Конспект №17
В XVII веке в России происходили значительные изменения:
· возрастал интерес к окружающему миру, появилась тяга к наукам;
· расширились связи с Западной Европой;
· искусство постепенно освобождалось от канонов;
· расширилась тематика изображений, увеличилось количество светских (исторических) сюжетов;
· в качестве образцов художники стали использовать западноевропейские гравюры.
Ознаменовалось господство двух художественных направлений:
· Годуновская школа (большинство икон было выполнено по заказу царя Бориса Годунова и его родственников.
Тяготение к повествовательности, перегруженности композиций деталями, телесность и материальность фигур, увлеченность архитектурными формами. Ориентация на традиции прошлого, на иконы А.Рублева и Дионисия. Цветовая палитра сдержана. В построении формы большая роль отводится рисунку.
Годуновская школа Строгоновская школа
· Строгановская школа (большинство икон этого стиля связано с заказами купеческого рода Строгановых).
Это искусство иконной миниатюры. Небольшие размеры, мастеров увлекала красота формы, украшение, а не богатство духовного мира. Тщательное, мелкое письмо, мастерство отделки деталей и изощренный рисунок, изысканный орнамент, многоцветный колорит, важной его частью было золото и серебро.
Продолжателями строгановского стиля были мастера Оружейной палаты – это царские мастерские, выполнявшие самые разнообразные заказы: изготовление оружия, знамен, золочение по дереву, резьба и наводка по металлу. В ней работали лучшие мастера своего дела, но писать так, как писали А.Рублев и Дионисий было уже не возможно.
Признанным главой художников Оружейной палаты был
Симон Ушаков – человек разносторонних талантов, теоретик и практик живописи, графики, прикладного искусства. В трактате «Слово к люботщателям иконного писания» Ушаков изложил такие взгляды, которые вели к разрыву со старинной иконописной традиции. Произведения должны были быть подобно зеркалу, отражающему реальность.
1. «Троица» икона
Композиция воспроизводит рублевский образец, с его плавными круговыми ритмами.
Новое:
· сознательно разрушает плоскостность композиции;
· заимствует из европейской живописи приемы прямой перспективы;
· пространство иконы стало глубоким;
· единая плоскость иконы распалась на отдельные планы;
· в фигурах появилась объемность и телесность;
· живопись тщательна и искусна;
· детали реалистичны;
· Ощущение холодности изображения, попытка написать образ «как в жизни» обернулась безжизненностью.
2. «Спас Нерукотворный» икона
2
Ушаков любил писать образ Нерукотворного Спаса. Главная роль в нем отведена человеческому лицу. Крупный масштаб лика Христа позволяло ему продемонстрировать технику светотеневой моделировки, знание анатомии, умение передать материальность: шелковистость волос и бороды, матовость кожи, блеск глаз. Художник полагал, что лаконично объединил элементы реалистической живописи со старинными заветами иконописиния.
В XVII в. русские художники делали первые попытки изображения своих современников. Появился жанр, переходный между иконой и портретом – парсуна (от лат. «персона»).
Ранние парсуны – царя Ивана Грозного, царя Федора Ивановича и князя Михаила Васильевича Скопина – Шуйского – написаны темперными красками на иконных досках. Головы их окружали нимбы, хотя они не были Святыми. Мастера, все же, пытались достичь внешнего сходства с портретируемым.
Парсуна Ивана Грозного Симон Ушаков Парсуна князя М.В. Скопина-Шуйского
Затем некоторые художники Оружейной палаты стали использовать при написании икон технику живописи «по тафтам » (работали не на доске, а на холсте, по которому лики и руки писали масляными красками, а одежды обозначались наклеенными кусочками шёлка. Так художники стремились сделать свои работы более натуральными.
Парсуны конца XVII столетия уже близки к портрету в европейском понимании. Они написаны маслом на холсте, без пользования аппликации, художники обьемно трактуют фигуры, старательно изображают черты лица.
3. Парсуна-портрет боярина Льва Кирилловича Нарышкина
4. Парсуна-портрет воеводы Ивана Власова
3 4
XVII столетие завершает семивековую историю древнерусского искусства. Начинается новый этап развития изобразительного искусства – нерелигиозный, светский, основанный на принципах реалистического изображения.