Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014 63 глава




Классы и персонал консульских учреждений. Консульское учреждение обычно определяют как постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций. В современной международно-правовой доктрине и консульской практике употребляются термины "консульское учреждение" и "консульское представительство". На наш взгляд, последний термин правомерен, поскольку отдельные консульства представляют интересы своего государства на определенной территории государства пребывания в пределах своей компетенции.

Самостоятельные консульские учреждения подразделяются на следующие классы: 1) генеральные консульства; 2) консульства; 3) вице-консульства; 4) консульские агентства. Класс консульского представительства определяется по согласованию между государствами. Консульские отделы дипломатических представительств возглавляются заведующими. Они могут именоваться даже консулами или генеральными консулами, но, так же как и сотрудники этих отделов, входят в состав членов персонала дипломатического представительства.

В соответствии с классом консульского учреждения определяются и классы их глав: 1) генеральные консулы; 2) консулы; 3) вице-консулы; 4) консульские агенты. В некоторых государствах дипломатическая и консульская службы разделены и сотрудникам консульской службы присваиваются специальные консульские ранги, наименования которых, как правило, совпадают с наименованиями вышеназванных классов глав консульских учреждений. В СССР (РСФСР) консульская служба с 1918 г. была объединена с дипломатической, и работникам консульской службы с тех пор стали присваивать дипломатические ранги. Аналогичной практики после 1991 г. продолжает придерживаться и Россия.

Российские консульские учреждения ведут свою деятельность под общим политическим руководством главы дипломатического представительства в государстве пребывания. Консульские учреждения осуществляют свои функции в пределах консульских округов, которые представляют собой согласованные с государством пребывания районы территории последнего. Количество консульских округов и консульских учреждений также определяется по согласованию между государствами.

Термин "консульское должностное лицо" в общем плане охватывает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено выполнение соответствующих функций (генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент и секретарь консульского учреждения), а также лицо, прикомандированное к консульскому учреждению для подготовки к будущей службе (стажер).

Членов персонала, выполняющих административно-технические функции или функции по обслуживанию консульства, именуют "сотрудниками консульского учреждения" либо "работниками обслуживающего персонала". В ст. 1 Конвенции 1963 г. категория административно-технического персонала поименована как "консульские служащие".

Консульские функции. Основными задачами консульского учреждения являются защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его граждан и организаций, а также развитие дружественных связей, в частности в таких областях, как экономика, торговля, наука и техника, культура и др. Специальные функции консульских учреждений весьма разнообразны. К ним относятся:

- информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания;

- информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания;

- учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа;

- консультационная деятельность и практическая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей;

- паспортно-визовая работа, т.е. выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;

- выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий; консульская легализация, т.е. установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих документов его законам и правилам;

- выполнение соответствующих действий по истребованию документов;

- охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда над ними требуется установление опеки или попечительства;

- совершение необходимых действий по представительству или обеспечению представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях государства пребывания;

- выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства.

Допускается также выполнение консулом других функций, возложенных на него представляемым государством, которые противоречат законодательству государства пребывания, или против их выполнения не имеется возражений, или они предусмотрены договорами между обеими сторонами.

Стало общепризнанным (ст. 17 Конвенции 1963 г.), что в отсутствие дипломатического представительства выполнение отдельных дипломатических функций с согласия государства пребывания может быть возложено на консульское учреждение. Международное право допускает также возможность выполнения консулом соответствующих функций от имени и в интересах третьего государства.

Консульские учреждения имеют право взимать на территории государства пребывания так называемые консульские сборы за совершение соответствующих актов. Для выполнения своих функций консульские представительства располагают определенными средствами.

Весьма важное значение имеет свобода сношений консульского учреждения с центральными органами внешних сношений представляемого государства, а также с другими дипломатическими и консульскими представительствами своей страны. Свобода сношений предполагает невмешательство и отсутствие какой-либо проверки властями государства пребывания всей информации консульского учреждения и ее источников. Технически свобода сношений достигается с помощью специальных средств, в частности дипломатических и консульских курьеров, и обычных средств связи (телеграф, телефон) с допустимым изменением шифра или кода. Однако установить радиопередатчик и пользоваться им консульское учреждение может лишь с разрешения властей государства пребывания (ст. 35).

Работники консульского учреждения пользуются свободой передвижения в пределах консульского округа в той мере, в какой это не противоречит правилам государства пребывания о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности (ст. 34).

В ходе осуществления своей деятельности консульские учреждения и их персонал обязаны не допускать вмешательства во внутренние дела государства пребывания, уважать и соблюдать его законы и правила (ст. 55). А в соответствии со ст. ст. 28, 31, 35, 40 и 41 Конвенции 1963 г. государство пребывания, в свою очередь, должно обеспечить консульскому учреждению и членам его персонала должное уважение и нормальные условия работы, приняв все необходимые меры для соблюдения иммунитетов и привилегий и для предупреждения каких-либо посягательств на личность, свободу или достоинство консульских должностных лиц. Тем не менее на практике все же бывают случаи, когда такие положения нарушаются.

Так, в августе 1999 г. в связи с арестом лидера курдских национальных движений А. Оджалана разыгралась трагедия, в результате которой были убиты три и ранено 16 человек. Две сотни курдов, вооруженных палками и стальными прутами, окружили здание консульства Израиля в Берлине. Охранявшие консульство 20 берлинских полицейских были моментально смяты, и часть курдов прорвались в здание. Через несколько минут прозвучали автоматные очереди. Огонь открыли израильские охранники. Среди убитых оказалась одна женщина. Сразу после инцидента в район Грюневальд были стянуты сотни полицейских, в небе завис вертолет. Силам правопорядка удалось оттеснить от консульства толпу курдов, которые после стрельбы готовились снова пойти на штурм здания и "разнести его вдребезги, не оставив никого в живых", как выразился один из демонстрантов. 120 человек были задержаны. Нападение на консульство было предпринято курдами после того, как в СМИ появились сообщения, будто Израиль помог турецким спецслужбам захватить лидера Курдской рабочей партии Абдуллу Оджалана. В данном случае силы правопорядка Германии не приняли заблаговременно все меры по охране консульства, которые надлежало принять.

Иммунитеты и привилегии консульских учреждений и их персонала. Для успешного выполнения своих функций консульские учреждения и члены их персонала наделяются консульскими иммунитетами и привилегиями.

Консульские привилегии и иммунитеты предоставляются, как это зафиксировано в преамбуле Конвенции 1963 г., "не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств".

История развития консульского института во многом объясняет существующие различия в консульских иммунитетах и привилегиях по сравнению с дипломатическими. Дипломатические представительства действуют и на функциональной, и на представительской основе. А вот за консульскими учреждениями нередко отрицается представительский характер, и считается, что они действуют только на функциональной основе. В то же время наблюдается и некоторая тенденция к должному учету представительских аспектов деятельности консульских учреждений. Тем не менее определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий во многом еще остается функциональный подход. Из числа иммунитетов и привилегий консульских учреждений наибольшее значение имеет неприкосновенность консульских помещений (ст. 31). В Конвенции 1963 г. содержится положение о предполагаемом согласии глав консульского учреждения на доступ в помещения представителей властей государства пребывания "в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты" (п. 2 ст. 31). Это отличает консульские учреждения от дипломатических представительств, на доступ в которые требуется явно выраженное согласие его главы.

Неприкосновенностью пользуются также архивы и документация консульского учреждения в любое время и независимо от их местонахождения (ст. 33). При этом Конвенция 1963 г. допускает возможность выдвижения со стороны властей государства пребывания требования о вскрытии консульской вализы при наличии подозрений, что в ней содержится что-либо другое, кроме разрешенных к провозу предметов или служебной переписки консульства (п. 3 ст. 35). Иммунитетом от реквизиции, но за определенными исключениями, пользуются как сами консульские помещения, так и предметы их обстановки, средства передвижения и все имущество (п. 4 ст. 31).

К числу привилегий консульского учреждения относятся: налоговые льготы (кроме оплаты конкретных видов услуг); таможенные привилегии, аналогичные дипломатическим; право пользоваться консульским щитом (эмблемой с изображением герба своей страны и наименованием консульства на языке представляемого государства и государства пребывания) и устанавливать флаг своей страны на здании консульства.

Иммунитеты и привилегии членов персонала консульского учреждения носят функциональный характер. Члены персонала не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению иначе как на основании постановлений компетентных властей в случае совершения тяжких преступлений (ст. 41).

В двусторонних консульских конвенциях вопрос о личной неприкосновенности решается по-разному. В одних воспроизводятся положения Конвенции 1963 г., в других содержатся положения, максимально приближающие личную неприкосновенность консульских должностных лиц к личной неприкосновенности дипломатических агентов. Например, ст. 19 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Куба 1998 г. предусматривает следующее:

"1. Консульские должностные лица и члены их семей, проживающие вместе с ними и не являющиеся гражданами государства пребывания, пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции в государстве пребывания. Консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций.

2. Однако положение пункта 1 настоящей статьи не применяется в отношении гражданского иска:

а) вытекающего из договоров, заключенных консульским должностным лицом или консульским служащим, по которым они прямо или косвенно не приняли на себя обязательство в качестве агента представляемого государства; либо

б) третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожным транспортным средством, судном или самолетом".

При выполнении своих официальных функций консульские должностные лица обладают иммунитетом от юрисдикции государства пребывания, кроме некоторых гражданских исков. Но и здесь договорная практика весьма различна. Согласно ст. 44 Конвенции 1963 г. консульское должностное лицо может быть вызвано в суд для дачи показаний. Однако за отказ явиться в суд к нему не могут применяться никакие меры взыскания или наказания.

В соответствии с рядом двусторонних конвенций консульские должностные лица давать показания в суде не обязаны и пользуются в этом отношении практически теми же правами, что и соответствующие члены персонала дипломатического представительства.

К привилегиям консульских должностных лиц, сотрудников консульств и членов их семей относятся: определенные налоговые льготы (как правило, на основе взаимности); таможенные привилегии (освобождение от таможенного досмотра личного багажа и уплаты таможенных пошлин); освобождение от военной и других личных повинностей; право главы консульского учреждения устанавливать флаг представляемого государства на своей резиденции и на используемых им в официальных целях транспортных средствах и др.

Вопросы режима, применяемого к почетным (нештатным) консулам и возглавляемым ими консульским учреждениям, трактуются в гл. III (ст. ст. 58 - 68) Конвенции 1963 г. Анализ договорной практики многих государств подтверждает вывод о том, что приближение консульских иммунитетов и привилегий к дипломатическим представляет собой перспективный вариант прогрессивного развития консульского права.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Каковы источники дипломатического права?

2. В чем состоит смысл и значение дипломатических иммунитетов и привилегий?

3. Что вы знаете о правовом положении специальных миссий?

4. Каковы особенности правового статуса глав государств, правительств и дипломатических ведомств в области внешних сношений?

5. В чем заключаются особенности правоотношений между государством пребывания международной организации универсального характера и представительством государства - члена организации?

6. Каковы источники консульского права?

7. В чем смысл и назначение консульских иммунитетов и привилегий?

 

Литература

 

Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации".

Блищенко И.П. Дипломатическое право: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.

Действующее международное право: В 3 т. / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. М., 1996. Т. 1. Разд. IX.

Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала: Учебное пособие. М., 1995.

Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник. М., 2006.

Кузнецов С.А. Представители государств в международных организациях. М., 1980.

Курс международного права: В 7 т. М., 1990. Т. 4: Отрасли международного права. С. 91 - 155.

Международное право: Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков М., 2010.

Сандровский К.К. Право внешних сношений. Киев, 1986.

Смирнов Ю.М. Консульское право: практика применения: Курс лекций. М., 2001.

Фельтхэм Р. Дж. Настольная книга дипломата: Пер. с англ. 2-е изд. Минск, 2001.

 

Глава 19. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ

 

19.1. Понятие и классификация международных конференций

 

Институт международных конференций необходимо изучать в неразрывной связи с такими институтами, как переговоры и международные организации, поскольку возникновение и развитие каждого из них связано со становлением института международных конференций: конференции развились из переговоров, а организации, в свою очередь, - из конференций. Каждый последующий институт в этой цепи развивался из предыдущего не непосредственно, а через промежуточные формы: конференции - из переговоров через такие формы многостороннего общения, как съезды князей (правителей) и государей, конгрессы монархов и дипломатические конгрессы; организации - из конференций через международные административные союзы. Естественно, что каждая из промежуточных форм, через которые проходило развитие одного института из другого, уже содержала в себе определенные элементы зарождающегося института.

Международные конференции как институт международных отношений и международного права появились и стали одной из главных форм международного многостороннего общения сравнительно недавно, во второй половине XIX в.

Социальные закономерности, породившие их, не оставались неизменными. Одни из них сохраняли свое значение на протяжении всего развития многостороннего общения, другие уступили место новым.

Под воздействием исторических фактов менялись и формы многостороннего общения: одни отошли в прошлое, другие развились в относительно самостоятельные институты международных отношений, а затем постепенно стали и институтами международного права. Ясно, что их содержание с течением времени также изменялось, и сегодня оно не тождественно первоначальному.

Границы между такими институтами, как переговоры, международные конференции и международные организации, крайне подвижны, и точно провести их весьма трудно. Это усугубляется их спецификой. Прежде всего, несмотря на то что международные конференции развились из переговоров, а международные организации - из конференций, каждый из этих институтов не теряет своего значения и продолжает развиваться как относительно самостоятельный и в международных отношениях, и в международном праве. Кроме того, они продолжают сохранять некоторые характерные черты того института, из которого развились и параллельно с которым функционируют. Например, в рамках как конференций, так и организаций ведутся переговоры. В международных организациях некоторые функции, аналогичные выполняемым конференцией, осуществляют высшие представительные органы этих организаций.

Однако переговоры, которые ведутся в рамках конференций и организаций, отличаются от ведущихся непосредственно между представителями заинтересованных государств, поскольку в первых двух случаях они в определенной мере зависят от обязательных процедурных норм и предусматриваемых ими организационных форм, в которых протекает официальная часть таких переговоров.

Что касается органов международных организаций, таких, например, как Генеральная Ассамблея ООН, Генеральная конференция МАГАТЭ, Генеральная конференция ЮНЕСКО и т.п., то они хотя и близки по характеру организации к конференциям, отнюдь не идентичны им. Во-первых, эти органы служат компонентом системы соответствующих организаций, т.е. находятся в определенных связях и отношениях (координационных и субординационных) с другими органами организаций. Во-вторых, органы международных организаций обсуждают в основном вопросы, связанные с компетенцией и деятельностью данной организации, в то время как на конференциях рассматриваются в основном вопросы, относящиеся к специально согласованной странами-участницами сфере их сотрудничества.

Соответственно, определение международной конференции может быть сформулировано с учетом указанных и иных факторов.

Современная международная конференция - временный коллективный орган суверенных государств-участников, состоящий из официальных представителей по меньшей мере трех государств, каждое из которых обладает правом одного голоса, и нередко из наблюдателей от третьих государств, межправительственных и неправительственных организаций (не обладающих правом голоса) и имеющий согласованные его участниками цели, а также, как правило, закрепленную в правилах процедуры определенную организационную структуру и компетенцию его подразделений. Цели и деятельность любой международной конференции должны соответствовать общепризнанным принципам международного права.

Различия в наименованиях конференций (съезд, конгресс, конференция, совещание) юридического значения не имеют.

В зависимости от характера участников международные конференции обычно делятся на межправительственные и неправительственные.

По кругу участников международные конференции подразделяются на универсальные, в работе которых имеет право принять участие любое государство мира, и региональные, участниками которых являются государства, принадлежащие к определенному географическому региону, а также на те, которые состоят из заинтересованных или затрагиваемых участников.

В зависимости от уровня проведения конференции, который определяется важностью вопросов или степенью их готовности для обсуждения и урегулирования, делегации, направляемые на международные конференции, возглавляют: главы государств и правительств (совещания на высшем уровне), министры иностранных дел, другие официальные лица. Важно то, что в любом случае глава делегации уполномочен выступать от имени государства или правительства.

Международные конференции подразделяются на периодические и такие, которые созываются для решения конкретного вопроса (конференции ad hoc). Периодические международные конференции важно отличать не только от пленарных органов международных организаций (конференций, ассамблей), но и от их исполнительных органов (советов и т.д.), также работающих периодически.

Международные конференции ad hoc составляют подавляющее большинство. Они созываются либо международными организациями (в рамках последних или под их эгидой), либо государствами-инициаторами. Созыв конференции в рамках или под эгидой международной организации не изменяет ее характера как самостоятельного международного органа.

В зависимости от целей созыва международные конференции делятся на мирные, политические, экономические, дипломатические и специальные. Конференции созываются для целей подготовки и принятия международных договоров, в том числе уставов межправительственных организаций, обсуждения определенных международных проблем, обмена мнениями и информацией, а также выработки рекомендаций в форме деклараций, программ и планов действий.

 

19.2. Подготовка и созыв международных конференций

 

С предложением (инициативой) о созыве конференции могут выступать одно или несколько государств или международная организация. Инициатива может исходить и из других источников, в частности к созыву конференции может привести деятельность национальных или международных неправительственных организаций. Наконец, одна конференция может принять решение о созыве другой конференции.

Международные конференции нуждаются в тщательном планировании и подготовке, которая начинается с определения цели созыва конференции. Исходя из цели конференции формулируется повестка дня. Предварительное согласование мнений государств осуществляется вначале относительно заинтересованности в тех вопросах, которые будут включены в повестку дня конференции, а также их возможного правового урегулирования, а затем относительно ее созыва (состава, уровня представительства, времени и места проведения) и правил процедуры. Процесс согласования мнений государств относительно созыва международных конференций протекает либо по обычным дипломатическим каналам, либо в рамках специально проводимых консультаций.

Прежде чем созвать международную конференцию, государство или их группа должны заручиться согласием тех государств, без участия которых вопрос о созыве конференции или совещания не может быть решен. Задолго до созыва СБСЕ проводились двусторонние консультации и переговоры, в том числе на высшем уровне. Лишь после соответствующего согласования всеми заинтересованными государствами началась практическая подготовка Совещания.

Поскольку в настоящее время большинство международных конференций созывается под эгидой или в рамках международных организаций, результаты согласования мнений заинтересованных государств относительно созыва этих конференций фиксируются в резолюциях соответствующих организаций.

Определяя круг и количество участников конференции, а также уровень представительства на ней, государства должны исходить из существа, цели и характера конференции. При этом необходимо неукоснительное соблюдение как принципа участия в конференции всех заинтересованных государств, так и принципа преемственности, обязательного в силу международно-правового обычая.

Факт непризнания той или иной стороны кем-либо из участников конференции не является препятствием для ее приглашения.

Неприглашение непосредственно заинтересованной стороны к началу конференции не служит основанием для отказа ей в участии в последующих стадиях работы.

К вопросу о круге участников международной конференции тесно примыкает проблема допуска на конференцию наблюдателей. В настоящее время на многие конференции, особенно на те, которые созываются ООН, допускаются в качестве наблюдателей, не обладающих правом голоса, представители специализированных учреждений ООН и других заинтересованных межправительственных и неправительственных организаций, а также государств, не участвующих в конференции. Это положение обычно закрепляется в правилах процедуры конференции. Кроме того, на некоторые современные международные конференции в качестве наблюдателей были приглашены также представители национально-освободительных движений.

Делегации с решающим голосом являются полноправными участниками конференции. Институт наблюдателей получил широкое распространение в последние десятилетия. Он предоставляет удобную возможность тем государствам, которые не желают связывать себя решениями конференций, но заинтересованы в обсуждаемых проблемах, быть в курсе происходящего на конференциях. Так, на первых конференциях неприсоединившихся стран некоторые латиноамериканские государства были представлены наблюдателями, поскольку их отношение к идее неприсоединения в то время еще не сформировалось.

Присутствие наблюдателей, однако, не означает, что соответствующее государство становится официальным участником конференции. Наблюдатели имеют право выступать на заседаниях с согласия участников конференций.

Своеобразная форма причастности к международным конференциям - так называемые вклады. Эта новая в практике их проведении форма возникла на общеевропейском совещании в Хельсинки как компромисс между теми, кто стремился включить в состав участников средиземноморские государства, и теми, кто усматривал в их участии в качестве делегатов или наблюдателей опасность того, что это уведет совещание в сторону от решения главной задачи - обеспечения безопасности и сотрудничества в Европе. Вклады означают доведение до сведения участников конференции точек зрения неучаствующих государств и международных организаций по различным вопросам повестки дня. По решению конференции вклады могут быть представлены в виде выступлений соответствующих представителей либо письменных сообщений.

В тех случаях, когда конференция созывается в рамках или под эгидой международной организации, время и, как правило, место ее созыва предварительно закрепляются в соответствующих резолюциях этих организаций. Когда конференция созывается международной организацией, она проводится либо в ее штаб-квартире, либо по приглашению какого-либо государства - члена организации на его территории. В случае созыва конференции по инициативе государства или группы государств вопрос о времени и месте созыва разрешается, как правило, на подготовительной встрече. Так, на консультациях в 1973 г. в Хельсинки были согласованы рекомендации относительно даты и места созыва СБСЕ.

Предварительное согласование порядка проведения конференции и ее будущих правил процедуры происходит, как правило, на подготовительной встрече или во время проведения подготовительных консультаций. Правила процедуры СБСЕ, например, были предварительно согласованы на многосторонних консультациях в Хельсинки и рекомендованы для принятия участниками.

В тех случаях, когда конференция созывается международной организацией, в резолюцию данной организации о созыве конференции, как правило, включается просьба к генеральному секретарю с помощью соответствующих экспертов и секретариата подготовить и представить рекомендации, касающиеся правил процедуры, или подготовить соответствующий проект правил процедуры. Вопрос о повестке дня конференции также может согласовываться на подготовительной встрече. Например, повестка дня СБСЕ была разработана на многосторонних консультациях в 1973 г. в Хельсинки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: