Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.




Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу.

Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе.

Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями.

12. Усвоение культурных норм.

Усвоение законов, правовых знаний и требований, осознание своих прав и способов их реализации все - это называется процессом правовой социализации.

Процесс правовой социализации включает в себя, во-первых, усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций; во-вторых, изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе; в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами.

Существуют три пути усвоения правовой культуры (норм права правовых ценностей) в процессе социализации:

  • предметный способ, когда человек в процессе той или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соответствующий образ действий, шаблон поведения;
  • традиционный способ, когда человек, наблюдая действия людей в различных ситуациях, усваивает соответствующий способ поведения;
  • рациональный способ, когда человек узнает о правовых ценностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людьми, из чтения книг, из каналов средств массовой информации.

Самая очевидная цель правовой социализации - обеспечение правомерного поведения, что предполагает формирование у личности правосознания.

Правосознание как один из элементов сознания личности включает в себя три компонента:

  • интеллектуальный (познавательный)(сумма правовых знаний и умений)
  • оценочный (эмоциональный)(оценочные суждения к нормам права)
  • поведенческий (эмоционально-волевой).(безоговорочное исполнение норм права)

13. Дефекты правовой социализации. Нормальная и патологическая семья.

Как известно, важнейшими агентами правовой социализации в этом возрасте являются семья, школа, группа сверстников. Существует общая схема процесса деморализации с последующей криминализацией (дефекты социализации) детей, подростков:

1. конфликты с родителями (дефекты семейной социализации);

2. трудности, неудачи в школе (дефекты социализации в школе);

3. контакты, сближение с деморализованными сверстниками (дефекты социализации в группах сверстников).

Дефекты, нарушения в усвоении нравственно-правовых норм, принятых в данном обществе, наблюдаются "по вине" семьи в следующих случаях:

1. родители словесно и на деле (своими поступками) утверждают аморальные или даже антисоциальные образцы поведения.

2. родители словесно придерживаются общепринятых нравственных норм поведения, но совершают действия, поступки, им противоречащие

3. родители вербально (словесно) и на деле придерживаются общепринятых норм, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребенка

4. родители применяют неправильные методы воспитания

Выделяют следующие виды неблагополучных семей:

  • криминогенная семья;
  • аморальная семья, характеризующаяся алкогольной и сексуальной деморализацией;
  • проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой;
  • неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре;
  • псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.

14. Социализация в референтной группе.

В процессе социализации личности подростка большое влияние оказывают неформальные стихийные группы сверстников, которые возникают на основе совместной досуговой деятельности.

Потребность ребят в общении зачастую в наибольшей степени удовлетворяется именно в таких стихийных неформальных группах. В значительной мере это объясняется дефицитом внимания к подростку со стороны близких.

И несмотря на трудность достижения подлинно глубокого эмоционального общения подростка со сверстниками, общение с ними в неформальных группах, тем не менее позволяет удовлетворить следующие потребности:

  • в безопасности (защищенности);
  • в снятии (разрядке) нервно-психического напряжения;
  • в понимании, сочувствии, сопереживании;
  • в дружбе (в ощущении своей нужности другому);
  • в самостоятельности, независимости, автономии от взрослых;
  • в положительной оценке, уважении со стороны равных себе сверстников (завоевание личного статуса);
  • в утверждении себя, завоевании популярности, признании (приобретение социального статуса);
  • в получении новой информации;
  • в достижении эмоционального комфорта.

15. Психологические предпосылки эффективности правовых норм.

Одной из важнейших задач правовой науки является изучение эффективности правовых предписаний, норм, что предполагает рассмотрение социального механизма действия права. Под социальным механизмом действия права понимается механизм взаимодействия правовых и иных социальных факторов, принимающих участие в функционировании права на всех его этапах.

В целом можно выделить следующие группы условий эффективности правовых норм:

  • макросоциальные условия (реальные социально-экономические возможности общества, правовая система, социальные институты, правовая культура, общественное мнение, престиж права и т. д.); (Совершенно очевидно, что нормативный акт, который отвечает объективным потребностям общества, интересам народа, будет эффективным на практике.)
  • микросоциальные условия (различные формальные и неформальные группы, трудовые коллективы);(Эффективность правовой нормы значительно повышается, если ее действие дополняют, развивают и подкрепляют другие социальные нормы, существующие в различных социальных слоях, группах.)
  • личностные условия субъекта, реализующего право. (Абстрактное правовое предписание начинает действовать тогда, когда оно в виде сложного комплекса доходит до своего получателя - конкретного гражданина.)

В целом мотивы правомерного поведения личности могут отличаться большим разнообразием:

  • Убежденность в общественной пользе поступка.
  • Долг перед обществом, правовая обязанность.
  • Профессиональное чувство ответственности и т.д.

16. Молодежные субкультуры.

Субкультура — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами

Молодежная субкультура создает пространство, в котором молодые люди могут себя чувствовать полномочными представителями, в то время как, в семье или в школе они чувствовали себя чужими и не имеющими никаких реальных полномочий. Она обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей.

По мнению Кона И.С. основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры - стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса.

Большинство молодых людей вступают в субкультуры не из-за внешней атрибутики и эпатажа, а в целях поиска близких по внутренним убеждениям.

Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Среди них:

  • специфический стиль жизни и поведения;
  • свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия, что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму
  • наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи

17. Понятие «деятельность»: элементы деятельности. Мотивы деятельности.

Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.

  • Цель — это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие.
  • Задача — это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: