К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О РОДОВЫХ ПОМЕСТЬЯХ, ИХ ПОСЕЛЕНИЯХ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Под родовым поместьем в законопроекте понимается земельный участок с особым режимом, под поселением родовых поместий – совокупность таких земельных участков в единых границах и земельных участков общего пользования, необходимых для жизнедеятельности поселения родовых поместий, в заброшенных деревнях, землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса.

Основная идея законопроекта – создание правовых условий деятельности поселений родовых поместий, которых в России к периоду подготовки настоящего законопроекта создано более 350 в 61 субъекте Российской Федерации, объединяющих более 26 тысяч родовых поместий. Имеется устойчивая тенденция к увеличению поселений родовых поместий, обусловленная стремлением всё большей части населения к здоровому образу жизни.

Вместе с тем ведение родовых поместий существенно затруднено, поскольку по всем основным признакам они не подпадают ни под один из действующих федеральных законов. Родовые поместья не могут в полной мере вестись на земельных участках с видами разрешённого использования «сельскохозяйственное производство» или «ведение крестьянского (фермерского) хозяйства», «личное подсобное хозяйство», «ведение садоводства», «индивидуальное жилищное строительство» – такие у родовых поместий в настоящее время. Их коренные различия с учётом действующего законодательства, многолетнего сложившегося на практике землепользования и предлагаемого для родовых поместий законопроектом, показаны в таблице:

  Родовое поместье Крестьянское (фермерское) хозяйство или сельскохозяйственное производство Личное подсобное хозяйство Ведение садоводства ИЖС
1. Ведение исключительно экологически чистого сельского хозяйства Да Нет Нет Нет Нет
2. Создание на земельных участках сбалансированных экологических мини-систем с целенаправленным выращиванием множества лесных насаждений Да Нет Нет Нет Нет
3. Возрождение исконного образа жизни своих предков и народных промыслов Да Нет Нет Нет Нет
4. Минимальный размер земельного участка от одного гектара Да Нет Нет Нет Нет
5. Право строительства индивидуального жилого дома Нет, в настоящее время Нет Да, только в границах населённых пунктов Да, формально садового дома Да
6. Существенно ограниченная оборотоспособность земельных участков Да, по законопроекту Нет Нет Нет Нет
7. Является предпринимательской деятельностью Нет Да Нет Нет Нет
8. Право на получение государственной поддержки как сельскохозяйственному производителю Нет Да Да Нет Нет
9. Строительство с предварительным оформлением разрешений на строительство и сопутствующими процедурами Нет, по законопроекту Да Нет Нет Нет
10. Целенаправленное возрождение упразднённых или заброшенных сельских населённых пунктов вдали от городов, прекращение обезлюдивания сельской местности, способствование притоку населения из городов в деревни на постоянное место жительства, широкое внедрение территориального общественного самоуправления Да Нет Нет Нет Нет
11. Преобладающее отношение к земле и её использование вне связи с застройкой Малая Родина и охраняемый природный объект Средство производства для получения прибыли Средство производства для получения продукции для личного потребления Средство производства для получения продукции для личного потребления Место отдыха

Кроме того, в обычных деревнях и посёлках население проживает в домах на маленьких земельных участках (6-15-25 соток), существенная часть которых занята жилым домом, сараем, баней и т.п., без пруда и почти без лесной древесно-кустарниковой растительности, а для сельского хозяйства использует прилегающие к ним большие площади земель сельскохозяйственного назначения. В поселениях родовых поместий принципиально иное устройство: на больших по сравнению с деревенскими земельных участках – 1-1,5гектара – малая часть (в пределах 10%) занята постройками, остальная часть используется как сельскохозяйственные угодья (сенокос, выпас скота и др.), пруд, лесные насаждения. То есть почти всё, что в обычных деревнях, устройство которых сложилось в далёкие времена, расположено за границами личных земельных участков, в поселении родовых поместий равномерно распределено по всем личным земельным участкам.

Как видно, ни один из действующих правовых режимов земельных участков и устройство сельских населённых пунктов даже отдалённо не схожи с поселениями родовых поместий. Соответственно непринятие настоящего законопроекта не только существенно усугубит положение многочисленных существующих родовых поместий, но и не позволит предотвратить многие негативные явления и процессы в современной России. Принятие же законопроекта позволит:

- сохранить в надлежащем использовании обезлюдевшие земли вдали от городов, сократить приток населения из сельской местности и малых городов в крупные города, создаст условия для переселения из крупных городов в сельскую местность;

- возродить сельские населённые пункты, в том числе заброшенные и упразднённые, на качественно новом высоком уровне;

- укрепить институт семьи, что поспособствует росту населения России за счёт её коренных народов;

- улучшить экологическую среду;

- уменьшить потребности в детских домах и домах престарелых;

- улучшить обеспечение граждан экологически чистыми продуктами питания, укрепить продовольственную безопасность России;

- сохранить и приумножить разнообразие растительного и животного мира.

Минимальный размер земельного участка для родового поместья устанавливается равным одному гектару, поскольку такая площадь позволяет создать сбалансированную экологическую мини-систему из различных насаждений, с наличием пруда, мест обитания живых организмов, ведя при этом экологически чистое сельское хозяйство и проживая семьёй в нём. Сочетание природоохранной и сельскохозяйственной деятельности с постоянным проживанием человека и его семьи (рода) на таком земельном участке и уверенностью в том, что он останется у их потомков, направляет всю их жизнедеятельность не только на обеспечение чистой среды обитания, но и на законопослушное поведение. В России заброшены десятки миллионов гектаров сельскохозяйственных земель и десятки тысяч деревень, поэтому земель для родовых поместий хватит каждому гражданину.

Устройство родовых поместий и их поселений в принципе исключает чрезмерное антропогенное воздействие на землю и иные природные объекты. Оно означает создание и сохранение благоприятной окружающей среды для жизни человека, семьи, рода, научный и бережливый подход к природе.

Каждое родовое поместье на одном гектаре предполагает:

- живую изгородь;

- участок луговых трав;

- пруд до 2 соток с запущенной рыбой;

- древесно-кустарниковую растительность площадью около половины земельного участка;

- сад и огород.

Между родовыми поместьями располагаются земельные участки для проездов, детских площадок, проведения культурных мероприятий, мастерских и некоторых других объектов общего пользования жителей поселения. Вместе с родовыми поместьями они составляют территорию поселения родовых поместий.

Фактически поселения родовых поместий уже являются сельскими населёнными пунктами, в разы превосходя многие официальные деревни по размерам, количеству населения и уровню обустроенности, со сложившимся землепользованием, без споров о границах земельных участков. Всю нужную инфраструктуру правообладатели земельных участков в поселениях родовых поместий создавали и содержали за свой счёт, она является их собственностью. Более подробные сведения о поселениях родовых поместий содержатся на сайте poselenia.ru.

Законопроектом не предлагаются меры государственной или муниципальной поддержки родовых поместий и их поселений, хотя их обустройство требует существенных затрат граждан. Но люди тянутся в родовые поместья вопреки бытовым неудобствам на первоначальном этапе. Обустроиться в поселениях родовых поместий стремится в основном молодёжь и люди средних лет с детьми, со средним достатком, которые убеждены, что в сельской местности вдали от городов жить лучше, чем в городе или около него.

Абсолютное большинство существующих поселений родовых поместий находится на категории земель сельскохозяйственного назначения, на месте разорившихся колхозов и совхозов, возникало в процессе выдела в счёт земельных долей и (или) изменения разрешённого использования земельных участков, причём на существенном отдалении от городов и асфальтированных дорог. Это были земли, не скупавшиеся для перепродажи с дроблением на мелкие земельные участки или для перевода в другие категории земель под несельскохозяйственную застройку. Если бы не организация на них поселений родовых поместий, то эти земли сейчас почти на 100% заросли бы древесно-кустарниковой и сорной травянистой растительностью (борщевиком и др.), став полностью непригодными для сельского хозяйства, а ближайшие к ним деревни полностью обезлюдили. В этой связи законопроектом предлагается размещать в поселениях «зарабатывающие» объекты – различные мастерские, чтобы поселения родовых поместий не превратились в спально-досуговые районы, в которых деньги заработать негде и население которых вынуждено ежедневно ездить на заработки в города.

Законопроект предлагает очень существенные ограничения на сделки с земельными участками: их продажа разрешена только от государства или организации гражданину для ведения родового поместья. Промежуточно для граждан предлагается возможность (не обязанность) безвозмездного пользования от государства, безвозмездного пользования или краткосрочной аренды от организатора поселения родовых поместий. Безвозмездными сделками являются дарение или передача по наследству земельных участков родовых поместий только потомкам или близким родственникам. Отказ гражданина от земельного участка родового поместья означает переход его организатору поселения родовых поместий или в общую собственность других жителей того же поселения. Т.е. земельные участки родовых поместий оборачиваются только среди их ведущих или желающих вести родовые поместья. Другие сделки с земельными участками запрещены. Фактически законопроект в целях закрепления земельных участков только за желающими вести родовые поместья и предотвращения спекуляций с землёй предлагает право постоянного (бессрочного) пользования для негосударственных некоммерческих организаций и пожизненного наследуемого владения для граждан, то есть те виды прав на земельные участки, которые отменены в 2001 году и поэтому не могут быть возвращены без коренной переработки гражданского законодательства.

Законопроект предусматривает изменение положений иных федеральных законов, связанных с ведением родовых поместий, в том числе Земельного кодекса Российской Федерации о составе и об использовании категории земель сельскохозяйственного назначения, поскольку в действующей редакции они внутренне противоречивы, давно отстали от связанных с ними федеральных законов, не сочетают все разновидности сельскохозяйственных земель, не содержат особенности использования сельскохозяйственных угодий: вместо них законопроект предлагает рациональные положения.

Законопроектом не предлагается внесение изменений в федеральные законы крестьянском (фермерском) хозяйстве, личном подсобном хозяйстве, садоводстве, индивидуальном жилищном строительстве, государственной регистрации недвижимости, поскольку их содержание не входит в противоречие с положениями, предлагаемыми законопроектом.

Законопроект не предусматривает законодательные акты Российской Федерации, которые необходимо признать утратившими силу, поскольку ни один законодательный акт Российской Федерации ранее не регулировал родовые поместья.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: