Предметно-развивающая среда по трудовому воспитанию
Для обучения детей трудовым действиям необходима специальным образом выстроенная, пополняемая предметно-развивающая среда. Содержание среды описано в рекомендациях ДОУ по государственной аккредитации.
Уголок дежурства по столовой:
- фартучки, косынки, пилотки.
- стенд для фотографий или картинок детей;
- стенд для оценки дежурств детей (старший возраст).
2. Уголок дежурств по уголку природы:
- стенд для картинок или фотографий;
- фартуки клеенчатые, тканевые,
- палочки-рыхлители,
- пульверизаторы мелкие и крупные;
- тряпочки для протирания крупных листьев;
- большая клеенка на стол для работы с цветами;
- перчатки тканевые на 2 младшую группу для протирания растений;
лейки на 2-3 ребенка;
- модели: в старшей и подготовительной группе каждого комнатного растения; последовательности ухода за растением, особенности ухода за светолюбивыми, влаголюбивыми, теневыносливыми растениями; модель посадки огорода на окне;
- дневники наблюдений на каждого ребенка в старшей и подготовительной группе; на группу в средней и 2 младшей;
- модель последовательности перевалки и пересадки растения;
-модель черенкования растения.
Уголок хозяйственно-бытового труда:
- фартуки на подгруппу детей тканевые и клеенчатые;
- клеенка большая на стол;
- тазик для протирания пыли и мытья игрушек;
- тряпочки для протирания пыли на подгруппу;
- веревка и прицепки для развешивания кукольного белья;
- модель последовательности стирки белья;
- модель последовательности работы в группе (хозяйственно-бытовой труд);
- модель трудового процесса: 5 этапов: планирование (что), последовательность (с чего начинаем и чем заканчиваем), способы (как), методы и средства (чем), результат (что получится).
Уголок дежурств по занятиям (старшая и подготовительная группа):
- стенд с фотографиями или картинками детей,
- модель оценивания качества работы дежурных (самооценка и оценка сверстников),
- модель или алгоритм последовательности подготовки столов к разным видам занятий,
- модели на дверцы шкафов с обозначением находящихся там предметов и дидактических наборов для занятий (эмблемы материала по экологии, изодеятельности, математике, грамоте и т.д.),
- алгоритм действий дежурного по уборке материалов после занятия по лепке, рисованию, математике.
Уголок ручного труда (старший дошкольный возраст):
· подборка сухих листьев и веток для изготовления;
· набор для рукоделия (для девочек),
· набор для столярных и плотницких работ (для мальчиков),
· наборы бумаги, картона, бросового материала для изготовления игрушек.
Современные педагогические технологии в организации труда детей дошкольного возраста
Для формирования навыков трудовой деятельности сегодня необходимо использовать современные педагогические технологии, позволяющие оптимизировать процесс обучения детей трудовым навыкам и умениям. В качестве таких технологий можно использовать:
· модели последовательности выполнения трудовых действий (умывания, закаливания, дежурства, одевания на прогулку),
· модели последовательности работы в уголке природы (полив растений, перевалка или пересадка растений, уход за животными уголка природы),
· модели по организации хозяйственно-бытового труда,
· схемы и алгоритмы трудовых действий (на огороде, на участке),
· модель трудового процесса (цель, оборудование, действия, результат),
· модели последовательности выполнения трудовых действий (умывания, закаливания, дежурства, одевания на прогулку).
Они могут быть вначале работы цветными, более узнаваемыми, а затем – все более схематичными.
· Модели последовательности работы в уголке природы (надеть фартук, приготовить рабочее место, подобрать необходимый инструмент).
· Модели ухода за разными видами растений (полив растений, перевалка или пересадка растений, высадка семян, рассады, подготовка почвы к посадкам).
· Модели уход за животными уголка природы (отдельно по каждому животному в зависимости от его потребностей, особенностей проживания и питания).
· Модели по организации хозяйственно-бытового труда (последовательность мытья игрушек, стирки белья для кукол, мытья кубиков).
· Схемы и алгоритмы трудовых действий на огороде, на участке (схема подготовки земли к перекопке, схема последовательности посадочных работ, схема ухода за огородными растениям) (на каждую грядку с растением – своя схема).
· Общая модель трудового процесса (цель, оборудование, планирование, действия, результат).
· Кроссворды по знакомым растениям и правилам ухода за ними.
· Развивающие пособия по организации разных видов труда.