Рабочая программа
по учебному предмету «Родная (русская) литература»
Класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении родной (русской) литературы в старшей школе, являются:
· формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
· осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;
· формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
· формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
· совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении родной (русской) литературы в старшей школе, являются:
· умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
· умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
· умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
10 класс
Обучающийся научится:
· обосновывать свое суждение, давать характеристику героям;
· аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
· выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
· составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
· объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
· владеть монологической и диалогической речью;
· письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
· правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
· выразительно читать прозаические и поэтические произведения или отрывки из них наизусть;
· владеть различными видами пересказа;
· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
· участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
· овладеть важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
· использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Обучающийся получит возможность научиться:
· устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
· выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
· сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
· вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Класс
Обучающийся научится:
· обосновывать свое суждение, давать характеристику героям;
· аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
· выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
· составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
· объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
· владеть монологической и диалогической речью;
· письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
· правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
· выразительно читать прозаические и поэтические произведения или отрывки из них наизусть;
· владеть различными видами пересказа;
· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
· участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
· овладеть важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
· использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Обучающийся получит возможность научиться:
· устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
· выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
· сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
· вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета
Класс
Литература XIX века (5 ч.)
Введение. «Прекрасное начало».
К истории русской литературы XIX века.
М.Р. Державин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков.
Поэтические предшественники А.С. Пушкина.
А.С. Пушкин «Погасло дневное светило», «Элегия», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
М.Ю. Лермонтов «Как часто пестрою толпою окружен...»
Н.В. Гоголь «Петербургские повести», «Нос».
Литература и журналистика 50-80-х гг. ХIХ века (30 ч.)
А.Н. Островский «Гроза».
И.А. Гончаров «Обломов» в русской критике (Добролюбов, Дружинин, Писарев о романе и его герое).
И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Стихотворения в прозе»
Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
Ф.И. Тютчев «He то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», а также три стихотворения по выбору.
А.А. Фет Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь», а также три стихотворения по выбору.
Н.А. Некрасов Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и Гражданин», Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
М.Е. Салтыков – Щедрин «История одного города» (Обзор), «Ворон-челобитчик»
Ф.М. Достоевский Роман «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой Роман-эпопея «Война и мир»
А.П. Чехов «Ионыч»
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.
Класс
Содержание учебного предмета
Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века (11 ч.)
«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.
Опорные понятия: реализм, модернизм, декаданс.
Внутрипредметные связи: взаимодействие литературных направлений; творчество Л.Н. Толстого и А.П. Чехова на рубеже веков.
Межпредметные связи: литература и искусство начала XX века.
А.И. Куприн.
Рассказ «Гранатовый браслет». Повесть «Олеся».
Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.
Опорные понятия: очерковая проза, символическая деталь.
Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в прозе А.И. Куприна.
Межпредметные связи: роль обособленных определений в «Гранатовом браслете»; Л. ван Бетховен. Соната № 2 (ор. 2. № 2) Largo Appassionato (к рассказу «Гранатовый браслет»).
Серебряный век русской поэзии.
Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные течения в русской поэзии начала ХХ века (символизм, акмеизм, футуризм).
Опорные понятия: символизм, акмеизм, футуризм, двоемирие, мистическое содержание, символ.
Внутрипредметные связи: поэзия русского модернизма и традиции XIX века.
Межпредметные связи: поэзия начала XX века в контексте русского «культурного ренессанса».
Символизм и русские поэты – символисты.
Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Я. Надсона, К. М. Фофанова, К. К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приёмы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов и др.).
Опорные понятия: программная лирика, образ-символ, звукообраз.
Внутрипредметные связи: традиции романтизма в лирике поэтов-символистов; поэтические открытия А. А. Фета, их значение для русского символизма.
Межпредметные связи: символизм в русской живописи (В. Э. Борисов-Мусатов, М. А. Врубель, К. С. Петров-Водкин и др.); символизм в музыке (А. Н. Скрябин).
Поэзия В.Я. Брюсова и К.Д. Бальмонта.
Серия книг «Русские символисты» под редакцией В.Я. Брюсова — дерзкий дебют символистов. Использование оксюморона как доминирующей стилистической фигуры. «Элементарные слова о символической поэзии» К. Д. Бальмонта.
Опорные понятия: звукообраз, музыкальность стиха, оксюморон.
Внутрипредметные связи: античный миф в символистской поэзии.
Межпредметные связи: музыкальные образы в лирике К. Д. Бальмонта.
Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. А. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии ХХ века. Взаимовлияние символизма и реализма.
И. Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И. Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И. Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И. Ф. Анненского. Опорные понятия: акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия.
Внутрипредметные связи: индивидуальное творчество и «цеховые» отношения между поэтами.
Межпредметные связи: поэзия и живопись кубофутуристов.
Н.С. Гумилёв Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору. Герой-маска в ранней поэзии Н. С. Гумилёва. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилёвского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Н. С. Гумилёва. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.
Опорные понятия: неоромантизм в поэзии, лирический герой-маска.
Внутрипредметные связи: аллитерированный стих в произведениях Н. С. Гумилёва; полемика Н. С. Гумилёва и А. А. Блока о сущности поэзии; пушкинские реминисценции в лирике Н. С. Гумилёва («Заблудившийся трамвай»).
Межпредметные связи: лирика Н. С. Гумилёва и живопись П. Гогена; рисунки Н. С. Гумилёва. Для самостоятельного чтения: стихотворения «Я конквистадор в панцире железном…», «Восьмистишие», «Память», «Рабочий», рассказ «Скрипка Страдивариуса».
«Короли смеха» из журнала «Сатирикон»
Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Т. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Чёрного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Т. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приёмов комического.
Опорные понятия: сарказм, ирония, политическая сатира.
Внутрипредметные связи: традиции русской сатиры в новеллистике А. Т. Аверченко.
Межпредметные связи: тема современного искусства в рассказах А. Т. Аверченко.