Флористика Средневековья




Занятие 1

История флористики

Возникновение флористики

Вряд ли найдется человек, который ни разу не дарил цветы сам или не получал их в подарок. Безусловно, красивый букет может без слов выразить многое: раскаяние и сожаление, уважение и признательность, искреннюю глубокую симпатию и даже любовь.

Цветы могут стать разорительной страстью. Французская артистка Сара Бернар обогатила парижских флористов, изъявив желание каждый день видеть свое ночное белье, унизанное бесчисленными пармскими фиалками, или талию, обвитую переплетенными орхидеями. А вот африканские народы совсем не интересуются цветами, доказательством этому может служить описанная в литературе реакция одного молодого африканца, которому сказали, что приятным подарком для европейской женщины являются цветы. В ответ он воскликнул: «Как ужасно! Пара мертвых палок в прокисшей воде!» Виктора Гюго тоже можно отнести к людям, равнодушно относящимся к цветам, хотя он и европеец. Изысканные композиции были для него ничем иным как «букетами умерших цветов».

В разных странах сложились определенные традиции цветочной аранжировки, поэтому нельзя говорить об общих тенденциях, взглядах во флористике. В Бейруте, например, друзья одаривают друг друга ароматными носовыми платками, наполненными цветками жасмина. В буддийских храмах чаши наполняют цветками лотоса. В Индии плетут гирлянды из цветов календулы. В Бали танцовщицы носят головной убор в виде венка из цветов с золотыми украшениями. У японцев любимый праздник – ежегодный цветочный дождь во фруктовых садах. Искусство икебаны – национальная традиция, им должна владеть каждая японская женщина.

Для китайского букета, который, как и японский, сильно отличается от европейского, стебли должны быть обязательно древесными: ветки персика или апельсина, даже древовидные пионы, но только не травянистые растения. Кроме того, на Востоке, где прежде любили горшечные растения, букеты очень редки. Только во время празднования нового года букет стоит почти в каждом доме, а дорогая новогодняя ваза считается одной из важнейших семейных реликвий. Цветущая ветка в Китае означает «гонец счастья» и ставится в вазу по определенным правилам.

В Южной Азии при составлении букетов нередко обходятся вообще без ваз. Это связано с тем, что цветочные стебли не интересны для аранжировки, их выбрасывают в компост, а используют только цветочные головки. На рынках Дели и Бомбея цветки продаются на вес: груды бутонов красных роз, прекрасные пирамиды из цветков календулы. Некоторые торговцы укрепляют цветки на лентах или полосках тонкой коры. Это царство гирлянд не ограничивается Индией, а простирается вплоть до юго-восточной Азии и Полинезии.

Распространение и смешение обычаев является наглядным примером развития флористической культуры. Так как международный вкус все больше унифицируется, то во всех уголках земного шара появляются привычные для Запада букеты, даже в регионах, где они до сих пор были не известны, а для Европы теперь не редкость икеб ана.

Цветы геральдические

Использование растений в геральдике имеет долгую историю, хотя и не такую богатую, как, например, изображение животных. Роза, королева цветов, часто занимала почетное место на гербах. По законам геральдики, венки и гирлянды из роз могли красоваться только на гербах королевской фамилии.

Красная дамасская роза впервые появилась в Европе в 1270 году. Граф Тибольд IV Шампанский привез ее во Францию из крестового похода. Едва освоившись на новой родине, дамасская роза перекочевала в Англию и сразу стала эмблемой королевского дома Ланкастеров – одной из ветвей династии Плантагенетов. Другая ветвь династии – Йорки – отдала предпочтение белой розе.

Эти эмблемы вошли в историю в связи с 30-летней войной (1455–1485) Ланкастеров и Йорков, которая больше известна как война Алой и Белой розы. Кровопролитная борьба двух королевских домов нашла отражение не только в исторических трактатах и рыцарских романах. Селекционеры вывели у розы дамасской форму Versicolor, что значит «разноцветная». По-английски эта разновидность называется York-and-Lancaster – «Йорк-и-Ланкастер»: на одном кусте и даже на одном побеге у нее мирно сосуществуют белые, розовые и смешанные бело-розовые махровые цветки. Так садоводы символически примирили спесивых аристократов.

Лилия – не менее известный, чем роза, геральдический цветок.

Знаменитая королевская лилия, точнее, триада из лилий, – символ королевского дома Бурбонов, правившего Францией и Испанией больше 200 лет. Ее изображения красовались повсюду: на королевских знаменах и штандартах, на дверцах карет и одеждах придворных.

После свержения монархии цветок лишился своего королевского титула. А позже ученые установили, что столь любимая королевская лилия – вовсе и не лилия. История этого символа гораздо древнее дома Бурбонов. Он встречался еще в V веке на штандартах франкского короля Хлодвига. Есть даже предположение, что это вовсе не цветок, а стилизованное изображение наконечника алебарды. Большинство исследователей сходятся на том, что знаменитый символ – на самом деле цветок ириса. Достаточно сравнить старинное изображение золотисто-желтого ириса и королевскую лилию «флер де лис», как ее именуют французы.

В вексиллологии – науке о флагах – растения также не обделены вниманием. За некоторыми деревьями и цветами закрепились определенные символы, являющиеся по существу универсальными. Так, дуб символизирует крепость и могущество, лавр – славу и почет, олива – мир и мудрость, пальма – долговечность и победу, ель – плодородие, обновление. В тех или иных комбинациях эти символы присутствуют на флагах различных стран. К этому списку можно добавить кленовые листья на флаге Канады, зеленый трилистник клевера на флаге Ирландии, ветку с плодом граната на флаге Гренады и гроздь бананов на флаге Фиджи.

Что касается цветов, то им «повезло » меньше. В XIV-XVII веках государственный флаг Франции был синим с белым крестом, разделявшим четыре поля с тройками золотых королевских лилий – «флер де лис». Сейчас «флер де лис» красуется лишь на флаге канадской провинции Квебек.

В фондах Оружейной палаты в Московском Кремле хранятся три знамени Ермака, датируемые 1583 годом. На одном из них образы Иисуса Навина и архангела Михаила окружены стилизованным цветочным орнаментом. По углам расположены лучистые цветки, чем–то напоминающие соцветия подсолнечника.

Наконец, на флаге «страны гвоздики» – острова Занзибар – до 1963 года в зеленом круге на красном поле были изображены две перекрещенные гвоздики.

Государственная символика часто включает в себя не только флаг и герб, но и национальный цветок, реже – национальное дерево. Одни символы утверждены официально, другие бытуют лишь в силу традиции. Как правило, национальные цветочные символы выбираются из местной дикой флоры. Например, свенсона красивая, цветочный символ Южной Австралии, является довольно редким видом, подлежащим охране.

Иногда символом государства становится не дикий, а культурный цветок. На Мальдивских островах им стала полиантовая роза – единственная роза, которая успешно растет на этой земле. Символом Сингапура провозглашена орхидея Ванда «Мисс Хоакин». Ее розовые, с фиолетовым оттенком цветы напоминают цветовую гамму сингапурских национальных одежд. Непрерывное круглогодичное цветение этой орхидеи, по мнению правительства, символизирует стремление народа к прогрессу.

Но не все цветы-символы непременно красивы и экзотичны. Национальный цветок Финляндии, скромный душистый ландыш, красовался на монетах до введения евро. Символ Шотландии, чертополох колючий, отражает боевой нрав этого непокорного народа. Камбоджа выбрала своим цветочным символом рис – источник благополучия страны, а Латвия полюбила душистую руту.

Японцы символами своей страны избрали хризантему и сакуру – японскую вишню. Им посвящены древние праздники с очень поэтичными названиями: весенний Праздник любования цветением сакуры и осенний Праздник хризантемы.

Хризантема с ее компактным лучистым соцветием – национальный символ и герб Страны восходящего солнца, цветок императорского дома (в Японии есть даже особый сорт огромных императорских хризантем). Как и сам император, его цветок олицетворяет единство нации.

Сакура не попала на герб, но не менее любима японцами. Вот что пишет в книге «Япония. Образы и традиции» знаток Японии итальянец Фоско Мараини: «Весна… часто прерывается метелями, волнами холода, дождями и долго не сходящим снегом. Неожиданное цветение вишневых деревьев по всей стране может придать ей ни с чем не сравнимый праздничный вид, но это длится всего несколько дней, а иногда несколько часов. Может быть, поэтому поэты в Японии, говоря о сакуре, часто усматривают в ней признак печали – ушедшей любви, юности, жизни, судьбы самурая с ее призванием к самоотречению».

Из глубокой древности

Мир вокруг нас не стоит на месте, он постоянно находится в движении, непрерывно меняется. Потребность в новизне, в том, что приятно удивляет и радует глаз, служит отличным стимулом к развитию флористики. Поэтому для рождения новых идей и моделей в дизайне, для создания своего оригинального почерка флористы не только следят за модой, современными тенденциями, но и обращаются к своим предшественникам, иногда даже в глубину тысячелетий.

Пожалуй, самым древним государством, которое питает идеями современных флористов, можно безоговорочно признать Древний Египет. Даже то, что с эпохи фараонов прошло больше 3000 лет, не мешает египтянам быть основоположниками в искусстве аранжировок из цветов.

В Древнем Египте цветы широко применялись для украшения дворцов, храмов, при проведении различных ритуалов. Столы для жертвоприношений обильно посыпали лепестками цветов и украшали фруктами. На больших празднествах женщины несли цветы в руках. Даже в вазах, украшавших жилища египтян, было не одно отверстие для букета, как теперь, а много маленьких дырочек, куда вставляли отдельные цветы. Впоследствии стали популярны венки, букеты, гирлянды.

Высокие аранжировки, например церемониальные жезлы в рост человека, характеризуются симметричной манерой расположения растительного материала, часто в паре или по три. Самые большие цветы располагались на верхушке, а фрукты чередовались с ветками по восходящей линии с обеих сторон центрального стержня.

Выстраивая цветы на церемониальном жезле, «флористы» в Древнем Египте не задумывались о необходимости подпитки их водой, потому что композиции были нужны только на период церемонии. Видимо, способ продления жизни растений с помощью воды был еще не знаком египтянам.

Интересным примером аранжировки из цветов были флористические воротники. Они имели подкладку из папируса и были украшены вышивкой из бисера, лепестков лотоса, а также ягод, ломтиков мандрагоры (плода любви), листьев плюща, маслины, ивы и финиковой пальмы. Эта идея обрела популярность среди современных дизайнеров, поэтому флористические воротники можно увидеть на профессиональных выставках и конкурсах.

Также египтяне использовали два вида гирлянд: переплетения цветов, скрепленные лентами, и гирлянды из цветов и листьев (листья переворачивали обратной стороной, что давало эффект серебра).

Маленькие букетики или же единичные цветы уже тогда для удобства помещали в плетеные или металлические держатели.

 

Занятие 2

Несколько слов о цвете

«Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» – это то, что на слуху у всех. А белая или желтая? Во времена Екатерины II, например, был разработан «Реестр о цветах», где красный цвет символизировал любовь, зеленый – надежду, голубой говорил о верности, черный означал печаль, а желтый – измену. В культуре Японии, наоборот, желтый цвет – символ света и солнца, и дарят желтые цветы тем, кому хотят пожелать света и добра. Оранжевый цвет – символ власти и гордости. Синие цветы говорят о тоске и верности, их принято дарить призывникам. Торжественный фиолетовый цвет – знак дружбы, а зеленый – спокойствия и мира. Нейтральный белый цвет всегда был символом чистоты, нежности, но в некоторых странах – грусти и траура.

В странах Древнего Востока каждому времени года соответствует определенный цвет: черный – зима, белый – осень, синий – весна и красный – лето. Существуют обычаи и предрассудки, связанные с окраской лепестков. Особое отношение, конечно же, к желтому цвету, цвету измены. В одной из восточных легенд говорится, что красные розы разоблачили неверную жену некоего султана, пожелтев прямо у нее в руках.

Что касается дарения цветов, то «запрет» на желтое давно снят, и дарить желтые цветы можно в любых ситуациях. Но все же, если Вы боитесь ошибиться с цветом, лучше остановиться на универсальной окраске лепестков – белой. Она сочетается с любыми другими оттенками и подходит для всех случаев. Розовый цвет – это юность и скромность. Красный – символ любви и страсти. В букете он будет прекрасно смотреться с белым, желтым, не рекомендуются использовать с розовым и фиолетовым.

Насыщенный синий цвет в сочетании с ярко-желтым или ослепительно белым не оставит равнодушным ни одного человека. Светло-оранжевый («лососевый») будет гармонировать с голубым, лиловым, фиолетовым и белым. Ребенку лучше подарить небольшие и нежные цветы ярких, радостных тонов, собранные в небольшой букетик. Пожилым женщинам не стоит дарить темные или быстро увядающие цветы. Мужчинам принято дарить высокие цветы, так как маленький букетик ландышей в мужской руке будет смотреться по меньшей мере странно.

Букет для мужчины должен быть вертикально вытянут, в нем, как правило, чувствуется напряженность форм и линий. Женские же букеты, напротив, имеют округлую форму. Мужчины не дарят друг другу фиалки. Не принято, чтобы женщина дарила цветы мужчине, за исключением тех случаев, когда мужчина намного старше ее или является именинником, юбиляром. Горшечные цветы дарят лишь в том случае, если известно, что адресат их очень любит и обрадуется, получив их в подарок.

Количество цветов в букете также имеет определенное значение. Один цветок – это знак внимания, три – проявление уважения, пять – может символизировать признание, семь – любовь. Кто-то скажет, в современном экстравагантном мире не место таким мелочам, но психологи уверяют, что именно такие мелочи создают настроение, пусть даже на подсознательном уровне. Но самое главное, чем стоит руководствоваться при выборе цветов, – это, конечно же, вкусы человека, которому Вы хотите преподнести букет. Но как же их узнать? Ответ прост: чаще дарите цветы, и рано или поздно Вы обязательно «попадете в цель».

 

Разноцветная античность

Античность была самым «разноцветным » временем. Неизменной деталью интерьера храмов и особняков были фрески. В римской Помпее стены были разрисованы темно-зеленым, черным, золотым и богатым красным.

Полы щедро украшались живописной и геометрической мозаикой черно-белого цвета. Цветы ярких разнообразных окрасок смешивались вместе. Примером тому послужат слова Вергилия: «…Венки из цветков фиалки, смешанных с шафраном, и желтые гирлянды, сочетающиеся с малиновыми розами».

Но яркие краски стерлись быстротекущим временем, а соразмерность и гармония формы оказались более долговечными. Поэтому сегодня в нашем сознании античная архитектура и скульптура ассоциируется с классическими композициями, которые не имеют другого цвета, кроме белого и его оттенков.

Стили греческой и римской культур сходны, как и их цветочная аранжировка, но римская все-таки более «тяжелая», более яркая. Особенно это проявилось в период упадка Римской империи. Тем не менее, сейчас можно услышать только о классической простоте этих эпох, которые никто не превзошел в использовании прекрасных пропорций, совершенного баланса и общей гармонии дизайна.

Греки были философами и ценили красоту во всех ее проявлениях. В Греции существовал обычай преподносить ветки маслины и лавра выдающимся полководцам, победителям спортивных соревнований, знаменитым поэтам, певцам, ораторам. Древние греки любили венки. Они использовали их как украшения на свадьбах и празднествах, а также носили весной – в честь богини Флоры, считавшейся богиней пробуждения природы.

Весьма распространенным в Древней Греции было, соответственно, искусство плетения венков. Очень почитали художников, проявлявших особое мастерство в выборе и расположении используемых для венков цветов, листьев, веток.

Не менее популярны были венки и в Древнем Риме. В городе Геркулануме, разрушенном при извержении Везувия в 79 году нашей эры, среди найденных фресок есть изображения головы Геркулеса с лавровым венком и головы нимфы Аркадии, украшенная венком из роз и листьев.

Культовые обряды греков и римлян требовали различных цветочных композиций. Примером может служить изображение процесса оформления вазы с цветами. В те далекие времена особым уважением пользовалась роза. В Древней Греции ее считали символом любви, молчания и аккуратности. Именно тогда розу стали называть царицей цветов. Ее лепестками усыпали торжественный путь победителей, венками из роз украшали воинов и их колесницы. В Древнем Риме царица цветов была еще и символом храбрости. Первоначально она служила своеобразным орденом, которым награждали за геройство, а всех, кто самовольно украшал себя розой, наказывали тюремным заключением.

С развитием культа розы этот цветок стали использовать даже на пиршествах. Лепестками устилали пол, на головах пирующих красовались венки из роз, а стены и колонны дворцов были украшены гирляндами.

С распространением и утверждением христианства розу объявили символом «римского блуда и мерзости» и повсеместно уничтожили.

Несомненно, цветы, фрукты и листья были частью обрядов античности, так как их подносили богам, чтобы попросить покровительства и благословения, понравиться им. С наиболее важными богами ассоциировали растения, например: Зевс (Юпитер) – дуб; Аполлон (Феб) – лавр; Афина (Минерва) – маслина; Афродита (Венера) – мирт; Дионис (Бахус) – плющ и виноград; Деметра (Церера) – мак.

Букет «бидермейер»

Безусловно, классицизм отразил безмерное уважение нового времени к гармонии искусства Греции и Рима. Строгие и ясные формы свидетельствовали о чувстве меры, нравственном величии и возвышенности чувств. Законы красоты определялись средствами разума. Образцом для подражания служила не природа, а античная архитектура. Симметрия и регулярность, конструктивность и гармоничная пропорциональность заняли господствующие позиции при создании цветочных аранжировок.

Любовь к цветам во Франции резко пошла на спад после революции 1789 года, но вскоре общество ощутило острую необходимость вновь вернуть цветы в свою повседневную жизнь. Флористика начала возрождаться, в узких улочках то там, то здесь вырастали, как грибы после дождя, цветочные рынки. Также вернулась и мода на цветы, популярными в то время оказались фуксии, гвоздики, герань и розы. Ими украшали наружные подоконники, что придавало домам неповторимое своеобразие.

В Германии и Австрии вошел в моду букет бидермейер. В нем использовались не только живые, но и засушенные цветы. Для украшения брали большое количество рюшей, кружев, лент, кроме того, использовали искусственных бабочек и чучела птиц. Букеты в стиле бидермейер были главным образом округлой формы, плоские или выпуклые, замкнутые по контуру, где большое количество цветов собирали концентрическими кругами и плотно складывали головками друг к другу. Такие букеты обычно помещали в специальные приспособления – «портбукеты», нередко украшали кружевными «манжетами», лентами либо бантами. Портбукеты оформлялись на картонной воронке, обтянутой ажурным кружевом, атласом или тюлем. Стебли цветов прикреплялись проволокой к воронке, и все это маскировалось зеленым мхом. Использовались и специальные миниатюрные серебряные или золоченые портбукеты.

Модными были громоздкие букеты в вазах, а также цветочные корзины с золотыми шнурами и кистями. Большой интерес представляли так называемые цветочные плато (от французского рlatio, что переводится как блюдо, поднос). Букеты, особенно свадебные, в стиле бидермейер популярны и в наше время. Популярность их объясняют и тем, что часть букета может быть сохранена как сувенир.

При Наполеоне были очень популярны венки из свежих цветов, опять-таки в подражание Античности. В композициях вновь царствовала роза, которая часто сочеталась в букете с лилиями, зелеными листьями и даже колосьями пшеницы. В аранжировке стали применяться консервированные цветы и листья.

Викторианский период

В XVIII веке стали использоваться все более крупные вазы, цветочные композиции достигали огромных размеров. Очень часто получалось, что высота цветов была гораздо меньше, чем сам сосуд, либо, наоборот, хрупкая ваза держала массивный букет из смеси цветов, в котором нередко использовались папоротник и прочая зелень.

В начале XIX века появился букет для подарка в стиле «Виктория ». Цветы в нем укладывались плотно друг к другу, в середину – одного цвета, а вокруг них – другого. Все они помещались в специальный воронкообразный футляр, верх которого был обрамлен накрахмаленными кружевами. Букет, таким образом, напоминал маленькую клумбу. Мода на букеты такой формы просуществовала только до конца XIX века.

Во второй половине XIX века появился односторонний вертикальный букет в стиле «Помпадур», который можно было встретить до 70-х годов XX века. Такой букет было удобно ставить в вазу, расположенную у стены и имеющую односторонний обзор.

Праздничные столы, кабинеты и камины того времени часто украшались цветочными композициями овальной формы в вазе. На протяжении всего лета в камине должна была стоять аранжировка, как правило, в оранжево-красных тонах. Это расценивалось как дань моде. Свежесрезанные цветы вновь стали ставить в углах комнат, вокруг диванов и дверей, тем самым воссоздавая атмосферу садовых беседок.

Что касается сосудов, то теперь они действительно стали всех возможных и невозможных форм: руки, ботинки, лодки, птицы, раковины, причудливые сооружения и монументы.

Современные тенденции

Современная флористика не придерживается определенных жестких норм, но при этом учитывает традиции и обычаи разных стран.

Некоторые представления о том, что принято дарить, а что нельзя, можно отнести к предрассудкам. Например, совсем неясно, откуда к нам пришло суеверие по поводу четного количества цветов в букете. Некоторые говорят, из Японии, но, как выяснилось, ничего подобного там нет. Известно, что в Европе и в Америке такого обычая тоже нет. И все-таки этот стереотип уже настолько укоренился, что стал традицией.

Букет из красных цветов, особенно роз, в соответствии с западным этикетом может быть воспринят как объяснение в любви. Поэтому, выбирая букет, например, для своей начальницы, западные мужчины предпочитают полутона.

Если цветы предназначаются зарубежному получателю, то следует учитывать, что в некоторых странах до сих пор сильны стереотипы. Хризантемы, например, в Венгрии символизируют скорбь, в Германии огненно-красные розы можно дарить только очень близкому человеку – это знак страстной любви. А в странах Латинской Америки красный цвет, наоборот, считается цветом крови и смерти, поэтому там любят белые цветы. В Турции и Китае не любят букеты из сочетаний белого и синего, а предпочитают букеты из цветов красных оттенков с декоративной зеленью.

О том, какие цветы дарить женщинам, все более или менее осведомлены. А вот «мужской» букет считается высшим пилотажем флористики. В наших головах прочно засело убеждение, что мужчинам дарить цветы не принято. Еще как принято! Главное – правильно составить букет. Прежде чем дарить цветы деловому партнеру или другу, стоит заранее провести разведку: какие цветы он любит, нет ли у него аллергии. Опытный флорист при оформлении заказа непременно спросит о темпераменте и характере человека, для которого этот букет предназначен. Для энергичного руководителя фирмы хорошо подойдут насыщенные цвета, для спокойного и рассудительного человека – сдержанные. Немаловажное значение имеет возраст клиента. Людям старшего поколения лучше заказать более консервативные букеты из привычных роз или гвоздик, молодым и энергичным можно смело дарить авангардные букеты и аранжировки.

По мнению специалистов, чтобы угодить мужчине, не нужно стремиться к большому разнообразию в букете. «Богатый» букет – еще не значит хороший. Это может быть один цветок, который будет символически обыгран. Скажем, одна протея, которая напоминает скипетр монарха, может «сработать» лучше, чем миллион алых роз.

Кроме букетов из срезанных цветов, флористы предлагают аранжировки в виде сложных конструкций, в которых могут использоваться стеклянные сосуды, корзины, металлические каркасы. При оформлении офисов цветочными композициями рекомендуется обращать внимание на интерьер. В современных помещениях, где стиль должен быть построже, хорошо смотрятся экзотические растения – протеи, стрелиции, хеликонии, антуриумы. В классических старинных зданиях можно позволить себе немного роскоши: розы, лилии, вьющиеся растения, например декоративный виноград.

Подобно дизайнерам одежды, флористы пытаются привнести в цветочное разнообразие элементы организованности в стиле модных тенденций сезона. Цветочная мода, центр которой находится в Голландии, повторяется с цикличностью в 6-7 лет, однако новый тренд формируется каждый сезон. Сейчас модно направление growing together, что переводится как «растущие вместе». Оно символизирует пробуждение природы после зимы: в аранжировках объединяют ранние весенние цветы – фиалки, ландыши, крокусы. Используется стеклянная посуда с подкрашенной водой, стеклянные колбы, мягкое волокно американской агавы.

Прошлой зимой было модно направление soft snow, или «мягкий снег», – в букеты добавляли белый цветок, к примеру, белую орхидею дендробиум. На лето предложат красную гамму, а на осень – тренд «ландшафт». Модный акцент сезона – алюминиевая проволока, из которой делают цветочные каркасы.

Флористы до сих пор не пришли к единому мнению о том, что же делать с упаковкой цветов в соответствии с этикетом. Некоторые считают, что ее надо снять перед тем, как преподнести букет. Но в любом случае упаковка должна соответствовать моде. Дурным тоном считается дарить цветы в фольгированной или креповой бумаге, первая вышла из моды лет десять назад, вторая – четыре года. То же самое можно сказать о лентах из полиэстера. Стильной считается упаковка из рисовой бумаги и ленты из натурального волокна в модных розовых, серых или коричневатых тонах. Красная и золотая бумага больше подходит к Рождеству и Новому году Существует также мода на цветочные контейнеры или, проще говоря, цветочные горшки. В офисе лучше отдать предпочтение контейнерам из нержавеющей стали, полированного или матового алюминия, меди – они свидетельствуют о солидности. Самая модная форма – усеченная перевернутая пирамида.

Флористика и ренессанс

Спонтанность, беспечность, отсутствие чувства меры и в сочетании цветов, и в их количестве – все это характерные черты позднего Средневековья. Расцвет искусства и литературы в эпоху ренессанса привнес новые идеи во флористику. Цветочные шляпы вышли из моды, но все же в особых случаях, например на костюмированных праздниках, дворянство одевало на голову венки.

Сады уже больше не опустошались с той беспечностью, как это было раньше. Теперь цветы стали восприниматься не просто как украшение или лечебные сборы, их стали изучать, чему поспособствовало изобретение микроскопов. Люди начали исследовать многие природные феномены, и цветы, благодаря своему внешнему виду, стали интересным объектом для изучения.

Цветы заняли особое место в жизни человека благодаря художникам, музыкантам и писателям. На картине Боттичелли «Весна» изображено более сорока различных видов цветов, выращиваемых и изучаемых в эпоху ренессанса. Одной из флористических новинок того времени стали цветочные портреты.

В эпоху ренессанса появились новые символические значения цветов. После столетий жесткого религиозного отрицания эти прекрасные творения заняли достойное место в оформлении помещений церкви, и теперь служители пытались передавать прихожанам определенные настроения через цветы. Лилия говорила о чистоте и целомудрии, ирис – о величественности девы Марии, галльская роза символизировала девственную печаль, а белая – радость, гвоздика напоминала о любви к ближнему своему.

Аранжировки из цветов тоже не остались без внимания: гирлянды на головах детей и ангелов обозначали юность и дружелюбие, но приобретали совершенно различные значения в зависимости от того, какие фрукты, листья и комбинации цветов в них использовались. Гранат был символом доброжелательности и плодородия; лилия в паре с розой говорила о красоте, лавр вещал о славе, а мак нашептывал о времени ночи и сна.

Флористика классицизма

В начале третьего тысячелетия кажется, что время стало двигаться быстрее, мир преображается на наших глазах все стремительнее, и стили сменяют друг друга уже не через века, а через десятилетия.

XIX век был ознаменован переходом классицизма в его позднюю стадию – ампир, а возникшие в это время в недрах классицизма два направления – реализм и романтизм – привели к его распаду.

Романтизм предшествовал, в свою очередь, стилю бидермейер, который появился в 20-х годах в Германии и Австрии и «растворился» после мартовской революции 1848 года, за что и получил второе название «предмартовский». В это же время в Англии широко распространился викторианский стиль.

Бидермейер просуществовал четверть века, викторианский стиль – около столетия, но оба они вошли в историю аранжировки благодаря букетам, носящим по сей день названия «бидермейер» и «викторианский».

Завершился XIX век появлением стиля модерн, огромная популярность которого позволила ему с невероятной скоростью распространиться по всему миру.

Флористика модерна

Этот стиль конца XIX века, появившись в 1895 году в Великобритании, быстро распространился по всей Европе. Во Франции он получил название «арнуво», в Германии – «югендстиль», в Италии – «либерти», в Австрии – «сецессион», в России – «модерн», в США – «флорале», «цветочный стиль» либо стиль «Тиффани».

Для букетов этого времени подбирали небольшое количество растений с изогнутыми стеблями и обычно асимметричным строением. Излюбленными цветами стали ирисы, орхидеи, цикламены, настурции, каллы, для аранжировки использовали ветки кустарников, разнообразные злаки.

Основной признак стиля модерн – декоративность, основной мотив – вьющиеся растения, основной принцип – уподобление рукотворной формы природной, и наоборот.

В аранжировках приветствовалось использование контрастов, широко пропагандировались простые и недорогие цветочные украшения – трава, кувшинки, примулы, разноцветная осенняя листва, высушенные папоротники в раковинах и маленьких плетеных корзинках. Высокие стеклянные вазы были самыми популярными емкостями для цветов. Цветное стекло приобрело текучие, плавные формы, мягкие цвета, неясные очертания. Дамы носили цветы на дневных и вечерних платьях, на корсажах или талии, а джентльмены вставляли в петлицы.

Искусное украшение столов гирляндами по-прежнему применялось по большим торжествам, как и раньше, в викторианский период.

Флористика рококо

Термин «рококо » произошел от французских слов, означающих «камни» или «раковины», которые в основном использовались во Франции в XVI веке для инкрустации садовых гротов и фонтанов. Считалось, что искусство должно быть естественным, поэтому выразительные средства рококо полностью заимствованы от природы.

Стиль рококо оказал влияние на все формы искусства почти в каждой европейской стране, особенно в Италии и Германии, но его истоки были во Франции. Именно в этой стране, где предпочтение отдавали садам природного характера и ценили красоту естественности, родилась традиция украшать интерьер цветами, которая дала во второй половине XVIII века работу столярам и мебельщикам.

В это время особенно были популярны нежные пастельные тона, такие как перламутрово-розовый, бледно- и золотисто-желтый, голубовато-зеленый, бирюзовый, светло-голубой с акцентом темно-голубого и фиолетового, теплые серые, деликатные теплые тона оранжевого, абрикосового и кремового. Китайские лакированные изделия оказали влияние на применение зеленого, золотого, красного и, конечно, черного. Очень часто использовалась позолота.

Аранжировки были весьма разнообразными: цветы обвивали лентами, иногда их стебли просто переплетали, порой ставили в вазы или оставляли в пучках. Популярны были необычные произведения искусства, например, цветущие кусты, которые выращивали из капустного кочана, или букеты, имитирующие клубнику, крыжовник или нарезанную дыню. Иногда букеты роз обвивали лентами из пятнистого меха пантеры или леопарда, золотыми нитями, сатиновыми лентами, кружевами. Неоднократно встречались аранжировки с добавлением листвы.

На улицах продавали для украшения праздничных столов пасхальные ананасы, которые сооружались из нарциссов и их листьев.

Цветы устанавливали на каминах, столах, комодах, постаментах, размещали на стенах в «карманах» и рогах изобилия. Дизайн редко был абсолютно симметричен, исключение составляют пирамиды из фруктов, господствовали асимметричные S- и С-образные завитки.

В аранжировках применяли разнообразные пропорции, которые не подчинялись каким-либо заведомо установленным правилам или законам. Высота цветов в корзинах и урнах была иногда меньше, чем высота сосуда, в некоторых случаях равна ей, а в больших емкостях высота грациозных стеблей в два раза превышала высоту вазы.

Выбор сосудов был весьма широк: высокие, средние, классических направлений, обычно с ручками; изготовленные из метала, мрамора и фарфора; искусно украшенные резьбой, лепниной или живописными сценами.

Неотъемлемым элементом декорации праздничного застолья в начале XVIII века была ваза для фруктов, которую устанавливали в центре обеденного стола. Цветочные аранжировки часто использовались для банкетов, маленьких вечеринок, ужинов и пикников. Наиболее популярными украшениями для оформления стола были башни-эпигнэ с контейнерами для листьев, фруктов, конфет, миниатюрные архитектурные сооружения и керамические фигуры.

За одним столом размещалось более трехсот человек. И на всем его протяжении стояли небольшие храмы, арки, эпигнэ, беседки, украшенные деревьями, ветками и цветами, вазами, канделябрами, подсвечниками и китайскими фигурками.

В середине XVIII столетия дворяне в Европе окружали себя таким огромным количеством цветов, что сегодня простого обывателя это привело бы в изумление, и едва ли можно было отличить настоящие цветы от фальшивых. Люди не только свои дома превратили в цветущие сады, но и себя щедро украсили растениями. Венки из цветов носили на голове, цветочные гирлянды крепили на платье, их перебрасывали через плечо. Букетики-бутоньерки, согласно моде этой эпохи, прикрепляли слева на груди.

В 1771 году увидела свет первая книга об использовании цветов как элемента украшения для женщин.

Для ежедневных букетиков использовались обыкновенные цветы, соответствующие сезону, которые можно было собр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: