Принципы реализации судебной власти (отправления правосудия)




ЛЕКЦИЯ (тема 6.5)

Конституционно-правовые основы организации

Судебной власти в РФ

Метод проведения: проблемно-тематическое изложение материала.

Цель занятия: сформировать у обучаемых конституционно-правовое представление о судебной власти и прокуратуре в России, порядке организации и функционировании этих органов.

Учебные вопросы:

1. Конституционные основы судебной системы РФ.

2. Конституционно-правовой статус судей. Конституционные принципы формирования судейского корпуса.

3. Конституционный Суд РФ.

4. Прокуратура в системе разделения власти.

 

Основная литература

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. /
М.В. Баглай. М., 2007.

2. Закон РСФСР «О прокуратуре» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 8.

3. Закон РСФСР «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 30.

4. Конституция Российской Федерации 1993г. Гл. 7.

5. Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47.

6. Федеральный закон РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13.

7. Федеральный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1.

8. Федеральный закон РФ «О судоустройстве» // СЗ РФ. 1995. № 21.

9. Федеральный закон РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 18.

10. Федеральный закон РФ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 7.

Дополнительная литература

1. Виноградов В.А. Конституционное правосудие: проблемы реализации мер конституционно-правовой ответственности / В.А. Виноградов // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2002. № 4.

2. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001) / Н.В. Витрук. М., 2001.

3. Дворцова Ж.В. Решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ: юридическая сила и исполняемость / Ж.В. Дворцова, Б.П. Елисеев // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 4.

4. Закон РСФСР «О Конституционном Суде» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 30.

5. Закон РСФСР «Об арбитражном суде» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 30.

6. Замотаева Е.К. Конституционно-правовые споры / Е.К. Замотаева // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 5.

7. Конституционный суд как гарант разделения властей: сб. докл. М., 2004.

8. Конституционный судебный процесс: учеб. для вузов / отв. ред. М.С. Саликов. М., 2003.

9. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России / Л.В. Лазарев. М., 2003.

10. Шайо А. Самоорганизации власти (краткий курс конституционализма). Гл. 7 / А. Шайо. М., 2001.

Введение

По мере вытеснения «принципа талиона», суды становятся самостоятельным элементом в механизме государственной власти. С развитием общества и его потребностей достигается такой уровень, когда такая форма борьбы с нарушением прав, как «саморасправа» становится нетерпимой.

Сегодня, судебная власть - это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для защиты прав граждан, разрешения на основе закона конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами, контроля за конституционностью принимаемых законов[1]. Статья 66 Конституции Франции определяет судебную власть как хранительницу личной свободы. Мировой опыт показывает, что хорошая организация судебной власти может исправить недостатки законов, и напротив, ее плохая организация может парализовать и очень хорошие законы[2].

Анализируя практику создания системы судов для более успешного осуществления правосудия, следует сказать, что Россия стремится усовершенствовать свою судебную систему применительно к оправдавшему себя опыту других стран. В 1998 г. был принят базовый закон «О мировых судьях в Российской Федерации», который безусловно приблизит органы судебной власти к населению, положительно отразится на работе федеральных судов, сделает судебную власть более доступной и скорой. Нуждается в усовершенствовании административная юстиция. Жизнь показывает, что значительная угроза правам и свободам граждан традиционно исходит от исполнительной власти, ее должностных лиц. Поэтому учреждение административной юстиции в качестве самостоятельной судебной инстанции по делам о спорах граждан с публичной властью, ее органами и должностными лицами будет способствовать лучшей защите прав человека, ограничению произвола чиновничества. Административное судопроизводство в России явилось бы серьезным средством судебного контроля за властью[3].

1. Конституционные основы судебной системы РФ.

В курсе конституционного права России рассматриваются и изучаются не все вопросы функционирования данной относительно самостоятельной ветви государственной власти, а только ее конституционно-правовые основы. При этом следует иметь в виду, что, помимо ознакомления с данным блоком воп­росов в курсе конституционного права, существуют и преподаются в юри­дических вузах такие самостоятельные учебные дисциплины, как «Правоох­ранительные органы» (в нее включаются сведения об организации суда и прокуратуры), «Адвокатура и нотариат», «Прокурорский надзор», «Право­вые основы адвокатуры и нотариальной деятельности». Поскольку в Кон­ституции 1993 г. выделены судебная власть и только частично регламентиро­ван статус прокуратуры, а об адвокатуре и нотариате упоминается только в ст. 72 (п. «л»), постольку в рамках курса конституционного права рассматри­ваются статус судебной власти, а также основы организации прокуратуры. Названные институты анализируются в свете судебно-правовой и проку­рорской реформы.

Одной из принципиальных новелл Конституции 1993 г. является выделение в ней отдельной самостоятельной гл. (гл. 7) «Судебная власть».

Такой подход более точно отразил по сравнению с прежней Конституцией назначение судов и правосудия, его органов в целом как осуществляющих одну из разновидностей государственной власти - самостоятельную судебную власть. Правильным является замечание, что для предмета конституционного регули­рования более адекватен термин «судебная власть»[4].

Новым моментом является также и вытекаю­щее из положений сатей 10 и 11 Конституции отнесение органов судебной власти к числу органов государственной власти, которыми, как отмечалось, по прежним Конституциям признавались только Советы народных депутатов. Сказанное не означает, что органы судебной власти не обладают значительной спецификой по сравнению с органами законодательной и исполнительной властей. Между ними имеются весьма существенные различия, обусловленные природой и характером каждого из названных видов органов, его функцио­нальным предназначением, особенностями построения форм, методов, про­цедурами деятельности.

Давая общую характеристику органов судебной власти, необходимо подчеркнуть, что по характеру деятельности это правоохранительные органы, подобные органам внутренних дел, налоговой полиции, таможенным органам, органам юстиции, прокуратуре, ФСБ и др. Однако, в законодательстве нередко дается понять, что суды не входят в систему правоохранительных органов. Например, Конституция РФ (ст. 72) называет следующий ряд органов власти: судебные, правоохранительные органы, адвокатура, нотариат. В законе «О прокуратуре РФ» (ч. 1 ст. 8) говорится о следующих правоохранительных органах: органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, органы налоговой полиции, органы таможенной службы и другие. Какие другие, не называется, но судебных, как видим, в перечне нет.

Отдельные ученые также не относят суды к правоохранительным органам[5].

В то же время И.Л. Петрухин считает, что суды еще более правоохранительные органы, чем прокуратура, МВД, ФСБ и др.[6] Думается, что идея отрицания правоохранительного назначения судов возникла из желания отойти, дистанцироваться от таких органов, как МВД, прокуратура, ФСБ, налоговая полиция. Но это чисто российская история. На наш взгляд, следует исходить от широкого понимания значения и смысла термина «правоохранительный орган», и тогда никаких сомнений в том, что суд - орган правоохранительный, быть не должно.

Следует согласиться с позицией М.И. Байтина, Терехина В.А.[7] и других авторов, что организационно-структурное обособление судов от других правоохранительных органов (которое можно осуществить путем какого-либо распоряжения или исходя из определенного критерия классификации органов власти) не может изменить дела по существу. В деятельности судов правоохрана (охрана интересов общества, личности, государства и других субъектов права) занимает важнейшее место, в этом состоит их основное социальное назначение и необходимость для любого общества и государства.

Основная деятельность суда – это деятельность по защите и охране чьего-либо и кем-нибудь нарушенного права. Все другое в его работе не определяет смысла судебной деятельности так, как это определяет охрана и защита нарушенного права, а является либо попутным, либо не определяющим фактором.

Можно в целом согласиться с мнением, что термины «судебная власть» и «правосудие» выражают одно и то же понятие. Однако гл. 7 Конституции назы­вается «Судебная власть», что подчеркивает ее самостоятельный, относитель­но обособленный характер в системе ветвей государственной власти, а не только делается акцент на системе органов, осуществляющих судебную власть. Между прочим, в названной главе Конституции вообще не говорится о системе орга­нов судебной власти. В п. 3 ст. 118 речь идет о судебной системе Российской Федерации, которая устанавливается Конституцией РФ и федеральным кон­ституционным законом от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона (в ред. Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 г.).

Что касается судебной власти, то это достаточно широкое понятие, одна из ветвей единой государственной власти. Судебная власть и органы, ее осуществ­ляющие, обладают значительной спецификой как в смысле осуществляемых ими функций и компетенции, так и в особенности с точки зрения форм и процедур деятельности. Это отражено в п. 2 ст. 118 Конституции РФ, где сказа­но, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, граж­данского, административного и уголовного судопроизводства.

Разумеется, дан­ной правовой нормой далеко не исчерпывается характеристика специфики су­дебной власти, в ней в большей мере речь идет о средствах и формах осуществ­ления указанной власти. Что касается п. 1 ст. 118, то в ней использован термин «правосудие», которое в Российской Федерации осуществляется только судом. Данный термин подчеркивает само содержание, функцию судебной власти.

Однако судебная власть — сложное и многоэлементное явление, сердцеви­ну которого и главное предназначение составляет деятельность судов по от­правлению правосудия. Правосудие осуществляется от имени государства спе­циальными государственными органами — судами. Правосудие реализуется путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и администра­тивных дел в определенной, установленной законом процессуальной форме.

То, что правосудие в России осуществляется только судами РФ, четко оп­ределено в Конституции РФ. При этом создание чрезвычайных судов не допус­кается. Судебная система РФ устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

Судебная система России включает в себя два уровня судов: федеральные суды и конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

а) Конституционный Суд РФ

б) система федеральных суды общей юрисдикции:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик;

3) краевые и областные суды;

4) суды городов федерального значения;

5) суды автономной области и автономных округов;

6) районные суды;

7) военные[8] и специализированные суды;

в) система федеральных арбитражных судов:

1) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

2) федеральные арбитражные суды округов (в России 10 округов, причем не тех, что федеральные, а промышленных округов);

3) арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

1) конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

2) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации[9].

Принципы реализации судебной власти (отправления правосудия)

Конституция Российской Федерации (ст. 123) закрепляет ряд прин­ципов, связанных, непосредственно с реализацией судебной власти, иначе говоря с отправлением правосудия.

1. Открытость (гласность) разбирательства дел во всех судах. Открытое разбирательство - один из важнейших принципов судопроизводства. Дела во всех судах разбираются, открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерчес­кой тайны. Конституция Российской Федерации устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (например ст. 55 ФКЗ «О КС РФ»: «Конституционный Суд Российской Федерации назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности».

Помимо целей охраны государственной и коммерческой тайн, за­крытое судебное разбирательство допускается по мотивированному оп­ределению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступле­ниях, а также по другим уголовным делам, для предотвращения разгла­шения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в этих делах лиц.

На закрытое судебное заседание не допускаются публика, предста­вители СМИ. Однако слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичное провозглашение во всех случаях приговора и решения суда.

В Конституции Российской Федерации указывается, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Согласно действующему зако­нодательству, разбирательство дела в заседании суда первой инстанции происходит, как правило, с участием подсудимого, явка которого в суд обязательна. Однако закон предусматривает возможность разбиратель­ства дела и в отсутствие подсудимого. Такая возможность допускается лишь в исключительных случаях и только при обязательном условии, что разбирательство не будет препятствовать установлению истины:

Заочное судебное разбирательство допускается в случаях, когда:

- подсудимый находится вне пределов страны и укло­няется от явки в суд;

- по делу о преступлении, за которое не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и подсудимый ходатайствует о разбирательстве дела в его отсутствие. Однако, в этих случаях суд вправе признать явку подсудимого обязательной.

2. Состязательность и равноправие сторон. Конституция Российской Федерации устанавливает, что судопроиз­водство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Осуществление судопроизводства на основе состязательности озна­чает, что судебное разбирательство может быть начато только при на­личии заявления истца, запроса органа или должностного лица, обви­нительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовлетворении их требований. При этом, истец и ответ­чик, орган или должностное лицо, издавшие этот акт, обвинитель и обвиняемый выступают в суде в качестве сторон, т.е. таких участников судебного разбирательства, у которых имеется определенный процес­суальный интерес, и которым закон предоставил равные права для обоснования своих утверждений и выводов, и для оспаривания утвержде­ний и выводов другого участника судебного разбирательства (против­ной стороны).

Решение всех возникающих в деле вопросов принадле­жит только суду (судье), который не связан доводами сторон, свободен в оценке представленных ими доказательств, независим от любых по­сторонних влияний и действует исключительно как орган правосудия.

Принцип состязательности и равноправия сторон — важнейшее де­мократическое и процессуальное начало, которое создает максимально благоприятные условия для отыскания истины и вынесения справед­ливого судебного решения.

3. Право граждан участвовать в осуществлении правосудия. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осу­ществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным за­коном (Статья 8. ФКЗ «О судебной системе»:

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

2. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета).

Согласно Конституции Российской Федерации, в случаях, преду­смотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи и 12 присяжных заседате­лей. Приговоры, вынесенные судом присяжных заседателей в краевом, областном, городском суде, обжалуются и опротестовываются в касса­ционную палату Верховного Суда Российской Федерации.

Помимо присяжных, к осуществлению правосудия привлекаются народные и арбитражные заседатели.

Участие граждан в осуществлении правосудия является их граждан­ским долгом. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом. За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

4. Принцип бюджетного финансирования судов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.124) финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществ­ления правосудия в соответствии с федеральным законом. Это положе­ние Конституции имеет цель оградить суды от местных влияний, со­здать условия для их подлинной независимости, поставить все суды в равные материально-технические условия, обеспечивающие осуществ­ление правосудия. Однако, деятельность конституционных (уставных) судов обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов федерации!

Можно назвать и другие принципы.

5. Независимость судей. (Об этом принципе несколько позже, поскольку он выступает одновременно одним из элементов правового статуса судей)

6. Обязательность судебных решений (постановлений).

Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

7. Равенство всех перед законом и судом.

Суды (судьи) не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Правосудие - главная, но не единственная функция судебной власти. Наряду с правосудием судебная власть осуществляет:

- судебный кон­троль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.п.);

- толкование правовых норм (толкование Конституционным Судом Российской Федерации норм ее Конституции, руководящие разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлениях его Пленума);

- удостове­рение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим лицом и т.п.);

- ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан (признание гражданина недееспо­собным и пр.);

- судебный надзор за решением нижестоящих судов и др.

2. Конституционно-правовой статус судей. Конституционные принципы формирования судейского корпуса.

Конституция 1993 г. предусматривает ряд важных принципов организации и осуществления правосудия, требования, предъявляемые к судьям судов РФ.

Носителями судебной власти в Российской Федерации являются, прежде всего, судьи, наделенные в конституционном порядке полномо­чиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Согласно Конституции (ст. 119), судьями могут быть граждане Рос­сийской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Эти дополнительные требования к судьям изложены в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которым, судьей может быть гражда­нин Российской Федерации, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекоменда­цию квалификационной коллегии судей.

При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин Рос­сийской Федерации, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда Рос­сийской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Феде­рации — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации (Статья 8. ФКЗ «О КС РФ» от 21 июля 1994 г. (в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 N 1-ФКЗ, от 15.12.2001 N 4-ФКЗ, от 07.06.2004 N 3-ФКЗ):

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации:

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.

Судья обязан:

- неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы;

- при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности;

Судья не вправе:

- быть депутатом;

- принадлежать к поли­тическим партиям и движениям;

- заниматься предпри­нимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподаватель­ской, литературной и иной творческой деятельности.

Согласно Конституции (ст. 128), судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федера­ции назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи Других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В Конституции Российской Федерации (ст. 120) закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Фе­дерации и федеральному закону. В своей деятельности по осуществле­нию правосудия они никому не подотчетны. Независимость судей — важнейшее условие самостоятельности и авторитетности судебной власти; независимость судей позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граж­дан.

Действующее законодательство Российской Федерации (Закон «О статусе судей в Российской Федерации» и др.) предусматривает следующие правовые гарантии независимости судей:

а) установленная законом процедура осуществления правосудия, ко­торая исключает постороннее воздействие на судей, вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу и т.д.);

б) преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

в) освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;

г) установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;

д) право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;

е) предоставление судье за счет государства материального и социаль­ного обеспечения, соответствующего его статусу;

ж) особая защита государством судьи, членов его семьи и их иму­щества.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрель­ного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению!

Принцип подчинения судей только Конституции и Федеральному закону неразрывно связан с предусмотренным в ст. 120 Конституции положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, прини­мает решение в соответствии с законом. Действие этой конституцион­ной нормы распространяется на любые акты любого органа или долж­ностного лица.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 121) судьи несменяемы. Несменяемость судьи означает стабильное сохране­ние им занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия этого судьи, полученного по его доброй воле. Понятно, что несменяемость служит одной из существенных гарантий независимос­ти судьи.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 121), полномо­чия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Эти порядок и основания предусмотрены Законом «О статусе судей в Российской Федерации».

Полномочия судьи приостанавливаются решениями квалификационной коллегии судей в случаях, если:

- судья был признан безвестно отсутствующим решением суда, всту­пившим в законную силу;

- было дано согласие соответствующей квалификационной колле­гией судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

- судья участвует в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти ее субъекта;

- судья избран в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (предста­вительной) власти субъекта Российской Федерации.

Наличие оснований для приостановления полномочий судьи опре­деляется решением соответствующей квалификационной коллегии судей.

Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей ква­лификационной коллегии по следующим основаниям:

- письменное заявление судьи об отставке;

- ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважи­тельным причинам в течение длительного времени исполнять обязан­ности судьи (квалификационная коллегия судей может прекратить полномочие судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей);

- письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

- истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены оп­ределенным сроком;

- увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

- прекращение гражданства Российской Федерации;

- занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

- вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отно­шении судьи либо судебного решения о применении к нему принуди­тельных мер медицинского характера;

- совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

- вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспо­собности судьи либо о признании его недееспособным;

- смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

- отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

В Конституции Российской Федерации (ст. 122) указывается, что судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судей — одна из наиболее существенных гарантий их независимости. Неприкосновенность рас­пространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, ис­пользуемые им транспорт и средства связи.

Неприкосновенность судьи в значительной мере обеспечивается тем, что он, согласно Конституции (ст. 122), не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом феде­ральным законом. Уголовное дело в отношений судьи может быть воз­буждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности при наличии на возбуждение уголовного дела согласия квалификационной коллегии судей, которая и после дачи согласия на возбуждение дела осуществляет контроль за ходом его расследования. Лишь с ее согласия судья, может быть, подверг­нут приводу, заключен под стражу, привлечен к участию в деле в каче­стве обвиняемого. Заключение судьи под стражу допускается только с санкции Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязан­ности, иди по решению суда.

Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации. Это создает для судьи до­полнительную гарантию вынесения ему обоснованного и справедливо­го приговора.

Надо сказать, что обеспечение неприкосновенности судей не сво­дится лишь к особому порядку привлечения их к уголовной ответствен­ности. Судья не подлежит административной ответственности, и к нему не может быть применена ни одна из мер административного взыска­ния. К судье неприменимо также ни одно из предусмотренных трудо­вым законодательством дисциплинарных взысканий.

 

3. Конституционный Суд РФ.

Кардинальным новшеством для института судебной защиты и всего государственного механизма Российского государства явилось учреждение в 1991 году Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществ­ляющий судебную власть посредством конституционного судопроиз­водства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституцион­ного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Рос­сийской Федерации (ст. 125) и Федеральным конституционным за­коном от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»[10].

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Такой срок имеют судьи Конституционно­го Суда. Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.

Судья Конституционного Суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет.

Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В целях защи­ты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конститу­ции Российской Федерации на всей ее территории Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Феде рации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Россий­ской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Прави­тельства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных норма­тивных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопро­сам, Относящимся к ведению органов государственной власти Россий­ской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов;

в) договоров между органами государственной вла



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: