Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014 69 глава




Первым Генеральным секретарем был Трюгве Ли (Норвегия), его сменил в 1953 г. Даг Хаммаршельд (Швеция). В 1961 г. Генеральным секретарем стал У Тан (Бирма), которого в 1971 г. сменил Курт Вальдхайм (Австрия). Затем Генеральным секретарем был Хавьер Перес де Куэльяр (Перу), который вступил в должность 1 января 1982 г., а в 1991 г. Генеральным секретарем был назначен гражданин Египта Бутрос Бутрос-Гали, с 1 января 1997 г. этот пост занимал Кофи Аннан (Гана), с января 2007 г. к обязанностям Генерального секретаря приступил Пан Ги Мун (Республика Корея).

 

20.3. Роль и место ООН и других международных организаций

в создании системы коллективной безопасности

на глобальном и региональном уровнях

 

Вопрос о роли и месте ООН в процессе развития международных отношений и в формировании системы коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях являлся на протяжении всей второй половины XX и начала XXI столетия предметом оживленных споров и нередко острых разногласий между различными группами государств и отдельными государствами.

К 1990 г., когда закончилась холодная война, да и в последующий период проводятся лихорадочные поиски путей и средств, при помощи которых государства могли бы активно содействовать укреплению предусмотренной Уставом ООН системы коллективной безопасности. Появляется большое число теорий, доктрин и концепций, основной целью которых является приспособление общих принципов и положений Устава ООН к новым веяниям и потребностям изменившейся международной обстановки на рубеже XX - XXI вв. При этом некоторые исследователи и политические деятели занялись реанимацией старых отживших теорий и доктрин, связанных с поисками неуловимого равновесия или баланса сил и интересов, обеспечением приоритета общечеловеческих ценностей. Другие пошли по пути разработки оторванных от жизни и абстрактных построений и схем создания экономической, экологической, гуманитарной, медицинской, биологической и иной безопасности. Третьи стали выдвигать идеи и планы установления мирового правительства, создания мировой парламентской Ассамблеи и формирования надгосударственных органов и структур, призванных заменить Организацию Объединенных Наций. Все эти схемы и проекты оказались надуманными и несбыточными главным образом потому, что не учитывали закономерностей исторического развития человеческого общества и не опирались на разрабатываемую в рамках ООН международно-правовую базу.

Среди наиболее известных и часто используемых вплоть до последнего времени можно отметить впервые введенную в политический оборот Независимой комиссией по разоружению и безопасности (Комиссия Пальме) еще в 1982 г. концепцию общей безопасности, предложенную вначале Генеральным Секретарем ООН Бутросом Бутросом-Гали в его известном докладе "Повестка дня для мира" 1992 г. и затем основательно разработанную в представленных в 1995 г. докладах Комиссии по глобальному управлению и Независимой рабочей группы по будущему ООН концепцию всеобъемлющей безопасности и выдвинутую Австралией в 1993 г. "зонтичную" концепцию кооперативной безопасности.

Западные исследователи и политики стали активно продвигать одобренную на саммите НАТО в Вашингтоне в апреле 1999 г. новую стратегическую концепцию Североатлантического союза. Одной из характерных особенностей этой концепции является то, что она подтверждает четкий настрой Альянса на практическую реализацию давно вынашиваемых идей натоцентризма в европейской и мировой политике. В ней по существу предпринималась попытка лишить ООН ее признанной роли как регулятора и гаранта международной законности и обосновать претензии узкого круга избранных наций в обход таких универсальных по членскому составу и охвату вопросов организаций, как ООН, навязать не только политическим путем, но, как показала агрессия НАТО в 1999 г. против СРЮ, и с помощью применения военной силы свои взгляды, доктрины и волю европейскому и международному сообществу.

Рассмотрение основных особенностей и изъянов предлагаемой натоцентристской модели международной безопасности ясно показывает, что согласиться с ней значило бы пойти по пути неупорядоченного развития международных отношений, признания роли НАТО как вездесущего силового инструмента, вмешивающегося по своему усмотрению во внутренние дела государств, и наделения Альянса правом действовать силой и без мандата Совета Безопасности ООН.

Особенно настойчиво страны НАТО пытаются внедрить в международный оборот свои идеи о гуманитарной интервенции и безопасности личности, делая акцент прежде всего на возможности международного вмешательства во внутренние конфликты в целях предотвращения гуманитарных катастроф и массовых нарушений прав человека. При этом авторы этих идей и концепций не скрывают, что такие интервенционистские действия могут предприниматься в обход Совета Безопасности ООН.

В силу отмеченных и иных обстоятельств выдвинутые странами НАТО концепции и взгляды встретили в мировом сообществе весьма настороженное, а нередко и отрицательное отношение. Особенно много негативных замечаний вызвала так называемая концепция безопасности личности.

В своем подходе к этой концепции Россия исходит из того, что концепция безопасности личности уходит своими корнями в природу создания ООН, одна из главных задач которой заключается в том, чтобы избавить человечество от бедствий войны и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций.

В качестве отправной точки в рассмотрении концепции безопасности личности следовало бы исходить из такого понимания безопасности, при котором она представляет собой не только состояние, но и способность надежно защитить жизненно важные интересы личности от разного рода вреда, ущерба или угроз.

В последнее время происходит повсеместное переосмысление понятия безопасности в радикально изменившихся условиях в мире после окончания холодной войны и ликвидации биполярного мира. Все большее число политиков начинают осознавать, что на нынешнем этапе истории главные угрозы и риски для опасности лежат не только в военной сфере, о чем наглядно свидетельствуют военная акция НАТО в 1999 г. против СРЮ и военные действия США и Англии против Ирака в 2003 г., но и в иных плоскостях: распространение терроризма, международная организованная преступность, агрессивный национализм, экономическая разруха, нищета, голод, рост народонаселения и разные экологические угрозы.

В этих условиях для подавляющего большинства государств становится все более очевидным, что наиболее подходящей формой обеспечения глобальной безопасности является предусмотренная Уставом ООН система коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях. Эта система обладает целым рядом преимуществ и особенностей, способных обеспечить безопасность отдельных государств и всего мирового сообщества на надежном уровне.

Динамика развития международных отношений в XX - начале XXI в. наглядно подтверждает тот факт, что единственной жизнеспособной стратегией мира и всеобщего благополучия народов является система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН, и что центральное место в этой международной системе занимает Организация Объединенных Наций. Развитие событий в конце XX - начале XXI в. однозначно показывает, что не схемы, концепции и доктрины, оторванные от Устава ООН, а только ООН, ее неоценимая практическая деятельность способны мобилизовать силы мирового сообщества для поддержания или восстановления мира в случае его нарушения для отражения актов агрессии и что только ООН в состоянии реализовать тщательно разработанный и содержащийся в Уставе ООН реалистический проект обеспечения мира и безопасности на нашей планете.

Знаменательно, что и Генеральная Ассамблея, и Совет Безопасности в последнее время, в том числе на Саммите и на Ассамблее тысячелетия, неоднократно подтверждали свою приверженность предусмотренной в Уставе ООН системе коллективной безопасности, реализация основ которой в полном объеме позволит Организации Объединенных Наций и всему мировому сообществу действовать во всеоружии в XXI в. и осуществить извечную мечту человечества о создании мира без оружия, насилия и войн.

Не случайно в докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам от 1 декабря 2004 г. выдвигаются дополнительно к уже высказывавшимся многими исследователями и политиками доводам в пользу насущной необходимости возрождения и укрепления системы коллективной безопасности три новых важных аргумента. Первый состоит в том, что сегодняшние угрозы пересекают национальные границы, взаимосвязаны и должны устраняться на глобальном и региональном, а также национальном уровнях. Второй исходит из того, что ни одно государство, каким бы сильным оно ни было, не может самостоятельно оградить себя от современных угроз. И третий заключается в том, что нельзя считать само собой разумеющимся, что всегда будут иметься возможности и желание выполнить свои обязанности по защите своего народа, не нанося при этом ущерба своим соседям. Отсюда делается вполне обоснованный вывод, что главная задача в XXI в. заключается в том, что мы должны добиться нового, более глубокого понимания системы коллективной безопасности во всех ее ипостасях и со всеми ее функциями, обязанностями, привилегиями и учреждениями, поскольку только в этом случае система коллективной безопасности будет эффективной, экономически рациональной и справедливой.

 

20.4. Специализированные учреждения ООН и их роль

в глобальном управлении процессами, происходящими в мире

 

Специализированные учреждения, органы, программы и фонды ООН являются важной составной частью всей системы ООН. Их создание, методы функционирования и правовой статус прямо предусматриваются Уставом ООН (главы IX и X). В соответствии с положениями Устава ООН различные специализированные учреждения создаются на основе межправительственных соглашений и на них возлагается широкая, определенная в их учредительных актах международная ответственность в целях содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения, созданию благоприятных условий для экономического и социального прогресса и развития, разрешению международных проблем в областях экономической, социальной, здравоохранения, международному сотрудничеству в области культуры и образования, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. ООН в случае необходимости проявляет инициативу в том, чтобы заинтересованные государства провели переговоры о создании любых новых специализированных учреждений и об установлении соответствующих связей с ООН.

Определенные Уставом ООН порядок и формы взаимодействия специализированных учреждений, программ и фондов с ООН позволяют обеспечить бесперебойную и эффективную деятельность всех подразделений системы ООН и имеют все предпосылки для дальнейшего совершенствования.

Статья 57 Устава ООН предъявляет определенные требования к статусу специализированного учреждения. Такое учреждение должно быть независимым, иметь свои собственные органы и обладать определенными полномочиями, возложенными на него учредительным актом в соответствии с международным публичным правом, поэтому некоторые организации, не обладающие указанными качествами, например Всемирная торговая организация (ВТО), до сих пор не приобрели статуса специализированного учреждения.

Специализированные учреждения имеют ограниченную сферу деятельности, в основном связанную с ответственностью в экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобных областях. Из этого содержащегося в ст. 57 Устава ООН перечня следует, что только такие области могут рассматриваться специализированными учреждениями, которые преследуют сходные цели, например почтовая служба, метеорология и широкая сфера вопросов финансирования и развития. Из ст. 57 прямо вытекает, что, допустим, военные организации не могут стать специализированными учреждениями. Вот почему, в частности, такая важная организация, обладающая признанным авторитетом в вопросах международной ядерной энергии, как МАГАТЭ, не имеет статуса специализированного учреждения, хотя во многих международных документах оно упоминается вместе со специализированными учреждениями. По смыслу ст. 57 не могут быть специализированными учреждениями и многочисленные региональные организации.

Важное предназначение специализированных межправительственных организаций, программ и фондов состоит и в том, что они должны продолжать играть роль своеобразного посредника в целях устранения разногласий между государствами, разными по своей мощи, культуре, размерам и интересам, и служить форумами для выражения мнений и подходов государств и отстаивания интересов всего человечества. Их главная роль, которую они должны выполнять и в XXI в., носит нормативный характер и состоит в том, чтобы определять цели, находить развязки самых острых международных экономических, социальных и иных проблем, устанавливать стандарты и нормы поведения государств, следить за их соблюдением и добиваться их претворения в жизнь.

Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 г., а в 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. Особенностью МОТ является трехстороннее представительство: в ней наряду с правительствами участвуют профсоюзные и предпринимательские организации стран-членов. МОТ состоит из трех органов: высшего - Международной конференции труда, Административного совета и Международного бюро труда (секретариата). Штаб-квартира МОТ находится в Женеве (Швейцария).

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) была создана 16 октября 1945 г. В настоящее время в ФАО представлены 187 государств. Россия не является членом ФАО, но принимает участие в ее деятельности в качестве наблюдателя. Организационная структура ФАО включает: Конференцию, руководящий орган - Совет и Генерального директора. Местонахождение - Рим (Италия).

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была создана 4 ноября 1946 г. Членами ЮНЕСКО является 191 государство, в том числе Россия. Структура ЮНЕСКО состоит из высшего органа - Генеральной конференции, Исполнительного совета и Секретариата. В соответствии с Уставом ЮНЕСКО в большинстве государств-членов учреждены национальные комиссии ЮНЕСКО (в том числе в России). Местонахождение - Париж (Франция).

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Устав Всемирной организации здравоохранения был принят 22 июля 1946 г. ВОЗ стала специализированным учреждением с 10 июля 1948 г. Членами ВОЗ являются 192 государства, в том числе Россия. Главными органами ВОЗ являются: Всемирная ассамблея здравоохранения, Исполнительный комитет и Секретариат. Местонахождение: Женева (Швейцария).

Международный банк реконструкции и развития (МБРР). МБРР учрежден одновременно с Международным валютным фондом (МВФ) в соответствии с решением Международной валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе в июле 1944 г. С 1946 г. действует как специализированное учреждение ООН. 184 государства являются членами Всемирного банка (ВБ). В июне 1992 г. Россия стала полноправным членом Группы Всемирного банка, в которую кроме МБРР входят Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР) и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Организационная структура МБРР включает в себя Совет управляющих - высший орган Банка и Совет директоров - исполнительный орган Банка. Местонахождение - Вашингтон. (США).

Международный валютный фонд (МВФ), имеющий статус специализированного учреждения ООН, был создан в одно время со Всемирным банком в декабре 1945 г. Членами МВФ являются 184 государства, включая Россию. Главными органами МВФ являются: Совет управляющих, Исполнительный совет и Директор-распорядитель МВФ, который выступает в качестве его председателя. Месторасположение - Вашингтон (США).

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) создана 4 апреля 1947 г. Членами ИКАО являются 189 государств, в том числе Россия. Главными органами ИКАО являются Ассамблея, Совет и Президент Совета. Местонахождение - Монреаль (Канада).

Всемирный почтовый союз (ВПС) был учрежден 9 октября 1874 г. Бернским договором. В 1948 г. ВПС стал специализированным учреждением ООН. Членами ВПС являются 190 государств, в том числе Россия. Новая организационная структура ВПС включает: Всемирный почтовый конгресс, Административный совет и Совет почтовой эксплуатации. Повседневную работу ВПС осуществляет Международное бюро, являющееся постоянным секретариатом Союза. Местонахождение - Берн (Швейцария).

Международный союз электросвязи (МСЭ) был основан в Париже в 1865 г. МСЭ был реорганизован в 1947 г. и заключил с ООН соглашение, в соответствии с которым он был признан специализированным учреждением ООН. В состав МСЭ входят 189 государств, в том числе Россия. Организационную структуру МСЭ составляют: Полномочная конференция, всемирные конференции, Совет МСЭ и Генеральный секретариат. Местонахождение - Женева (Швейцария).

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) была создана в 1947 г. В 1951 г. ВМО была признана специализированным учреждением ООН. Членами ВМО являются 187 государств, в том числе Россия. Организационную структуру ВМО составляют Всемирный метеорологический конгресс, Исполнительный комитет и Секретариат. Местонахождение - Женева (Швейцария).

Международная морская организация (ИМО) создана 17 марта 1958 г. С 1959 г. стала специализированным учреждением ООН. Членами ИМО являются 166 государств, в том числе Россия. Структуру ИМО составляют: Ассамблея, Совет, Комитет по безопасности на море, Юридический комитет и Комитет по защите морской окружающей среды. Местонахождение - Лондон (Англия).

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) была создана на основе Конвенции, подписанной в Стокгольме в 1967 г. В 1974 г. ВОИС стала специализированным учреждением ООН. Членами ВОИС являются 182 государства, в том числе Россия. В структурном плане ВОИС составляют три руководящих органа: Генеральная ассамблея, Координационный комитет и в качестве секретариата Международное бюро, местонахождение - Женева (Швейцария).

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) создана в 1967 г. в соответствии с Резолюцией N 2152 (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН. С 1 января 1986 г. ЮНИДО стала 16-м специализированным учреждением ООН. Членами ЮНИДО является 171 государство, включая Россию. Структуру ЮНИДО составляют: Генеральная конференция, Совет по промышленному развитию, Комитет по программным и бюджетным вопросам и Секретариат. Местонахождение - Вена (Австрия).

Всемирная туристская организация (ВТО) была создана в 1925 г. и получила 23 декабря 2003 г. статус специализированного учреждения ООН. Главными органами ВТО являются: Генеральная ассамблея и Исполнительный совет. Местопребывание - Мадрид (Испания).

 

20.5. Региональные организации и субрегиональные структуры

и их взаимодействие с ООН

 

Региональные и субрегиональные организации и структуры являются важной составной частью предусмотренной Уставом ООН глобальной системы коллективной безопасности. Основой для все более широкого взаимодействия между ООН и региональными организациями служит глава VIII Устава ООН, которая, хотя и не дает четкого определения региональных соглашений и организаций, вместе с тем позволяет им сообразовывать свою деятельность с постоянно изменяющимся положением в мире и вносить вместе с ООН вклад в поддержание международного мира и безопасности.

Опыт более чем полувекового сотрудничества ООН с региональными организациями показывает, что региональные организации играли и продолжают играть все более активную роль в вопросах обеспечения региональной безопасности, причем не только в сферах превентивной дипломатии, поддержания мира и укрепления доверия, но и в том, что касается принуждения к миру.

Россия исходит из того, что добиться подлинного повышения эффективности миротворческой деятельности на глобальном и региональном уровнях можно только путем строгого следования предписаниям Устава ООН, резолюций Совета Безопасности и нормам международного права и справедливости. Именно на это должны быть направлены усилия ООН и ее региональных организаций и в XXI в.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) начала свою деятельность в 1972 г. в качестве многостороннего форума для диалога и переговоров. В 1975 г. сфера компетенции Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) была зафиксирована в Заключительном акте, одобренном на первом саммите в Хельсинки. Эволюция СБСЕ прошла несколько важных этапов, на каждом из которых сфера его компетенции расширялась и структура все более совершенствовалась. На саммите СБСЕ в Будапеште в декабре 1994 г. было принято решение о переименовании с 1 января 1995 г. СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В настоящее время, хотя и не разработан Устав ОБСЕ, сложилась довольно разветвленная структура ОБСЕ, которую составляет: встреча глав государств и правительств ОБСЕ, Совет министров, созываемый один раз в год, Руководящий совет, Постоянный совет, Форум по сотрудничеству в области безопасности (состоит из представителей делегаций государств-участников и собирается еженедельно в Вене), Действующий председатель ОБСЕ, на которого возложена ответственность за выполнение решений ОБСЕ (этот пост занимает министр иностранных дел государства-участника в течение одного года; председателю помогают в осуществлении его функций предыдущий и будущий председатели, вместе образующие "тройку"), Секретариат ОБСЕ (первый генеральный секретарь ОБСЕ был назначен в июне 1993 г.), Бюро по демократическим институтам и правам человека с местопребыванием в Варшаве, Верховный комиссар по национальным меньшинствам с местопребыванием в Гааге, Бюро по свободе средств массовой информации и Парламентская ассамблея ОБСЕ. В настоящее время участниками ОБСЕ являются 55 государств, в том числе Россия. Местопребывание - Вена (Австрия).

Содружество Независимых Государств (СНГ) создано в декабре 1991 г. и включает в себя 12 стран, в том числе Россию. В соответствии с принятым 22 января 1993 г. Уставом СНГ основной целью Содружества является в том числе осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной; культурной и иных областях. Главными органами СНГ являются: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический совет, Экономический суд, Совет министров обороны, Штаб по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ, Совет командующих Пограничными войсками, Исполнительный комитет СНГ, который является постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом во главе с Председателем - Исполнительным секретарем СНГ, и Межпарламентская Ассамблея. Межпарламентская Ассамблея состоит из парламентских делегаций; ее местопребыванием является Санкт-Петербург. СНГ является региональной организацией по смыслу главы VIII Устава ООН и, как и другие региональные организации, имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Местонахождение - Минск (Белоруссия).

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке. Главными органами АСЕАН являются встречи глав государств и правительств, совещания министров иностранных дел (СМИД), Постоянный комитет и Секретариат. Местопребывание - Джакарта (Индонезия).

Асеановский региональный форум (АРФ) - единственная на сегодняшний день межправительственная структура в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в рамках которой на регулярной основе ведется обсуждение комплекса вопросов, связанных с укреплением безопасности и стабильности в этом районе мира. АРФ образован в 1994 г. АРФ проводит свои ежегодные сессии на уровне министров иностранных дел стран-участниц. Министерские сессии являются высшим органом Форума, в ходе которых министры обсуждают весь комплекс проблем, затрагивающих безопасность стран-участниц и региона в целом. С первых дней существования АРФ Россия активно участвует в проводимых в рамках Форума мероприятиях.

Европейский союз (ЕС) - крупнейшее политическое и экономическое интеграционное объединение 25 стран Европы. Основные направления деятельности ЕС на нынешнем этапе: движение от общего рынка к экономическому и валютному союзу; реализация стратегии расширения; формирование основ единой внешней и оборонной политики и обретения "европейской оборонной идентичности"; активизация региональной политики в Средиземноморье, на Севере Европы, в Азии, Латинской Америке, Африке; дальнейшая гармонизация социальной сферы, взаимодействия в области юстиции и внутренних дел. К системе общих органов и институтов ЕС относятся: Европейский совет, Европейский парламент (ЕП), Совет Европейского союза, Комиссия Европейских сообществ (КЕС) и Европейский суд. Окончательного решения относительно штаб-квартиры ЕС не принято, и заседания его главных органов проводятся в Брюсселе, Люксембурге и Страсбурге.

Организация Североатлантического договора (НАТО) создана на основе Вашингтонского договора от 4 апреля 1949 г. в качестве оборонительного политического и военного союза группы европейских стран, а также США и Канады (всего 26 государств). Россия вошла в созданный в 1991 г. с участием стран - членов НАТО и государств, присоединившихся к Программе альянса "Партнерство ради мира", Совет североатлантического сотрудничества, преобразованный в Совет евроатлантического партнерства (СЕАП). 27 мая 1997 г. Россия подписала с государствами НАТО Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности", в соответствии с которым был создан Совместный постоянный совет Россия - НАТО (СПС). В соответствии с принятой в Риме 28 мая 2002 г. Декларацией глав государств и правительств России и государств - членов НАТО для объединения своих усилий и определения и реализации возможностей совместных действий был учрежден Совет Россия - НАТО (СРН), заменяющий Совместный постоянный совет Россия - НАТО (СПС). Структура НАТО представляет собой разветвленную сеть политических и военных органов, в число которых входят: высший политический орган - Совет НАТО, Политический комитет военного планирования, Международный секретариат во главе с Генеральным секретарем НАТО. Штаб-квартира - Брюссель (Бельгия).

Африканский союз (до июля 2000 г. имел название Организация африканского единства (ОАЕ)) - региональная организация, объединяющая 53 африканских государства, которая была создана по решению Учредительной конференции глав государств и правительств африканских стран, состоявшейся 22 - 25 мая 1963 г. в Аддис-Абебе (Эфиопия). К концу XX столетия явно назрела проблема реорганизации и повышения эффективности ОАЕ и ее адаптации к новым реалиям в международной обстановке, в том числе к тем коренным изменениям, которые произошли на Африканском континенте. В этих условиях Ливией была официально выдвинута идея преобразования ОАЕ в Африканский союз, которая и была одобрена на 4-й внеочередной Ассамблее глав-государств и правительств стран - членов ОАЕ в Сирте в сентябре 1999 г. В июле 2000 г. на саммите ОАЕ в Ломе (Того) был принят Акт об учреждении АС и создании в его рамках разветвленной системы органов. 8 - 10 июля 2002 г. в г. Дурбане (ЮАР) состоялась 39-я сессия Ассамблеи глав государств и правительств стран - членов ОАЕ, ставшая формально учредительным саммитом АС. Были определены четыре главных органа АС: Ассамблея, Исполнительный совет, Комитет постоянных представителей и Комиссия. Было принято решение о создании Совета мира и безопасности (СМБ) АС вместо существовавшего ранее Центрального органа - Механизма по предотвращению, урегулированию и разрешению конфликтов (ЦО МПУРК) ОАЕ. 3 февраля 2003 г. в Аддис-Абебе состоялся первый внеочередной саммит Африканского союза, на котором было принято решение о включении Совета мира и безопасности в число руководящих органов АС. Россия приветствовала образование АС и считает, что процесс его становления приведет к дальнейшему росту роли и влияния АС в международных делах. Штаб-квартира АС находится в Аддис-Абебе (Эфиопия).

Организация американских государств (ОАГ) создана на основе Устава ОАГ, подписанного в Боготе в 1948 г. Членами ОАГ являются 35 государств (участие Кубы было приостановлено в 1962 г.). Главными органами ОАГ являются: Генеральная ассамблея, Постоянный совет и Генеральный секретариат. С 1971 г. действует институт постоянных наблюдателей при ОАГ. В настоящее время этим статусом обладают Европейский союз и 42 государства, в том числе Россия. Местонахождение - Вашингтон (США).

Лига арабских государств (ЛАГ) - добровольное объединение суверенных арабских государств, созданное на основе Пакта Лиги арабских стран, подписанного 22 марта 1945 г. Деятельность Лиги строится на основе ее Устава, вступившего в силу 11 мая 1945 г. Главными органами ЛАГ являются Совет ЛАГ и Генеральный секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем. Лига имеет свои представительства или информационные бюро в целом ряде стран, в том числе с января 1990 г. в России. Местопребывание - Каир (Египет).

 

20.6. Международные неправительственные организации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: