка литературы приведен в приложении Б.

При обобщении материала студент может столкнуться с различной трактовкой отдельными исследователями одного и того же вопроса. В подобной ситуации следует критически проанализировать выводы различных авторов или отметить в тексте, что по изучаемому вопросу в литературе нет единого мнения и сделать ссылку на эти источники. Рекомендуется изложить принципы (показатели, свойства, признаки), лежащие в основе разных видов классификации понятия. Следует не только и не столько фиксировать значимые факты, события, мнения, сколько делать необходимые обобщения, давать объяснения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять тенденции и закономерности, делать выводы и давать рекомендации.

Текст каждого параграфа плана должен завершаться краткими выводами по существу рассматриваемого вопроса. При изложении материала важно обеспечить логическую связь между отдельными параграфами.

Текст, графики, таблицы, диаграммы, другой поясняющий материал должны излагаться грамотно, логически последовательно.

Не рекомендуется вести изложение материала реферата от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «разработанный мною метод», «по моему мнению» и т.п. Корректнее писать «по мнению автора» (реферата) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение опыта работы российских историков свидетельствует о том, что…», «на основе выполненного анализа можно утверждать ...», «проведенные исследования подтвердили ... » и т.п.

Ссылаясь в тексте на графики, диаграммы или таблицы, следует пользоваться словами «приведены», «характеризуются», «показаны», «изображены», «построены». В реферате важно добиться единства стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность.

В Заключении (1–2 стр.) излагаются краткие обобщения по существу рассмотренных проблем в виде выводов..

Завершающим этапом работы является письменное оформление реферата.

 

1.4. Требования к оформлению.

Реферат должен оформляться с соблюдением установленных правил. Объем реферата определяется характером и сложностью темы. Рекомендуемый объем реферата не должен превышать 25 страниц и быть не менее 20 стр. машинописного текста без учета иллюстраций и таблиц, оформленных на отдельных листах, а также приложений.

Реферат выполняется в печатном виде на бумаге формата А4 (210х297 мм), при соблюдении следующих размеров полей: левое – 30 м., правое – 10 мм, нижнее – 20 мм, верхнее – 15 мм.

Используется 14 шрифт TimesNewRoman черного цвета с полуторным интервалом. Выравнивание текста ведется «по ширине».

Номер страницы проставляют на нижнем поле листа без слова «страница» (стр., с.). Титульный лист не нумеруется. Нумерация страниц, заданий, пунктов, подпунктов, рисунков, таблиц осуществляется арабскими цифрами без знака №.

На титульном листе должно быть: наименование образовательного заведения (института, кафедры), обозначение характера работы (реферат), тема реферата; фамилия, имя, отчество студента, номер учебной группы; фамилия, инициалы, должность, ученое звание научного руководителя; дата проверки и оценка; подпись научного руководителя; название города, в котором находится данное учебное заведение; год написания работы.

Образец оформления титульного листа приведен в приложении А.

Реферат брошюруется и вместе с предварительно заполненной и распечатанной рецензией (приложение С) вкладывается в специальную папку. Желательно дополнительно представить реферат в электронном виде на дискете.

Работа, представленная с нарушением указанных требований, не принимается, возвращается автору для доработки и устранения недостатков.

 

Приложение А

Образец титульного листа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧАЙКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

(ФГБОУ ВО «ЧГИФК»)

Кафедра Философии и социально-гуманитарных наук

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «ИСТОРИЯ»

 

 

Тема: Византизм и славянство.

 

Реферат выполнил: студент 19 гр.   ______________ Иванов Р.А. подпись, дата
Реферат проверил: к.п.н, доцент   _____________ Батакова Н.В. подпись, дата

 

 

Чайковский 2017

Приложение Б

Образец оформления списка литературы:

Список литературы:

1. Белюков Д.А. Отечественная история: учеб.пос. – Великие Луки, 2010.

2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб.пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.

3. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: М.: Кнорус, 2010.

4. История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Отв. ред. проф. В.Н. Шевелев. – Ростов н/Д: Феникс, 2008, (Серия «Высшее образование».)–

5. История России: учебник/ Орлов А.С. и др.- М.: Проспект,2011.

6. Коренев Л.И., Снигирев С.Ф. Отечественная история: учебник.- СПб, 2005.

7. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник. – М.: Дашков и Ко,2009.

8. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА * М, 2000.

9. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. – М.: ЭКСМО, 2010.

10. Фортунатов В.В. Отечественная история: учеб.пособие.- СПб: Питер, 2009.

11. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и история средневековья и Ренессанса [Электронный ресурс]: 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990. URL: http://www.philosophy.ru/library/ bahtin/rable.html#_ftn1 (дата обращения: 05.9.2016).

 

 

 

Приложение С

РЕЦЕНЗИЯ

на реферат

по предмету: История

студента (ИФО):

Группа: Курс:

Тема реферата:

Рецензент: к.п.н., доцент Батакова Наталья Владимировна.

 

Общий вывод о соответствии работы отдельным критериям оценки: Содержание работы в целом

- соответствует (не соответствует) заявленной теме и плану;

- имеет достаточное (не достаточное) количество ссылок на научную литературу;

- правила оформления работы соблюдены (не соблюдены).

 

Анализ работы студента с научным руководителем.

В целом, работа выполнялась студентом

(самостоятельно, с большим участием научного руководителя).

 

Анализ текста работы.

Основной содержательный недостаток работы - .

 

Положительными моментами в тексте работы являются: .

 

Анализ защиты.

В ходе защиты, студент продемонстрировал (не продемонстрировал) риторические способности, это проявилось в:

(отсутствии страха перед аудиторией, увлеченность речью, разумное использование рук, мимики, положение корпуса.

Речь

(правильная, спутанная, насыщенная, невнятная, с минимальным количеством логических ошибок).

Вывод:

· Содержание работы оценивается на(отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо).

· Защита оценивается на.

Совокупность оценок содержательной части работы и ее защиты позволяет оценить реферат (ФИО) __________________ на тему _________________________________________________________________ на « ».

 

 

Рецензент: к.п.н., доцент Батакова Н.В.________________________

 

...





Читайте также:
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.049 с.