Либерман Елена Вайяновна педагог-психолог МАОУ «Гимназия №93 г.Челябинск»




Дискуссионный клуб старшеклассников Курчатовского района г.Челябинска «Говорите!»

Все большее развитие в школе получает система самоуправления учащихся.Старшеклассникам, занимающимся самоуправлением, необходимо развивать их лидерский потенциал, так как лидерство является одним из видов одаренности. С другой стороны, уменье общаться, успешно обмениваться информацией, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, имеет в этой ситуации особую важность.Именно поэтому, так необходимо научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и в уважительной форме доводить до сведения других свое. Поэтому, важно найти формы работы с учащимися, направленные на раскрытие и развитие лидерских качеств учащихся.Одним из актуальных методов работы со старшеклассниками является групповая дискуссия. Групповая дискуссия – метод группового обсуждения, который позволяет выявить весь спектр мнений членов группы, возможные пути достижения цели и найти общее групповое решение проблемы. В групповой дискуссии каждый член группыполучает возможность прояснить свою собственную позицию, обнаружить многообразие подходов, обеспечить всестороннее видение предмета. Кроме того, групповая дискуссия активизирует творческие возможности человека, его интерес к предмету обсуждения, является прекрасным средством сплочения и развития группы, обеспечивает принятие группой наиболее оптимальных решений. Педагоги-психологи Курчатовского района организовали дискуссионный клуб старшеклассников «Говорите!». Цель дискуссионного клуба - через коллективное обсуждение актуальных проблем современных подростков (этических, познавательных, социальных, психологических и др.) - формирование ценностей, установок; выработка умений слушать, понимать других, адекватно оценивать собственные возможности; расширять кругозор, познавательные интересы; учиться взаимодействию в группе, участвовать в принятии групповых решений и пр. - способствовать развитию личности каждого участника групповой дискуссии. Применяя методгрупповой дискуссии в работе со старшеклассниками района, мы решаем несколько задач. Первая – это создание иной, новой среды для общения старшеклассников из разных школ района. Вторая – это передача учащимся способа нахождения эффективных решений, который они могут применять в разных ситуациях школьной и последующей жизни. Третья - групповая дискуссия создает эффективнейшую образовательную среду, в которой формируются разнообразные коммуникативные компетенции, рефлексия, развивается креативность и множество других важных человеческих способностей. Групповая дискуссия позволяет выявлять и сравнивать различные позиции, вести ценностный диалог, приходить к согласию или определять принципы сосуществования позиций. Среди различных аспектов организации дискуссии следует выделить два наиболее важных. Первое – это соблюдение самого формата дискуссии, реализация всех необходимых ее этапов. Второе – это правильный выбор организационной схемы дискуссии в соответствии с задачей, возрастом и уровнем развития учащихся.

 

 

Этапы дискуссии:

· Определение целей и темы дискуссии. На этом этапе выбирается предмет обсуждения и дается описание желаемого результата.

· Сбор информации (знаний, суждений, новых идей, предложений участников) по проблеме. Этот этап похож на мозговой штурм: возможность высказаться есть у всех, никакой критики, вопросы только на уточнение, фиксируются все мнения, вся новая информация.

· Упорядочение, обоснование и совместная оценка информации, полученной в процессе обсуждения. Главная задача данного этапа – критично проанализировать все предложения и выбрать (всем вместе или каждому для себя) определенную позицию.

· Подведение итогов дискуссии, определение итогового решения, сопоставление целей с полученными результатами.

Марина Битянова и Татьяна Меркулова из Центра психологического
сопровождения образования «Точка ПСИ»в своей статье «Хорошо говорим…» («Школьный психолог»№3 2009)приводят шесть схем проведения дискуссии:

1. Общая дискуссия

2. Дискуссия – ранжирование

3. Дискуссия «В два круга»

4. Дискуссия «Шкала»

5. Дискуссия с наблюдателями

6. Дискуссия с ротацией

В нашем случае получилось соединение двух схем «Общей дискуссии» и «В два круга». До начала дискуссии формируются мини-группы с четко выраженной позицией, это может быть личное мнение по обсуждаемому вопросу или ролевая позиция. Вначале в мини-группах участники вырабатывают позицию и обсуждают аргументы в защиту этой позиции. Затем представители от группы начинают свои выступления. И вот здесь каждый участник может поддержать своего представителя, свободно выразить свое мнение, привести аргументы в защиту своей позиции. Еще одну мини-группу составляют педагоги-психологи, которые могут иметь позицию отличную от позиций ребят. Кроме того, часть ребят и педагоги-психологи находятся в позиции включенных наблюдателей, многое могут замечать и анализировать. Поэтому, наши дискуссии протекают очень живо, драматично, практически все участники дискуссии получают возможность высказаться, проявить свое «Я».

Примеры дискуссий: «Выбор молодежи: семья или карьера?», «Будет ли решена проблема гражданского брака?», «Социальные сети: кто в них попадает, и кого они заманивают?», «Мы выбираем, за нас выбирают». Сейчас готовим дискуссию по теме «Возможно ли жить без насилия?»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: