Примечания к таблице № 2




Общины и деревни арикара и пауни

Дуглас Паркс

Мэри Колледж

Среди множества проблем, представших перед интересующимися историей и культурой северных кэддо – а, в действительности, большинством племен Равнин – истинная идентификация названий групп, упомянутых в ранних отчетах исследователей, торговцев и миссионеров. Согласовать эти названия с современными данными во многих случаях, по-видимому, невозможно. Фактически, сомнительно, что некоторые из этих названий можно удовлетворительно объяснить, но многие проблемы можно решить, объединив знание языков с этнологическим контекстом.

Выделение нескольких старинных социальных групп и характер их статуса – еще одна проблема. Ранние этноисторические источники цитируют постоянно изменяющееся число деревень арикара и пауни 17-ого и 18-ого столетий. Многие из этих источников также по-разному определяют подразделения арикара как деревни, племена, народы и общины. Исконная традиция, зарегистрированная в последнем столетии, и необходимость, основанная, в значительной степени на памяти, предлагает еще один список старинных групп. Решение проблем, представленных этими противоречивыми источниками, важно для исторической реконструкции.

Эта работа имеет две цели. Первая – собрать и разобрать существующие списки зарегистрированных названий общин и деревень арикара и пауни. Таким способом возможно идентифицировать множество названий подразделений Panian 18-ого столетия. 1. Вторая цель состоит в том, чтобы сравнить списки с этноисторическими источниками и современными этнографическими данными, чтобы определить число и характер старинных подразделений. Таким образом, можно сделать некоторые выводы об аспектах прежней социальной организации групп, названных современными арикара и пауни.

 

Арикара

Самые ранние исторические отчёты о подразделениях и населении арикара получены из нескольких сообщений 18-ого столетия, но, к сожалению, большинство сообщений того периода неопределенны, скудны, и вообще, не основаны на фактических наблюдениях. Очевидно, в начале того столетия арикара уже жили на Миссури в южной части Южной Дакоты.

Одна из самых ранних ссылок на арикара находится на карте 1701г Делисла. На этой карте арикара названы Panigoucha, и занимают четыре больших деревни.

Несколько поздняя, и более детальная ссылка – Этьен Веньярд де Бургмонт, который в 1714г поднялся по Миссури до Платт, в Небраске. Он перечислил три деревни арикара выше Ниобрары, и сорок деревень Caricaras еще выше по Миссури (де Виллерс). Последнее название слишком близко к названию самих арикара; следовательно, возможно, Бургмонт, фактически, указал 43 деревни арикара. Однако, несомненно, он указал две различные группы, поскольку арикара, как говорили, были заняты в мехоторговле и знали французов, в то время как Caricaras жили гораздо севернее, с обеих сторон реки, и были очень многочисленны. На карте Делисла 1718г (Такер) указано то-же самое различие, которое, без сомнения, базируется на информации Бургмонта: арикара были расположены на северном притоке, сразу выше реки du Rochet, а сорок деревень Panis были расположены к северо-западу от них, на Миссури.

Спустя пять лет после Бургмонта, Бенард де ла Харп упомянул арикара (Смит). Посетив уичито в 1719г, вожди рассказали ему о семи важных деревнях арикара в 120 лигах к северу и северо-западу. Эти семь поселений были частью 45 деревень пауни, с которыми уичито имели союз.

В 1738г Пьер Гольтье де Варенн, Сиер де Ла Верендри и его сыновья посетили манданов на Миссури, в современной Северной Дакоте. Там ему сказали, что деревни Panaux находились в одном дне пути, а далее были Pananis (Берпи). Обе группы, как говорили, жили в домах, построенных, как дома манданов. Идентификация этих двух названий, кажется, безошибочна. Panaux – вероятно, собственно пауни, а Panani – термин, которым ассинибойны называли арикара, а, возможно, и пауни. 2. Так как обе группы жили в современной Южной Дакоте, информация, полученная Ла Верендри, предлагает две отдельных группы Panian. В 1743г, спустя пять лет после посещения Ла Верендри, его сыновья возвратились в страну манданов и посетили людей, которых они назвали Gens de la Petite Cerise, расположенных около позднее построенного в Южной Дакоте форта Пьер. Хотя идентификация этих людей сомнительна, вероятно, это арикара, так как Гилмор записал названия общин арикара, полученных от Маленькой Черемухи, и к середине восемнадцатого столетия арикара располагались около современного Пирра. 3

Ссылки на арикара снова появляются только в конце восемнадцатого столетия, после того, как на них обрушились три разрушительные эпидемии оспы, распространившиеся в течение 1770-ых и 1780-ых. В 1785г генерал-губернатор Миро упомянул семь деревень Arricaras или Riis (4), на Миссури, ниже Шайенн Ривер (Назатир). Десять лет спустя французский торговец Жан Батист Труто зимовал среди арикара, и в своём отчете представил более детальную информацию. Он сообщил, что до эпидемий оспы арикара имели 32 деревни и 4 000 воинов, но к 1795г они сократились до двух деревень, расположенных на западном берегу Миссури, ниже Шайенн Ривер.

Случай, который до недавнего времени не был замечен историками, произошел в начале 1795г. Это был визит группы индейцев пауни, уичито и таовэйя в Сан-Антонио, где тогда размещалось правительство испанской провинции Техас. Пауни интересовались дружбой с испанцами, и в ходе визита снабдили своих европейских хозяев названиями 33 других индейских "наций", с которыми пауни имели дружественные отношения. Троик, который идентифицировал этих пауни как скири, опубликовал список этих названий и попытался идентифицировать их. Хотя он не признавал все названия, Троик действительно предположил, что пять принадлежали к группе арикара. Два других названия также удалось идентифицировать как арикара. Таким образом, этот список предлагает названия семи общин арикара, или независимых групп, известных в 17-ом столетии как скири.

Когда в 1802г французский коммивояжёр и торговец Пьер Антуан Табо обосновался среди арикара, они жили в трех близко расположенных деревнях. Он сообщил, что до эпидемий оспы было "восемнадцать довольно больших деревень, расположенных на Миссури, на некотором расстоянии друг от друга..." Три современные деревни, как говорили, состояли из остатков "десяти различных племен и стольких же вождей". Впоследствии Табо рассказал о совете, который он собрал, где присутствовало 42 вождя "первого разряда". Это число подразумевает, что ранее было 42 деревни, так как деревня имела не более одного главного вождя – хотя Табо предварительно заявил, что их было только 18. Позже, он внес в список названия десяти подразделений, или "племен" арикара, и записал имя каждого вождя. Все эти группы он отличал от "Луп (скири) и всех других Panis, которые теперь находятся на реке Платт..." (Абель).

Другие наблюдения Табо (Абель) подтверждают это. Он заявил, что каждое из десяти "племен" арикара говорило на собственном, отличительном диалекте; и три недавно объединившиеся деревни все еще сохраняли это диалектическое разнообразие. Хотя это была гипербола, он даже охарактеризовал отдельные домашние хозяйства как "Вавилонское столпотворение, где все говорят, не понимания друг друга". Далее он указал два различия в произношении, которые заметно отличались: одни говорили "торопливо" и гортанно, в то время как другие растягивали слова, а произношение не было гортанным. На основе комментариев Табо были предложены два заключения. Первое – "племена" заметно отличались диалектом и, следовательно, были бывшими общинами, а не просто деревнями. Второе – два общих типа речи, которые он описал, вероятно, отражали главное диалектическое различие. Характеристики, которые он дал для этих двух групп – точно отображают грубое различие, которое можно сделать между речью современных пауни и арикара: речь арикара действительно звучит "гортанно", проглатывая гласные и целые слога, в то время как пауни не имеют никаких задненёбных, фрикативных звуков, и могут быть охарактеризованы наблюдателем, как обладатели сравнительно "тягучей речи". Важно, что Табо обнаружил в деревнях арикара останки группы или групп, по языку близко связанных с пауни – фактически, которые, возможно, были группами пауни, а не другими общинами арикара.

Льюис и Кларк, которые посетили арикара в 1804 и 1805гг, зарегистрировали в своих журналах, что арикара "являются останками десяти различных племен Paneas (пауни), "прежде бывших самостоятельными, но теперь, в результате оспы и войны с сиу, сократившимися в численности и живущими в трех деревнях (Твайтес). 5. Как и Табо, эти исследователи отметили, что каждое из прежних племен имело собственный диалект, который все еще сохраняется, и что "жители различных деревень не понимают все слова друг друга" (Твайтес). Они также записали "примитивное" название племени (то есть, используемое самими индейцами) – Star-rah-he (Твайтес). Джон Брэдбери, также отметил, что их "примитивное" название было Starrahe, когда он посетил их в 1810г (Брэдбери).

Современные упоминания. После Льюиса и Кларка не существует никаких упоминаний подразделений арикара до начала 20-ого столетия, когда начались современные этнографические исследования. В течение последних 75 лет были зарегистрированы четыре списка названий. Эти названия, вместе с записями в испанском документе 1790г и Табо, представлены в таблице № 1.

Первый список был получен Джеймсом Мери, индейцем пауни, который помогал Джорджу Дорси. Мери посетил сообщество арикара в резервации Форт Бертольд в Северной Дакоте в 1903 и 1905гг. Во время этих визитов он записал несколько неопубликованных примечаний (Мери, 1905г), что арикара имели семь священных связок. Он упоминал, что, кроме того, были две других, но они, в действительности, были частью семи главных. Затем он записал названия этих семи, вместе с именами их хранителей и священников. В другой короткой справке, среди прочих примечаний, он представил описание священной связки, названной Rahokata. Это название не было среди первых семи.

Была ли это одна из двух производных связок, или, фактически, ещё одной главной связкой, неясно. В любом случае, все названия связок, указанных Мери, включая Rahokata, соответствуют названиям в других списках общин и деревень арикара.

Вскоре после посещения Мери, известный фотограф Эдвард Кертис, получил от арикара этнографические данные, включенные в его монументальную работу " Американский Индеец " (1909г). В своём описании племени, он сказал, что арикара состояли из десяти общин. Каждая община, как говорили, имела главного вождя и трех младших вождей; кроме того, был главный вождь всего племени.

 

 

* Мери указал названия семи связок. Две другие, о которых он заявил, в действительности были частью других связок. Позже он дал название ещё одной связки, Rahokata.

** Осведомители дали названия 10 связок, но заявили, что первоначально было 12.

1. Название одного из районов "Арикара" после распределений земли в конце 19-ого столетия.

 

 

В 1920-ых этноботаник Мелвин Гилмор провёл полевые исследования среди арикара и издал множество коротких статей на различные этнографические темы, основанные на своём изучении. В одной статье Гилмор описал социальную организацию арикара. Согласно представленной схеме, прежде племя было организовано в 12 деревень, каждая из которых занималась собственными внутренними делами. Для совместных действий или вопросов общего значения эти деревни были организованы в четыре подразделения, каждое из которых состояло из трех деревень. Одна деревня в каждом подразделении была главной, и вождь этой деревни был главным вождём подразделения. Кроме того, во всём племени был главный вождь, которому помогали четыре младших вождя, происходивших из этих четырех подразделений. В течение исторического периода, главный вождь, традиционно, происходил из общины awá:hu.

Каждая группа деревень, согласно Гилмору, была связана с одним из кардинальных направлений, и во время племенных сборов члены каждой группы всегда размещались в соответствующей четверти Магического Дома. Эти четыре группы, вместе с их местоположением в Магическом Доме, представлены на рисунке. Ведущая деревня указана первой, а зависимые деревни внесены в список следом за нею.

Гилмор также заявил, что было 12 священных связок, каждая из которых принадлежала одной из главных деревень. Связка символически отличала деревню, и была ее священной привилегией: это было проявлением политического и социального единства деревни и центром ее религиозной жизни. Физически, это был набор различных мнемонических объектов, некоторые были связанные с историей деревни, другие использовались в церемониях, когда связку ритуально раскрывали. Названия деревень и их связок, очевидно, были те же самые, хотя Гилмор не уверен в этом вопросе.

В собственных полевых исследованиях среди арикара в течение 1970-ых, я попытался разузнать у пожилых членов племени о названиях из различных списков, указанных выше. Мне сказали, что среди арикара прежде было 12 групп, но сто лет назад несколько из них переместились на север, очевидно в Канаду, и с тех пор от них не было никаких известий. Десять названий все еще помнят – однако, не как деревенские названия, а как названия священных связок. Все они соответствуют названиям из других списков.

 

 

Четыре группы деревень арикара в Магическом Доме, Гилмор.

 

В дополнение к названиям священных связок, одно название, которое находится в нескольких ранних списках как название общины, сохранилось до начала этого столетия. После распределения земли в резервации Форт Бертольд в 1880-ых, по крайней мере, четыре района развивались в той части резервации, где жили арикара. (Участки манданов и хидатса находились в той же самой резервации, и каждое племя имело собственный участок.) Названия четырех прежних районов:

1. AxtáRAhi – 'Мокасины, Сшитые по Низу Ноги'; восточный участок.

2. xa:čipiri:nu' – 'Молодая Собака'; расположен к западу от AxtáRAhi, по реке Миссури.

3. čitákA nihwá'A – 'Едоки Ондатры; расположен вдоль Шестимильного ручья.

4. WIso:wikUxihAt – 'Пнутые в Живот'; западный район. Последние три названия, кажется, не соответствуют названиям бывших общин или деревень в других списках; но первый, AxtáRAhi, является "примитивным" названием арикара, упомянутый Льюисом и Кларком и Брэдбери, а также находится в нескольких списках названий общин. Кроме того, это термин пауни, определяющий арикара. (В языке пауни, его форма – astaráhi.)

Списки. В таблице № 1 представлены названия из каждого списка с самого раннего периода до настоящего времени так, чтобы сопоставить идентичные названий. К сожалению, нет двух одинаковых списков, однако, есть удивительное сходство большинства названий. Шесть из них (то есть, № 4, 5, 7, 8, 9 и 10) встречаются во всех списках, или во всех, кроме одного, и, таким образом, охватывают период почти в 200 лет. Одно название (№ 1) также встречается во всех ранних ссылках и в одной недавней. Таким образом, эти семь названий однозначно обозначают прежние группы арикара.

Каждое название описано ниже. Все, кроме двух (то есть, № 16 и 17), имеют современную лингвистическую транскрипцию с буквальным переводом. Примечания получены из названий Табо в порядке размера населения прежних общин, наибольшая община является первой.

1. AxtáRAhi, 'Мокасины, Сшитые по Низу Ноги'. Это название находится не только в двух самых ранних списках, но и представлено как "примитивное" название арикара Льюисом и Кларком и Брэдбери. Эта община, как сказали Табо, была самой многочисленной (Абель). Кертис также записал это название; но Мери, Гилмор и я не сделали этого, хотя я записал название района. Однако, одна из причин для такого упущения многими источниками этого столетия состоит в том, что большинство деревенских названий и названий связок являются идентичными, и, таким образом, выжили. Но некоторые общины, возможно, имели несколько связок (и деревень), названия которых отличались от названия общины. Таким образом, AxtáRAhi, вероятно, было названием общины, а не связки. Так как это термин пауни, обозначающий арикара, и, по общему мнению, был названием наибольшей общины, я считаю, что AxtáRAhi, возможно, состояла больше чем из одной деревни и, следовательно, могла иметь несколько деревенских связок. Один предварительно упомянутый намек указывает на это заключение.

2. awa:hini', (фонетически восстановленная форма; не переводится). Это название, которое не могут перевести современные арикара, находится в трех списках, и только один из них относится к началу двадцатого столетия. Несомненно, это название представляет общину, но любопытно, что только Мери, среди современных регистраторов, записал это название. Вероятно, это была группа, которая относительно рано потеряла свою идентичность.

3. wa:hukAxa, 'Стороны Головы Выбриты'. Это название находится двух списках – один восемнадцатого столетия и один двадцатого столетия. Однако, только Кертис записал это название во время современного периода. Очевидно, это название общины, которая, должно быть, исчезла в ранний период.

4. awá:hu, 'Оставленный Позади'. Название, встречающееся во всех списках, кроме испанского 1790г. Этот термин был названием общины и связки. Это была одна из самых важных общин в течение исторического периода, так как из неё выбирали главного вождя племени.

5. tUhka:tákUx, 'Деревня на Одной Стороне Холма'. Это название, как и предыдущее, встречается во всех списках, кроме испанского 1790г. Кроме того, возможно, оно является названием связки и общины.

6. tu:nu:ka:tákUx, 'Деревня на Берегу Ручья'. Это название находится только в двух списках восемнадцатого столетия и в одном современном. Несомненно, это название старинной общины, а ее связка, возможно, была давно потеряна или, возможно, было две связки с различными названиями.

7. NAhu:ká:tA, 'У Воды'. Это название встречается во всех списках; следовательно, это название связки и общины. Это было названием покинутой деревни, упомянутой Льюисом и Кларком в 1804г. Они записали название как La hoo catt. Она находилась на острове, на реке Миссури (современный Эшли Исланд), и казалось, была покинута приблизительно пятью годами ранее (Твайтес).

8. čiNIhnahtákUx, 'Ясень на Холме'. Это название присутствует во всех списках, кроме испанского 1790г, и также является названием общины и связки.

9. tUhkAsthá:nu, ''Дерновая Деревня'. Как и название под № 7, оно встречается во всех списках, и его нужно считать названием общины и связки.

10. na:karikA, ha:karikA (диалектные варианты) 'Дерево с Приклеенной (оторванной?) Веткой'. Ещё одно название, встречающееся во всех списках, кроме Кертиса. Совершенно очевидно – это название старинной группы и связки.

11. hu:ka:wirát, 'Восточная'. Это название, как и два следующих, не встречается в списках 18-ого столетия, но во всех современных. Это название связки; следовательно, вероятно, это была деревня, а не община.

12. warihká', (нет перевода). Это название встречается во всех современных списках, кроме Мери. Это название связки, и было ли это названием общины – вызывает сомнения. Как и № 11, вероятно, это была деревня.

13. šitini:šáplt, 'Они Сломали Стрелу'. Комментарии к предыдущему названию (№ 12) – также применимы и здесь.

14. wi:ta'ú:xU, 'Длинноволосый Мужчина'. Это название встречается только в двух списках – моём и Гилмора. Это было названием связки; сомнительно, что это была старинная община. Сама связка не сохранилась.

15. naka:nústš, 'Маленькая Черемуха'. Только Гилмор записал это название. Оно не только не встречается в других списках, но и современные арикара не признают его. Однако, два других факта предлагают, что, вероятно, это было забытое деревенское название: (a) это лингвистически звуковая форма, состоящая из корня naka:nus 'черемуха' и суффикса ; (b) это также соответствует названию людей, Gens de la Petite Cerise, встреченных сыновьями Ла Верендри около форта Пьер, Южная Дакота.

16. sciriháuĥ, 'Жир Койота'. Это лингвистически не распознаваемый термин был зарегистрирован только Гилмором. Мне не удалось проверить его. Несколько современных арикара предположили, что перевод 'Жир Койота' не похож на название связки.

17. Alicara. Это название встречается только в испанском списке 1790г, и является названием арикара. Поскольку название не встречается в других списках – это озадачивает. Возможно, это было название общины, состоящей из нескольких деревень, которое позже было обобщено, чтобы определить все группы, объединившиеся после эпидемий оспы, и ставшие современными арикара. Я не могу предположить ни какое другое объяснение названия " Arikara ". Сами арикара называют себя sáhniš 'люди'. Старые члены племени всё ещё помнят термин AxtáRAhi, и пауни используют его для обозначения своего племени, но никто, с кем я говорил, не знает – откуда появилось название арикара.

Обсуждения. Двести лет назад на группы Panian, живших в современной Южной Дакоте, обрушилось ряд бедствий, которые решительно сократили их население, а оставшихся в живых вынудили объединиться в две или три деревни. Сколько было групп до эпидемий и что они представляли – важные вопросы для истории северных народов кэддо. К сожалению, данные, которые непосредственно касаются этих вопросов, фрагментарны и не достаточны, чтобы получить абсолютно удовлетворительные ответы. Большинство ранних ссылок на группы арикара – неопределенные утверждения их местоположения и количества их деревень; и, с некоторыми исключениями, информация базируется на вторичных отчетах. Только два списка названий фактических групп получены в раннем периоде – в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого столетий – после того, как произошли трагические изменения. Остальные списки старых групп получены в двадцатом столетии. Они базируются на воспоминаниях и на фрагментарных культурных останках – последние священные связки все еще представлены, хотя и слабо, в церемониальной жизни арикара. Таким образом, зарегистрированные данные пространственно и временно удалены от фактических поселений. Однако, из данных, представленных выше, можно сделать несколько заключений.

Первое – нужно сделать различие между общинами и деревнями. Испанский список 1790г указывает названия "наций", с которыми скири были в дружественных отношениях; в этот список были включены три южных племени пауни (Chawi, Kitkahahki и Pitahawirata), и другие племенные группы Равнин. Семь групп арикара, которые были названы, кажутся не просто деревнями, а скорее, автономными общинами, подобно всем другим в списке. То, что они были независимыми группами, подтверждают заявления Табо. Он записал десять старинных подразделений, каждое из которых говорило на собственном диалекте; кроме того, он сказал, что прежде было 18 деревень. Льюис и Кларк также заявили о 8 – 10 прежних "племенах". В отличие от этих прежних "племен", упомянутых в испанском списке, Табо, Льюисом и Кларком, существовало намного больше деревень, представленных различными источниками: де Бургмон процитировал 43; Труто 32; и Табо, 18. Однако, несколько источников указывают меньшее число: Делисл записал только 4; Бенард де ла Харп 7; Мери 7. Несоответствие может быть связано с терминологией, потому что различные числа указывают две группы: меньшая, в пределах от 7 до 10; и большая, от 18 до 45. Таким образом, если предыдущие отчеты, фактически, надежны, можно заключить, что в восемнадцатом столетии в Южной Дакоте существовало приблизительно от 7 до 10 различных общин; и, далее, некоторые из этих общин имели две или больше деревень, с общим количеством от 18 до 43.

Свидетельства, полученные от старых арикара в двадцатом столетии, не закрывают вопрос об общинах и деревнях. Кертис называет свои десять записанных групп общинами, но Гилмор называет 12 групп, которые он записал деревнями. Тем не менее, различие может быть только в терминологии, поскольку Гилмор сгруппировал то, что он назвал деревнями, в подразделения, каждое из которых состояло из ведущей деревни и нескольких подчиненных. Таким образом "подразделения", фактически, могут являться старыми общинами, а зависимые деревни точно отражают их статус. Списки названий, полученные Мери и Парксом – названия священных связок, и сами арикара не могли отличить – были ли это названия общин или деревень. Хотя большинство названий в современных списках соответствует названиям общин в списках 18-ого столетия, многие не соответствуют им. Названия, не соответствующие более ранним – кажется, могут быть деревенскими связками. Следовательно, современные списки могут быть смесью старых общин и деревень, или названиями связок.

Несколько утверждений в ранних источниках намекают на другое предположение: возможно, в Южной Дакоте было, по крайней мере, две главных группы Panian, а не только арикара. Де Бургмон чётко различал 3 деревни Aricaras и 40 деревень Caricaras. Позже, Ла Верендри сообщил о двух группах Panian: Panaux и Palani. Почти сто лет спустя, Табо заметил два главных диалекта среди жителей недавно объединившихся деревень арикара: некоторые говорили "гортанно" и поспешно, в то время как другие говорили тягуче, "не гортанно". Этот контраст, как отмечено выше, точно соответствует импрессионистскому различию между речью пауни и арикара. Все эти факты настоятельно намекают, что некоторые из прежних групп, а возможно и некоторые другие, были близко связаны с арикара; некоторые группы, которые являлись пауни, как их родня в Небраске, имели близкое отношение к пауни на юге.

Идея, что в конце семнадцатого и начале восемнадцатого столетия, по крайней мере, в Южной Дакоте было две главных группы кэддо – арикара и пауни – впервые была предложена Джорджем Хайдом. Данные, представленные выше, поддерживают это понятие и помогают объяснять представленные списки зарегистрированных названий. В любом случае, эти данные ясно указывают, что Panian в Южной Дакоте представляют социальное разнообразие – вероятно, большее разнообразие, чем в Небраске.

В заключении можно сказать, что, наряду с большим социальным разнообразием, возможно, население Panian в Южной Дакоте было гораздо большим, чем до настоящего времени. Муни оценил население арикара в 3 000, но это число было получено после того, как племя (или различные общины) уже перенесло, по крайней мере, две эпидемии оспы. Труто сказал, что до эпидемий арикара насчитывали 4 000 воинов. Даже если эта цифра преувеличена, всё население должно превышать 10 000, а возможно и 20 000. К сожалению, нет других оценок, чтобы уточнить это число. Комментарий Тонти – единственная ссылка на население арикара: он слышал, что в начале восемнадцатого столетия они были более многочисленны, чем Panimaha, которые, по-видимому, были скири.

Скири

Ранние упоминания о скири и трех южных племён пауни, как и для арикара, базируются на вторичных отчетах, и противоречивы при перечислении деревень или подразделений. В ранней литературе этих людей обозначают двумя терминами: Panimaha и Panis. Вообще, первое название относится к скири, а последнее – к южным племенам; но, как отметил Милдред Ведэль, это различие часто стирается, и, следовательно, не всегда возможно понять идентичность определенной группы, определяемой любым из двух терминов. Так как в конце 18-ого столетия южные племена не отличали их современными названиями, различием между Panis и Panimaha, фактически, не всегда может быть существенным в самых ранних отчетах.

Одна из самых ранних ссылок – это записи Роберта де Ла Саля. В 1680-ых находясь в стране иллинойсов, очевидно, ему рассказали о 19 деревнях, которые он назвал Panimaha (Ведэль). Ни одна другая группа пауни не была упомянута, так что можно только задаваться вопросом, относится ли это только к скири, или к другим группам пауни.

Между 1703 и 1723гг число деревень, зарегистрированных для Panimaha или для Panis – от 8 до 11. Де Бургмон, например, сказал, что в 1714г Panimaha населяли 9 деревень. Почти десять лет спустя, 23 августа 1723г, Ла Ренодье отметил 8 деревень Panis на Элкхорн Ривер. Вероятно, эти Panis были скири.

Карта Делисла 1718г, Carte de la Louisiane et du Cours de Mississipi представляет 12 деревень Panimaha и 12 деревень Panis, а также 40 деревень равнинных Panis и четыре деревни арикара.

Последние две группы, равнинные пауни и арикара, были размещены к северу от Panimaha и, по-видимому, находились в области современного штата Южная Дакота. Следовательно, Делисл очевидно подразумевал 12 деревень скири и 12 деревень для южных племён. Однако, его источник не возможно определить.

Противоречивые сообщения числа деревень Panimaha и Panis в конце семнадцатого и начале восемнадцатого столетия являются последовательностью, так как они были названы деревнями. Нет ни одной ссылки на эти деревни, как на отдельные племена, или на скири (то есть, Panimaha), состоящие из общин, или на любое диалектное разнообразие среди деревень. К концу 18-ого столетия скири сократились до одной деревни. Каждое из трех южных племён также жило в собственной деревне. Когда Льюис и Кларк сообщили о них в начале 19-ого столетия (Твайтес), они упомянули скири и каждое из южных племён (кроме Pitahawirata, которые вообще не были упомянуты), как об отдельной группе или племени, но не сделали никаких упоминаний о любом разнообразии в пределах каждого подразделения, как они сделали для арикара.

Списки названий. Хотя в ранней литературе существуют различные ссылки на число деревень скири, нет ни одного упоминания деревенских названий. Списки названий появляются только в первой четверти 20-ого столетия, после того, как прежние деревни объединились в одну. Как и с арикара, идентичность и память о деревнях сохранилась только благодаря священным связкам скири.

Существует четыре списка деревенских названий. Джеймс Мери записал большинство из них. Названия записаны в двух его собственных публикациях, а также в публикациях Джорджа Дорси. В 1924г Мелвин Гилмор также получил список от Мери, но добавил заявления других осведомителей.

Так как списки с информацией были получены на рубеже столетия, они представляют несколько неприятных несоответствий в названиях, которые происходят из-за путаницы в названиях деревень и связок, а также связок, которые, по-видимому, имели дополнительные названия. В большинстве случаев название деревни и ее связки было то же самое; но в нескольких случаях они, очевидно, отличались. Далее, в записях Мери находится несколько названий связок: иногда он называет их своими именами, но, в другой раз он называет их початком маиса, содержащимся в связках. Однако, несмотря на эти терминологические проблемы, сходство исконных доказательств начала 1900-ых состоит в том, что скири прежде имели 18 деревень. Четыре из этих деревень впоследствии объединились в одну – то есть, Старая Деревня, которая имела четыре священные связки – и, таким образом, число деревень сократилось до 15. Позже, согласно традиции, все, кроме двух из этих 15 деревень, объединились в политическую и религиозную конфедерацию (Мери).

Таблица № 2 – сравнение названий деревень, полученных из четырёх публикаций и одной неопубликованной рукописи. Эта таблица устанавливает связь зарегистрированных названий, отображая их сходства и различия. Первая колонка, которая объединяет два списка Мери, является самым точным списком, с которым следует сравнить другие. Три деревни в его списке имеют больше чем одну священную связку; названия связки представлено под деревенским названием. Стоит отметить, что транскрипция пауни в списке Мери была пересмотрена современной, лингвистически точной орфографией (Паркс).

Обсуждения. Ранние французские ссылки числа деревень скири изменяются, но все они указывают от 8 до 12. В более ранний период есть только запись Ла Саля, который сообщил о 19 деревнях.

Число деревенских названий базируется на исконной традиции начала 20-ого столетия – от 13 до 18. Дорси указал 13; но в более ранней публикации (1904г) он указал, что прежде было 19 деревень, и, таким образом, он также предложил самое высокое число. Эта цифра, как отмечено, отличалась из-за путаницы в названиях связок и деревень в умирающей исконной традиции. Однако, в своей публикации (1980г) Мери объяснил противоречивые сведения в числах, где он записал 15 деревень, из которого 13 были конфедерациями. В его отчете также указано 18 деревень, число которых сократилось, когда четыре деревни объединились в одну.

Если последний отчет Мери о числе бывших деревень скири точен, или различается в деталях – процесс, который он подразумевает, несомненно, действителен: то есть, за длительный период времени, должно быть, существовали перегруппировки в пределах деревень, так, что некоторые деревни становились слишком маленькими, и присоединялись к другим. Население скири, подобно другим группам Panian, в 18-ом столетии решительно сократилось, и многие группы не имели выбора, кроме как объединиться с другими, поскольку их численность сократилась ниже точки, которая позволяла им поддерживать свою независимость. Рассматриваемые в таком свете различные числа, данные французами и полученные благодаря исконной традиции, не противоречивы, потому что число деревень, должно быть, конечно, изменялось в течение половины столетия или более – особенно, когда традиционная жизнь на Равнинах испытывала большие изменения.

 

 

Примечания к таблице № 2

1. Это загадочное название. Кажется, в связке есть название одного из двух початков маиса; такие названия часто использовались для связок. Однако, Мери (1980г) предлагает два названия початка – Женское Белое Счастье и Женский Лидер Початка Маиса.

2. Гилмор говорит, что связка tuhicpi:'at также известна как haripahahahkata (Желтая Кожа Теленка). Он говорит о ней, как об одной из четырех ведущих связок Старой Деревни; это противоречит списку Мери.

3. Эта связка и связка Северной Звезды были племенными связками, а не деревенскими, и не принадлежали ни одной деревне (Мери, 1914г).

4. Связка Утренней Звезды также была племенной связкой; её владелец жил в Деревне, Простирающейся Поперек Холма.

5. Дорси и Мери (1940г) указывают, что Початок Черного Маиса было дополнительным названием связки, названной Глупые Волки, которая принадлежа деревне с тем же самым названием.

6. Дорси и Мери (1940г) указывают, что Рыба Ястреб было названием связки, принадлежавшей Деревне В Лесу (фактически, Деревня Среди Толстых Деревьев), которая не была внесена в список Дорси.

7. Дорси и Мери (1940г) переводят это как Деревня Койота в Воде.

 

Южные племена

У трех южных племён пауни – Chawi, Kitkahahki и Pitahawirata – ситуация совершенно отличается от арикара и скири: обращаясь к историческим отчётам и исконной традиции, эти группы, очевидно, не состояли из многочисленных деревень.

Джеймс Мери записал, что Pitahawirata однажды жили в двух деревнях: Pitahawirata и kawara:kis. Лессер и Велтфиш сообщили, что старые пауни говорили им, что "хотя эти две группы (Pitahawirata и Kawarakis) не жили обособленно, и сформировали одну деревню, действительно, они говорили на разных диалектах... а также имели независимые связки и ритуальные и церемонии". Это заявление, кажется, подтверждает Мери, так как каждая деревня или община арикара и пауни были идентифицированы. Кроме того, диалектные различия обычно не развиваются в пределах одной деревни, и требуют географической изоляции.

Не существует никаких списков названий, никаких традици



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: