Проблемы и перспективы взаимодействия стран СНГ в военной сфере и его правовой регламентации




Содружество Независимых Государств как переходная форма от некогда единой страны СССР к обособленным государственным образованиям сужается как территориально, так и в смысле своей дееспособности. А выход в 2009 году из Содружества Грузии и неучастие в саммитах СНГ многих руководителей бывших республик СССР демонстрируют то, что СНГ все больше утрачивает интерес большинства политических элит постсоветских стран. И лишь Россия, а также ряд ее ключевых союзников (Белоруссия, Казахстан, Армения и отчасти Киргизия и Таджикистан) демонстрируют стремление к объединению и совместному решению возникающих экономических, социально-политических и военных проблем.

При этом по-прежнему между бывшими республиками СССР остаются и неформально действуют военные и военно-политические связи и отношения. В некоторых регионах они носят ярко выраженный конфронтационный характер. По-прежнему на территории бывшего СССР существует угроза военных конфликтов, да и в самих республиках возможны и военные перевороты, и гражданские войны.

В военной сфере в 2009 году продолжали действовать дезинтеграционные процессы. Роль органов коллективного военного взаимодействия в рамках СНГ также снижалась. Если проанализировать эффективность заседаний Совета министров обороны СНГ в прошедшем году, то увидим, что ни одного значимого и масштабного решения они, к сожалению, не выработали. Но несмотря на определенные объективные трудности и противоречия, в рамках СМО СНГ продолжает действовать Объединенная система ПВО. Хотя надо признать, что действует она в усеченном составе и представлена в основном странами, входящими в Организацию Договора о коллективной безопасности Возжеников А.В., Алхлаев Ш.М. Об эволюции военно-политического сотрудничества СНГ // Военная мысль. 2006. № 12. С. 70..

В 2009 году произошла дальнейшая поляризация стран по групповым военно-политическим интересам. После некоторого ослабления и затишья на постсоветском пространстве вновь дали о себе знать противоречия между двумя полярными организациями - ОДКБ и ГУАМ. После войны Грузии против Южной Осетии на Украине и в Грузии при негласной поддержке Запада и США активизировались антироссийские силы. После победы в Молдавии так называемого демократического альянса ГУАМ вновь ставит объединительные военные цели. Под флагом интеграции в евроструктуры и НАТО нынешние политические лидеры ГУАМ снова планируют военные меры, которые могут привести к военным конфликтам в Закавказье и Приднестровье Бабаджанов А.Я. Проблема межгосударственных отношений в Центральной Азии (на примере таджикско-узбекских и киргизско-узбекских отношений) / А.Я. Бабаджанов, С.И. Чернявский // Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 4. С. 37..

Во-вторых, в 2009 году обострились противоречия в самих военно-политических блоках. В ГУАМ они проявились в самих государствах этой организации. На Украине и в Молдове это было связано с предвыборной борьбой. В Грузии - реваншистские планы в отношении Южной Осетии и Абхазии. Руководство Азербайджана в 2009 году не раз намекало на то, что в случае дальнейшего их затягивания возможны военные действия.

Внутренние противоречия ОДКБ открыто проявились в 2009 году при обсуждении вопроса о создании в рамках этой организации Коллективных сил оперативного реагирования. Против этой идеи выступил Узбекистан, не поддержавший формирование на территории Киргизии новых военных баз ВС РФ.

Внешне усиление воздействия обусловлено новой стратегией в Афганистане, подготовленной президентом США Бараком Обамой. Это коснулось практически всех постсоветских стран. Как и Россия, они разрешили транзит грузов через свои территории для нужд Североатлантического альянса, действующего в Афганистане. Киргизия, Узбекистан и Таджикистан разместили на своих территориях базы и объекты стран НАТО и США. Армения, Азербайджан, Грузия и Украина направили в Афганистан свои воинские контингенты.

Между тем активные боевые действия НАТО против талибов без соответствующей социально-экономической поддержки официального Кабула многие военные эксперты в РФ рассматривают как авантюру. Эта авантюра приведет к тому, что страны бывшего СССР, которые участвуют в боевых действиях на территории Афганистана, понесут значительные потери, а сам Североатлантический альянс и США укрепятся на территории Центральной Азии на долгие времена (если не навечно) Пугачев А.В. Организация договора о коллективной безопасности как фактор военно-политической интеграции стран СНГ // Научные труды Московского гуманитарного университета, 2005, № 53. С. 56..

Что касается Китая, то его военно-экономическая экспансия на постсоветское пространство только начинается. В военно-политическом руководстве России пока не видят в этом угрозы и рассматривают его как союзника и партнера. Однако факты свидетельствуют, что КНР активно наращивает военно-технические отношения с Узбекистаном, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Китай уже явно в этих вопросах конкурирует с Россией. Москва, относясь к этому без должного внимания, в скором будущем поймет свои стратегические просчеты, но к тому времени в ЦА будет возможно геополитическое господство именно Китая, а не НАТО, США или России.

В 2009 году продолжали иметь место вялотекущие межгосударственные конфликты за спорные территории в Нагорном Карабахе, Приднестровье. Существовала возможность новой агрессии Грузии в Южной Осетии и Абхазии. В определенной степени наблюдался рост сепаратистских настроений и тенденций в Крыму (Украина), а также в государствах ЦА - Киргизии, Узбекистане и Таджикистане, особенно в Ферганской долине.

Конфликтные ситуации могут наблюдаться на границах государств ЦА с Афганистаном в связи с активизацией в этой стране войск НАТО против талибов.

Вооруженные конфликты возможны в зоне месторождений углеводородов на Каспии между Туркменией и Азербайджаном, а также между Азербайджаном и Ираном. Весьма вероятны конфликты в Закавказье: в Нагорном Карабахе, Абхазии и Южной Осетии. При сохранении власти демократической коалиции в Молдавии возможно обострение ситуации в Приднестровье.

В этих условиях Россия должна будет выстроить правильную четкую политику, чтобы не допустить развития этих тенденций. Было бы целесообразно руководству страны инициировать экономические и военно-политические меры по укреплению Содружества. Москва должна приложить усилия для формирования под эгидой СНГ коллективных миротворческих сил, организовать со всеми странами СНГ более льготное военно-техническое сотрудничество. Пойти на значительные уступки Минску, чтобы завершить создание Союзного государства и подключить к этому союзу новые страны, входящие в ОДКБ. Не надо бояться реализовывать свои интересы в странах СНГ путем лоббирования и поддержки русскоязычного населения, живущего в них. Принятие российского гражданства необходимо упростить Ефимов Н. Н. Политико-военные аспекты национальной безопасности России. М.: КомКнига, 2006. С. 174..

В 2009 году в России также существовала угроза военных конфликтов и нестабильности. Особенно это проявилось на Северном Кавказе, в Дагестане и Ингушетии. Несмотря на отмену режима контртеррористической операции, сложная обстановка оставалась в Чечне. Плотность войск на СК самая высокая не только в РФ, но и в Европе. Хотя это вряд ли спасет от новых терактов и вооруженных конфликтов с боевиками. Кроме военных мер для нормализации обстановки на юге страны нужны широкомасштабные социально-экономические меры поддержки региона.

У всех постсоветских стран по-прежнему имеются общие проблемы. Они связаны с оставшимися после распада СССР устойчивыми культурно-социальными связями, определенной экономической взаимозависимостью, а также с общими вопросами военной безопасности Орлов А. Военно-политическое строительство на постсоветском пространстве // Пограничник Содружества. 2005. №1. С. 27..

Объединительная идея очень выгодна России, которая исторически выступает основным стержнем межгосударственной интеграции в масштабах бывшего СССР. Однако подобным процессам в СНГ все больше мешают внешние раздражители (военные цели и программы НАТО и США, международный терроризм, религиозный экстремизм и т. п.), которые в 2009 году еще более укрепились на постсоветском пространстве. Объединению в рамках СНГ мешают и одиозные прозападные личности, которые стоят у руля власти. Возрастание фактора силы и особенно военной в масштабах СНГ - это тенденция, которая действует на постсоветском пространстве со времен распада СССР. И, к сожалению, хотим мы того или нет, роль фактора силы в 2010-м и в последующие годы будет возрастать.

...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: