Эксперимент ставится для того, чтобы проверить теоретические предсказания. Теория является внутренне непротиворечивой системой знаний о части реальности (предмете теории). Элементы теории логически зависят друг от друга. Ее содержание выводится по определенным правилам из некоторого исходного множества суждений и понятий — базиса теории.
Существует множество форм неэмпирического (теоретического) знания: законы, классификации и типологии, модели, схемы, гипотезы и т.п. Теория выступает в качестве высшей формы научного знания. Каждая теория включает в себя следующие основные компоненты:
1) исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности); | Эмпирические основания теории получаются в результате интерпретации данных эксперимента и наблюдения. |
2) базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории; | Постулаты и предположения — следствие рациональной переработки продуктов интуиции, несводимые к эмпирическим основаниям. Скорее, постулаты служат для объяснения эмпирических оснований теории. |
3) собственно теоретическое знание и его внутренняя логика (законы, закономерности, теоремы, утверждения) |
Классификации теорий
По способу построения | - аксиоматические теории - строятся на системе аксиом, необходимых и достаточных, недоказуемых в рамках теории | Таблица умножения |
- гипотетико-дедуктивные теории - строятся на предположениях, имеющих эмпирическую, индуктивную основу | ||
По качественному своеобразию | - описательные теории, построенные без привлечения математического аппарата | концепция мотивации А. Маслоу, теория когнитивного диссонанса П. Фестингера |
- количественные теории - использующие в своей структуре математический аппарат; | теория когнитивного баланса Д. Хоманса, теория интеллекта Ж. Пиаже, теория личностных конструктов Д. Келли |
Как правило, в определенное время существует не одна, а две или более теорий, с практически одинаковой успешностью объясняющих экспериментальные результаты. Например, в психологии личности конкурируют и имеют эмпирические подтверждения несколько факторных моделей личности (модель Г.Айзенка, модель Р.Кеттела, модель "Большая пятерка" и др.). В психологии памяти аналогичный статус имеют модель единой памяти и концепция, основанная на вычленении сенсорной, кратковременной и долговременной памяти, и т.д.
Известный методолог Файерабенд выдвигает "принцип упорства": не отказываться от старой теории, игнорировать даже явно противоречащие ей факты. Второй его принцип — методологического анархизма: "Наука представляет собой по сути анархистское предприятие: теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок... Это доказывается и анализом конкретных исторических событий, и абстрактным анализом отношения между идеей и действием. Единственным, не препятствующим прогрессу, является принцип "допустимо все" – плюрализм (множественность) мнений.
5. НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА
Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
В методологии науки различают
теоретические гипотезы | гипотезы, которые подлежат экспериментальной проверке | |
выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (быть опровергаемой в эксперименте) и верифицируемости (быть подтверждаемой в эксперименте). Напомню, что принцип фальсифицируемости абсолютен, так как опровержение теории всегда окончательно. Принцип верифицируемости относителен, так как всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании. | можно выделить, по крайней мере, три типа гипотез по их происхождению | |
гипотезы первого типа основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей (так называемые теоретически обоснованные гипотезы). Они служат для проверки следствий конкретной теории или модели. | научные экспериментальные гипотезы, также выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих теориях, а сформулированные по принципу Файерабенда: "все подходит". Их оправдание — в интуиции исследователя: "А почему бы не так?" | эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотносительно к какой-либо теории, модели, а формулируются для данного случая. Классическим вариантом такой гипотезы является афоризм Козьмы Пруткова: "Щелкни корову по носу, она махнет хвостом". Т.е. это гипотезы типа: ЕСЛИ… - ТО. После экспериментальной проверки такая гипотеза превращается в факт, опять же — для данного случая (для конкретной коровы, ее хвоста и экспериментатора). |
Признаки научно правильной гипотезы:
- адекватность (т.е. она соответствует теоретической основе исследования, в ней есть логика здравого смысла, она нормально отражает психическую реальность);
- правдивость (она базируется на известных и доказанных фактах);
- простота (возможность простого объяснения исследуемого явления);
- операциональность.
Главная особенность любых экспериментальных гипотез заключается в том, что они операционализируемы. Проще говоря, они сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры. Всегда можно провести эксперимент по их непосредственной проверке.
По содержанию гипотезы можно разделить на гипотезы о наличии:
А) явления;
Б) связи между явлениями;
В) причинной связи между явлениями.
Гипотезы А (гипотезы о фактах) | Гипотезы Б (гипотезы о связи (взаимосвязи) | Гипотезы В (гипотезы о причинно-следственной связи или каузальные гипотезы) |
Проверка гипотез типа А — попытка установить истину: "А был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было?". Существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия, есть ли феномен "сдвига к риску" при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти? Все это гипотезы о фактах. | Гипотезы типа Б — о связях между явлениями. К таким предположениям относится, например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты более осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой. | Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы типа В - о причинно-следственных связях. В экспериментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношение между ними и уровни дополнительных переменных. |
Исследователи различают также научные (экспериментальные) и статистические гипотезы.
Научная (экспериментальная) гипотеза | Статистическая гипотеза |
Экспериментальная гипотеза — первична | статистическая — вторична |
Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы. | Статистическая гипотеза — утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. При проверке статистических гипотез используются лишь два понятия: - Н (гипотеза о различии) и Н0 (гипотеза о сходстве, нуль-гипотеза). Подтверждение первой свидетельствует о верности статистического утверждения Н,, а второй — о принятии гипотезы Н0 — об отсутствии различий. |
служит для организации эксперимента | для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров, т.е. необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований |
Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.
Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом деятельности исследователя. Установлено, что количество и качество гипотез определяется креативностью (общей творческой способностью) исследователя — "генератора идей".
Подведем промежуточный итог.
Теорию в эксперименте непосредственно проверить нельзя. Теоретические высказывания являются универсальными; из них выводятся частные следствия, которые и называют гипотезами. Они должны быть содержательными, операциональными (потенциально опровергаемыми) и формулироваться в виде двух альтернатив. Теория опровергается, если выводимые из нее частные следствия не подтверждаются в эксперименте.
Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.