Методологические принципы построения организационных структур.




Тема 6: Организационное проектирование

Цель лекционного занятия: дать понятие организационного проектирования, показать методы, используемые при разработке организационных проектов и показатели, характеризующие эффективность организационного проекта.

План лекционного занятия

• 1.Методологические принципы проектирования организационных структур.

• 2.Методы проектирования организационных структур

• 3.Оценка эффективности организационных проектов.

Использованная литература:

1.Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука.-М.:Экономика, 1989 г.

2.Мильнер Б.З. Теория организаций.- М.:ИНФРА-М, 1999.

3.Смирнов Э.А. Основы теория организаций.-М.:ЮНИТИ, 2000.

4.Третьякова Е.П. Теория организации: учебное пособие/ Е.П.Третьякова.- М.:КНОРУС, 2009.

Методологические принципы построения организационных структур.

• Научно обоснованное формирование организационных структур и структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике.

• Организационная структура (ОСУ) включает в себя систему целей и их распределение между различными звеньями, коммуникации, потоки информации и документооборот.

• Это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.

• В основу методологии построения структур должно быть положено четкое формулирование целей организации.

• Сначала формулируются цели, а затем - механизм их достижения.

• Разработку структур можно организовать по трем стадиям.

• 1.Формирование общей структурной схемы.

• 2.Разработка состава основных подразделений и связей между ними.

• 3.Регламентация организационной структуры.

^Формирование общей структурной схемы

• На этом этапе определяются главные характеристики организации и направления проектирования с учетом внутриорганизационного экономического механизма, способов обработки информации и кадрового обеспечения.

• К принципиальным характеристикам ОС на этой стадии можно отнести::

• Цели и проблемы, подлежащие решению;

• Подсистемы, обеспечивающие их достижение;

• Число уровней в системе управления;

• Степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности;

• Основные формы взаимоотношений организации с внешней средой;

• Требования к экономическому механизму;

• Формам обработки информации;

• Кадровому обеспечению организационной системы.

Принципы для стадии «композиции»

• Полнота охвата всех необходимых функций управления;

• Обеспечение минимального числа уровней в управленческой иерархии;

• Устранение дублирования подразделений и задач на разных уровнях;

• Сокращение протяженности коммуникаций между подразделениями;

• Выделение самостоятельных подразделений исходя из рационального сочетания административных и экономических методов;

• Создание условий для более эффективного использования АРМ;

• Соблюдение рациональных норм управляемости;

• Обеспечение рациональной пропускной способности систем переработки информации;

• Минимизация административно- управленческих расходов.

2.Разработка состава основных подразделений и связей между ними (стадия «структуризации») предусматривает:

• Определение рационального состава самостоятельных (базовых) подразделений каждой линейно-функциональной службы и программно-целевой системы;

• Распределение задач каждой подсистемы между основными подразделениями;

• Построение организационных связей между подразделениями и блоками.

• Ориентация каждого подразделения на одну или группу однородных и взаимосвязанных целей (КФУ);

• Обеспечение соответствия суммы подцелей, закрепленных за базовыми подразделениями, соответствующей цели высшего уровня;

• Концентрацию в подразделении всей полноты ответственности за конечные результаты по закрепленным за ним целям и необходимых полномочий по их реализации;

• Приоритет функционально-технологической специализации подразделений как наиболее универсальной и устойчивой перед пообъектной;

• Комплексную увязку взаимосвязанных видов деятельности на основе рационального распределения полномочий и ответственности за достижение промежуточных и конечных результатов.

3.Регламентация организационной структуры

• Предусматривает разработку количественных характеристик аппарата и процедур управленческой деятельности.

• Она включает:

• Определение состава подразделений;

• Распределение задач и работ между конкретными исполнителями;

• Установление ответственности за их выполнение;

• Определение проектной численности подразделений;

• Трудоемкости основных видов работ и квалификационного состава исполнителей;

• Разработку процедур выполнения работ в подразделениях;

• Разработку порядка взаимодействия подразделений.

• Утверждаются два главных регламентирующих документа - штатное расписание подразделений и схемы внутренних структур базовых подразделений, соответствующих этому расписанию.

• Также разрабатывается ряд рабочих документов: технологические карты, должностные инструкции, карты организации труда и другие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: