Формы организации учебной деятельности на уроке
Название
формы
| Сущность, признаки
| Достоинства
| Недостатки
| Фронтальная
| Предполагает организацию деятельности учащихся всего класса над единым заданием под непосредственным руководством учителя. К такой форме можно отнести и работу, при которой один или несколько учеников выполняют задание на доске, а все остальные выполняют это же задание в тетрадях. По окончании работы всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты.
| 1. учитель одновременно работает со всем классом;
2. достигается определенная ритмичность в деятельности школьников;
3. большая часть класса включается в активную работу;
4. более активные ребята подают пример менее активным;
5. экономичная форма.
| 1. нацелена на абстрактного ученика;
2. побуждает к единому темпу работы;
3. не учитываются индивидуальные особенности детей.
| Название
формы
| Сущность, признаки
| Достоинства
| Недостатки
| Индивидуальная
| Предполагает работу над единым или различными заданиями вне контактов с одноклассниками и при опосредованном руководстве учителя, т.е. это самостоятельная деятельность.
Различают два вида инд. формы организации деятельности учащихся.
Индивидуальная форма - деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с другими школьниками.
Индивидуализированная форма - учебно-познавательная деятельность обучающихся над выполнением специфических заданий. Строится с учётом индивидуальных различий обучающихся и создаёт благоприятные условия для совместной продуктивной деятельности учителя и отдельного ученика.
| 1. дает возможность каждому ученику углублять и закреплять полученные знания в силу своих возможностей;
2. позволяет каждому ученику работать в своём темпе;
3. развивает способности, склонности;
4. развивает самостоятельность.
| 1.ограничивает общение обучающихся между собой;
2.не побуждает передавать свои знания другим.
| Название
формы
| Сущность, признаки
| Достоинства
| Недостатки
| Групповая
| Предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся при их сотрудничестве внутри групп и при опосредованном руководстве учителя.
Признаки:
- класс на данном уроке делится на группы;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться возможности каждого.
Этапы групповой работы
1. Подготовка к выполнению группового задания:
а) постановка познавательной задачи (создание проблемной ситуации);
б) инструктаж о последовательности работы;
в) раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
г) знакомство с материалом, планирование работы в группе;
д) распределение заданий внутри группы;
е) индивидуальное выполнение задания;
ж) обсуждение общего задания группы (дополнения, уточнения, обобщения);
з) подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть:
и) сообщение о результатах работы в группах;
к) анализ познавательной задачи, рефлексия;
л) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
| 1. позволяет оказывать индивидуальную помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и одноклассников;
2. позволяет учитывать дифференцированные запросы обучающихся;
3. развивает познавательную активность и самостоятельность;
4. помогает сделать более объективным процесс самооценки, оценки других;
5. способствует становлению и укреплению внутриколлективных взаимоотношений.
| 1. поскольку работа в группе контролируется самими обучающимися, некоторые из них могут воспользоваться результатами других учеников;
2. может возникнуть противоречие между требованием учителя и уровнем индивидуальной активности ученика;
3. общение в группе может строиться на грубости или авторитарности.
| Название
формы
| Сущность, признаки
| Достоинства
| Недостатки
| Коллективная
| Форма сотрудничества, при которой обучающиеся являются активными и равноправными участниками деятельности, направленной на решение общей познавательной задачи совместными усилиями при опосредованном руководстве учителя. Учащиеся общаются в парах, как правило - сменного состава: каждый по очереди выступает то в роли обучающего, то в роли обучаемого.
Признаки коллективной работы:
1. наличие у всех участников общей, совместной цели;
2. ближайшая цель каждого - учить других тому, что знаешь сам;
3. разделение труда, функций и обязанностей, каждый является попеременно то учителем, то учеником;
4. каждый отвечает не только за свои знания, но и за успехи товарищей;
5. сотрудничество и взаимопомощь;
6. привлечение участников работы к контролю, учету и управлению;
7. общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника в отдельности.
| 1. ведущую роль играет общение и взаимодействие учащихся друг с другом;
2. формирует ответственное отношение к учебной деятельности;
3. расширяет границы межличностных отношений;
4. некоторые учащиеся легче воспринимают объяснение сверстников, нежели учителя;
5. обеспечивает более прочное усвоение материала.
| 1. требует большой подготовительной работы, как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся;
2. требует больших временных затрат;
3. трудно поддерживать порядок на уроке.
|
|
Поиск по сайту:
|