Формы организации учебной деятельности на уроке




Название формы Сущность, признаки Достоинства Недостатки
Фронтальная Предполагает организацию деятельности учащихся всего класса над единым заданием под непосредственным руководством учителя. К такой форме можно отнести и работу, при которой один или несколько учеников выполняют задание на доске, а все остальные выполняют это же задание в тетрадях. По окончании работы всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты. 1. учитель одновременно работает со всем классом; 2. достигается определенная ритмичность в деятельности школьников; 3. большая часть класса включается в активную работу; 4. более активные ребята подают пример менее активным; 5. экономичная форма. 1. нацелена на абстрактного ученика; 2. побуждает к единому темпу работы; 3. не учитываются индивидуальные особенности детей.
Название формы Сущность, признаки Достоинства Недостатки
Индивидуальная Предполагает работу над единым или различными заданиями вне контактов с одноклассниками и при опосредованном руководстве учителя, т.е. это самостоятельная деятельность. Различают два вида инд. формы организации деятельности учащихся. Индивидуальная форма - деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с другими школьниками. Индивидуализированная форма - учебно-познавательная деятельность обучающихся над выполнением специфических заданий. Строится с учётом индивидуальных различий обучающихся и создаёт благоприятные условия для совместной продуктивной деятельности учителя и отдельного ученика. 1. дает возможность каждому ученику углублять и закреплять полученные знания в силу своих возможностей; 2. позволяет каждому ученику работать в своём темпе; 3. развивает способности, склонности; 4. развивает самостоятельность.   1.ограничивает общение обучающихся между собой; 2.не побуждает передавать свои знания другим.
Название формы Сущность, признаки Достоинства Недостатки
Групповая Предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся при их сотрудничестве внутри групп и при опосредованном руководстве учителя. Признаки: - класс на данном уроке делится на группы; - каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его под непосредственным руководством лидера группы или учителя; - задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; - состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться возможности каждого. Этапы групповой работы 1. Подготовка к выполнению группового задания: а) постановка познавательной задачи (создание проблемной ситуации); б) инструктаж о последовательности работы; в) раздача дидактического материала по группам. 2. Групповая работа: г) знакомство с материалом, планирование работы в группе; д) распределение заданий внутри группы; е) индивидуальное выполнение задания; ж) обсуждение общего задания группы (дополнения, уточнения, обобщения); з) подведение итогов группового задания. 3. Заключительная часть: и) сообщение о результатах работы в группах; к) анализ познавательной задачи, рефлексия; л) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. 1. позволяет оказывать индивидуальную помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и одноклассников; 2. позволяет учитывать дифференцированные запросы обучающихся; 3. развивает познавательную активность и самостоятельность; 4. помогает сделать более объективным процесс самооценки, оценки других; 5. способствует становлению и укреплению внутриколлективных взаимоотношений.     1. поскольку работа в группе контролируется самими обучающимися, некоторые из них могут воспользоваться результатами других учеников; 2. может возникнуть противоречие между требованием учителя и уровнем индивидуальной активности ученика; 3. общение в группе может строиться на грубости или авторитарности.
Название формы Сущность, признаки Достоинства Недостатки
Коллективная Форма сотрудничества, при которой обучающиеся являются активными и равноправными участниками деятельности, направленной на решение общей познавательной задачи совместными усилиями при опосредованном руководстве учителя. Учащиеся общаются в парах, как правило - сменного состава: каждый по очереди выступает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. Признаки коллективной работы: 1. наличие у всех участников общей, совместной цели; 2. ближайшая цель каждого - учить других тому, что знаешь сам; 3. разделение труда, функций и обязанностей, каждый является попеременно то учителем, то учеником; 4. каждый отвечает не только за свои знания, но и за успехи товарищей; 5. сотрудничество и взаимопомощь; 6. привлечение участников работы к контролю, учету и управлению; 7. общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника в отдельности.   1. ведущую роль играет общение и взаимодействие учащихся друг с другом; 2. формирует ответственное отношение к учебной деятельности; 3. расширяет границы межличностных отношений; 4. некоторые учащиеся легче воспринимают объяснение сверстников, нежели учителя; 5. обеспечивает более прочное усвоение материала.     1. требует большой подготовительной работы, как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся; 2. требует больших временных затрат; 3. трудно поддерживать порядок на уроке.  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: