Менеджмент
Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель.
Функции менеджмента.
1) Функция планирования:
Планирование - это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов.
Планирование - это одно из средств, с помощью которого руководство обеспечивает единственное направление усилий всех членов организации для достижения ее общей цели.
2) Функция организации:
Функция организации - это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами.
3) Функция мотивации:
Функция мотивации — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах.
4) Функция контроля:
Функция контроля — это процесс, обеспечивающий достижение целей организации.
· Первый аспект — установление стандартов.
· Второй аспект – сравнение.
· Третий аспект – коррекция.
Двухфакторная теория Герцберга.
· Факторы, удерживающие на работе (гигиенические факторы) — административная политика компании, условия труда, величина платы, межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчинёнными.
· Факторы, мотивирующие к работе (мотиваторы) — достижения, признание заслуг, ответственность, возможности для карьерного роста.
Гигиенические факторы связаны со средой, в которой выполняется работа. По теории Герцберга, отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводит к неудовлетворённости человека своей работой. Но, если они представлены в достаточном объёме, сами по себе они удовлетворения не вызывают и не способны мотивировать человека к нужным действиям.
Отсутствие мотиваторов, а они связаны с характером и сутью самой работы, не ведет к неудовлетворению людей работой, однако их присутствие в должной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников к нужным действиям и повышению эффективности.
Коммуникации.
Понятие и роль коммуникаций в управлении
Коммуникация может быть определена как процесс обмена и понимания информации между двумя и более людьми с целью мотивирования определенного поведения или влияния на него. Цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации.
Процесс коммуникаций, его элементы и этапы
1. Отправитель, лицо, задумавшее передать информацию (идею, сообщение) или выразить эмоции, чувства.
2. Сообщение, собственно информация, ясно сформулированная мысль, закодированная с помощью символов.
3. Канал, средство передачи информации. С его помощью она направляется к заданному адресату. Каналами могут быть телефонная линия, радиоволна, воздух, передающий устную речь, компьютерные сети, каналы доставки письменной корреспонденции и т. д.
4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Этапами обмена информацией являются следующие:
1) зарождение идеи, сообщения;
2) кодирование и выбор канала. Кодирование – это преобразование передаваемой информации с помощью символов в послание или сигнал, который может быть передан. Формами кодирования выступают речь, текст, рисунок, поступок, жест, улыбка, интонация и т. д.
3) передача – использование канала для доставки сообщения;
4) декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя.
Формы межличностных коммуникаций и их барьеры
Существуют межличностные и организационные формы коммуникаций.
Межличностные коммуникации подразделяют на устные и письменные.
Устные коммуникации выступают в форме обсуждений, беседы, диалога, телефонного звонка, и символом кодирования информации здесь является устное слово, речь и невербальная информация (жест, мимика, выражение лица, улыбка, интонация и другая несловесная информация).
Письменные коммуникации в форме отчета, доклада, письма, докладной записки, представления, приказа и др., где символом кодирования информации выступает письменное слово.
· Неумение слушать является серьезным барьером на этапе принятия сообщения. Чтобы понять сообщение, его надо услышать. Под умением слушать понимают навыки принимать сообщения, четко выделяя содержащиеся в них факты и ощущения, правильно интерпретировать их значения. Только тогда получатель имеет возможность дать адекватный ответ исходному отправителю, т. е. создать обратную связь и замкнуть коммуникативный круг. Умение слушать требует от человека внимания, энергии и опыта.
· Семантические барьеры связаны с разным значением одних и тех же слов, предложений. Это особенно касается резюме, технических и узкопрофессиональных терминов. Поэтому менеджеру надо добиваться понимания того смысла, который он вкладывает в слова. Например, слово «организация» означает и предприятие, учреждение, и процесс их проектирования.
· Невербальные преграды вызваны неверным использованием в коммуникации любых символов, кроме слов. Такими символами являются: жесты, выражение лица, движения глаз, прикосновения, позы, интонация, дистанционная близость в общении и др. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов.
Формы стимулирования.
Мотивация и стимулирование как методы управления трудом противоположны по направленности: первое направлено на изменение существующего положения; второе - на его закрепление, но при этом они взаимно дополняют друг друга.
Функция стимулирования заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер.
Формы стимулирования
Материальное вознаграждение | Нематериальное вознаграждение | |
Заработная плата | Корпоративные пенсионные программы | |
Бонусы и премии | Вознаграждения за выслугу лет | |
Участие в прибыли | Жилищное и образовательное кредитование | |
Дополнительные выплаты | Скидки и льготы на покупку товаров и услуг своей организации | |
Льготы на заочное обучение | ||
Материальное вознаграждение | Нематериальное вознаграждение | |
Бесплатные для сотрудников спортивные и культурные мероприятия | ||
Льготное медицинское и стоматологическое обслуживание. | ||
Опционы | Санаторное и курортное лечение | |
Пенсии | Льготы членам профсоюза/ветеранам предприятия | |
Награды по результатам соревнований между отделами и подразделениями | ||
Оплаченные дни отсутствия на работе некоторым категориям сотрудников (учащиеся, женщины в декретном отпуске) | ||
Оплата транспортных расходов, услуг связи. | ||
Дополнительные отпуска | ||
Оплата отдыха (в т. ч. для семьи) | ||
Обеспечение мероприятий по охране труда, обеспечение работников рабочей одеждой и обувью |