Тип урока: урок-повторение с использованием игровой технологии.
Цели дидактической игры:
) образовательные:
- повторение и обобщение знаний по теме «Компьютерные коммуникации»;
развитие у школьников умения моделировать ситуацию;
интеграция информатики с другими предметами;
развитие познавательного интереса;
повторение и закрепление программного материала применительно к неординарным ситуациям;
2) развивающие:
- развитие у школьников умения излагать свои мысли;
развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, кругозора;
формирование интереса к предмету;
развитие логического мышления;
3) воспитательные:
- развитие познавательного интереса;
воспитание ответственности;
воспитание уважения к сопернику, умение работать в группе, находчивость.
Подготовительная работа и оборудование. Для проведения игры необходимо перед ее началом сформировать команды и жюри, выдать болельщикам и командам домашние задания, тщательно продумать и подготовить конкурсы, а также отобрать материал для конкурсов, причем в подготовительной работе могут участвовать как учитель, группа учителей, так и учащиеся параллельных классов. Болельщикам необходимо подготовить помещение для проведения игры, оформлять плакаты. Командам необходимо придумать название, эмблему и девиз команды, а также приветствие болельщикам и членам жюри, кроме того отчет по теме «Выбор услуг Интернет сервис-провайдера».
Заранее формируется жюри из представителей администрации школы, учителей, родителей, состав объявляется заранее. Каждый конкурс жюри оценивает исходя из объявленных условий, учитывается как правильность ответа, так и находчивость участников команд.
План дидактической игр:
. Представление жюри;
. Представление команд, приветствие;
. Разминка;
. Конкурс капитанов;
. Конкурс «Каталогизация»;
. Конкурс буриме;
. Конкурс «Домашнее задание»;
. Подведение итогов.
Ход дидактической игры:
. Представление жюри;
. Представление команд, приветствие (готовится заранее, в нем команда рассказывает о себе, о названии команды, своем девизе и эмблеме);
. Разминка.
Каждой команде необходимо выбрать термины из таблицы, относящиеся к рассматриваемой теме, дать определение найденных понятий.
ш | р | т | и | о | т | л | а | д | ч | в | а | т | р | н | е | т | ш | е | н | |
ф | и | с | н | д | о | м | р | ш | и | и | р | о | е | а | з | р | е | е | и | |
т | л | и | г | е | м | о | Е | о | к | х | и | н | т | р | д | и | с | д | т | |
в | о | к | о | л | ь | ц | г | в | к | р | т | о | р | в | и | л | к | о | н | |
у | л | а | л | г | о | л | и | а | о | а | к | м | а | с | с | о | е | к | е | |
т | ь | а | п | а | р | о | п | т | н | с | е | р | о | т | о | к | т | у | м | |
и | т | д | р | е | с | л | е | н | с | с | д | п | в | е | р | и | а | б | р | |
л | и | т | а | м | а | ь | р | а | т | е | р | а | й | а | т | н | т | е | а | |
р | а | т | о | р | с | с | т | е | к | т | ц | и | т | и | р | е | ф | р | у | |
ф | и | ш | б | и | т | и | в | т | с | ь | л | к | у | б | с | й | р | е | з |
Ключевые слова:
р | н | е | т | |||||||||||||||||
д | о | м | е | |||||||||||||||||
е | м | о | и | н | т | |||||||||||||||
к | о | л | ь | ц | г | л | ||||||||||||||
и | о | |||||||||||||||||||
а | п | р | о | т | о | к | ||||||||||||||
д | р | е | с | е | с | п | б | р | ||||||||||||
р | е | а | ||||||||||||||||||
т | е | к | т | у | ||||||||||||||||
т | с | ь | р | е | з |
. Конкурс капитанов.
Капитанам команд необходимо:
1. Завести почтовый ящик своей команды на указанном учителем Web-сервере;
2. При регистрации ознакомиться с пользовательским соглашением и выписать информацию об условиях пользования почтовым ящиком - объем предоставляемого почтового ящика и период, в течение которого не используемый ящик будет удален с сервера;
. Отправить письмо с вложением (вложением может быть любой текстовый файл) по адресу указанному преподавателем, которое должно содержать название команды и информацию из пользовательского соглашения.
5. Конкурс «Каталогизация».
Каждому участнику команды необходимо найти:
1. Ссылки на публикации по определенному предмету (предметы у каждого разные), открыть любую ссылку в новом окне, сделать на нее закладку;
2. Информацию о курсах по информатике (каждый учащийся рассматривает свой раздел), сохранить несколько аннотаций в текстовом документе, сохранив его в папке своей команды;
. Создать параллельно три сеанса работы с браузером, открыть в разных окнах русскоязычные поисковые машины и найти Web-страницы, содержащие слова российские поисковые системы в любой части документа; сравнить результаты поиска по количеству и качеству найденных ссылок, сохранить информацию о найденных страницах в текстовом документе, сохранив его в папке своей команды.
. Конкурс буриме.
Командам предлагается несколько пар рифм, на которые необходимо сочинить свой вариант стихотворения, по рассматриваемой теме.
5. Конкурс домашнее задание.
Задание, данное командам: Представьте, что вы живете в Санкт-Петербурге и собираетесь подключить свой домашний компьютер к Интернет с использованием коммутируемого доступа, сформулируйте свои исходные требования:
- какое время суток вас больше всего устраивает для работы в Интернет;
- как часто вы собираетесь пользоваться Интернет;
- сколько часов вы намерены проводить в сети.
Посетите сайты трех любых Интернет-провайдеров и найдите на них информацию о предоставляемых услугах. Выберите расценки на подключение к Интернет с использованием коммутируемого доступа, информацию о них сохраните на отдельных листах для каждого провайдера. Выберите наиболее выгодного провайдера с учетом ваших требований.
Подготовьте отчет в виде текстового файла, содержащий:
- ваши исходные требования при выборе провайдера;
- выбранную информацию о стоимости услуг каждого провайдера;
- ваше обоснование выбора конкретного провайдера.
Команды представляют свои отчеты.
. Подведение итогов.
Жюри выделяет наиболее активных участников, подводит итоги, награждает команду-победительницу, набравшую большее количество баллов.
В паузах на протяжении всей игры можно проводить игры с болельщиками. Например, болельщики по очереди разгадывают кроссворды, ребусы и загадки, представленные на плакатах команды соперницы.
В заключении, важно отметить, что игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, при ее организации следует придерживаться следующих требований:
- правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, материал игры должен быть посилен для всех детей;
- дидактический материал должен быть прост по изготовлению, и по использованию;
- игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок;
- подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.
С нишей точки зрения включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя будут приобретать определенные знания, умения и навыки по информатике, в частности по рассматриваемой теме.