ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Освоение дисциплины направлено на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Философия, круг ее проблем
Тема 1.1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе
Объект, предмет и функции философии. Методы философии. Исторические типы мировоззрений и методологий: мифы, религия, философия. Основные вопросы философии. Философия как ценность. Место и роль философии среди других наук. Значение философии для жизни человека, общества, культуры.
Раздел 2. Раздел 2. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени
Тема 2.1. Философия Древнего мира и средневековая философия
Проблема зарождения философии. «Осевое время».
Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). Моизм, легизм, даосизм, конфуцианство. Переход от магического к рациональному сознанию.
Становление философии в Древней Греции. Космоцентризм. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.
Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика.
Философия Ближнего и Среднего Востока. Начала секуляризации. Аджвика, джайнизм, философский буддизм.
Тема 2.2. Философия Возрождения, Нового и новейшего времени
Философия Возрождения. Антропоцентризм. Возрождение секуляризации. Пантеизм и оживление натурфилософии. Гелиоцентрическая картина мира. Поворот к человеку. Гуманизм и проблема творческой индивидуализации.
Философия Нового времени. Рациоцентризм. Критика средневековой схоластики. Научная революция XVII века. Становление эмпиризма и рационализма.
Французский материализм XVIII века.
Немецкая классическая философия.
Российская философская мысль. Появление российской оригинальной философии, основные направления.
Неклассическая философия. Сущность неклассического мировидения и его основные направления. Марксистская философия. Отечественная философия советского периода.
Неоклассическая философия. Предпосылки и причины перехода. Изменение основных вопросов философии. Синергетическая картина мира. Парадигмальное познание. Антропный принцип. Новый гуманизм. Эволюционный и коэволюционный подход. Великий синтез. Толерантность. Эниология.