Принимаю работы сегодня в течение дня




Принципы обучения

Задание:

Изучить материал.

Составить кластер по данной теме (кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия)

Принимаю работы сегодня в течение дня

Принципы — это исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи.

В принципах обучения или дидактических принципах выражены требования закономерностей процесса обучения, его противоречий и логики.

Дидактические принципы (принципы обучения) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы обучения в соответствии с его общими целями и закономерностями.

В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения; выступая как категории дидактики, они характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Каждый принцип включает в себя правила (требования), раскрывающие отдельные стороны обучения, его конкретные стороны, но ни один принцип не может быть сведен к сумме тех или иных правил.

Под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Правила обучения — это конкретные указания педагогу о том, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации. Они вытекают из принципов обучения и конкретизируют их. Принцип носит характер общей закономерности; правило, вытекая из принципа обучения, отражает действия, используемые в определенной педагогической ситуации. Правило указывает педагогу, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип. Каждое правило определяет характер отдельных шагов в деятельности обучающего, которые ведут к реализации принципа. Оно не обладает силой всеобщности и обязательности и используется в зависимости от конкретной ситуации.

Перечни дидактических принципов у различных авторов разные. Однако некоторые принципы обучения являются общепризнанными: принципы научности, систематичности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, обучения с жизнью, прочности и действенности результатов, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога, сочетание коллективных и индивидуальных форм учебной работы.

Принцип социальной обусловленности, гражданственности обучения отражает социальные аспекты обучения и определяет необходимость соблюдения в процессе обучения требований государства, общества. Этот принцип является главным при приведении содержания обучения в соответствие с образовательной политикой. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего при разработке государственных образовательных стандартов, квалификационных требований, учебных планов, программ и учебников. Принцип социальной обусловленности, гражданственности обучения предъявляет дидактические требования: органически связывать учебный процесс и изучаемый материал с жизнью страны, текущими событиями, региональной и местной спецификой, формировать представления о социальном и политическом укладе России; содержание образования должно определяться с учетом его социальной и личностной значимости для человека, общества, государства; воспитывать у обучающихся качества гражданина, патриота страны, социально ответственной личности, формировать гражданское самосознание; гуманистическая направленность процесса обучения, удовлетворение социальных и личностных потребностей.

Принцип научности обучения определяет необходимость приведения содержания и технологии обучения в соответствие с уровнем развития науки и техники, опытом, накопленным мировой цивилизацией. Данный принцип требует, чтобы обучающимся предлагались для изучения и усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания (объективные научные факты, концепции, теории, учения, законы, закономерности). Требование научности обучения относится не только к отбору содержания учебного материала и организации процесса обучения, но и к методам и формам обучения. Внедрение в практику обучения всего нового, передового, поиск более эффективных путей и способов обучения являются конкретным воплощением принципа научности.

Принцип фундаментальности и практической направленности обучения определяет необходимость систематичности содержания по основным отраслям знаний, оптимального соотношения их теоретичности и практичности, моделирования и экстраполяции этих знаний на реальные ситуации в жизни и деятельности человека. Фундаментальность обучения достигается научностью, полнотой и глубиной знаний, развитием не столько памяти, сколько мышления человека. Она обусловлена характером современных требований к человеку, специалисту, потребностью постоянно пополнять свои знания по мере изменений в жизни и деятельности. Фундаментальные знания медленнее устаревают, чем знания конкретные. Изучение фундаментальных теорий должно сочетаться с формированием практических знаний, навыков, умений, обогащением личного опыта, которые делают теоретические знания более основательными и востребованными в повседневной жизни, а не только в учебных ситуациях.

Принцип наглядности является важнейшим организующим положением не только процесса обучения, но и всего педагогического процесса. Принцип наглядности стал оформляться одним из первых в истории педагогики. Еще основатель дидактики Я. А. Коменский отмечал, что успешность обучения зависит от степени привлечения к восприятию органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.

Наглядность в теории обучения понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие, хотя около 80 % сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Принцип наглядности подразумевает использование слуховых, моторных, тактильных, вкусовых и других ощущений. В процессе обучения наглядность применяется очень широко, но осуществляет при этом различные функции: при изучении нового материала средства наглядности являются источником ощущений и восприятий; при повторении средства наглядности помогают воспроизвести в памяти изученный ранее материал, сформировавшиеся представления, расширить и углубить знания; при обучении практическим приемам действий наглядность способствует выработке необходимых умений и навыков.

С помощью наглядности значительно облегчается усвоение знаний, возбуждается интерес к учению, которое делается более доступным и прочным.

При обучении применяются различные виды и средства наглядности:

1) натуральная, или естественная, наглядность (реальные элементы природы, флоры и фауны, человеческого общества; образцы приборов, техники);

2) изобразительная наглядность, которая включает в себя:

а) средства имитации процессов природы, общества, мышления;

б) объемные наглядные пособия — изучаемые образцы техники или же их части в увеличенном или уменьшенном виде, специально изготовленные для показа: макеты, модели, стенды, станки для изучения взаимодействия частей и механизмов, электрифицированные схемы и т. п.;

в) графические наглядные пособия — классные доски, плакаты, карты, схемы, таблицы, чертежи и т. п.; г) аудиовизуальные и мультимедиасредства — кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника, слайды и т. п. Перечисленные виды наглядности дополняются внутренней наглядностью, то есть опорой на прежний опыт обучающихся.

При использовании средств наглядности следует помнить, что наглядные пособия — не самоцель, а средство успешного обучения. Применяя в ходе обучения различные средства наглядности, необходимо руководствоваться следующими дидактическими правилами: не увлекаться использованием большого количества наглядных пособий — это может привести к рассеиванию внимания и затруднению понимания; перед проведением занятия педагог должен предварительно хорошо изучить каждое наглядное пособие, продумать методику и порядок его показа; при использовании на одном занятии нескольких наглядных пособий вывешивать их поочередно, по мере необходимости; вывешивание заранее всех плакатов отвлекает внимание обучаемых и ослабляет их интерес к пособию; при демонстрации наглядного пособия следует использовать несколько замедленный темп объяснения — это способствует лучшему осмыслению содержания пособия; следует добиваться активной практической работы обучающихся с наглядным материалом, макетами, образцами и т. д.; необходимо обеспечить высокий эстетический уровень средств наглядности и их соответствие учебному материалу.

В ходе занятий следует сочетать различные средства наглядности. Благодаря использованию средств наглядности возрастает интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление.

Принцип доступности и высокого уровня трудности обучения требует, чтобы учебный материал, его объем, методы изучения соответствовали интеллектуальным и физическим возможностям обучающихся, чтобы они могли сознательно усвоить необходимые знания, навыки и умения при определенном напряжении своих умственных и физических сил. Слишком усложненное содержание изучаемого материала или объем материала, не соответствующий количеству учебного времени, отведенного на изучение определенной темы или раздела, могут снизить у обучаемых мотивационный настрой на обучение. Недоступность обучения может также обусловливаться физическим напряжением, когда не учитываются возможности учащихся, степень их обученности, натренированности. Как следствие — у обучающихся могут ослабевать волевые усилия и падать работоспособность. Вместе с тем данный принцип не означает, что обучение должно быть предельно элементарным, легким. При значительно упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития интеллектуальной работоспособности, в процессе обучения слабо реализуется его развивающая функция. Важно, чтобы обучение, оставаясь доступным, в то же время требовало определенных усилий.

Чтобы реализовать на практике принцип доступности и высокого уровня обучения, необходимо соблюдать ряд правил: учить, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому; хорошо знать уровень подготовленности обучаемых, степень их умственного и физического развития, состояние здоровья; активно использовать жизненный опыт, знания, умения и навыки обучающихся как основу при изучении нового материала; соблюдать соответствие программного материала количеству времени, отведенного на его изучение; объяснять простым, доступным языком, при объяснении использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие приемы; осуществлять обучение таким образом, чтобы у учащихся появлялось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, достижения, при этом снять тревожность и неуверенность в успехе при решении учебных задач; возникающие субъективные трудности обучения не должны быть результатом недостаточного профессионализма педагога или его неорганизованности; систематически требовать напряженной умственной и физической работы от обучаемых.

В соответствии с этим принципом обучение должно строиться на основе реальных возможностей обучающихся, предупреждения их интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, но одновременно требовать от них определенных усилий.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Соблюдение данного принципа способствует утверждению субъектности обучающихся. Сознательность в обучении предполагает позитивное отношение учащихся к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденности в значимости получаемых знаний. Сознательность придает обучению воспитывающий характер, способствует формированию личностных и профессиональных качеств. Активность в обучении — это интенсивная умственная и практическая деятельность обучаемых, выступающая как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков. Активность должна носить творческий характер.

Сочетание сознательности в овладении знаниями, навыками и умениями с активностью способствует развитию у обучающихся самостоятельности суждений, выводов, правильной оценке ситуаций и успешному применению полученных знаний на практике. Данное сочетание является источником проявления инициативы и творческого отношения в решении возникающих задач. Значение сознательности, активности и самостоятельности современного человека возрастает с каждым годом.

Для реализации принципа следует соблюдать дидактические правила: добиваться четкого понимания обучающимися целей и задач предстоящей деятельности; использовать активные и интенсивные методы обучения; широко использовать наглядность и технические средства обучения; организовывать активную мыслительную, творческую деятельность обучающихся и устранять механическое заучивание, репродуктивную активность; обучать эффективным приемам работы по приобретению зна- ний, навыков и умений, критической оценке результатов учебной работы; формировать навыки самостоятельной работы; использовать соревнование как важное средство активизации учебной (профессиональной) деятельности; поощрять отличников учебы и пропагандировать их опыт.

Принцип систематичности и последовательности направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, навыков, умений, профессионально-важных качеств, их последовательное развитие, совершенствование и на этой основе введение новых знаний, формирование новых навыков и умений. Данный принцип предполагает обучение и усвоение знаний в определенном порядке, строгой системе, соблюдать преемственность. Это относится как к содержанию, так и к процессу обучения. Систематичность и последовательность позволяют прогнозировать темп усвоения того или иного учебного материала, обеспечивают их сопоставимость, позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков по предметам и формированием целостного концептуального видения мира. Прежде всего это обеспечивается системным построением программ и учебников и установлением межпредметных и внутрипредметных связей.

Принцип требует от педагога соблюдения дидактических правил: строгое соблюдение логики учебного процесса в соответствии с учебными планами, программами, расписанием занятий; формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи; системное распределение изучаемого материала по периодам обучения, выделение в изучаемом материале главного; сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения: каждое занятие — это логическое продолжение предыдущего занятия как по содержанию, так и по характеру, способам выполняемой учебно-познавательной деятельности; использование схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логической подачи учебного материала; осуществление межпредметных связей; координация деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их деятельности; учет и оценка знаний с целью контроля выявления качества успеваемости обучаемых и степени усвоения учебного материала.

Принцип прочности в обучении способствует стойкому закреплению знаний, навыков, умений, опыта, личностных и профессиональных качеств, продуктивности и надежности обучения. Прочность знаний, навыков и умений очень важна в дидактическом плане. Чем прочнее знания, навыки и умения у обучающихся, тем быстрее и основательнее они овладевают новым учебным материалом. Данный принцип требует не только долговременного запоминания знаний, но их интериоризацию, усвоение, перевод во внутренний, мыслительный план, а также формирование позитивного отношения и интереса к изучаемому предмету, которые возникают при систематическом повторении структурированного учебного материала и его проверке.

В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению. Прочность усвоения знаний, навыков, умений достигается при соблюдении следующих дидактических правил: использовать разнообразные подходы, формы, методы обучения, поскольку однообразие гасит интерес к учению, снижает усвоение; активизировать мысль обучающихся, ставить вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, установление связей; осуществлять систематическую проверку и оценку знаний, регулярно повторять пройденный материал; делать установку на длительное запоминание с опорой на все виды памяти и способы запоминания; при освоении навыков обеспечивать медленные, безошибочные действия обучаемых при первичном ознакомлении с материалом и операциями, постепенно сокращая сроки их выполнения при соблюдении высокого качества отработки действий; в начальной стадии выработки навыков и умений осуществлять постоянные систематические тренировки при неизменных условиях, а по мере их автоматизации и в изменяющихся условиях.

Принцип коллективизма и индивидуального подхода в обучении, единства группового и индивидуального обучения, рационального сочетания коллективных (групповых) и индивидуальных форм и способов обучения требует от педагога создавать благоприятные условия для успешной активной работы всех обучающихся и в то же время индивидуально подходить к каждому из них с целью успешного обучения и содействия личностному развитию. Этот принцип обусловлен тем, что индивид становится личностью благодаря, с одной стороны, его общению и взаимодействию с другими людьми, а с другой — своему стремлению к обособлению. Наилучшие условия для этого создает учебный коллектив как специфическая форма социальной организации, основанная на общности интересов и отношениях доверия, сотрудничества, взаимной помощи. В коллективе личность развивается и проявляет себя. Коллектив дает возможность каждому учащемуся проявить себя в значимых для него отношениях, изменять свой статус в среде сверстников, проявлять эмоциональную идентификацию и ценностно-ориентационное единство. Коллективизм обеспечивает слаженность, согласованность и четкость действий, сплоченность, готовность помочь друг другу.

Основой формирования коллективизма является организация коллективных действий на занятиях.

В качестве путей индивидуализации обучения выдвигались программированное обучение, его компьютеризация, увеличение времени на самостоятельную работу. Формами индивидуализации обучения являются индивидуализированные творческие учебные задания, индивидуальные консультации и собеседования, самостоятельная учебная работа, оказание индивидуальной помощи обучаемым и др.

Данный принцип воплощается в следующих дидактических правилах: учитывать общие и индивидуальные мнения, настроения, запросы; активизировать общую познавательную и практическую деятельность обучаемых постановкой коллективных учебных задач, организацией соревнования, взаимопомощи и взаимоконтроля; органически сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы в обучении; активно использовать систему соревнования и взаимопомощи; знать и учитывать духовно-нравственные, педагогические, социальные, психологические, физические особенности обучающихся; устанавливать причины низкой успеваемости того или иного учащегося и определять форму индивидуальной помощи каждому из них; давать задания для самостоятельной работы и организовывать проверку с учетом индивидуальных особенностей.

Принцип гуманного, воспитывающего и развивающего характера обучения отражает закономерность единства обучения, воспитания, развития личности в целостном педагогическом процессе. Не может быть обучения вне воспитания и развития. Даже если педагог не ставит специальной цели оказывать воспитывающее воздействие на обучаемых, он их воспитывает через содержание учебного материала, применяемые методы организации познавательной деятельности, своими личностными качествами, отношением.

Этот принцип направлен на разностороннее развитие личности и индивидуальности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных и интеллектуальных качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и форм социального поведения. Воспитывающий и развивающий эффект обучения, его гуманный характер зависит от содержания образования, его разносторонности, социальной и гуманитарной направленности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: