ПРОЦЕСС РАБОТ ПО ЭВАКУАЦИИ И ДОСТАВКЕ.




Все работы проходили в ночное время под постоянным ружейно-пулеметным огнем противника. Артиллерийский и миномётный огонь противник вел периодически. В течении шести ночей из-за этого эвакуационные работы не проводились.

Начальный этап заключался в изыскании наиболее коротких дорог и подходов к системам с минимальным проведением земляных и иных работ. Пути проходов нужно было освободить от танковых и противопехотных мин, обвешить кромки, засыпать траншеи и воронки от авиамбомб и снарядов, насыпать бруствер в месте производства работ. Все работы проходили на открытой местности под огнем противника в короткие летние ночи. За всё время последующей эксплуатации подходов благодаря тщательности работ никаких подрывов механизмов и людей не было. Были моменты, когда случайно, благодаря своевременной информации командиров местных стрелковых соединений, предотвращались случаи подрыва. Например, во время подачи саней к 10 орудию с места в овраг свалился одной гусеницей танк. Для избежания задержек в работе необходимо было сделать путь для обхода для другого трактора. В процессе этих работ проходящий мимо командир указал месторасположение противотанковых мин, которые находились на расстоянии 50 см. от места работ, и там самым предотвратил возможность подрыва.

Для подачи такелажа к объекту в первую очередь доставлялся ацетилен и кислород для производства сварочных работ в дневное время. Ими срезались болты, соединяющие тумбу станка системы и фундамент, что бы в дневное время противник не смог по вспышкам пламени определить производство работ. Днем место работ так же завешивалось мешками и плащ-палатками, чтобы скрыть искры и пламя от резки.

Срезав болты, приступали к подъему всей артсистемы с броневым щитом при помощи винтовых и реечных домкратов. Подняв системы на высоту 300-400 мм., выкладывали клетки из брусьев с таким расчетом, чтобы расстояние между ними было достаточным для прохода металлических саней. Трактором, и затем вручную, - сани подвозились к объектам, и на катках, при помощи блоков, втягивались под тумбу артсистемы с таким расчетом, что бы центр тяжести системы находился в центре саней. Подъем домкратов, освобождение клеток с последующим опусканием домкратов, - и артсистема садилась на сани. Далее производилось крепление системы к саням.

Все 10 артсистем требовали разработки индивидуальных методов подъема, т.к. в одном случае весь функционал от воздействия ЗАВ сгорел, в другом случае щит был разбит, а в третьем случае поперченные прогоны тумбы были разбиты. Например, чтобы создать условия для подъема 7-й артсистемы, нужно было взамен сгоревшего фундамента создать новый, и для этого потребовалось к месту работ подтащить четыре трехтонные машины брёвен.

После подъёма каждой артсистемы, её увязки, строповки, подготовки дорог, - приступили к вывозу системы при помощи тягача КВ, который к месту расположения объекта подходил на малом ходу на тихих оборотах с целью не выдать своим шумом и каскадом искр из выхлопной трубы места своего расположения. При подходе к объекту и вывозу системы на дорогу впереди трактора-тягача шли 2-3 человека, показывающие дорогу, они же производили стропку системы к тягачу крест-накрест. На осуществление этой операции уходило несколько минут, и вывоз системы на дорогу тоже исчислялся минутами. Продуманная, и тщательно подготовленная операция сказывалась на времени, и это позволяло избегать возможного огневого противодействия противника. Приказом командующего войсками фронта предлагалось НАЧАРТУ 42-й армии прикрыть огнём нашей артиллерии возможный огневой налёт противника в район расположения батареи «Б». Взамен каждой увезенной системы ставился макет, т.к. все орудия батареи были пристреляны противником, и одновременно являлись для него прекрасными ориентирами, резко выделяясь на открытой местности. Макеты необходимо было ставить для того, чтобы обеспечить скрытность операции, которая проводилась этапами. Эвакуированный объект, поданный на дорогу, забирался заранее подготовленной 10-тонной машиной и доставлялся на завод «Большевик». Десятитонные машины, перевозящие артсистемы, имели специально оборудованные лебёдки, которые работали при помощи мотора машины. Этими лебёдками по заранее подготовленным брусьям и козлам, представляющим наклонную плоскость, система втягивалась по каткам на машину.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вследствие продуманных и тщательно подготовленных работ не было никаких потерь в людях и материальной частях, эвакуация прошла в короткий срок. В результате работ на завод доставлены 10-ть артсистем, 9-ть из которых могут быть восстановлены.

Освобождены для использования по своей специальности 17 человек краснофлотцев и артиллеристов.

Уничтожено 10-ть прекрасных ориентиров, на основании которых противник вёл огонь по переднему краю нашей обороны.

Особая заслуга в выполнении операции принадлежит инженер-майору ЗИППЕРТУ, который, руководя всеми работами по несколько суток без сна и отдыха, добивался четкой организации работ, сохранения людей и материальной части, и быстрейшего выполнения задания командования.

С исключительной самоотверженностью и отвагой работали интендант 3-го ранга КУРОПТЕВ, старший техник-интендант КАРАВАЕВ, и такелажник ПАНТЕЛЕЕВ.

Отлично работали краснофлотцы батареи «Б» во главе с лейтенантом КЛАБУКОВЫМ и красноармейцами сапёрного взвода 54-го ОИБ-а во главе с командиром взвода лейтенантом ЛУШНИКОВЫМ.

Самоотверженно работали по погрузке и вывозке систем шофёры 10-тонных машин ПАНКРАТОВ, АГАФОНОВ, краснофлотец КОНОВАЛОВ, и экипаж тягача «КВ».

Исключительную большую помощь в организации и решении ряда вопросов оказал уполномоченный Верховного совета Ленинградского фронта МОРОЗОВ М.В.

В настоящее время эвакуированные системы ремонтируются на заводе № 232, и в ближайшее время будут отправлены на фронт.

 

Районный инженер УК ВМФ в Ленинграде инженер-капитан 3-нр ранга КОТОВ.

/Личная подпись/

15.09.42г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: