Личность современного педагога-музыканта.
а) Требования к современному педагогу-музыканту.
б) Специфика профессии педагога-музыканта.(Сочетание педагогической и исполнительской деятельности.)
в)Творческий характер деятельности педагога.
г) Пути совершенствования подготовки преподавателя
Требования к современному педагогу-музыканту
Профессия учителя требует
- всесторонних знаний, (экспертность, компетенция)
- безграничной душевной щедрости, (творческое мышление)
-мудрой любви к детям. (знание психологической особенности каждого возраста, индивидуальный подход к каждому ученику)
Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к музыке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.
Только высококвалифицированный учитель, владеющий системой знаний, умений и навыков на уровне высоких требований современности сможет приобщить нынешних школьников к музыкальному искусству.
Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе
- педагогическую,
-музыковедческую,
-музыкально-исполнительскую,
-исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания.
Подготовка преподавателя непременно включает овладение навыками исполнительской и концертмейстерской деятельности. Постепенно выступая на уроке в роли исполнителя, иллюстратора, аккомпаниатора, учитель использует свое умение играть на инструменте.
Говоря об исполнительской деятельности учителя, следует подчеркнуть, что речь идет не об исполнении "вообще", о об исполнении для детей: играть надо ярко, образно, эмоционально.
В современном мире компьютерные возможности очень помогают и значительно расширяют применения своих знаний(в том числе и творческих) преподавателей.
Отдельной строкой хотелось бы выделить знание компьютерных технологий!
С появлением программно-ориентированного обеспечения для совершенствования работы педагогу-музыканту предлагается осваивать и практиковаться в применении ряда программ:
- Нотно-издательские программы (нотный редактор);
- Музыкальные программы-конструкторы, мультимедийные площадки
- Виртуальные синтезаторы и так далее.
Возможности современных информационных и музыкально-компьютерных технологий помогают формировать информационную культуру педагогов-музыкантов, которая является необходимой составляющей эффективной профессиональной деятельности современного учителя музыки, музыкального руководителя и одним из важнейших условий для достижения уровня жизненной позиции в условиях творческой информационно-образовательной среды.
Специфика профессии педагога-музыканта.
Специфика педагога-музыканта в том, что специальные знания, умения и навыки должны находиться в единстве с педагогическими.
Все виды деятельности и формы работы в школе требуют от учителя профессиональных знаний и умений не только музыканта, но прежде всего педагога.
Иногда учитель не всегда воспринимает свою специальность комплексно, порой выражая себя в какой-то одной области музыкально-педагогической деятельности (например, хорошо знает историю музыки, но слабо - теорию, умеет дирижировать, но плохо владеет инструментом).
В соответствии же с современными требованиями учитель должен быть разносторонне образованным.
Практика показывает, что учитель владеющий всем комплексом знаний, умений и навыков в различных областях музыкально – педагогической деятельности сможет квалифицированно проводить уроки музыки.
Музыкальное воспитание должно строится на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям детей.
Творя замысел урока, важно представлять себе основы его драматургии, формировать особое учительское чувство времени. В зависимости от ритма урока учитель-музыкант подбирает темп и ритм своей речи, организует другие средства педагогического воздействия.
Следует - об этическом попробовать рассказывать неспешно и величаво, о смешном живее, используя в этом случае другой стиль речи и т.д.
концепция урока:
- изучаемая тема урока + учебный материал, с помощью которого раскрывается тема.
- художественная, дидактическая и воспитательная сверхзадача урока;
- психология учебно-музыкального процесса
- творческие и исполнительские задатки учащихся;
- искусство педагогического перевоплощения.
Творческий характер деятельности педагога.
Урок музыки – урок искусства.
На уроках должна звучать музыка, которая помогает развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. На уроке музыки, как нигде, взаимодействуют чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащихся.
Готовясь к урокам, следует ориентироваться и на самого себя. Лучше, если замысел урока будет интересен лично учителю, в свете его сегодняшнего жизневосприятия. И тогда знакомый и уже достаточно приевшийся музыкальный материал будет раскрыт по-новому. И это свежее прочтение определит замысел урока и его разработку.
Творческий замысел учителя реализуется прежде всего в выборе методических приемов изучения произведения, становления музыкальных потребностей учащихся, их способностей.
Здесь, как и в любой деятельности, есть момент призвания.
В связи со спецификой музыкального творчества можно выделить вид мышления, характерный для всех видов музыкальной деятельности – это творческое мышление. В него входит проблема понимания произведения искусства, музыкального произведения.
Способность слышания музыки рождается от плодовитости и содержания личности, души. Это база – умение слышать музыку. Восприятие музыки, слышание музыки, также как сочинение и ее исполнение, следует считать основным видом деятельности в музыкальном искусстве.
«Слушают музыку все, а слышат – немногие» (Б. Асафьев).
Преподаватель -музыкант обязан владеть грамотной музыкальной подготовленностью, высоким уровнем культуры.
Поэт Василий Жуковский (он был учителем детей императорской семьи) писало том, что Вдохновение жизни - вера в великое и прекрасное, вдруг объемлющее душу нашу. Методика же - спесивая убежденность во всесилье мертвого ума. Она напрягает не те силы души, которые требуются для адекватного постижения серьезного искусства. Потому в методику надо пролить " живую воду".
Каждое музыкальное произведение - это определенное художественное сообщение, заложенное в нотах композитором, прочувствованное педагогом и интерпретированное учеником во время исполнения!
Чтобы постоянно держать интерес ребенка в фокусе, творческая деятельность учителя предполагает импровизацию. Это способность быстро и правильно оценивать ситуацию, поведение учащихся, оперативно находить решение.
Важным направлением в художественно-музыкальном образовании ребенка является внеклассная работа. Она строится на добровольных началах!
К формам внеклассной и внешкольной музыкальной работы относятся массовые музыкально-просветительские формы, проводимые школой или внешкольным учреждением. Это
- разнообразные музыкальные праздники,
-лекции-концерты,
- музыкальные игротеки
-посещение выставок
-экскурсии
- участие в специальных конкурсах и др.
Они ориентированы на всех без исключения детей. Такие формы работы, как правило, нерегулярны, за исключением всякого рода «абонементов». Цель
таких занятий — пробудить у учащихся интерес к музыке и музыкальным занятиям, способствовать расширению их музыкального кругозора.
Исходя из всего сказанного можно понять, что комплекс знаний педагога-музыканта огромен и сложен. А еще он постоянно должен развиваться. Гибкость, самомотивация и стремление идти на опережение - важные составляющие деловых качеств современного педагога!
Какие способы освоения новых знаний ему предлагаются в современных условиях?
Это
- участие и проведение методических семинаров,
-участие в научно-практических конференциях по проблемам исследования,
- апробация инновационных форм уроков,
- выявление творческого потенциала учеников в ходе проведения исполнительских конкурсов,
-личное участие в конкурсах педагогического мастерства,
-выявление соответствия теоретической и практической подготовки учеников в ходе прохождения ими различных этапов практик и др
Д/З
- внимательно изучить и проанализировать материал.
Какие навыками вы уже владеете, какие хотите приобрести?
Какие инновационные методы на уроке или внеклассной работы вы хотели бы употребить в своей педагогической деятельности?
Еще предложите свои варианты инновационных технологий или интересные темы внеклассных занятий!