Задачи для самостоятельного решения




КИНЕМАТИКА ЖИДКОСТИ

Примеры решения задач

Пример 1. Поле скоростей задано следующим образом: , , , где . Выяснить, возможно ли такое течение. Если да, то найти вид и направление течения. Определить расход жидкости через отрезок прямой, соединяющий точки с координатами , и , .

Решение. Выясним, возможно ли течение. Это означает, выполняется ли уравнение неразрывности. В дифференциальной форме уравнение неразрывности имеет вид:

, (1)

где ρ – плотность жидкости, t – время.

Так как по условию задачи , то течение плоское (в плоскости ху). Кроме того, в данном случае плотность жидкости постоянная величина (), поэтому . Тогда после вынесения плотности за знак дивергенции и ее сокращения из уравнения (1) получим:

. (2)

Если уравнение (2) будет выполняться для заданного распределения скоростей, то, значит, такое течение существует. Проверим это.

Уравнение (2) эквивалентно следующему:

(3)

или для конкретного распределения скоростей:

,

.

Следовательно, течение существует.

Найдем вид течения. Для этого запишем уравнение линий тока:

(4)

Подставляя в (4) значения скоростей , , , получим следующее дифференциальное уравнение:

, (5)

Проинтегрировав (5), получаем решение в виде:

, (6)

С – константа интегрирования.

Функция (6) представляет собой гиперболу. Это означает, что линиями тока рассматриваемого течения являются гиперболы, лежащие в Ι-ой и ΙΙΙ-ей четвертях координатной сетки (рис. 1).

Вектор скорости в данной точке в данный момент времени направлен по касательной к линии тока. Для некоторой точки а, лежащей в Ι-ой четверти и имеющей положительные координаты (, ), составляющие скорости , , поэтому вектор скорости направлен, как показано на рис. 1, и течение в Ι-ой четверти происходит по гиперболам вниз. Аналогичные рассуждения для произвольной точки в ΙΙΙ-ей четверти позволяют выяснить, что в ней течение происходит по гиперболам вверх.

Далее определим расход через отрезок прямой, соединяющей точки с координатами , и , .

Расход жидкости между двумя линиями тока (рис. 2) равен разности значений функций тока на этих линиях. Полагая размер потока в направлении нормали к плоскости чертежа равным единице, имеем:

(7)

В нашем случае роль кривой АВ выполняет отрезок прямой между точками с координатами , и , .

Тогда из (7) имеем:

.

Вычислив интегралы, окончательно получаем:

.

 

 

Пример 2. Для условия примера 1, выяснить, является ли течение безвихревым. Если оно безвихревое, то найти выражение для потенциала скорости, если вихревое – определить вектор-вихрь .

Решение. Течение является вихревым, если существует хотя бы одна составляющая вектора угловой скорости вращения частиц жидкости. Найдем эти составляющие:

,

,

.

Поскольку все составляющие вектора равны нулю, то течение безвихревое, т.е. потенциальное.

Найдем потенциал скорости:

. (1)

Потенциал скорости и скорость связаны соотношением:

. (2)

В свою очередь

(3)

и . (4)

Приравняв (3) и (4) согласно (2) и сравнив члены при , и , имеем:

, , .

Тогда окончательно из (1) получим следующее выражение для потенциала скорости:

.

 

Задачи для самостоятельного решения

Задача №1. Получить уравнение линий тока для течения жидкости, поле скоростей которого определено следующим образом: ux = – ay, uy = , uz =0, где a= const>0. Определить направление течения.

 

Задача №2. Жидкость движется вдоль плоской стенки так, что скорости жидких частиц пропорциональны расстоянию y от стенки: ux = ay, uy = uz =0, где a= const>0. Потенциален ли поток? Если да, то найти потенциал скорости. Если нет – найти поле вихрей.

 

Задача №3. Можно ли функцию принять за потенциал скорости некоторого потока жидкости при a>0? Если да, то найти вид этого течения и функцию тока. Определить расход жидкости через отрезок прямой, соединяющей точки (0,0) и (1,1).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: