КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО, ПРАВОВОГО, ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА С РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМОЙ ПРАВЛЕНИЯ.




 

Основы конституционного строя Российской Феде­рации, как уже отмечалось выше, закреплены в главе 1 Конституции РФ 1993 года.

В ст.1 Конституции РФ провозглашается: Российская Федерация - Россия, есть демократическое федера­тивное правовое государство с республиканской формой правления. НаименованияРоссийская Федерация и Россия равнозначны.

Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие.Демократическийхарактер Российского государства проявляется в том, что, согласно ст.3 Конституции РФ, "носителем сувере­нитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".

Важнейшим признаком демократического госу­дарства является обеспечение в нем прав и свобод чело­века и гражданина. Только в условиях демократическо­го государства это обеспечение может быть реальным. Никакие другие признаки и черты не способны придать государству демократический характер, если не обеспе­чиваются реальные права и свободы. Этот признак нашел свое закрепление в ст.2 Конституции Российской федерации, которая устанавливает, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Призна­ние, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

Конституция закрепляет основные формы реализа­ции народом своего суверенного полновластия. "Народ, подчеркивается в ст.3 п.2 Конституции РФ, - осу­ществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного само­управления".

Формами непосредственного осуществления наро­довластия являются референдум и свободные выборы (ст.3 п.3 Конституции РФ).

В число конституционных основ Российской Феде­рации включен также классический для большинства стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, орга­ны которых являются самостоятельными (ст. 10 Консти­туции РФ). Государственную власть в Российской Феде­рации, как установлено в ст. 11 п.1 Конституции РФ, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Рос­сийской Федерации. Это означает, что Президент РФ выведен из системы исполнительной власти на самостоятельное место.

Для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное самоуправление. Соглас­но ст. 12 Конституции РФ, "в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти".

Впервые в конституционном законодательстве Рос­сии в самом тексте Конституции указывается на особую защиту системы государственной власти. Как подчерки­вается в ст.3 п.4 Конституции РФ, "никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий пресле­дуются по федеральному закону".

Российская Федерация определяется ее Конститу­цией какправовое государство. Для правового госу­дарства характерно верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни; реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного раз­вития; взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и для самого государства; строгое исполнение требова­ний закона, господство в государстве принципа законности; осуществление государством эффективного кон­троля за исполнением законодательства.

Характерные признаки правового государства наш­ли свое отражение в нормах Конституции, устанавли­вающих основы конституционного строя, а также в дру­гих главах Конституции РФ.

В ст. 15 Конституции РФ определяется, что Кон­ституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные пра­вовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

В этой же статье непосредственно закреплен и дру­гой характерный признак правового государства. Орга­ны государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, подчеркивается в ст.45 п.2 Конституции РФ, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и зако­ны.

Для того чтобы законы исполнялись, они должны быть известны гражданам. В этой связи Конституция РФ 1993 года впервые в нашем конституционном зако­нодательстве устанавливает: "Законы подлежат офици­альному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубли­кованы официально для всеобщего сведения" (ст. 15 п.3 Конституции РФ).

Стремление придать правовой характер Российско­му государству привело к новелле, практически неиз­вестной конституционному законодательству стран ми­ра. Конституция РФ 1993 года закрепила, что "обще­признанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации яв­ляются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации уста­новлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (ст. 15 п.4 Конституции РФ). В этой норме закреплен общий принцип примата международного права над на­циональным законодательством. Однако включение в правовую систему государства общепризнанных прин­ципов и норм международного права весьма затрудняет их прямую реализацию, как из-за отсутствия механизма реализации, так и из-за неопределенности научного и правового содержания этой категории.

Заключение Российской Федерацией договоров с другими государствами регулируется Федеральным за­коном о международных договорах Российской Федерации от 15 июля 1995 года. Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международ­ных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской федерации непосредственно.

К основам конституционного строя Российской Фе­дерации отнесены и некоторые нормы, устанавливающие характер взаимоотношений между обществом и челове­ком, государством и личностью. Эти нормы не только характеризуют демократизм нашего государства, что отмечалось выше, но и определяют его конституцион­ный строй в целом.

Статья 2 Конституции РФ 1993 года закрепляет:

"Человек, его права и свободы являются высшей цен­ностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". В статье воплощен гуманный принцип взаимоотношений между государством и личностью. Не человек для госу­дарства, а государство существует для человека, для обеспечения его прав и свобод.

Для правового положения человека в государстве важное значение имеет институт гражданства. Наиболее принципиальные положения этого института законода­тель включил в содержание основ конституционного строя. В частности, статья 6 Конституции РФ устана­вливает, что "гражданство Российской Федерации при­обретается и прекращается в соответствии с федераль­ным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения". В статье последовательно про­водится принцип равноправия. Каждый гражданин Рос­сийской Федерации, подчеркивается в ст.8 п.2 Консти­туции РФ, обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Защищая права человека, Конституция РФ устанавливает также, что "гражданин Российской Федерации не может быть ли­шен своего гражданства или права изменить его" (ст.6 п.3 Конституции РФ).

Данное положение дополняется установленными в ст. 61,62 Конституции РФ нормами, согласно которым гражданин Российской Федерации не может быть вы­слан за пределы Российской Федерации или выдан дру­гому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее преде­лами. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Эти нормы не включены в содержание основ конституцион­ного строя, но имеют принципиально важное значение для характера взаимоотношений между гражданином и государством.

Многонациональный, федеративный характер на­ционально-государственного устройства России обусло­вил включение в главу 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя" ряда положений, связанных с характером Федерации и ее взаимоотношений с субъекта­ми Российской Федерации.

Прежде всего, это нормы, закрепляющие единство Федерации и верховенство ее законов на всей террито­рии. В ст.4 Конституции РФ установлено: "1. Суверени­тет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории".

Российская Федерация, согласно ст. 5 Конституции РФ, состоит из республик, краев, областей, городов фе­дерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Закрепление равноправия всех субъектов Федерации в качестве одной из основ конституционного строя имеет новый, принципиально важный характер. Извест­но, что предшествующие Конституции СССР и РСФСР закрепляли иное положение. В частности, республики в составе СССР являлись суверенными государствами. По Федеративному Договору от 31 марта 1992 года республики в составе Российской Федерации также именовались суверенными государствами. Естественно, все иные субъекты Федерации имели другой статус. Ликвидиро­вав суверенитет субъектов Федерации, и установив их равноправие, новая Конституция РФ закрепила право­вые гарантии сохранения целостности России.

Следует отметить, что равноправие субъектов Фе­дерации не означает их равного статуса, который опре­деляется законодательными актами различной юриди­ческой силы. Различен и круг полномочий субъектов Федерации.

Так, согласно ст. 5 п.2 Конституции РФ республика (государство) имеет свою конституцию и законодатель­ство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.

Особо важный характер для основ конституционно­го строя имеют закреплённые в Конституции РФ прин­ципы федеративного устройства России. Как установле­но в ст. 5 п.3, "федеративное устройство Российской Фе­дерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти субъектов Российской Фе­дерации, равноправии и самоопределении народов в Рос­сийской Федерации".

"Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Феде­рации между собой равноправны" (ст. 5 п.4 Конституции РФ).

Несмотря на отсутствие специальной главы, Кон­ституция РФ в содержание основ конституционного строя государства включает нормы, регулирующие отношения, связанные с экономической системой обще­ственного устройства Российской Федерации. В Консти­туции закреплены многообразие форм собственности, их равная защита. "В Российской Федерации, - установлено в ст.8 п.2 Конституции РФ, - признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципаль­ная и иные формы собственности". Данное положение дополняется нормами ст.35 Конституции РФ, которое устанавливает, что право частной собственности охра­няется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Право частной собственности, неизвестное консти­туциям Российского государства 1925-1978 годов, до­полняется также правом граждан на свободное исполь­зование своих способностей и имущества для предпри­нимательской и иной закрепленной законом экономи­ческой деятельности (ст. 34 п.1 Конституции РФ).

По-иному, чем ранее действовавшая Конституция, Конституция 1993 года устанавливает правовой режим земли. В ст.9 Конституции закреплено, что "1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности".

Положения этой статьи дополняются нормами ст.36 Конституции РФ, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности зем­лю. Владение, пользование и распоряжение землей и дру­гими природными ресурсами осуществляется их собст­венниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Учитывая федеративный характер национально-го­сударственного устройства России, Конституция РФ 1993 года определяет: "В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, под­держка конкуренции, свобода экономической деятель­ности" (ст.8 п.1 Конституции РФ).

Значительным изменениям и сокращениям по сравнению с ранее действовавшей Конституцией под­верглись и нормы, устанавливающие социальные осно­вы общественного устройства, входящие в содержание основ конституционного строя Российской Федерации.

Российская Федерация, закрепляется в ст. 7 п.1 Конституции РФ, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечива­ющих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ст. 7 п.2 указываются основные направления со­циальной политики государства. "В Российской Федера­ции охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, мате­ринства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, уста­навливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

К сфере установления социальных основ обще­ственного устройства следует отнести и уже упоми­навшуюся ст.2 Конституции РФ, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина признает обязанностью государства. Со­циальная направленность Конституции РФ 1993 года проявляется также в положениях главы 2 "Права и сво­боды человека и гражданина", содержание которых бу­дет рассмотрено в следующей теме.

В эту же сферу общественной жизни входят и нор­мы Конституции Российской Федерации, определяющие принципиальное отношение к религии. Статья 14 Конституции устанавливает, что Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В содержание основ конституционного строя, за­крепленных Конституцией РФ 1993 года, входят и нор­мы, регулирующие общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В своей совокупности они регулируют политические основы общественного устройства или политическую систему Российской Федерации.

Народ - единственный законный и правомерный носитель власти в государстве, осуществляющий её не­зависимо и самостоятельно. Как подчеркивается в ст.3 п.1 Конституции РФ, "носителем суверенитета и един­ственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".

Власть народа в любом государстве не может осу­ществляться вне организационных форм, посредством которых народ реализует свой суверенитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепле­ния в законодательных актах.

Реализация народовластия осуществляется в раз­личных формах: через систему государственных орга­нов, общественные организации и партии, через инсти­туты непосредственной демократии. Единство, взаимо­связь и функционирование этих форм составляет поли­тическую систему общественного строя. Подполити­ческой системой, таким образом, понимается совокупность государственных, политических и общественных организаций, через которые народ реализует принадле­жащую ему по конституции власть, управляет государ­ством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику.

Основные элементы политической системы нашли свое закрепление в главе 1 Конституции РФ 1993 года "Основы конституционного строя".

В ст.13 Конституции РФ нашел свое закрепление отказ от государства одной идеологии. Конституция устанавливает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Деидеологизировав общественный и государствен­ный строй, Конституция РФ 1993 года ликвидировала и монополию одной партии. В ст. 13 Конституции закреплено, что в Российской Федерации признаются полити­ческое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом.

В содержание основ конституционного строя зако­нодатель включил определенные ограничения для соз­дания и деятельности партий и общественных организа­ций. В ст.13 п.5 установлено: "Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или дей­ствия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целост­ности Российской Федерации, подрыв безопасности го­сударства, создание вооруженных формирований, раз­жигание социальной, расовой, национальной и религи­озной розни".

В структуру основ конституционного строя входят следующие элементы политической системы как меха­низм осуществления народовластия: Российское демократическое федеративное правовое государство; поли­тические партии; другие общественные объединения; органы местного самоуправления; институты непосредственной демократии (референдум и выборы).

Как нами уже отмечалось, все положения Консти­туции Российской Федерации имеют высшую юридическую силу, находятся под повышенной правовой охраной. Но даже среди конституционных положений нормы, закрепленные в главе 1, занимают особое место.

Как установлено в ст. 16 Конституции РФ, положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не мо­гут быть изменены иначе как в порядке, определенном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить осно­вам конституционного строя Российской Федерации.

Этот порядок установлен в ст. 135 Конституции РФ, в которой определено, что положения главы 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собра­нием. Если предложение о пересмотре норм, составляющих основы конституционного строя, будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в со­ответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституци­онным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При его проведении Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при усло­вии, что в нем приняло участие более половины избира­телей.

 


[1] Далее – Ведомости РСФСР.

[2] Далее – СЗ РФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: