Ключевые понятия: гносеология, эпистемология, агностицизм, скептицизм, объект и субъект познания, истина, критерий истины.
1. Гносеологическая проблематика в системе философского знания. Скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм.
2. Специфика и структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Познавательный образ.
3. Единство чувственного и рационального в познании. Формы чувственного и рационального познания.
4. Истина – центральная категория теории познания. Объективная истина. Диалектика абсолютной и относительной истины. Проблема критерия истины.
Дополнительная литература
1. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. Ь.,1993.
2. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание / В.А. Лекторский. – М.: Наука, 1980.
3. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. Изд. 2-е.- М.: Эдиториал УРСС, 2006.
4. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М., 2002.
5. Соболева М.Е. Истина: свойство, оператор, событие // Вопросы философии. – 2008. – № 2.
6. Чешев В.В. Проблема познания в философии. – Томск: Изд-во Том архит.-строит. ун-та, 2003.
Тема 14. Философская антропология
Ключевые понятия: антропология, человек, индивид, индивидуальность, личность, антропогенез.
1. Человек как философская проблема. Образ человека в различных философских системах (античность, средние века, Новое время, современность). Трудности определения человека.
2. Биосоциальная природа человека: современные научно-философские дискуссии. Происхождение человека (антропогенез). «Трудовая» концепция происхождения человека (Ф.Энгельс). Современные гипотезы.
3. Смысл жизни: постановка проблемы. Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека.
Дополнительная литература
1. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. – Ростов н/Д, 1994.
2. Гуревич П.С. Философская антропология. – М., 1997.
3. Коган Л.Н. Человек и его судьба. – М., 1988.
4. Моторина Л.Е. Философская антропология: Учебное пособие для вузов.- М., 2003.
5. Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.
7. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992.
Тема 15. Социальная философия
Ключевые понятия: общество, социология, социальная структура, социальные группы, социальные классы, социальная стратификация, социальная мобильность.
1. Место социальной философии в системе гуманитарного знания. Понятие общества. Основные методологические подходы к его анализу: системный, цивилизационный, культурологический.
2. Общество как система. Сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
1. Понятие социальной структуры. Виды социальных общностей. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности.
Дополнительная литература
1. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М.:ООО «ТК Велби», 2003.
2. Гидденс П. Устроение общества. – М., 2005.
3. Зотов А.Ф., Шевченко В.Н. Очерки социальной философии. – М., 1994.
4. Ивин А.А. Основы социальной философии. Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2005.
5. Ионин И.Н. Цивилизационное сознание и историческое знание. – М.: Наука, 2007.
6. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Учебник для вузов. – М.: Владос, 2004.
7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.
Тема 16. Философия истории
Ключевые понятия: история, цивилизация, культура, общественный прогресс, общественно-экономическая формация, глобальные проблемы.
1. Понятие исторического закона, единство и многообразие исторического процесса, смысл и направленность истории. Движущие силы развития общества.
2. Проблема периодизации человеческой истории. Формационная, цивилизационная и культурологическая концепции развития общества. Прогресс и регресс, проблема критериев общественного прогресса.
3.Глобальные проблемы современности и будущее человечества.
Дополнительная литература
1. Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1993.
2. Гумилев Л.Н. История людей и история природы. – М., 1993.
3. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.
4. Философия истории: Учеб пособие / Под ред. А.С. Панарина. – М.: Гардарики, 2001.
5. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. – М.: АСТ, Люкс, 2004.
6. Шпенглер О. Закат Европы.- М., 1993.
7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.
Вопросы для самоподготовки к экзамену
1. Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества. Предмет и функции философии.
2. Понятие мировоззрения. Философия как квинтэссенция мировоззрения. Философия в структуре форм духовного освоения бытия.
3. Философия и наука: сходство, различие, взаимодействие.
4. Сущность мифологического мировоззрения. Предпосылки перехода от «мифа к логосу».
5. Философия Древнего Китая. Социально-этическое учение Конфуция. Основные принципы даосизма.
6. Формы развития философии Древней Индии. Упанишады. Характеристика философского учения буддизма.
7. Раннегреческая натурфилософия. Первые представления о сущности бытия: милетская школа, пифагореизм. Понятие бытия в элейской школе. Учение Демокрита об атомах.
8. Философия софистов и Сократа. Этический рационализм Сократа.
9. Идеалистическая философия Платона: концепция «мира идей». Представление об «идеальном государстве».
10. Философия Аристотеля. Критика «теории идей», понятие «активной формы», учение о причинах.
11. Философия поздней античности: школы стоиков, эпикурейцев, киников.
12. Философия Средних веков: исторические и теоретические предпосылки. Сущность патристики и схоластики. Принцип теоцентризма.
13. Проблема универсалий в Средневековой философии. Спор реализма и номинализма.
14. Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философии: антропоцентризм и гуманизм. Натурфилософия: идея бесконечности, сущность пантеизма.
15. Гносеология Нового времени. Проблема метода познания в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта. Дилемма эмпиризма и рационализма.
16. Основные идеи философии эпохи Просвещения. Представление о природе человека и общественном прогрессе. Механистический материализм.
17. Немецкая классическая философия. Характеристика «гносеологического переворота», совершенного И.Кантом. Этическое учение И.Канта.
18. Философия Г.Гегеля. Рационализм и объективный идеализм Гегеля. Сущность диалектики.
19. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
20. Иррационалистическая тенденция в западной философии на рубеже XIX - XX вв. Критический пересмотр оснований бытия и познания в учении А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.
21. Философские аспекты учения З. Фрейда о бессознательном. Психоанализ и неофрейдизм.
22. Проблема бытия и свободы в философии экзистенциализма.
23. Основные этапы и особенности развития русской философии. Полемика славянофилов и западников об историческом пути России.
24. Русская религиозная философия на рубеже XIX - XX вв. Учение В.Соловьева о всеединстве.
25. Онтология как учение о бытии. Понятие бытия. Изменение представлений о бытии в истории философии.
26. Различие способов существования бытия: бытие материальное и духовное. Понятие субстанции.
27. Философское учение о материи. Основные подходы к определению понятия материи.
28. Виды материи и уровни ее организации. Материя и движение. Пространство и время как формы существования материи.
29. Понятие диалектики. Основные законы и категории диалектики.
30. Категория «сознание» в философии. Многообразие подходов к определению сущности сознания.
31. Природа сознания: биологические основы сознания, сознание и мозг, социальная обусловленность сознания.
32. Познание как предмет философского анализа. Познание и знание. Характеристика знания. Основные виды знания. Сущность агностицизма.
33. Соотношение чувственного и рационального в познавательной деятельности человека. Основные формы чувственного и рационального познания.
34. Понятие истины. Классическая и современные концепции истины. Истина и заблуждение.
35. Человек как философская проблема. Образ человека в различных философских системах
36. Биосоциальная природа человека: современные научно-философские дискуссии. Проблема антропосоциогенеза.
37. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в философской антропологии.
38. Предмет социальной философии. Понятие общества. Основные методологические подходы к его анализу.
39. Общество как система. Сферы общественной жизни.
40. Понятие общественного производства. Роль материального производства в жизни общества.
41. Социальная структура общества и социальные группы.
42. Концепции социальной дифференциации современного общества. Социальная стратификация и социальная мобильность.
43. Философия истории. Проблемы развития общества: направленность, смысл и законы истории.
44. Глобальные проблемы современности и перспективы развития человечества.
Основная литература
1. Балашов Л.Е. Философия. Учебник. – М.: Дашков и Ко. – 2010.
2. Введение в философию: Учебник для вузов / Под ред. И.Т.Фролова. - М., 2003.
3. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2009
4. Краткая история философии / Под общ. ред. В.Г. Голобокова. - М.:Олимп; Изд. АСТ, 2002.
5. Завьялова Л.П., Демьяненко В.А., Леопа А.В. Философия: учеб. пособие: в 2 частях. Ч. 1. Историко-философское введение. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013.
6. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2005.
7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2008.
8. Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной — М.: Гардарики, 2008.
9. Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко.— М.: Юристъ. 2008.
Справочные издания
1. Краткий философский словарь. – М.: Проспект,РГ-Пресс, 2016.
2. Новая философская энциклопедия. В 4 томах. – М.: Мысль, 2010.
3. Современная западная философия: Словарь. – М.: Политиздат, 1991.
4. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983.
Электронные ресурсы
· Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» https://window.edu.ru/
· Сайт журнала «Вопросы философии» https://vphil.ru/
· Сайт «Цифровая библиотека по философии» https://filosof.historic.ru/
· Сайт «Библиотека Максима Мошкова», раздел «Философия» https://lib.ru/FILOSOF/
· Сайт «Философский портал» https://www.philosophy.ru/
Философское эссе
Эссе является творческой работой, в которой студент должен проявить аналитические навыки работы с произведениями философов, а также умение формулировать и обосновывать свою позицию. Темы эссе задают определенную проблемную ситуацию, предлагая студенту включиться в ее обсуждение и выразить свою точку зрения, подкрепленную аргументами. Если предложенные темы студента не заинтересовали, он может предложить свою, согласовав ее с преподавателем.
Требования к эссе
1. Студент представляет в эссе свою точку зрения, аргументирует её фактами, теоретически обосновывает, пользуется философской терминологией.
2. Приводя авторские точки зрения, необходимо использовать цитаты.
3. Важно обращать внимание на логичность суждений и умозаключений, на структуру и общую логику сочинения.
4. От студента требуется грамотность в изложении своих мыслей.
5. Техническое оформление должно соответствовать общим правилам. Эссе должно иметь титульный лист, где указано: тема, кто, где и когда его выполнил. Примерный объем работы 2-5 страниц машинописного текста; шрифт Times New Roman 14, через 1,5 интервала.
Допускается и рукописное выполнение работы.
Примерная тематика эссе
1. Диалог Платона «Пир» содержит 7 речей, восхваляющих бога любви Эрота. Представьте, что Вы участник пиршества. Какова будет Ваша речь на тему «Смысл любви»? (См.: Платон «Пир»//Сочинения. Т.2)
2. Диалог Платона «Федон» повествует о последних днях жизни Сократа. Сократ в тюрьме в ожидании казни беседует со своими учениками о душе, о смертности тела и бессмертии души, о том, что философ не должен бояться смерти. Представьте себя среди участников беседы. Что бы Вы могли сказать по поводу обсуждаемых проблем? (См.: Платон «Федон»//Сочинения. Т.2)
3. В диалоге «Государство» Платон создает утопический проект идеального государственного устройства. Хотели бы Вы жить в таком обществе? Можете ли Вы предложить свой проект идеального государства? (См.: Платон «Государство» //Сочинения. Т.3. Книга 4)
4. Аристотель: «Счастье – это высшее и самое прекрасное благо, доставляющее величайшее удовольствие». Подумайте и Вы о том, что такое счастье? Совпадает ли счастье с удовольствием? (См.: Аристотель «Никомахова этика» //Сочинения. Т.4)
5. Сенека написал книгу «Нравственные письма к Луцилию». Письма адресованы молодому человеку и затрагивают самые разные темы: о дружбе, о смерти, о свободном времени и др. Попробуйте и Вы сочинить свое письмо на нравственные темы.
6. Макиавелли в книге «Государь» рассуждает о том, как завоевать власть, как удержать ее, как управлять подданными, какими качествами должен обладать правитель и др. Подумайте, как лучше всего управлять людьми, какими методами? Сформулируйте Вашу точку зрения.
7. Пико дела Мирандола сочинил «Речь о достоинстве человека». Попробуйте представить собственную речь и порассуждать о достоинстве человека, о его предназначении и смысле жизни. (См.:Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. –М.,1991. С. 220-222)
8. И. Кант написал работу «О мнимом праве лгать из человеколюбия», в которой он отвергает возможность морального оправдания лжи. А Вы как считаете, может ли ложь быть нравственной? Допустима ли ложь в отношениях между людьми? (См.: Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980. С. 292-297)
9. Артура Шопенгауэра называют философом вселенского пессимизма. Ваш взгляд на мир оптимистичен или пессимистичен?
10. Ф. Ницше выступил с критикой христианской морали за переоценку всех ценностей. Как Вы думаете, возможно ли существование человека «по ту сторону добра и зла»? (См.: Ницше «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла»)
11. Зигмунд Фрейд - основатель психоанализа, учения о главенствующей роли бессознательного в жизни человека и общества. Он пришел к выводу о том, что цивилизация требует подавления бессознательных влечений человека, что «институты культуры могут поддерживаться лишь известной мерой насилия». Каково Ваше мнение? (См.: Фрейд З. «Тотем и табу», «Будущее одной иллюзии», «Неудовлетворенность культурой»)
12. «Человек – это свобода»,- утверждал философ Сартр. Как Вы понимаете это утверждение философа? Что есть свобода и может ли человек быть свободным? Какова Ваша точка зрения? (См.:Сартр Ж.П. «Экзистенциализм – это гуманизм» //Сумерки богов. – М., 1989. С. 319-328)
13. Философ Эрих Фромм написал книгу «Искусство любить». Автор обосновывает точку зрения, согласно которой любовь – это не просто чувство или приятное ощущение, а искусство, требующее знаний и определенных умений. Как Вы считаете, является ли любовь искусством? Можно ли научиться любить?
14. В русской философии в начале 19 века развернулась полемика между славянофилами и западниками об исторической судьбе России. К какому лагерю Вы могли бы присоединиться в этом споре? Каким сегодня Вам видится будущее России?
15. Н. Бердяев в своих работах «Русская идея», «Душа России» затрагивает тему русского национального характера. Считаете ли Вы, что можно выделить какие-то особенности душевного склада, особенности сознания, присущие именно русскому человеку?
16. Немецкий философ Алоиз Хунинг рассуждает об ответственности инженера в современном техногенном мире. Как Вы думаете, несет ли инженер этическую ответственность за последствия своих технических решений? (См.: Алоиз Хунинг. Инженерная деятельность с точки зрения этической и социальной ответственности//Философия техники в ФРГ. – М., 1989. С.404-420).
17. Мы живем в эпоху бурного развития науки и техники, когда глубокие перемены происходят во всех сферах общества. Какое будущее несет человечеству научно-технический прогресс? Как Вы, думаете, возможно ли справиться с его негативными последствиями?