Общая характеристика курса




Рабочая программа кружка по формированию каллиграфических навыков «Волшебные пальчики»

Для учащихся 1 классов общеобразовательных школ.

Пояснительная записка.

 

Для детей 6-7 лет характерна слаборазвитая мускулатура

пальцев рук, координация движений. Данные занятия проводятся с целью

подготовить руку ребёнка к письму, а также дать детям первоначальные

гигиенические навыки, способствовать развитию внимания, памяти,

мышления, речи, познавательных и творческих способностей и эстетического

вкуса, обогащению словарного запаса.

На каждом занятии дети учатся анализировать и планировать свою работу,

искать пути рационального решения задачи, контролировать свои действия.

Целенаправленные движения кисти рук и пальцев во время рисования,

штриховки, обводке по контуру, по точкам и т.д. способствуют развитию

точных движений, их координации и пространственным ощущениям

Первостепенное значение имеют подробные объяснения учителя: как

следует сидеть при письме, в каком положении должна находиться тетрадь

на столе, как правильно держать ручку, какими движениями надо

пользоваться при письме. Причём ребёнок должен знать, почему к нему

предъявляют такие требования.

Большую роль играет и выбор ручки. Она должна быть облегчённой,

ровной в месте захвата, с горизонтальными гранями или вовсе без них, с

чётко выраженным контуром, ниже которого пальцы не должны опускаться.

Сам кончик стержня должен быть острым и удлинённым.

Данные занятия помогут ребёнку подготовиться к обучению письму в

школе, дадут возможность овладеть гигиеническими навыками, которые, в

свою очередь, позволят преодолеть ряд трудностей, обязательно

встречающихся на первых этапах обучения в школе и создающих для него

дискомфорт.

Общая характеристика курса

Специфика данного занятия заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение каллиграфии сочетается с первоначальными знаниями и умениями получаемыми учащимися при изучении родного языка, а именно письма. Собственно обучение каллиграфии предполагает работу по совершенствованию навыка письма, развитию восприятия печатного и письменного текста, формированию самостоятельности.

Данный курс рассчитан для обучающихся первых классов (дополнительное образование), 1 час в неделю, 36 часа в год.

 

Аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются школьниками. Нечеткое написание букв неизбежно приводит к ошибкам; привычка к неаккуратному письму снижает уровень запоминания. Неаккуратное написание приводит к ошибке в тех случаях, когда нет орфограммы и ошибка. Казалось бы, не вызывается языковыми причинами: пропуск букв - «мшина» вместо «машина»; замена букв - «золопой» вместо «золотой и т. д.. Кроме того в начальных классах часты ошибки в начертании букв: вместо — ш — и (две палочки с загибом вместо трех), вместо д — а и т. п.

Занятия каллиграфией приучают школьников писать с максимальным вниманием к графической стороне письма, заботится об аккуратности, разборчивости, писать не спеша, сосредоточенно. Для формирования навыка красивого письма введено занятие «Волшебные пальчики».

Учителю необходимо на начальном этапе обучения каллиграфии отработать у детей навык положения ручки в руке при письме. Расстояние от кончика указательного пальца до шарика — 1,5 — 2 см. Учитель должен проверить, насколько свободно ребенок держит ручку в руке, так как закрепится неправильная привычка, держать ручку четырьмя пальцами в кулаке. При письме букв в тетради активно участвуют мелкие мышцы пальцев, кисти, а также для продвижения вдоль строки - поворот кисти и предплечья. Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Списывание учащимися с готового образца - прописей, образца учителя на доске или в тетради. Прием основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма. Копировальный способ.

Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений. Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец. Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами. Можно анализировать формы буквы, раскладывать ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Письмо под счет, или в такт счету способствует выработке плавного, ритмичного письма в определенном темпе.

С первого класса необходимо ввести правила посадки, положения тетради, а потом уже правила письма. Анализ элементов при письме должен быть подчинен закономерностям этого момента. Так как важным является формирование графического навыка.

Ритм движения, процесса письма запечатлевается в самом результате письма. Когда все элементы букв равноудалены, имеют одну высоту, одинаково наклонены, то такое письмо производит впечатление ритмического узора. Ритм пишущего напрямую зависит от скорости письма. Возможность увеличения скорости письма зависит от способности совершать легкие, свободные движения, что можно характеризовать как плавность письма. Чтобы развивать большую свободу и гибкость движения пальцев и кисти при письме, обычно проводятся упражнения в виде росчерков, петель, соединений и прочее. Их можно проводить как письмо в воздухе по написанному на доске, плакате, требуя от детей "писать" то пальцами, то кистью, в зависимости от предлагаемого рисунка, его размера, по мере развития руки, воспроизводить письменно.

 

Календарно-тематическое планирование кружка по формированию каллиграфических навыков «Волшебные пальчики».

Номер занятия Дата Тема занятия
    Правила письма. Верхняя и нижняя рабочие строки. Линии прямые, вертикальные, наклонные. Обведение по контуру.
    Обведение по контуру. Разные виды штриховки. Письмо овалов. Обведение по контуру. Штриховка.
    Письмо наклонных линий и овалов. Письмо наклонных линий с петлей внизу и вверху. Письмо наклонных линий с петлей внизу и вверху. Обведение по контуру. Штриховка овалами и наклонными линиями.
    Написание е-образных элементов (петли большие и маленькие). Письмо элементов букв и, г (прямая с закруглением вверху и внизу). Повторение основных графических элементов. Штриховка е-образными элементами.
    Письмо прямых линий закруглением вверху и внизу. Письмо прямых и наклонных линий.
    Строчные буквы и, г. Штриховка изученными элементами. Строчные буквы п, р, т.
    Строчные буквы о, а. Упражнение в письме слогов с изученными буквами.
    Строчная и заглавная буква с, С.
    Обведение рисунка по контуру. Штриховка строчными буквами а и о.
    Упражнение в написании заглавной буквы А.
    Упражнение в написании заглавных букв О, Ю.
    Упражнение в написании заглавной буквы И, изученных букв и слогов.
    Упражнение в написании строчных букв н, к, ы.
    Заглавные буквы Г, Т, П, Р. Упражнение в написании имен собственных.
    Строчные и заглавные буквы н, Н, к,К. Штриховка элементами букв.
    Строчная и заглавная буква у, У. Упражнение в написании слогов с изученными буквами.
    Строчная и заглавная буквы л, м, Л, М.
    Строчные и заглавные буквы х, Х, Э,э. Упражнение в написании слогов и слов с изученными буквами.
    Строчные и заглавные буквы ш, Ш, щ, Щ. Обведение по контуру, штриховка элементами букв.
    Строчные и заглавные буквы е, Е, ё, Ё. Упражнение в письме букв под диктовку.
    Строчные буквы в, б, д, з. Их сходство и различие в написании.
    Заглавные буквы В, Б. Обведение по контуру. Штриховка.
    Заглавная буква З. Написание слогов с буквой з. Письмо по памяти.
    Строчная и заглавная буква я, Я. Написание слогов с буквой я.
    Строчная и заглавная буква ж, Ж. Упражнение в написании слов с буквой ж.
    Заглавная буква Д. Обведение по контуру, штриховка элементами строчной буквы д.
    Моя самая красивая буква. Творческая работа.
    Что узнали, чему научились. Каллиграфическое письмо. Подведение итогов. Выставка работ учащихся «Волшебные пальчики».

 

Ожидаемые результаты

Эта программа предполагает:

• развитие мелкой моторики рук;

• развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости

рук;

• коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;

• формирование и развитие фонематического восприятия у детей с

нарушениями речи;

• развитие умения действовать по словесным инструкциям педагога,

соразмеряя индивидуальный темп выполнения задания, и умение

самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи,

контролировать собственные действия;

• совершенствование движений рук;

• развитие психических процессов.

 

В конце учебного года обучающиеся должны уметь (предметные ууд):

 

 свободно владеть ручкой, карандашом;

 ориентироваться в тетради в линию и клетку;

 уметь копировать, аккуратно обводить по контуру, закрашивать и заштриховывать простейшие рисунки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: