Модель государственности




Обозначившийся в 2000-е гг. вектор развития государства давал определенный шанс на восстановление его исторических потенциалов государственности.

Действительно, начавшиеся в конце 1980-х – начале 1990-х гг. разрушительные процессы были отчасти приостановлены. Главный итог состоял в том, что вопреки развивающейся ситуации, удалось сохранить само существование России как государства, предотвратить ее распад. Однако инерция деградации жизненных потенциалов страны по-прежнему продолжала действовать.

По ряду основополагающих факторов жизнеспособности России сохранялась траектория падения. Сохранение ее еще в течение нескольких лет, как показывали прогнозы и расчеты, неизбежно должно было привести страну к точке системной катастрофы, когда восстановление скреп государственности будет уже невозможно. Современная Россия находится в непосредственной близости от указанного порога.

Страна в материальном отношении в значительной степени продолжала существовать за счет эксплуатации объектов, созданных в советский период истории. Фонды ветшали, теряли пригодность. Однако процесса эквивалентного фондозамещения не происходило. Считающийся катастрофическим пятидесятипроцентный показатель износа основных фондов стал весьма вероятным.

Население России продолжало сокращаться. Небольшой всплеск рождаемости связан с демографической волной 1985-88 гг. Страна по-прежнему находилась в состоянии депопуляции. Реального перелома в демографических трендах, несмотря на некоторое возрастание показателей рождаемости и снижения смертности, не произошло. Либеральный концепт свободного ценообразования обнаружил свою неэффективность с точки зрения управления инфляцией.

Поворота к интенсивному развитию сельского хозяйства после изменения экономической модели не произошло.

Основным эффектом в новой модели экономики стала сырьевая доминанта российского экспорта и отраслевой структуры. Синхронно уменьшилась доля производства машин, оборудования и транспортных средств, что есть индикатор технологического развития. Сокращаемое производство собственных машин замещалось импортом иностранной техники.

Уровень дифференциации доходов населения вошел в зону, генерирующую социальные неустойчивости. Наблюдается устойчивый рост как коэффициента фондов (дифференциация доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных), так и коэффициента Джини (степень отклонения от равномерного распределения доходов). К 2010 г. Россия стала более социально поляризована, чем это было в 1990-е гг.

Происходила стремительная деградация сельских поселений. Развитие многих инфраструктурных направлений оказалось фактически свернуто (сократилось или осталось на прежнем уровне). По некоторым показателям происходила даже ликвидация существовавших ранее инфраструктур. Такому разрушению подверглась в частности система почтовой связи. Далеко не все села обеспечены телефонным сообщением и, лишившись почты, оказались отрезаны от «большой земли». Продолжился начатый в 1990-е гг. тренд деградации российского образования. Основная причина деградационной траектории заключается в коммерциализации российской образовательной системы. Результатом перевода на коммерческую основу явилась ликвидация нерентабельных учреждений. Но рентабельность детского сада, школы или профессионально-технического училища в российской провинции принципиально недостижима. Поэтому учреждения просто закрывались.

Развитие образовательных инфраструктур в провинции определялось в советское время соображениями стратегического характера. Такого рода вопросы стратегии перестали браться в расчет. Последовательно велось сокращение численности дошкольных образовательных учреждений. Соответственно, произошло уменьшение работающего в них персонала педагогических кадров. Демографические причины тут не имели значения. Численность детей, приходящихся на соответствующее количество персонала, устойчиво возрастала. Сохранившиеся детские сады оказались в итоге переполнены, нормы ясличных и детсадовских групп перекрыты.

Аналогичный процесс ликвидации нерентабельных учреждений происходил в 2000 е гг. в сфере среднего образования. В сельской местности

за десять лет оказалось ликвидировано более 10 тысяч школ. Система перешла на нормативно-подушевое финансирование образования: сколько школьников – столько и денег. В результате инициирован процесс закрытия недоукомплектованных сельских школ по всей территории России. Как ответ на эти нововведения возник феномен «мертвых душ». В неблагополучных дотационных регионах страны к школам приписывают подростков-беспризорников, которые находятся в бегах и давно уже забыли местоположение школьного здания. Но очевидно, что кроме расходов относительно численности учащихся существуют еще абсолютные расходы на необходимое оборудование для нормального инфраструктурного функционирования.

Начат процесс латентного перехода на систему платного образования. Такие предметы, как ИЗО, музыка, иностранные языки, спортивные дисциплины финансируются на четверть из кармана родителей

Сложившаяся в российском образовании ситуация оказалась противоположной мировым трендам. Япония полностью переходит на всеобщее бесплатное не только среднее, но и высшее профессиональное образование. К 2012г. такой ориентир наметила для себя Южная Корея. Германия планирует к 2020 г. иметь лишь 10% коммерческих мест в

университетах. Что касается средней школы, то платное среднее образование во многих европейских странах запрещено. Там основной функцией школы является воспитание и образование подрастающего поколения, а вовсе не получение финансовых дивидендов. Школа не рассматривается в роли коммерческого предприятия. Современная российская тенденция противоречит в этом отношении мировому опыту.

Еще одной причиной деградации российской образовательной системы стал неверно выбранный ориентир, связанный с болонским процессом.

Образовательная система Запада весьма далека от идеала. Спорно даже само ее позиционирование в качестве лучшей из мировых образовательных систем. Минимум дважды в течение двадцатого столетия западная общественность признавала отсутствие у Запада первенства в качестве образования. Первым раз запуск в 1957 г. в СССР искусственного спутника Земли привел к тому, что предпринятый в США экспертный анализ американского отставания в освоении космоса показал, что причиной являются качественные преимущества советской школы.

В СССР специальное обучение соответствующей профессии велось в течение всего срока учебы (5 лет – для дневной и 6 - для заочной формы). Преподавание фундаментальных общеобразовательных дисциплин коррелировало с направлением профессиональной подготовки. Внедряемый на основе Болонской системы бакалавриат вообще не ориентирован на овладение конкретной специальностью. Подготовка ведется по профессиональному направлению и заключается в усвоении ряда стандартизированных приемов и правил. В усвоении этих стандартов и заключается суть обучения бакалавра.

В целом бакалавр, в отличие от специалиста, не представляет собой уникального с профессиональной точки зрения продукта высшей школы. Функции бакалавра определяются задачами поддержания системы производства. Задачи же подготовки на уровне специалитета этим не ограничиваются. От специалиста требуется, кроме того, осуществление инновационных проектных разработок. В российской образовательной традиции функции бакалавра возлагались на выпускников техникумов. В этом смысле бакалавризация высшего образования есть применительно к условиям России снижение его планки до уровня средне-профессионального образования по типу советских техникумов.

Еще один удар по российскому образованию оказался связан с разрушением советской системы педагогики. Проблемное обучение, которым всегда было сильно российское образование, замещается механическим тестированием. Задача стала заключаться не в том, чтобы понять и объяснить явление, а в запоминании некой совокупности фактов. В школах и вузах в соответствии с установленными критериями происходит «натаскивание» на решение тестовых занятий. Формируется человек с набором готовых ответов по каждой из обозначенных в образовательных программах дидактических единиц. Выхолащивается наиболее сильная качественная сторона учащихся – умение постигать сущность проблемы и находить нестандартные способы решений.

При универсализации тестового контроля воспитание и развитие выводятся за рамки новой системы организации учебной деятельности. Остается лишь функция обучения.

В России образование всегда было связано с воспитательными, более того, идеологическими функциями. Такая модель школы сформировалась давно. Даже церковно-приходские школы соотносились с такой целевой установкой. Традиционная коммуникация по линии ученик-учитель предполагала наличие духовной связи. На Западе исторически утвердилась другая модель образования – клиентная. Характерная для Запада модель клиентных отношений экстраполирована в Россию. Образование замещается понятием «образовательные услуги». Коль скоро учащийся выступает в качестве клиента, то право воспитания его у учителя отсутствует. Степень социализации учащегося, характерная для российской традиции, резко упала.

Продолжала разрушаться инфраструктура лечебно-профилактической помощи населению. Тренд деградации статистически прослеживается по всем классическим показателям, характеризующим инфраструктурную развитость медицины.

Прямым результатом разрушения соответствующих медицинских инфраструктур явилось заметное ухудшение за 2000-е гг. состояния здоровья нации. Показатель численности заболевших приобрел определенно выраженный тренд возрастания.

Восстановления отечественного научного потенциала не произошло. Устойчиво сокращается число научно-исследовательских организаций и контингента ученых.

Продолжается процесс ликвидации публичных библиотек. Одновременно происходит сокращение библиотечного книжного фонда. В состоянии системной деградации находятся и другие инфраструктурные ниши российской культуры. Происходит устойчивое сокращение численности учреждений культурно – досугового типа (домов культуры, клубов). Продолжается последовательное снижение числа платных киноустановок (кинотеатров, кинозалов).

Раскручивалась идея российского проекта «Силиконовой долины» в Сколково. Стратегия подхода заключается в анклавном типе развития. Анклавизация в этой модели относится не только к науке, но и к экономике, социальной сфере, инфраструктуре спорта и т.д. Отсюда возникли планы сокращения деревень и даже малых городов, повышения степени урбанизации страны, дальнейшего обезлюживание территорий, что есть прямая угроза территориальным скрепам государства. Отсюда же исходила реальная практика усугубляющейся дифференциации по уровню жизни между Москвой и провинцией, между областными городами и самой областью

Анклавный тип развития в истории стран известен и характерен для модели государств колониального типа. С одной стороны - находящаяся под колониальным гнетом архаизированная страна, с другой, частично включенные в распределительные схемы внешнего управления компрадорские и относительно благополучные анклавы.

Существенному преобразованию подверглись российские Вооруженные силы. Главная оперативная проблема, возникавшая перед российским командованием во время масштабных войн, всегда заключалась в удержании территории. Необходимо было держать войска по всему периметру большой страны. Не представлялось возможным сосредоточиться на узком театре боевых действий без того, чтобы сделать уязвимой остальную территорию.

Как ответ на указанный вызов эволюционировала система российских Вооруженных сил. Ее особенность заключалась в наличии крупного воинского и мобилизационного резерва. Способствовала этому система всеобщего призыва в армию. С этим было связано непропорциональное солдатскому контингенту количество офицерских и генеральских должностей. При массовой мобилизации почерпнутый из резерва солдатский контингент резко возрастал и диспропорция исчезала.

Военная реформа 2000-х гг. исходит из другого видения военных угроз. Она сориентирована на борьбу с террористами, военные конфликты локального порядка, но не на столкновение с серьезным противником, таким как, например, войска НАТО. Изменилась военная доктрина, структура и дислокация войск, система управления ими. По мнению ряда экспертов риски и угрозы для обороноспособности страны в результате военной реформы возросли.

Рискованной стала и реформа МВД. В качестве одной из главных мер стало сокращение численности российской милиции. Действительно, в странах Запада отношение числа сотрудников правоохранительных органов к населению меньше. Однако без учета пространственного фактора такое сравнение некорректно.. В России - 158 тысяч населенных пунктов, при этом 46 тысяч из них лишено телефонной связи. Во многих из них милицейские посты отсутствуют. Речь, таким образом, должна была идти не о сокращении, а об увеличении численности российской милиции. Необоснованным по целям и по расходам стало переименование милиции в полицию.

По уровню кланового представительства в высшей власти Российская Федерация вышла на максимальный в своей истории показатель. До трети представителей политической элиты стали составлять лица, происхождение со службой в органах безопасности и силовых правоохранительных структур (более четверти всего истэблишмента). Представительство указанных кланов пятикратно превысило показатели даже сталинского периода. Еще более значительным является рост представительства в высшей политической власти лиц, деятельность которых связана с банковскими структурами и крупным бизнесом. К 2010 году этот показатель достиг половины всего истэблишмента.

В целом облик российской государственности к исходу первого десятилетия 21 века стал проявлять классические признаки, характерные для колониальной страны. Какие это признаки?

Во-первых, основные инфраструктуры колоний связаны с территориями, находящимися во внешнем мире (с метрополией). Применительно к России эта инфраструктура очевидна – нефтегазовый комплекс. Остальная территория при такой колониальной модели находится в архаизированном состоянии. Будучи не нужна метрополии, она не развивается, а то и деградирует.

Произошла переориентация России от собственных экономических запросов на обслуживание внешнего спроса. Доля торговли в ВВП страны составила более трети от его общего объема. Достаточно сравнить это с Соединенными Штатами Америки, где удельный вес экспорта в валовом внутреннем продукте – лишь 11 %. Примерно столько же было в СССР – в районе 10 %. В результате реформ многие российские регионы больше обмениваются с иностранными государствами, чем внутри страны.

Второй признак колониальности – это моноспециализированность. Экономическая устойчивость страны связана с наличием широкого спектра отраслей. Главным соображением здесь выступает принцип национальной безопасности. В колониях – по-другому. Там получают развитие одна, максимум две отрасли, наиболее рентабельные с точки зрения взаимодействия с метрополией. В России это сырьевые поставки. В современном мире есть три типа колоний. Они определяются как: а) «банановые республики», для которых главная задача – сельскохозяйственное обеспечение мирового центра, б) «сырьевые республики», для которых главная задача – сырьевое обеспечение мирового центра, и - в) страны сборочного цеха, для которых главная задача – промышленное обеспечение мирового центра.

Третий признак колониального устройства – социальная анклавизация. В колониях существуют, как правило, территориальные анклавы относительного благоденствия, диссонирующие по своей развитости с остальной страной. Эти анклавы связаны с компрадорской элитой, включенной в международную элитарную сеть. Они представляют собой нижний эшелон золотого миллиарда. Такой территориальный анклав относительного благоденствия в России сформировался в виде Москвы.

Сопутствующим признаком колониальной модели является также наличие криминальных анклавов. Подобные криминализованные территории в Российской Федерации стали реальностью. В целом облик российской государственности приобрел в постсоветский период характерные черты для страны, потерпевшей поражение в «холодной войне», и не находящей исторических сил для преодоления этой ситуации.

В 2000-е годы обвальные процессы 1990-х гг. были приостановлены. Но стало достаточно очевидным, что для перехода к социально экономическому развитию нужно изменение несовместимой с успешностью страны ее модели. Целый ряд социально-политичесих процессов заложил основы для нарастающего и неизбежного социального конфликта. Мировое положение России, серьезно пошатнувшееся в 90-е годы, также не восстановилось. Страна, по все большему набору критериев, стала относиться к региональной и второстепенной державе. Вместе с тем, потенциал России, связанный с ее цивилизационной идентичностью, ресурсами, народными качествами, оказался весьма устойчивым, до конца не разобранным, что дает стране шанс на возрождение и восстановление своей государственности и успешности.

 

Хронограф

Власть и политическая борьба 1999 г. - отставка С.В. Степашина, новый премьер В.В. Путин, перестановки в правительстве.

1999 г. - нападение бандформирований на территорию Дагестана

1999 г. - взрывы домов в Москве и Буйнакске

1999 г. - операция «Вихрь-антитеррор»

2000г - отставка Б.Н. Ельцина, новый президент - В.В. Путин, новый премьер - М. М. Касьянов, изменения в правительстве

2000 г. – победа на выборах президента В.В. Путина. (52,94 % поданных голосов).

2001 г. - объявлен федеральный розыск Б.А. Березовского

2001 г. - захват террористами заложников мюзикла «Норд-Ост»

2001 г. - распространение движения скинхедов, погромы на московских рынках

2001 г. – объединение «Единства», «Отечества» и «Всей России» в партию «Единая Россия».

2002 г. - убийство в результате спецоперации А. Хаттаба

2002 г. - погромы футбольных болельщиков в Москве после поражения

сборной России от Японии, футбольный экстремизм 2003-2005 гг. - дело М.Б. Ходорковского

2003 г. - принятие Конституции Чечни; выборы президентом А.Кадырова

2003 г. – создание избирательного блока «Родина»

2003 г. - победа на выборах в Государственную Думу четвертого созыва партии «Единая Россия»; поражение либеральных партий, не прошедших в ГД

2004 г. - отставка М.М. Касьянова, частичная ротация правительства, новый премьер - М.Е. Фрадков

2004 г. - победа на выборах президента В.В. Путина (71,31 % поданных голосов).

2004 г. - захват террористами заложников в школе г. Беслана (Северная Осетия)

2004 г. - убийство в результате теракта президента Чечни А. Кадырова 2004 г. - убийство в Катаре бывшего исполняющего обязанности президента Ичкерии З. Яндарбиева

2005 г. - убийство в результате спецоперации А. Масхадова

2005 г. – повышение до 7 % барьера прохождения партий в Государственную Думу

2006 г. - убийство в результате спецоперации Ш. Басаева

2006 г. - межэтнический конфликт в Кондопоге

2006-2008 гг. - процесс о запрете Национал-большевистской партии

2006-2011 г. – проведение оппозицией «Маршей несогласных»

2006 г. - создание партии «Справедливая Россия»

2007-2011 гг. – кампания в защиту Химкинского леса

2007 г. - замена на посту премьер-министра М.Е. Фрадкова В.Зубковым

2007 г. – изменение системы выборов в Государственную Думу, депутаты избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам).

2007 г. - победа на выборах в Государственную Думу пятого созыва партии «Единая Россия».

2008 г. - победа на выборах президента Д.А. Медведева (70,28 % поданных голосов).

2010 г. – отрешение от должности мэра Москвы Ю.М. Лужкова

2010 г. - Межэтнические волнения в Москве, Манежная площадь

2011 г. – теракт в Домодедово

2011 г. – создание Общероссийского Народного фронта

2011 г. – выборы в Государственную Думу, победа «Единой России», обвинения в фальсификации выборов

2011-2012 гг. – протестные демонстрации оппозиции

2012 г. – победа на выборах президента В.В. Путина

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: