АВ
Понятия могут быть
1. Равнозначными: квадрат (А) есть равносторонний прямоугольник (В).
А
В
2. Пересекающимися: спортсмены (А) и студенты (В).
А
3. Подчиненными: рыба (А) и щука (В).
В
С
В
4. Соподчиненными: сосна (А) и береза (В) – это деревья (С).
А
С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:
Неработающий пенсионер (А), член клуба филателистов (В), министр (С), государственный служащий (D), член политической партии (Е).
6 баллов за полностью выполненное задание.
9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!
«Как для 1 нужна добродетель, а для монархии 12 так для 15 правительства нужен 7. В добродетели оно не нуждается, а 12 была бы для него опасна. Безграничная власть 17 переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим самоуважением могли бы затевать в таком государстве 11, поэтому надо задавить всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия. Правительство 3 может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственною силою и силою 19. Но если в 15 государстве правитель хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как 7 – единственное движущее начало этого образа 14 – исчез, и у народа нет более защитника».
1. Республика. 2. Демократия 3. Умеренный. 4. Прогрессивный. 5. Выбор. | 6. Достоинство. 7. Страх. 8. Произвол. 9. Реакционный. 10. Преобразование. | 11. Революция. 12. Честь. 13. Тирания. 14. Правление. 15. Деспотический. | 16. Консервативный. 17. Государь. 18. Мораль. 19. Закон. 20. Судебный. |
По 1 баллу за каждое верно указанное слово, всего 12 баллов.
Перед вами отрывки из литературных произведений различных жанров. Внимательно прочитав их, вы увидите, что в каждом нашли свое отражение ранние формы религий. Одна из подобных форм названа в приводимой ниже таблице. Внесите названия остальных ранних форм религии в первую строчку таблицы, а во второй проставьте порядковый номер литературного отрывка, который им соответствует.
Магия | Анимизм | Тотемизм | Фетишизм |
5, 2 | 3, 9 | 7,1, 8 | 4,6 |
По 2 балла за название религий, по 1 баллу за каждое верное соотнесение. Всего 15 баллов.
Заполните пропуски в стихотворных отрывках, вписав недостающие слова. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Определите, какое обществоведческое понятие иллюстрируют слова У. Шекспира и какая философская позиция представлена в строках А.С. Пушкина
11.1. – «роль». Обществ. термин – социальная роль. 11.2. – «ходить». Филос. позиция: эмпиризм.
По 2 балла за каждое вставленное слово и по 4 балла за названную философскую позицию. Всего 12 баллов.
Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в ней ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ПЯТИ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил восемь. Ваша задача: написать рядом с соответствующей цифрой «да» (если содержащееся в работе утверждение в действительности верно) или «нет» (если содержащееся в работе утверждение действительно ошибочно) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными.
«Адам Смит был английским экономистом и философом семнадцатого века (1), одним из основателей классической политэкономии. В своем основополагающем труде «Опыт о народонаселении» (2) обобщил многолетнее развитие экономической мысли, рассмотрел экономическую историю Западной Европы, изложил свои взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. (3) Одно из ключевых положений теории Смита — необходимость расширения государственной регламентации экономики (4) для ускорения развития хозяйства. При этом Смит считается автором теории о «невидимой рукой рынка» (5), согласно которой экономика саморегулируется на основе свободно складывающихся под воздействием спроса и предложения, цен. Полемизируя с меркантилистами, видевшими источник богатства исключительно в земледелии (6), Смит доказывал, что богатство создается всеми видами производительного труда. Он утверждал, что труд выступает и в качестве мерила стоимости товара. (7) В соответствии с этой теорией Смит разделял общество на классы буржуазии и пролетариата – наемных работников. (8)
1. Нет, XVIII в.
2. Нет, «Исследование о природе и причинах богатства народов».
3. Да.
4. Нет, необходимость освобождения экономики от государственного регулирования.
5. Да.
6. Нет, отождествляли богатство с накоплением драгоценных металлов.
7. Да.
8. Нет, на производительный и непроизводительный классы.
По 2 балла за каждый верный ответ. При ответе «нет» должно быть правильное исправление. Всего 16 баллов.
13. Уважаемые участники первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников! Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей, писателей, ученых. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.
- Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия. (Ф.Вольтер)
- Здоровая консервативная политика - это консервативные люди и либеральные средства. (Б.Дизраэли)
- Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла. (Н. Г.Чернышевский)
- Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель. (В. Мич )
Критерии для оценивания:
- Раскрытие обоснованности выбора темы (3 б.).
- Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы (2 б.).
- Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений (2 б.).
- Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории, владение понятиями курса (3 б.).
- Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт (3 б.).
- Свободная композиция и непринужденность повествования (2 б.).
- Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом (2 б.).
- Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам (3 б.).
Всего за работу баллов 153 балла.