Возрастные особенности детей 3-4 лет, практические рекомендации
«Нам говорит странная пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живет».
С.Я. Маршак
Возрастные особенности ребенка3-4 года
Три года — это возраст, который можнорассматривать как определенный рубежразвития ребенка с момента его рождения.Кризис трех лет завершает период«слияния» с матерью. Основныепотребности в этом возрасте —потребность в общении, уважениии признании. Основной и самый важныйдля ребенка вид деятельности — игра.
В этом возрасте у вашего ребенка:
• Происходит формирование выражения желаний делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного самоутвержения и проявления своего «Я». Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека.
• Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
• Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками.
• Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
• Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей.
• Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
Вам как его родителям важно:
Ø С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
Ø Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
Ø Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать его обиду, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
Ø Продолжать активно развивать координацию движений, мелкую моторику.
Ø Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка,необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня.
Что должен уметь ребенок
Разбирать вместе с ребенком ситуациивозникновения конфликтов в детскомсаду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужиеличностные границы. Для этого важносамим быть для него примером — то естьуважительно относиться к нему самомуи членам вашей семьи.В 3-4 года дети начинают усваиватьправила взаимоотношений в группесверстников.
Ребенок трех-четырех лет координируетдвижения рук и ног при ходьбе.
Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальныелинии, осваивает изобразительныеумения.
Ребенок владеет разнообразнымидействиями с предметами, хорошоориентируется в различении таких форм,как круг, квадрат, треугольник,объединяет предметы по признаку формы,сравнивает их по размеру (по длине,ширине, высоте).
Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены.
В играх ребенок самостоятельно передаетнесложный сюжет, пользуетсяпредметами-заместителями.Ребенка отличает высокая речеваяактивность; его словарь содержитвсе части речи. Он знает наизустьнесколько стихов, потешек, песеноки с удовольствием их повторяет.
Ребенок живо интересуется окружающим, запасего представлений об окружающемнепрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиями поведению старших и подражает им.Ему свойственны высокаяэмоциональность, готовностьсамостоятельно воспроизводить действияи поступки, одобряемые взрослыми.
Он жизнерадостен и активен, его глазас неиссякаемым любопытствомвглядываются в мир, а сердцеи ум открыты для добрых дел и поступков.
Желаем Вам приятного общения свашим малышом!