Основные факторы и принципы формирования региональной транспортно-логистической системы




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Воронежский филиал

Кафедра Управления социально-экономическими системами и бизнес-процессами

 

 

ОТЧЕТ

ПО ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

 

Студента 1 курса группы МУПд-316

по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент»

магистерская программа Управление проектами

Балбашов Олег Александрович

(Ф.И.О.)

 

Сроки прохождения с ____________ по _____________

 

Объект практики _________________________________

 

Руководитель практики Тайдаев Руслан Мунапович

 

 

Воронеж 2017


ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Магистранта __1_ курса, группы МУПд

Направление, магистерская программа Управление проектами

Степанова Дениса Сергеевича

Место прохождения практики Воронежский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

Сроки практики: с ______________ по ________________ 2015 г.

Руководитель практики доцент кафедры менеджмента и управления организацией, к.э.н., Н.В. Голикова

Месяц и число Содержание проведенной работы Результат работы Оценки, замечания и предложения по работе
  Изучение возможности создания в Воронежской области региональной транспортно-логистической системы (ВРТЛС) Раздел в Отчете о практике  
  Оценка степени изученности исследуемой проблемы в тематической научной литературе и научных статьях Список литературы  
  Систематизация основные подходов к теоретическому осмыслению проблематики исследования и раскрыть их содержание Основные подходы к решению проблемы  
  Анализ содержания теоретически и практически не решенных и дискуссионных проблем, по-разному освещенных в научной литературе и научных статьях Анализ статей по проблеме  
  Анализ основных понятий и категорий, относящиеся к проблематике исследования Анализ понятий  
  Охарактеризовать цели и задачи, необходимость реализации которых обусловила создание и функционирование ВРТЛС. Раздел в Отчете о практике  
  перечень и содержание функций ВРТЛС Раздел в Отчете о практике  
  разработка альтернатив решения задачи и их сравнительная характеристика Раздел в Отчете о практике  
  социально-экономическое обоснованное решение о выборе оптимальной альтернативы создания ВРТЛС Раздел в Отчете о практике  
  Выводы и основные направления решения проблемы Раздел в Отчете о практике  
       

 

Магистрант_________________________________________________(подпись, дата)

 

Подпись руководителя практики_________________________________(подпись, дата)


 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
ПРАКТИКИ

Магистранта __1___ курса, группы, форма обучения, направление, магистерская программа Государственная политика и управление Управление проектами

Ф.И.О. _Степанов Денис Сергеевич

Руководитель практики: к.э.н., доц. Голикова Наталья Владимировна

1. Сроки прохождения практики:

2. Место прохождения: Воронежский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

3. План практики:

 

№ этапа Мероприятие Сроки выполнения Форма отчётности
  Изучение возможности создания в Воронежской области региональной транспортно-логистической системы (ВРТЛС) на основе мультимодального центра   Раздел 1 Отчета о практике
  Оценка степени изученности исследуемой проблемы в тематической научной литературе и научных статьях   Раздел 1 Отчета о практике
  Систематизация основные подходов к теоретическому осмыслению проблематики исследования и раскрыть их содержание   Раздел 1 Отчета о практике
  Анализ содержания теоретически и практически не решенных и дискуссионных проблем, по-разному освещенных в научной литературе и научных статьях   Раздел 1 Отчета о практике
  Анализ основных понятий и категорий, относящиеся к проблематике исследования   Раздел 1 Отчета о практике
  Охарактеризовать цели и задачи, необходимость реализации которых обусловила создание и функционирование ВРТЛС.   Раздел 2 Отчета о практике
  перечень и содержание функций ВРТЛС   Раздел 2 Отчета о практике
  разработка альтернатив решения задачи и их сравнительная характеристика   Раздел 3 Отчета о практике
  социально-экономическое обоснованное решение о выборе оптимальной альтернативы создания ВРТЛС   Раздел 3 Отчета о практике
  Выводы и основные направления решения проблемы   Заключение Отчета о практике

 

Подпись магистранта ________________________

 

Подпись руководителя практики _________________________


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

НА ПРОХОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ

 

№ п/п Формулировка задания Содержание задания, время исполнения
I Цель: Изучение возможности создания в Воронежской области региональной транспортно-логистической системы (ВРТЛС) на основе мультимодального центра
II Содержание практики 1. Изучить оценить степень изученности исследуемой проблемы в тематической научной литературе и научных статьях
систематизировать основные подходы к теоретическому осмыслению проблематики исследования и раскрыть их содержание
перечислить и раскрыть содержание теоретически и практически не решенных и дискуссионных проблем, по-разному освещенных в научной литературе и научных статьях
основные понятия и категории, относящиеся к проблематике исследования
2. Практически выполнить: систематизацию основных подходов к теоретическому осмыслению проблематики исследования и раскрыть их содержание
Систематизировать теоретически и практически не решенные и дискуссионные проблемы, по-разному освещенные в научной литературе и научных статьях
провести анализ основных понятий и категорий, относящихся к проблематике исследования
3. Ознакомиться С научной литературой и научными статьями по проблеме создания ВРТЛС
С фактически построенными логистическими распределительными центрами
III Дополнительное задание Провести анализ перспектив транспортно-логистического развития Воронежской области
IV Организационно-методические указания Изучить структуру транспортно-логистического кластера Воронежской области

 

Задание выдал: _______________________________________________________

Ф.И.О. подпись

"____" ____________ 2015 г.

 

Задание получил: _____________________________________________________

Ф.И.О. подпись

"____" ____________ 2015 г.

 

Введение

Целями практики по получению первичных профессиональных умений и навыков является приобретение опыта научно-исследовательской деятельности посредством самостоятельного выполнения исследовательской и научной работы, включая освоение методов поиска источников информации о предмете исследований, систематизацию, осмысление и преобразование собранных данных, реализацию необходимых способов обработки данных, представление результатов научной работы.

Основными задачами практики по получению первичных профессиональных умений и навыков являются:

- развитие умений организовать свой научный труд, порождать новые идеи, находить подходы к их реализации;

- формирование способностей к самосовершенствованию, расширению границ своих научных и профессионально-практических познаний, использованию методов и средств познания, различных форм и методов обучения и самоконтроля, новых образовательных технологий для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня;

- развитие способности к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях;

- овладение методами и специализированными средствами для аналитической работы в научных исследованиях;

- овладение знаниями о видах, структуре, организации, основных методах ведения научно-исследовательской работы.

Актуальность темы исследования. Развитие конкурентной среды и тенденция к глобализации мировой экономики привели к формированию интегрированной логистики, позволяющей объединить усилия предприятия и его логистических партнеров, в сквозном управлении материальными и сопутствующими потоками в цепи «закупки - производство - распределение - продажи - сервис». Важным фактором экономического роста стало формирование макрологистических систем, которые охватывают отдельные сферы предпринимательства, регионы и страны. Существующий опыт использования логистических систем в промышленно развитых странах позволяет сделать вывод, что транспортные расходы при этом сокращаются на 7 – 20 %, расходы на хранение и грузопереработку продукции уменьшаются на 15 - 30 %, а общие логистические издержки - на 12 - 35 %. Оборачиваемость оборотного капитала ускоряется на 20 – 40 %, а запасы материальных ресурсов и готовой продукции снижаются на 50 – 200 %.

Вхождению России в мировое сообщество в качестве равноправного партнера будет способствовать интеграция региональных транспортно-логистических систем (РТЛС) с федеральной и международной транспортно-логистическими системами грузо- и товародвижения. Огромная территория России, с большим разнообразием природных, климатических, географических и экономических условий, специализация производства в регионах приводят к тому, что одним из эффективных путей социального и экономического развития регионов становится формирование РТЛС.

Учитывая роль и место Воронежской области в социально-экономическом развитии Центрально-Черноземного региона, Центрального Федерального округа (ЦФО) и России в целом, особую актуальность, приобретает проблема формирования транспортно-логистической системы Воронежской области.

Степень разработанности проблемы. Различные научно-методические и практические аспекты логистики рассмотрены в работах многих зарубежных и отечественных ученых и специалистов. Труды А.У. Альбекова, Н.В.Афанасьева, Д. Бауэрсока, А.Г. Белоусова, М.П. Гордона, А.М. Гаджинского, В.В. Дыбской, М.Е. Залмановой, Л.Б.Зеленцова, Е.К. Ивакина, К.В. Инютиной, А.А. Кизима, Д.Д. Костоглодова, Д. Клосса, Е.И. Макарова, Л.Б. Миротина, Ю.М. Неруша, Д.Т. Новикова, О.А Новикова, Т.А. Прокофьевой, Б.К. Плоткина, В.И. Сергеева, А.И. Семененко, А.А. Смехова, В.Н. Стаханова, Д.В. Стаханова, И.В. Терениной, А.Н. Тяпухина, С.Н. Тамбовцева, Р.В. Шеховцова, В.В. Щербакова и других авторов внесли большой вклад в развитие теории и практики логистики [1,2,4,5,6,7,8,9,10].

Проблемы управления транспортом исследовали многие ученые, среди них можно перечислить следующих: Н.А. Атрохова, В.М. Бобкову, С.Г. Бычкову, А.В. Вельможина, В.В. Гасилова, О.В. Гончарук, Я.В. Григорьеву, И.И. Заметалина, В.В. Зырянова, А.Х. Касимова, А.Б. Мальцева, Л.Б. Миротина, Р.А. Миянова, С.М. Мочалина, В.П. Николаева, В.И. Николина, В.А. Персианова, С.М. Резер, О.Г. Солнцеву, О.А. Элтухова [11,12,13,14,15,16,23,]. В работах перечисленных ученых в основном затрагивались проблемы управления транспортными потоками, парком грузового автотранспорта, вопросы применения экономико-математического моделирования в управлении автотранспортом, но проблемы использования логистики для организации и регулирования потоковых процессов региона изучались недостаточно углубленно.

Остается нерешенным целый комплекс задач, связанных с методологией формирования мезологистических систем и оптимизацией их организационной структуры с учетом специфики региона, находящегося на пересечении международных транспортных коридоров (МТК).

Целью исследования является развитие теоретических основ и разработка методических рекомендаций по формированию и оценке эффективности транспортно-логистической системы региона, находящегося на пересечении международных транспортных коридоров.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Исследовать состояние, тенденции и перспективы социально-экономического развития Воронежской области.

2. Выявить и актуализировать проблемы функционирования и дальнейшего развития транспортно-логистического комплекса Воронежской области.

3. Обосновать и классифицировать основные факторы и методологические принципы формирования транспортно-логистической системы региона, находящегося на пересечении международных транспортных коридоров.

4. Разработать методику формирования структуры региональной транспортно-логистической системы и основ экономического взаимодействия участников логистического процесса в транзитном регионе.

5. Основываясь на методах системного подхода, разработать последовательность основных этапов решения задачи синтеза транспортно-логистической системы транзитного региона.

Объектом исследования является транспортно-логистическая инфраструктура и совокупность грузопотоков на уровне региона.

Предметом исследования являются организационные и экономические отношения, которые возникают в процессе формирования и функционирования региональной транспортно-логистической системы.

Теоретико-методологической основой исследования являются научно-теоретические и практические разработки отечественных и зарубежных ученых в области логистики и региональной экономики.

Информационно-эмпирическая база исследования: законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Воронежской области, постановления Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, данные Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, публикации в периодической печати по исследуемой проблеме, материалы международных, региональных и межвузовских научно-практических конференций, а также материалы, размещенные в сети Интернет.

Методологическая база исследования: совокупность методов научного поиска: экспертных оценок, экономико-математических, экономико-статистических, расчетно-аналитических, абстрактно-логических и других. Репрезентативность, доказательность и обоснованность результатов диссертационного исследования достигается за счет использования методов системного анализа, математической статистики и экономико-математического моделирования.

Научная новизна исследования будет заключаться в разработке методических подходов к решению проблемы формирования региональной транспортно-логистической системы применительно к условиям Воронежской области, находящейся на пересечении международных транспортных коридоров, и оценке эффективности ее функционирования, и состоит в следующем.

Теоретическая значимость результатов исследования будет заключаться в дальнейшем развитии методологии проектирования, функционирования и определении критериев оценки логистических систем на мезо- и макроуровне.

Практическая значимость результатов исследования будет заключаться в разработке методики и возможности ее использования региональными и муниципальными органами власти при принятии решений по развитию транспортной и складской инфраструктуры соответствующего уровня.

Материалы исследования могут быть использованы в высших учебных заведениях в процессе преподавания соответствующих дисциплин, а также в научной и проектной работе в качестве научно-исследовательского материала и информационного источника при изучении проблемы формирования региональной транспортно-логистической системы.

Раздел 1 (теоретико-методологический) посвящен обоснованию методологии и методики исследования.

Логистика как наука и интегральный инструмент управления сформировалась на Западе, причем проявление концепции логистики в 80-х гг. XX в. предопределилось:

· необходимостью удовлетворения элитарных потребностей физических и юридических лиц;

· изменением методов конкуренции на международном и региональном рынках;

· целесообразностью объединения усилий хозяйствующих субъектов для качественного удовлетворения потребностей рынка;

· ориентацией на оптимизацию бизнес-процессов, начиная от фазы добычи сырья и завершая фазой потребления продукции и услуг.

Логистика в России является сравнительно молодой наукой, поэтому многие вопросы, относящиеся к понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются. На сегодняшний день, в отечественной литературе, насчитывается свыше трех десятков различных определений логистики.

Ученые и специалисты, такие как Б.А. Аникин, М.П. Гордон, М.Е. Залманова, Б.К. Плоткин, А.Н. Родников, В.И. Сергеев, определяют логистику как науку, а Н.В. Афанасьева, рассматривают ее как концепцию управления, существует и третья точка зрения, что логистика – это процесс, ее придерживаются – О.А. Новиков, А.И. Семененко, А.А. Смехов. При этом в определениях подчеркивается либо функциональный, либо управленческий аспект логистики [22,23,24,25,26,27,28,30,31,32 и др.]. С учетом выделенных особенностей, типовые определения логистики приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

Определения логистики

Аспект логистики Логистика как наука Логистика как концепция управления объектом Логистика как процесс
  Функциональный Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации Логистика - концепция прогнозирования, основанная на достижении высокого уровня надежности управления процессами доставки, и поэтому осуществление этой концепции обеспечивает бизнесменам относительную стабильность их деятельности в условиях неопределенности рыночной среды Логистика - процесс планирования, реализации, контроля затрат, перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиента
  Управленческий Логистика - наука об управлении процессами концентрации, распределения и движения материальных, сервисных, информационных и финансовых потоков и оптимизации параметров данных потоков в микро- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей Логистика - концепция управления предприятиями, организациями и их объединениями, основанная на рациональном использовании систем концентрации/распределения ресурсов, изготовления и доведения готовой продукции и услуг до конечного потребителя в соответствии с его интересами Логистика - процесс управления производством, движением и хранением материалов, изделий и товаров, а также сопутствующих им информационных потоков посредством организации каналов товародвижения, так что текущие и будущие затраты минимизируются при условии высокоэффективного (надежного) выполнения и доставки заказов

 

Наиболее полное понятие «логистика» дано в работе А.Н. Родникова «Логистика» (Logistics) - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего [23].

Предметом изучения, исследований и изысканий теории логистики, является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых и информационных потоков [26].

Функционирование российской экономики в условиях рынка крайне актуализировало проблему оптимизации хозяйственных связей. Необходимо признать, что выход ее из кризиса и дальнейшее развитие рыночных отношений, требует не только глубоких сдвигов в материально-технической базе. Не менее важно создать новую систему связей производства со смежными звеньями. В настоящее время из-за несовершенной системы грузодвижения, в которой сферы производства, обращения и потребления действуют изолированно, отрасли национальной экономики несут существенные потери в виде упущенной выгоды. Между тем рационализация грузопотоков имеет большие резервы высвобождения материальных и трудовых ресурсов, снижения стоимости продукции и услуг [27]. Эти резервы в значительной мере реализуются во многих странах.

Переход от «рынка продавцов» к «рынку покупателей» привел к существенным изменениям стратегии производства и системы грузодвижения. Если раньше решение о выпуске продукции предшествовало разработке сбытовой политики, что фактически предполагало «подстраивание» организации сбыта под производство, то в условиях рынка, формирование производственных программ происходит в зависимости от объемов и структуры рыночного спроса. Что в свою очередь, потребовало от предприятий - изготовителей продукции, соответственно реагировать на новые условия. Это должно найти отражение в повышении качества обслуживания и, прежде всего, в сокращении времени выполнения заказов и безусловного соблюдения согласованного графика поставок. Фактор времени, наряду с ценой и качеством продукции (работ, услуг), стал определять успех деятельности предприятия на современном рынке. И это не случайно, ведь большая часть времени движения товара от первичного источника сырья до конечного потребителя, приходится на прохождение его по различным каналам материально-технического обеспечения и, главным образом, на хранение.

Раздел 2

Основные факторы и принципы формирования региональной транспортно-логистической системы

 

Развитие транспортной системы России, является одним из необходимых условий дальнейшей структурной перестройки экономики, повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировых рынках и интеграции страны в динамично изменяющуюся систему международных отношений.

Последние годы характеризуются все возрастающим интересом со стороны органов государственного управления, специалистов и представителей транспортного бизнеса, к вопросам практического использования логистических подходов к развитию отечественной транспортной системы, созданию благоприятной среды для осуществления внешнеторговой деятельности, повышению конкурентоспособности субъектов транспортного рынка. Сегодня, востребованность в формировании транспортно-логистическиих систем на уровне отдельных сфер предпринимательства, регионов и страны в целом, становится очевидна.

Учитывая роль и место Воронежской области в социально-экономическом развитии Центрально-Черноземного региона, ЦФО и России в целом, особую актуальность, приобретает проблема формирования транспортно-логистической системы Воронежской области.

Для обеспечения функционирования и дальнейшего развития, необходимо обосновать основные предпосылки формирования Воронежской региональной транспортно-логистической системы (ВРТЛС).

Одним из главных факторов способствующих формированию в регионе транспортно-логистической системы, является выгодное транспортно-географическое положение.

Воронежская область – не только один из крупнейших субъектов ЦФО граничащий с семью областями России, но и приграничная территория с Украиной. С юга область граничит с одной из самых перспективных формирующихся в России агломераций «Ростов-на-Дону - южные порты». Взаимодействие с Украиной, будет стимулировать развитие приграничных районов Воронежской области.

Транспортно-географическое положение Воронежской области уникально. В широтном и меридиональном направлении ее пересекают международные транспортные коридоры «Север – Юг» и «Запад – Восток», которые в перспективе позволят экономике области наиболее полно интегрироваться в общероссийское и мировое экономическое пространство.

Целью развития МТК на территории России, является обеспечение условий для повышения надежности и эффективности внешнеторговых перевозок, вовлечения дополнительных транзитных грузопотоков на транспортные коммуникации, создания условий для ускоренного развития отдельных регионов, расположенных в зоне тяготения к трассам МТК и т.д.

МТК имеют большое значение для каждого региона. Прямыми базовыми функциями МТК являются обслуживание экспортно-импортных перевозок, а также обеспечение международного транзита. Основные грузопотоки внешнеторговых и транзитных перевозок, концентрируются по направлениям «Север – Юг» и «Запад – Восток», и совпадают с главными направлениями перевозок в межрегиональном сообщении внутри России, в районе тяготения которых, сосредоточено около двух третей населения и промышленного потенциала страны [24]. Использование транзитного потенциала стимулирует техническое обновление транспорта и развитие транспортной инфраструктуры, приток иностранных инвестиций, пополнение бюджетов транзитных регионов и создание новых рабочих мест. Исходя из тех экономических выгод, которые дает обслуживание международного транзита, многие регионы борются за то, чтобы МТК проходили по их территориям. Вместе с тем, реализация соответствующих проектов, в обозримой перспективе, будет идти в условиях формирования альтернативных коридоров и усиления конкуренции за транзит.

Выгодное транспортно-географическое положение области, позволяет получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям. Отсутствие современной транспорно-логистической системы Воронежской области, тормозит ее развитие и развитие страны, не позволяя в полной мере использовать ее потенциал транспортно-географического положения.

Для региона характерна высокая плотность транспортного сообщения, осуществление перевозок различными видами транспорта. Через Воронежскую область проходят крупные автомагистрали: М4 «Дон» (Е115); М6 «Каспий» (Е119); А144 (Е38); 1Р193.

На территории области пересекаются важнейшие железнодорожные линии с севера на юг и с запада на восток, через крупнейшие железнодорожные узлы: Лискинский, Воронежский и Поворинский. На территории области действует международный аэропорт «Воронеж» и речной порт Лискинский. За счёт удобных транспортных артерий региона, можно существенно расширить зону обслуживания, путём формирования центра объединённых грузопотоков в Воронежской области.

Одновременно необходимо отметить, что недостаточное развитие транспортной системы, существенно ограничивает рост экономики Воронежской области. Сегодняшние объемные и качественные характеристики транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют эффективно и в полной мере решать задачи развивающейся экономики. Все это требует существенной перестройки существующей транспортной системы области.

В сфере обращения экономики региона, функционирует большая группа предприятий - логистических посредников, выполняющих те или иные логистические функции. Наряду с транспортной инфраструктурой, складской сетью и предприятиями различных отраслей экономики региона, они образуют тот фундамент, который необходим для построения современной РТЛС.

Выбор направлений развития транспортной системы, базируется на проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу, на законодательных и иных нормативно-правовых актах, а также на широком перечне документов, которые определяют перспективные направления развития общества и экономики Российской Федерации, ее регионов, транспортной системы страны в целом и отдельных видов транспорта, международной транспортной интеграции и т.д. [9,24,32].

Предлагаемая к формированию ВРТЛС, строится не на отрицании существующего инфраструктурного потенциала и системы сформировавшихся хозяйственных связей, а на их адаптации к новым социально-экономическим и административно-политическим условиям в регионе.

Необходимо отметить, что существует несколько типов грузопотоков, проходящих через экономическое пространство Воронежской области:

· транзитные грузопотоки, формируемые вне региона (за пределами РФ) и затем перемещаемые через его территорию, проходящие через отдельные звенья РТЛС, выполняющие различные сервисные услуги или операции физического распределения;

· транзитные межрегиональные грузопотоки, формируемые вне региона (в других регионах РФ) и затем перемещаемые через его территорию;

· импортно-экспортные грузопотоки. В одном случае - это импортные грузопотоки, пребывающие в адрес промышленных, сельскохозяйственных, торговых и других предприятий Воронежской области из других стран – деловых партнеров, или же транзитные импортные грузопотоки, пересекающие территорию Воронежской области и предназначенные для российских потребителей других регионов. В другом случае - это экспортные грузопотоки, направляемые в другие страны производителями Воронежской области, или же транзитные экспортные грузопотоки, перевозимые из других регионов в зарубежные страны, через транспортное пространство Воронежской области;

· межрегиональные грузопотоки. В одном случае - это грузопотоки, пребывающие в данный регион из других регионов РФ. В другом случае - это грузопотоки, формируемые внутри региона и направляемые в другие регионы РФ;

· внутрирегиональные грузопотоки, формируемые внутри региона. Звенья РТЛС, в данном случае, представляют собой хозяйствующие на данной территории субъекты: поставщики материальных ресурсов, производители и потребители продукции, транспортные узлы, терминалы и т.д.

Таким образом, приоритетными направлениями ВРТЛС является обслуживание:

· транзитных грузопотоков следующих по маршруту МТК «Север – Юг» и «Запад – Восток»;

· транзитных грузопотоков, поступающих из городов Москва и Санкт-Петербург, и порта города Новороссийск для потребления в субъектах ЦФО;

По оценкам Министерства экономического развития и торговли РФ, в 2006 - 2009 годах больше половины добавленной стоимости производиться в 13 субъектах РФ с высоким уровнем социально-экономического развития. Около 50% совокупного ВРП этой группы производиться в следующих регионах: г. Москва (36,8% от объема ВРП этой группы в 2007 году), Московская область (7,1%), г. Санкт-Петербург (6,3%) [9].

· транзитных грузопотоков из субъектов ЦФО, в том числе перевозимых морским транспортом из порта города Новороссийск;

· импортно-экспортных грузопотоков из Украины, а в перспективе из Казахстана и Китая, следующих по маршруту МТК «Запад – Восток»: Украина – Курск – Воронеж – Борисоглебск – Саратов – Казахстан – Китай;

 

Раздел 3. Развитие транспортной инфраструктуры

 

В соответствии с предлагаемой к реализации методики формирования и развития ВРТЛС, необходимо создание в городе Воронеже мультимодального транспортно-логистического узла, способного вывести на качественно новый уровень инвестиционную привлекательность региона в целом.

В последние годы актуальность темы конвертировать выгодное транспортно-географическое положение Воронежской области в привлечение федеральных вложений на развитие современной транспортной инфраструктуры, а затем использовать ее в качестве аргумента для вливания иностранных и инорегиональных инвестиций в экономику региона выросла. Совершенствование транспортной системы является предметом пристального внимания высшего руководства страны. Президент Д. Медведев и премьер-министр В. Путин неоднократно называли инфраструктуру в числе стратегических приоритетов. Соперничество двух межгосударственных проектов по модернизации сухопутных транспортных коридоров, соединяющих Европу и Азию (по территории России и в обход нее), повышает инфраструктурное значение Воронежской области как потенциального перевалочного пункта нового «Великого шелкового пути».

Транспортная система Воронежской области базируется на федеральных магистралях – железнодорожных, автомобильных и авиационных. Кроме того, стоит учитывать тот факт, что федеральные магистрали лежат в формате европейских транспортных коридоров. Россия является частью европейского и азиатского пространства и в силу своей геополитической расположенности, связывает основные центры промышленного и энергетического развития, такие как Каспий, Ближний Восток, Черноморье, а также страны тихоокеанского региона. Поэтому развитие мировой транспортно-логистической системы невозможно без участия России и использования её сухопутных транспортных коридоров. Исходя из этого, необходимо рассматривать Воронежскую область как важное звено в общей стратегии развития российской и мировой транспортно-логистической системы. Регион находится практически в центре европейской части страны, на пересечении МТК «Запад – Восток» и «Север – Юг», граничит с Украиной. Именно это является обоснованием экономической целесообразности создания в Воронежской области транспортно-логистической системы, а в городе Воронеже мультимодального транспортно-логистического узла.

Предложенная к реализации методика формирования и развития ВРТЛС, а также мультимодального транспортно-логистического узла, призвана сделать город Воронеж удобным трансфертным пунктом для пассажиров и грузов, с помощью оптимального соединения воздушного сообщения, железнодорожных и автомобильных магистралей. Она предполагает реконструкцию аэропорта «Воронеж», в перспективе – превращение его в хаб, строительство окружной дороги (южного обхода областного центра) с выходом на федеральные трассы М4 («Дон») Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск и А144 Курск - Воронеж до М6 «Каспий», возведение железнодорожного комплекса «Воронеж-3» с вокзалом в районе станций «Придача» и «Отрожка», а также создание транспортно-логистических центров.

Реализация предложенных в исследовании мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры, должна стать отправной точкой для совершенствования всей транспортно-логистической инфрастр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: