Понятие деловой репутации как правовой категории




На современном этапе построения в России гражданского общества и правового государства требуется повышенное внимание к обеспечению надлежащей правовой защиты прав и свобод, в числе которых не последнее место занимает право на защиту деловой репутации. Обратимся к существующим определениям этого и родственных понятий: репутация, честь, достоинство. Репутация - сложившееся о лице мнение, основанное на оценке общественно значимых его качеств.[1] Следует отметить, что оценка социально значимых качеств происходит на основании сведений, ставших известных обществу. Качества, которыми лицо хоть и обладает, но о которых у окружающих людей нет сведений, не составляют репутацию. В зависимости от того, какие именно сведения известны обществу, репутация может быть положительной или отрицательной. Честь - это оценка обществом морально-нравственных качеств личности, а достоинство - оценка этих же качеств самой личностью. Очевидно, что честь является составляющей репутации.

Деловая репутация - значительно более узкое понятие, чем просто репутация. Деловая репутация - оценка качеств личности в сфере ее профессиональной деятельности.[2] Данное определение неоправданно сужает круг лиц, которые обладают деловой репутацией, ограничивая его только физическими лицами.

Гражданский кодекс РФ не дает определения таких благ, как честь и деловая репутация физического лица и деловая репутация юридического лица. Как следует, например, из Словаря русского языка С.И. Ожегова (далее - Словарь Ожегова), наиболее общим понятием применительно к этим благам является понятие репутация, под которым понимается приобретаемая лицом общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках лица.[3] В отличие от понятия честь, которое применяется обычно в отношении физического лица и под которым понимается только хорошая репутация, репутация как более общее понятие может быть как хорошей (положительной), так и плохой (отрицательной).

Определение деловой в его обычном значении означает относящийся к общественной, служебной деятельности, к работе.[4]

Таким образом, деловая репутация лица - это оценка его деловых качеств в общественном мнении, при этом под деловыми качествами лица следует понимать те его качества, которые обеспечивают осуществление этим лицом деятельности, направленной на удовлетворение общественных потребностей. Такая деятельность вызывает определенную оценку в общественном мнении, то есть у лица складывается деловая репутация. В отличие от физического лица, репутация юридического лица всегда является деловой, поскольку юридическое лицо создается с заранее определенной целью для участия именно в деловых отношениях и, следовательно, любые его качества неизбежно являются деловыми.

В п. 1 ст. 150 ГК деловая репутация упоминается в качестве одного из принадлежащих гражданину нематериальных благ. Их признаками являются неимущественный по общему правилу характер, принадлежность гражданину от рождения или в силу закона, а также неотчуждаемость и непередаваемость иным способом. О деловой репутации юридического лица и ее признаках в ст. 150 ГК прямо не упоминается.[5]

Как показывает анализ специальных норм ГК, деловая репутация гражданина не в полной мере обладает признаками, указанными в ст. 150 ГК. Так, в п. 1 ст. 1042 ГК определен состав вкладов, вносимых участниками договора простого товарищества. Согласно этой норме вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. В п. 2 ст. 1042 ГК предусматривается, что денежная оценка вклада (следовательно, и деловой репутации) производится по соглашению между товарищами. [6] Нетрудно увидеть, что здесь у деловой репутации появляются некоторые признаки имущественного блага, допускающего его денежную оценку.

Не обладает общими признаками нематериальных благ в смысле ст. 150 ГК деловая репутация и в той мере, в какой она может являться предметом договора коммерческой концессии, сторонами которого, согласно ст. 1027 ГК, могут быть только специальные субъекты - коммерческие организации, а также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (ст. 1027 ГК). В соответствии с п. 2 ст. 1027 ГК договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя. Право на использование этих благ правообладатель предоставляет пользователю за вознаграждение (п. 1 ст. 1027 ГК). [7]Нетрудно увидеть, что в этом случае деловая репутация приобретает имущественное содержание и оказывается объектом использования посредством сделки, что не позволяет в полной мере относить ее к числу нематериальных благ в смысле ст. 150 ГК.

Далее следует еще раз обратить особое внимание на то, что законодатель в ст. 150 ГК называет нематериальным благом деловую репутацию гражданина, не упоминая при этом, что правила этой нормы распространяются и на юридических лиц. Из других норм главы 8 ГК также не следует, что законодатель считает деловую репутацию юридического лица нематериальным благом - он лишь допускает применение для целей ее защиты тех способов, которые установлены в ст. 152 ГК для защиты деловой репутации гражданина, за исключением правил о компенсации морального вреда. Не должно вводить в заблуждение в этом отношении и название главы 8 ГК - Нематериальные блага и их защита (во взаимосвязи с упоминанием о деловой репутации юридического лица в п. 11 ст. 152 ГК), поскольку в ст. 150 ГК Нематериальные блага деловая репутация юридического лица среди нематериальных благ не упоминается.

Таким образом, комплексный анализ норм ГК показывает, что деловая репутация гражданина обладает двойственной правовой природой - она указывается в законе в числе нематериальных благ и в то же время способна являться объектом денежной оценки в отношениях между любыми лицами (ст. 1042 ГК), а также объектом использования по договору с участием коммерческих организаций и граждан-предпринимателей (ст. 1027 ГК).

Это дает основания считать деловую репутацию гражданина особым материальным благом, имеющим признаки имущества, и относить ее с точки зрения установленной в ст. 128 ГК классификации объектов гражданских прав не только к материальным благам, но и к составу имущества в широком смысле в виде иного имущества в той мере, в какой деловая репутация может допускать ее денежную оценку.

В то же время в ст. 57 Закона РФ «О средствах массовой информации» упоминается о распространении сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, т.е. из смысла названной статьи следует, что честь и достоинство присущи и юридическим лицам.[8] Данная формулировка ст. 57 Закона о СМИ представляется ошибочной, т.к. она находится в противоречии с нормой ст. 152 ГК РФ. Честь и достоинство - категории морально-правовые, обозначающие свойства, которые не могут быть присущи юридическому лицу, поскольку оно представляет собой с точки теории гражданского права правовую фикцию.

Отсутствие единообразия судебной практики по рассматриваемым вопросам красноречиво характеризуется следующим фрагментом из определения Санкт-Петербургского городского суда: Нанесение ущерба репутации собаки, на которое ссылаются истцы в силу вышеприведенных норм, не может быть отнесено к нарушению личных нематериальных благ гражданина.[9] Как видим, в данном Определении речь идет о репутации животного.

Существует мнение, что понятие деловая репутация применимо только к живым людям.[10] Данный вывод основывается на сопоставлении таких нематериальных благ как деловая репутация и доброе имя. Авторы, придерживающиеся указанного мнения, говорят о том, что доброе имя защищается посредствам защиты положительной деловой репутации. Ведь с юридической точки зрения защищается в суде именно положительная деловая репутация, в то время как отрицательная не является предметом правового регулирования. На основании этого было предложено ввести защиту деловой репутации для живых, а для умерших - доброго имени. Представляется, что подобное решение вопроса не имеет под собой практической цели, так как никаких сущностных изменений данных благ не произойдет, а изменится лишь наименование.

В теории высказана позиция, согласно которой следует выделять два вида деловой репутации: принадлежащую предпринимателям (собственно деловая репутация) и принадлежащую физическим лицам (профессиональная репутация). В обоснование приводятся различия в правовом регулировании деловой репутаций предпринимателей и физических лиц. Данная позиция представляется верной в целях дальнейшего совершенствования правового регулирования деловой репутации юридических лиц. Интересную мысль высказал А.В. Беспалов: деловой репутацией могут обладать только лица, осуществляющие социально значимую деятельность.[11] С этим можно согласиться, если уточнить, что эта социально значимая деятельность могла осуществляться и в прошлом. Например, гражданин работал по трудовому договору, а достигнув пенсионного возраста, вышел на пенсию. Представляется, что в данном случае деловая репутация у гражданина не исчезла, поскольку иначе у него отсутствовала бы возможность защитить свою деловую репутацию перед вступлением в гражданские правоотношения, а также в нормах трудового права отсутствовала бы норма ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации о возможности получения преимуществ в связи с деловыми качествами работника, к которым можно отнести и деловую репутацию.[12]

Юридические лица и индивидуальные предприниматели как субъекты предпринимательской деятельности вправе защищать свою деловую репутацию путем опровержения порочащих их сведений или опубликования своего ответа в печати, а также заявлять требования о возмещении убытков, причиненных распространением таких сведений.

Надлежащими ответчиками по делам анализируемой категории являются авторы не соответствующих действительности сведений, а также лица, распространившие эти сведения, например, средства массовой информации, которые, как показывает обзор судебной практики, привлекаются в качестве ответчиков по делам указанной категории в четыре раза реже, чем граждане или юридические лица.

Решение об удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации выносится судом в случае установления совокупности трех условий: сведения должны носить порочащий характер, быть распространены и не соответствовать действительности. При этом заявитель обязан доказывать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, и порочащий характер этих сведений. На ответчика же возложена обязанность доказать, что распространенные им сведения соответствуют действительности.

При разрешении дел данной категории суды общей юрисдикции и арбитражные суды руководствуются разъяснениями высших судебных органов, которые ориентируют на правильное толкование и применение гражданско-правовых норм в целях разрешения споров по вопросам защиты нематериальных благ.[13]

Характеристика деловой репутации всегда связана с мнением стороннего наблюдателя о физическом или юридическом лице. Это мнение, в свою очередь, бывает основано на конкретной информации о данном юридическом или физическом лице. Значит, понятие деловая репутация следует определять как приобретенную каким-либо физическим или юридическим лицом стороннюю или личную оценку положительных качеств, достоинств, относящихся к его профессиональной деятельности, общественной работе, навыков, умения распорядиться своим опытом, приобретенным в процессе реализации своих деловых качеств.[14]

Из трех рассмотренных категорий к понятию деловой репутации ближе всего примыкает понятие доброго имени, что является еще одним аргументом в пользу того, что понятие доброе имя должно быть указано в норме ст. 152 ГК РФ.

Анализируя правовую природу понятий чести и достоинства, доброго имени и деловой репутации, следует обратить внимание на то, что данные блага существуют объективно и не зависят от наличия или отсутствия законодательных норм. Они нуждаются в защите нормами права тогда и постольку, когда и поскольку обнаруживается посягательство на эти блага со стороны иных субъектов гражданского оборота, т.е. третьих лиц.

Кроме того, честь, достоинство и деловая репутация человека и гражданина охраняются не только нормами внутреннего права на национальном (внутригосударственном) уровне, но и на международном уровне - на основе норм международных конвенций и соглашений. Источниками норм международной правовой охраны являются такие документы, как Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и четырнадцать протоколов к ней; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, принятые Генеральной Ассамблеей ООН, и др.

Указанные обстоятельства дают основание утверждать, что сама идея защиты этих благ носит универсальный характер.

Таким образом, появившиеся в средствах массовой информации сведения о том, что в мире наблюдается унижение чести и умаление достоинства не только физических лиц, но и этнических групп людей, религиозных общин, отдельных народов, наций и даже государств, ставят перед российской правовой наукой необходимость отразить в гражданском законодательстве защиту интересов указанных субъектов права. Пробел нашего законодательства в данной части остро ощущается и должен быть восполнен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: