1. СХОДСТВА. Имеющиеся сходства между позитивно-правовыми и религиозными нормами определяются тем, что они являются социальными регуляторами. (1) Как и все иные социальные нормы (регуляторы), позитивно-правовые и религиозные нормы порождаются общественными процессами и не могут существовать вне общества – и религиозные заповеди, максимы, каноны, запреты (табу), и нормы позитивного права, исходящие от государства, живут лишь в социальном контексте, где необходимо уравновешивать частные интересы конкретного индивида и интересы общества как целого; необходимо разрешать различные социальные конфликты и споры. Именно поэтому как религиозные, так и государственно-правовые нормы носят относительный, а не абсолютный характер – они всегда зависят от времени, пространства, культуры. (2) Как и любые социальные нормы, религиозные и государственно-правовые нормы создаются в результате повторяющихся, массовидных общественных процессов, которые со временем опривычиваются, типизируются и институализируются: и религиозные, и государственно-правовые нормы носят общий характер, своим адресатом они имеют среднестатистического, типичного человека, нацелены на неограниченный круг лиц и на неоднократность применения. (3) Любые социальные нормы, в том числе религиозные и государственно-правовые, непосредственно связаны не только с обществом, но и с психологическими потребностями и интересами людей: ни одна из социальных норм не может игнорировать человеческие потребности в безопасности, предсказуемости и стабильности социальных процессов, потребность принадлежать к различным социальным союзам, потребность в социально значимой деятельности, в осмысленности жизни, в уважении со стороны других, значимых для индивида людей, потребность в раскрытии, актуализации своего внутреннего потенциала, создании своего личного образа и смысла. (4) Нормируя социальную действительность, массовидные общественные отношения, любая социальная норма, в том числе религиозная и государственно-правовая, направлена на установление стабильности, предсказуемости социальных процессов путем установления определенных образцов, эталонов, моделей социально оправданного и должного поведения. (5) Любая социальная норма, явно или скрыто, направлена на достижение определенных целей; как в религиозных, так и в государственно-правовых нормах заложены вполне определенные социальные ценности (рационализм или вера и интуиция; индивидуализм или коллективизм; опытность, практичность или логичность и др.), через которые производится корректировка поведения людей. Любые социальные нормы, соответственно, через процесс социализации, транслируют социальные ценности, выполняют воспитательную функцию, обеспечивая преемственность поколений, сохранение социального опыта. (6) Религиозные и государственно-правовые нормы накладывают определенные обязанности и запреты на лиц, подкрепляются возможностью применения санкций к нарушителям религиозных и государственно-правовых предписаний. (7) Религиозные и государственно-правовые нормы носят институциональный характер – существуют определенные социальные институты (церковь, государство), которые гарантируют соблюдение этих норм, обеспечивают с помощью различных средств (убеждение, стимулирование, психическое или физическое принуждение) их реализацию в поведении людей. (8) И религиозные, и государственно-правовые нормы представляют из себя социально властные предписания. (9) Религиозные и государственно-правовые нормы действуют, как правило, лишь в отношении людей со свободной волей, а потому могущих делать осознанный выбор и нести религиозную или юридическую ответственность за виновное нарушение религиозных или государственно-правовых запретов и обязанностей. (10) И религиозные, и позитивно-правовые нормы обладают качествами формальной определенности, фиксируются текстуально, им не чужда систематизация.
2. РАЗЛИЧИЯ. Можно выделить несколько основных различий между государственно-правовыми и религиозными нормами.
Критерий сравнения | Религиозные нормы | Государственно-правовые нормы |
время формирования | могут возникать и в потестарный (догосударственный) период | Устанавливаются государством, не могут существовать до его возникновения |
заявленный источник норм и способ информирования людей | устанавливаются божеством, передаются людям через пророков в состоянии божественного видения, откровения | исходят от отдельных социальных групп или общества в целом, устанавливаются государством; население информируется через официальные источники опубликования, а также средствами массовой информации |
мировоззренческо-аксиоматичные основы норм | реально и действительно не только то, что возможно познать с помощью органов чувств; человек бессмертен, его путь не охватывается целиком земной жизнью; есть более высокие ценности, чем земная жизнь. | (как правило) действительно существует лишь то, что можно познать с помощью органов чувств; путь человека – это его земная жизнь; самая высшая ценность – жизнь человека. |
характер норм | могут носить иррациональный характер, невозможны без веры; чаще всего носят категоричный (императивный, безальтернативный) характер (н-р, заповеди, религиозные максимы); религиозные нормы носят консервативный, статичный, «жесткий» характер, их практически невозможно изменить | как правило, носят рациональный, разумный характер; могут носить как категоричный (императивный), так и альтернативный (диспозитивный) и рекомендательный характер; правовые нормы носят как консервативный характер (правовой обычай, правовой прецедент), так и инновационный характер; могут быть изменены – т.е. более гибкие. |
психологическая основа норм | страх смерти (?), неизвестности (?), стихийных сил природы (?), потребность в смысле жизни, защите, предсказуемости, потребность в вере, принадлежать чему-то большему, неизменному; компенсация несправедливостей жизни. | потребность в предсказуемости, стабильности общественных процессов, в разрешении конфликтов, гармонизации частных и общественных интересов; потребность подчиняться внешним авторитетам. |
предмет регулирования | носят всеобъемлющий характер: регулируют как внутренний мир человека (переживания, мысли, идеи, убеждения, мотивы, цели), так и внешне выраженное поведение человека; приоритет чаще всего отдается внутреннему | только внешне выраженное поведение, которое имеет значение для общества, оказывает воздействие на других лиц; внутренний мир регулируется постольку, поскольку имеет связь с внешним социальным поведением. |
самые важные качества (стороны) человека для нормы | душа, совесть, вера, сердце, свобода воли, мотивы и цели поступков | обособленность лица от других, индивидуализация (опознаваемость), волеспособность, проявление себя вовне в качестве участника правовых отношений. |
цели регулирования | спасение, нравственно-духовный прогресс человека (покаяние, единение с Богом и др.) | стабильная, безопасная, эффективная жизнедеятельность общества, защита личных, государственных и общественных интересов |
способы регулирования | наиболее распространены запреты и обязывания; дозволения гораздо более редки | используются как запреты и обязывания, так и дозволения, рекомендации и поощрения |
мотивы соблюдения и исполнения | имеют первостепенную важность; единственный верный мотив их соблюдения – искренняя вера человека, без нее теряется сам смысл религиозных норм | не имеют первостепенной важности; главное – правомерное поведение, а мотивы (убеждение, традиция, конформизм, страх наказания и др.) – особого значения не имеют |
характер санкций | в основном карательный; санкции могут носить не только личный или имущественный, но и сугубо психологический характер (отлучение от церкви, проклятие, лишение покаяния, различные послушания и др.) | как карательный, так и восстановительный; санкции – либо личные (н-р, лишение свободы), либо имущественные (н-р, штраф). |
характер отношений на основе норм | практически всегда вертикальный, субординационный, на началах власти-подчинения | может носить как вертикальный (субординационный), так и горизонтальный (паритетный, координационный) характер |
фиксация норм в источниках | религиозные канонические тексты (Библия, Коран, Сунна, Каббала, Талмуд, Авеста, Веды, Бхагавад-Гита и др.), | законодательство, судебные отчеты, реже – сборники обычаев |
общеобязательность гарантированность норм государством | только в религиозных государствах | не только в религиозных, но и в светских, и в атеистических государствах |
формальная определенность норм | как правило, закреплены в текстуальных источниках, но далеко не всегда четко указывают на содержание и пределы религиозных прав и обязанностей | закреплены, как правило, в текстуальных источниках, практически всегда четко указывают на содержание и границы юридических прав и обязанностей |
системность норм | достаточно низкая; могут иметься противоречия | более высокая; коллизии также существуют |
предоставительно-обязывающий характер норм | может как присутствовать, так и отсутствовать (т.е. религиозные нормы могут только налагать обязанности, но не предоставлять другим лицам прав требовать исполнения таких обязанностей). | всякому субъективному праву управомоченного лица должна соответствовать либо активная, либа пассивная (запрет) юридическая обязанность другого, обязанного лица; в противном случае субъективное право является фиктивным. |
особенности действия норм по кругу лиц | основное разделение всех лиц для религиозных норм – на духовенство, монашество и на мирян; религиозные нормы по-разному относятся к этим категориям лиц (требования различны по жесткости). | действуют в отношении всех граждан данного государства, а также иностранцев и апатридов, находящихся на территории государства, как общее правило, – в равной мере, одинаково |
особенности действия во времени | конкретно не устанавливаются временные рамки их действия; данные Богом религиозные нормы носят вневременный характер – потому что заявленный источник их создания находится вне времени и пространства | любой нормативный правовой акт имеет четкие временные границы: указывается конкретная дата вступления его в юридическую силу, возможно указание на дату окончания его действия. |
особенности действия в пространстве | действие религиозных норм строго не привязано к территории государства; они обязательны для верующего независимо от того, где он находится в тот или иной момент | нормы позитивного права действуют на территории отдельных государств; за пределами территории государства они обязательны лишь для граждан этих государств. |
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Одним из основных факторов, определяющих значение, функции и место религиозных норм в системе социальных норм, а также их соотношение (взаимодействие) с государственно-правовыми нормами, является положение церкви в структуре политической организации общества, характер взаимоотношений религиозных и государственных структур.
В светских государствах, в которых официально юридически (de jure) и в реальной действительности, фактически (de facto), любые религиозные структуры отделены от государства (государство не устанавливает позитивно-юридической ответственности за нарушение религиозных норм, религиозные лидеры не занимают государственных постов, государство не пропагандирует какую-либо религиозную идеологию и др.), религиозные нормы являются одной из рановидностей корпоративных норм. Иными словами, соблюдение религиозных запретов и исполнение религиозных обязанностей является личным делом каждого гражданина светского государства, который вправе вступать в члены и выходить из состава любых религиозных организаций, учредительные документы и деятельность которых не противоречат действующему в государстве позитивному праву, а государство не вправе через свои органы и должностных лиц оказывать влияние на свободный религиозный выбор каждого из своих граждан, закреплять религиозные обязанности и запреты какой-либо из конфессий в качестве общеобязательных государственно-правовых норм и применять к их нарушителям меры юридической ответственности (лишение свободы, штраф и др.) – светское государство относится нейтрально по отношению к любой правомерной, с точки зрения действующего на его территории позитивного права, деятельности любого из религиозных объединений. В России в ст.3 Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года говорится: «В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Для того чтобы деятельность религиозного объединения являлась правомерной с точки зрения установленного государством права она не должна ставить своей целью насильственное изменение конституционного строя государства, каким-либо образом ограничивать права и свободы человека и гражданина, конституционно закрепленные и установленные в общепризнанных международных правовых актах (Всеобщая Декларация (1948), Европейская Конвенция (1950)), разжигать религиозную, национальную ненависть и вражду. В России, в соответствии с ч.2. ст. 14 Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», «основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются: нарушение общественной безопасности и общественного порядка; действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий».
В религиозных государствах значение и место религиозных норм в структуре социальных норм гораздо более важное – религиозные нормы не представляют собой разновидности норм корпоративных (групповых), а являются общеобязательными, их соблюдение обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения; религиозные нормы являются, как правило, одной из центральных частей национальной правовой системы, а религиозные тексты выступают в качестве центральных источников права религиозных государств. Так, например, во многих современных мусульманских государствах Коран, Сунна выступают в качестве ведущих источников права, которым должны соответствовать все другие нормативные правовые тексты, значительна роль религиозных источников (Тора, Каббала) в современном еврейском праве; в России до 1917 года источниками позитивного права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др., в современной Германии каноническое право является частью национальной правовой системы. Религиозные правовые системы и государства характеризуются значительно большей гомогенностью (однородностью) религиозных представлений, преемственностью (традиционностью) развития, стабильностью и предсказуемостью социальных процессов, большей национальной самобытностью, яркостью идентичности, а также и большей закрытостью, по сравнению со светскими правовыми системами, для зарубежного влияния и опыта.