Игра с песком позволяет активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Играющий человек может осмыслить содержание бессознательного, создавая песчаные ландшафты один за другим. Образы целительны потому, что они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание. Человек "отрабатывает" свои символы, свои проблемы и таким образом преодолевает внутренний кризис.
Использование в песочнице минитюрных фигурок, объединение их в некоторый сюжет наводят на мысль о спектаклях внутренннего тетра личности. Фигурки могут символизировать субличности автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. Однако фигурки, которые используются в песочнице, могут не только отражать субличности человека, но и символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включён клиент.
В процессе песочной терапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешения конфликта.
На стадии «хаоса» ребёнок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком.
Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через «хаос» происходит постепенное «проживание» психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия «хаоса» может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, что от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.
Стадия «борьбы» позволяет ребёнку бессознательно перенести на песочный лист внутренние конфликты: агрессию, обиду, тревогу, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идёт схватка, война, тяжёлое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.
На стадии «разрешение конфликта» можно наблюдать более гармоничные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.
Вейнриб, юнгианский аналитик, в 1983 году предложил схему описания стадий "песочной терапии". Схема позволяет понять связь создаваемых от сеанса к сеансу песочных композиций между собой и их символическое значение.
Все подвергается анализу терапевта - фигуры и постройки, формы, материалы и цвета. Анализируется пространство песочницы, в которой клиент строит свой мир. Существует карта, согласно которой песочница разделена на ряд секторов, каждый из которых соотносится с сознанием или бессознательным и архетипами.
Пространство песочной картины можно условно разделить на несколько секторов, анализ которых даёт представление о сознательных и бессознательных процессах, происходящих в психике клиента. Именно благодаря анализу терапевт наблюдает за динамикой символов своего клиента.
Если в песочной картине присутствует центр, то он интерпретируется как ЭГО клиента (реальное Я), соответственно находящиеся в углах фигурки, интерпретируются как восприятие реальных и архетипических родителей, отношение реального с архетипическим может быть в гармонии или конфликте, тогда это является основой психического напряжения, которое может быть причиной базовых психологических проблем, но так же и стимулом к личностному развитию. Линия от нижнего левого угла к верхнему правому анализируется как линия от прошлого к будущему. Если центр композиции отсутствует, то расположение реальных и архетипических родителей меняется.
В анализе песочной картины можно опираться, в том числе, на структуру анализа волшебной сказки, рисунка.
На что обращается внимание, если сюжет работы с песком – создание сказки:
- Где, в каком моменте сказки находится клиент (образ)
- Личная идентификация
- Этапы сказки: введение, репрезентация проблемы, кризис, разрешении кризиса
- Амплификация (мифы и др. сказки)
- Количество персонажей в сказке (их динамика начало, кульминация, лизис)
- Присутствие (или отсутствие) родителей героя
- Женские и мужские персонажи
- Помощники героя
- Символические предметы и действия
- Персонажи сказки как субличности
На что обращается внимание, в работе с песочной картиной как с рисунком:
- Выбор материала
- Как с ним обращались
- Природа образов, какие эмоции вызывает эта картина
- Выбор цветовой гаммы
- Расположение фигур на листе
Важное место в работе должно уделяться анализу переноса и контрпереноса. Необходима теоретическая подготовка по юнгианской психологии, знание психоаналитических теорий развития: Маргарет Малер, Винникотта, Биона, Мелани Кляйн и др.
Рассмотрение процессов песочной терапии с точки зрения гештальт-подхода (предъявление потребности (фигуры), проявление механизмов прерывания контакта, интеграция личности).
О. Ранк перенёс акцент в детской терапии с исследования жизни ребёнка и его бессознательного на развитие, поставив в центр внимания то, что происходит «здесь и теперь» в эмоциональных отношениях между ребёнком и психотерапевтом.
Гештальт-терапия строится основных принципах: «здесь и теперь», «я – ты» и принципе субъективизации высказываний.
В пространстве песочной терапии клиент неизбежно оказывается в ситуации «здесь и теперь» в контакте со своими чувствами и желаниями, которые даже если не выражает словесно, то очень точно выражает символически. Предъявление ведущей потребности (фигуры) реального Я в условиях песочной терапии более безопасно. Наглядность символического предъявления также стимулирует осознавание, и дальнейшую психологическую работу с новыми переживаниями, связанными с осознаванием.
Возможность предъявлять свою психическую жизнь посредством песочной терапии без использования речи предоставляет особые возможности в терапии. С одной стороны это может быть преимуществом в психологической работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, с другой стороны, в работе со взрослыми, речь которых замусорена шаблонами долженствования, интроектами, что препятствует предъявлению реального Я.
Невротический отказ от собственных потребностей и следование навязанным ценностям приводит к нарушению саморегуляции организма.
Механизмы нарушения саморегуляции:
- Интроекция (мнения других остаются в качестве неассимилированного опыта, т.к. противоречат личным мотивам, в терапии важно отличить, отделить)
- Проекция (отчуждаются свои качества, не принимаются в себе, видятся в других, дыры заполняются интроектами)
- Ретрофлексия (поворот на себя нереализуемых во вне посылов, например, аутоагрессия)
- Дефлексия (уклонение от реального контакта, салонные разговоры)
- Конфлюенция (слияние, «мы», вместо «я»)
В результате действия этих механизмов нарушается целостность личности. Цель терапии – интеграция личности.
В процессе песочной терапии, можно наблюдать символическое проявление противоречия реальных потребностей и интроецированных. Способы взаимодействия с миром проявляются в действиях и отношениях героев, наглядной становится непродуктивность некоторых привычных способов, отражаются актуальные чувства, создаются условия для проектирования новых способов взаимодействия.
В песочной картине можно увидеть символическое отражение реального объекта, к которому адресуются ретрофлексируемые чувства, есть возможность направить чувства по адресу, завершить гештальт и освободить психическую энергию личностного развития.
Склонность к слиянию проявляется в как в отношениях с терапевтом (спрашивает совета, ожидает принятия решений и заботы), так и символически (фигуры ходят парами, желания которых общие).
В работе со взрослыми, желательно, сочетать сеансы песочной терапии и гештальт-терапии. Сеансы гештальт-терапии позволяют отреагировать осознаваемых опыт в более открытых условиях, в более зрелой позиции. Терапевт следит за изменениями в функционировании организма, побуждая к осознаванию того, что происходит в данный момент, с тем,чтобы замечать как он препятствует процессу саморегуляции организма, как ускользает от настоящего. Фрагментирование личности устанавливается по рассогласованию между вербальным и невербальным.
Фигурки могут символизировать субличности автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. В этом случае основной акцент делается на построении диалога с фигурками. Таким образом, устанавливается диалог между частями собственной личности, что способствует преодолению фрагментации.
В процессе игры «примеряются» различные роли, клиент отождествляется со значимыми чувствами и переживаниями, отчуждёнными частями личности и интроектами.
Цель – достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности.
В некоторых случаях процесс песочной терапии может быть началом гештальт- ориентированной психотерапевтической работы по интеграции и гармонизации личности.
Список литературы.
1. Гранина И.В. Песочная терапия в психотерапии. –Екатеринбург, 2002. – 65 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 224 с.
3. Мешавкина Т.Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. – Екатеринбург, 2003. – 78 с.
4. Скавитина А. - Аналитическая игра в песок (сэндплэй) - дверь в королевство детства. –Москва, 2001
5. Штейнхард Л. – Юнгианская песочная терапия.