Как пережить и чем помочь?




Кризис 3-х летнего возраста ребенка.

Многие родители считают, что некие «детские кризисы» это все предрассудки, считают, что это не касается их собственного ребенка, а какое-то статистическое усреднение, не имеющее различий и не описывающее уникальность именно вашего ребенка!

Поверьте, это про вас! Но и не только с вами происходит такое! Вам наверное, приходилось замечать за собой, что часто вы делаете замечание ребенку не потому, что его поведение вас лично не устраивает, а потому что окружающие смотрят на вас неодобрительно, а вы думаете, что все «зрители» думают: какой невоспитанный ребенок.

Каждый ребенок уникален. И, сам по себе, возраст 3 года не является каким-то волшебным. У кого-то изменения в характере, специфические для «кризиса 3 лет» могут наступить в 2,5 года, а у кого-то в 4 года. Протекание кризиса также имеет индивидуальную вариабельность по силе и продолжительности. Чей-то ребенок, в этот период времени, вообще станет не узнаваемым, «как будто его подменили», а кто-то из родителей не отметит ничего особенного в поведении своего ребенка. У всех по-разному, однако, это тот переходный период, когда начинается качественно новый этап в жизни каждого ребенка. Но также это трудное время и для родителей, которое требует коренного пересмотра их отношения к своим детям.
Во время внутриутробного развития ребенок физически полностью зависит от матери, т. е. все необходимое для жизни (дыхание, питание) он получает от мамы.

Спустя девять месяцев происходит величайшее таинство рождения ребенка на свет, которое знаменуется физическим отделением ребенка от матери. Врач перерезает пуповину, и ребенок становится индивидуальным физическим существом. Но это еще не означает, что ребенок сможет обходиться без мамы. Он оказывается в зависимости от нее не только в физическом смысле, но еще он имеет огромную потребность в любви и защите со стороны матери. Даже если малышу объективно ничего не угрожает — внешний мир — чужд и опасен для вновь появившегося человека.

Самостоятельность ребенка развивается постепенно и, однажды, его стремления к самостоятельности и непонимание родителей входят в острый конфликт. Порой маме (или лицу ее замещающему) бывает удобнее сделать что-то за ребенка, например, одеть, накормить и т. д., ведь так быстрее и наверняка. Но ребенок, который обнаруживает себя как отдельного человека, хочет все пробовать делать сам. Теперь вашему малышу очень нужно все делать самому и важно, чтобы окружающие люди всерьез относились к его самостоятельности. И если ребенок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. И очень важно, дорогие взрослые, почувствовать эти перемены в ребенке, чтобы облегчить эти критические проявления, характерные для растущего человека в этом возрасте. Отношение к ребенку так же должны развиваться и меняться и быть основаны на уважении и терпении родителей.

Л.С. Выготский описывает следующие характеристики кризиса 3 лет:

Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали.

Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

Строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. “Да ну!” — самая распространенная реакция в таких случаях. Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Во время кризиса повышенная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может проявиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя и т.п.

Чем больше у ребенка будет опыт самостоятельных поступков и принятия решений, чем больше успехов и (увы) ошибок он совершит, тем быстрее пройдет кризис, тем быстрее он научится взаимодействовать с людьми.
Поймите, ребенок рано или поздно возьмет свое (природу невозможно обмануть). Все, что он недополучил в положенное время, он будет стремиться восполнить в более позднем возрасте. В ваших силах вовремя почувствовать потребности ребенка и не растягивать этот процесс на годы.

От того, как вы себя будете вести себя с ребенком во время этого кризиса, зависит, сохранит ли ваш малыш активность, упорство в достижении цели, будет ли продолжать стремиться к самостоятельности. Или он сломается и станет безропотно послушным, безвольным, зависимым человеком с заниженной самооценкой.

Период 3-х лет также знаменателен тем, что на арену развития ребенка «выходят» сверстники. Конечно же, они были и раньше: в песочнице, на площадке, но что интересно, только теперь возможны совместные игры, ведь раньше они были только рядом, а теперь вместе. И это огромный скачок в развитии. Зародившаяся игра — залог гармоничного развития человека в дальнейшем. Ребенок обязательно должен учиться взаимодействовать со сверстниками. И если в этом возрасте ребенок не идет в детский сад, то необходимо подумать, где он будет общаться со сверстниками?

Альтернативой детскому саду могут быть детские клубы, группы раннего развития. В этом возрасте одного акцента на интеллектуальном развитии ребенка недостаточно. Главное сейчас — сверстники, с которыми еще надо научиться конструктивно взаимодействовать.

сверстники. Интересно, ведь они и раньше были, а только теперь появились совместные игры. Это большой шаг вперёд. Игра – залог гармонии в развитии ребёнка. По этому ребёнку в этом возрасте уже нужно ходить в детсад чтобы развиваться. Иначе где он будет это делать?

Главное в данный момент сверстники, с которыми надо ещё научится взаимодействовать и контактировать

 

 

 

 

Что такое самостоятельность?

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: "это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью"; "это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия"; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: "это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых".

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

  • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
  • умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
  • умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  • умение переносить известные способы действий в новые условия.

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.

Этапы становления

Прежде всего, это ранний возраст. Уже в 1-2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: "Я сам!". В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.

К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

Подростковый возраст — когда ребенок отделяется от родителей, стремится к независимости, самостоятельности, "хочет, чтобы взрослые не лезли в его жизнь".

Как видим, предпосылки развития самостоятельности складываются в раннем возрасте, однако лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системность и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения.

К концу подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется окончательно: ребенок не просто умеет что-то делать без посторонней помощи, но и брать ответственность за свои поступки, планировать свои действия, а также себя контролировать и давать оценку результатам своих действий. Подросток начинает осознавать, что самостоятельность не означает полной свободы действий: она всегда удерживается в рамках принятых в обществе норм и законов, и что самостоятельность — это не любое действие без посторонней помощи, но действие осмысленное и социально приемлемое.

Наши рекомендации

Если говорить о воспитании самостоятельности, то, исходя из разных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации родителям.

Ранний возраст

1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.

2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: "Я сам!". Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: "Не мешай!", "Отойди", "Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю" и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

Дошкольный возраст

1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.

3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

6. Советы педагогов и психологов

7. Такое нужное занятие - игра

8. С 3-х летнего возраста игра – это смысл жизни ребенка, определяющая его развитие, т.к. игра развивает творческое начало в ребенке. Уже давно подтверждено и доказано, уровень развития речи зависит от степени развития мелкой моторики пальцев. Пальчиковые игры, лепка из пластилина, рисование карандашами и красками, конструирование домов, человечков, машин, стульев, столов и т.д. - все это способствует развитию речи и воображения. Развивается звуковая сторона речи (ребенок слышит ее и учится говорить правильно), словарный запас активно дополняется. Однако речевое развитие строго индивидуально. Важной особенностью является то, сколько времени родители уделяют этому, сколько они с ним говорят и читают.

9. В этом возрасте ребенок учится у взрослых познавать мир. У ребенка развивается на данном этапе мышление, которое называют наглядно-образное, логика рассуждений пока отсутствует. «Почему звезды не падают? – потому что они маленькие». Память имеет ведущее значение (преобладает непроизвольная память). Лучше запоминаются эмоционально- окрашенные предметы, поэтому учебная деятельность должна иметь элемент игры: ребенка невозможно заставить целенаправленно «сидеть и учить», т.к. у него не развито произвольное внимание. Всякое давление оказываемое родителями не будет стимулировать учебную деятельность, а будет вызывать лишь отрицательные эмоции. Чаще хвалите детей, они реагируют только на поощрение. Дополнительную информацию о том, в какие игры можно играть с детьми смотрите в разделе "В какие игры играть".

10. Ваша детка - трехлетка

11. П ериод развития ребенка от 1 до 3 лет принято считать ранним возрастом.
Э то связано непосредственно с особенностями и психического, и физиологического развития. Если в период младенчества, ребенок был полностью зависимым от матери и тех людей кто его окружал, кто заботился о нем, воспитывал его, то для периода раннего возраста характерным является отделение ребенка от матери. Причиной этому служит независимость, самостоятельность, которую ребенок постепенно приобретает. Он овладевает рядом возможностей, которые позволяют ему самому совершать элементарные действия (брать ложку, чашку, самому пытаться накормить себя, "помочь" маме с уборкой, со стиркой и т.д.). Следует отметить, что примерно с 2-х лет у детей начинает зарождаться самосознание, ребенок начинает называть себя по имени, говорит от 3-го лица ("Оля идет гулять", на вопрос: "Чьи это ботинки?", - отвечает:"Олины").

Р ебенок в 3-х летнем возрасте начинает оценивать себя, считает себя исключительно положительным, он дает себе оценку "хорошего мальчика" или "хорошей девочки", что отражает потребность в принятии его окружающими. Это еще не самооценка, она формируется позже. Однако осознание себя, появление собственных действий, желаний, побуждений ставит ребенка на более высокий уровень развития. Следует отметить, что постепенно растущая потребность в самостоятельности приводит к перестройке системы отношений, существовавшей ранее, и появляется период, названный кризисом. Кризис 3-х лет не следует недооценивать или переоценивать, к нему нужно относиться адекватно: набраться побольше терпения, запастись мужеством и попробовать построить новые отношения со своим малышом.

12. С чем же мы сталкиваемся в этот период или какой бес вселяется в этот период в детей?

13. Е ще вчера он был ласковым, добрым ребенком готовым во всем слушаться маму, а сегодня он непоседлив, устраивает скандалы по незначительному поводу, делает все наперекор вам.
Д ышите глубже, проводите аутотренинг и постарайтесь вести себя достойно.
Д ействительно, поведение ребенка в корне меняется, но это явление приходящее и уходящее. У каждого ребенка кризис проходит по-разному. В литературе описываются общие черты этого явления. В этой статье мне бы хотелось остановиться на одной из, пожалуй, самых распространенных характеристик 3-х летнего кризиса. Это - негативизм.
В ы, наверное, уже обратили внимание на то, что чтоб вы не попросили, не потребовали сделать ребенка - он на все дает негативный ответ.
О днако если кто-нибудь другой попросит его, то он может с легкостью согласиться. Негативизм ребенка достаточно избирателен, он направлен на определенного человека. Стремлением ребенка является делать все наоборот, вопреки просьбам, уговорам. Главное отличие данных реакций от простого непослушания, капризов заключается в том, что, как это не парадоксально, но ребенок не делает что-то потому, что именно это ему хочется сделать. Л.И. Божович приводит такой пример:
" Мальчик с затянувшимся кризисом 3-х лет решил порисовать, но вместо отказа он получил одобрение родителей. Мальчик горько заплакал и потребовал, чтобы родители запретили ему рисовать. После того, как его просьбу исполнили он принялся с удовольствием рисовать. " Другой пример: " Ребенок читал наоборот известные строки Пушкина: "И не по синим, и не по волнам, и не океана, и не звезды, и не блещут, и не в небесах".
С пособность ребенка поступать вопреки своим желаниям является важной ступенью для его дальнейшего развития, так как ребенок начинает руководствоваться другими мотивами.
Р ебенок начинает демонстрировать свою самостоятельность в отношении со всеми взрослыми, попытки последних помочь ребенку наталкиваются на негативные реакции (Уйди! Я сам! Не надо!). Очень часто это приводит к конфликту со взрослыми. Ребенок начинает настаивать на своем мнении, требует от взрослых, чтобы с ним считались. Такая реакция расценивается психологами как проявление упрямства. Это не настойчивость, при помощи которой малыш стремится достичь желаемого, это своеобразное проявление "взрослого принципа".
В озможно, из-за меняющегося поведения ребенка атмосфера в доме будет нагнетаться, ребенок может конфликтовать по малейшему поводу и без него, может начать ругаться, вести себя агрессивно и несдержанно - все это свидетельствует о "ломке" старой, привычной системы взглядов, отношений как к самому себе, так и к окружающему миру в целом.
В заключение следует отметить, что проявления во время кризиса носят индивидуальный характер, но данная характеристика встречается довольно часто.

14. Проблема дошкольного образования

15. Психологическая готовность ребенка к школе.

16. Б ольшинство психологов, работающих с детьми шестилетнего возраста придерживаются мнения, что по уровню психического развития 6-летний первоклассник является еще дошкольником. У детей преобладают непроизвольные функции: запоминается больше то, что интересно, эмоционально окрашено - это обеспечивает более продуктивное воспроизведение материала. Внимание дошкольника еще пока неустойчиво и он неспособен длительно концентрировать его на одном и том же задании, выполнять монотонную работу. Для педагога важно знать, что если ребенок на уроке быстро утомляется, его поведение становится неконтролируемым, он становится вялым и пассивным (или наоборот, чрезмерно возбудимым), то это связано с особенностями его развития, которые являются как общими, так и индивидуальными. В таких случаях нужно преподавать материал в легко усваиваемой, а лучше игровой форме (вводить специальные развивающие игры, см. раздел "В какие игры играть"). Нужно отметить следующую важную особенность детей дошкольного возраста - они испытывают значительные трудности с произвольным поведением, у 6-летнего ребенка оно только начинает формироваться. Конечно же, дошкольник может в какое-то определенное время управлять своим поведением, целенаправленно добиваться результатов своей деятельности, но в силу высокой подвижности психических процессов он будет легче отвлекаться, переключаясь на более новое, интересное и значимое для него. Причина заключается в недостаточно сформированном механизме регуляции своей деятельности, которая опирается на социальные нормы и правила. Нельзя раскрыть творческое начало в ребенке, поддержать или развить его активность жесткими требованиями, а тем более наказанием. Следует воздерживаться от методов по типу: "Ты - плохой, лентяй. Посмотри, какая у нас есть умница, отличница…" Таким сравнением вы подавляете ребенка и приклеиваете ему ярлык двоечника, неудачника, который он будет нести еще долгое время. Авторитарный стиль общения с 6-летними детьми недопустим. Дело в том, что в данном возрасте авторитетом для ребенка является учитель, родители, дом отходят на второй план. Поэтому ребенок примет любую даже негативную оценку учителя (он не может вам возразить, у него не выработалась своя самооценка) и он будет "плохим", "двоечником" и ничего не сделает для того, чтобы переступить данную черту.

17. Советы психологов по проведению занятий с дошкольниками

18. А теперь, несколько советов, которые дают многие специалисты, психологи по образованию дошкольников:
- обучение предполагает щадящий режим (продолжительность урока не более 35 минут)
- советуется в перерывах между уроками проводить гимнастику, делать упражнения (дело в том, что, выполняя физические упражнения, улучшатся кровообращение, повышается активность обменных процессов в организме, головной мозг получает адекватную "порцию" веществ необходимых для его работы.) Можно совершать прогулки, проводить занятия на улице.
- в учебную программу должно входить подавляющее большинство общеразвивающих занятий: физкультура, ритмика, музыка, изобразительное искусство, труд, экскурсии, необходим медицинский контроль за состоянием здоровья учеников.
Ш кола с ее новыми требованиями, правилами, условиями вызывает у ребенка психоэмоциональный стресс. Ребенок напряжен не только физически, но и эмоционально, психически. Если дети попадают под жесткий школьный режим: подавляется естественная детская спонтанность действий, инициативность и в результате ребенок становится вялым и пассивным. Вследствие длительной перегрузки нервной системы могут нарушиться сон, появиться головные боли, ухудшиться общее самочувствие, снизиться аппетит, вес. Дети могут быть возбудимыми, раздражительными, это может привести к эмоциональным срывам, нарушить поведение.
Э лькониным Д.Б, было выявлено интересное явление. " У 6-летних детей в условиях регламентированного общения быстрее, чем в детском саду, формируется умение подчиняться предписанным правилам поведения. Но при этом преобладает не удовлетворение от соблюдения этих правил, а боязнь их нарушить. У детей повышается тревожность, снижается уровень эмоционального комфорта. В то же время аналогичный стиль общения не приводит к подобному эффекту у большинства 7-летних первоклассников ".

19. Родителям

20. О подготовке ребенка

21. Советы педагогов и психологов

22. Права и обязанности

23. Сегодня у нашего детского сада появился собственный сайт. Ждем от Вас предложений и пожеланий по его улучшению.

24. Архив новостей

25.

26. Начало формы

27.

28.Конец формы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: